Слайд 1Основные вопросы
для подготовки к экзамену по курсу
«Информатика»
Слайд 2Вопросы к экзамену
1. Решения функциональных и вычислительных задач с
применением средств вычислительной техники. Этапы решения задач: постановка, формализация, алгоритмизация,
программирование, отладка и счет.
Слайд 3Вопросы к экзамену
1а. Способы записи алгоритмов решения задач. Разработка функциональных
блок-схем и блок-схем алгоритмов программ решения вычислительных задач.
Слайд 4Вопросы к экзамену
2. Введение в языки программирования. Классификация языков программирования.
Особенности процедурно-ориентированных и объектно-ориентированных языков высокого уровня.
3. Delphi: основные понятия,
особенности языка.
Слайд 5Вопросы к экзамену
4. Переменные, константы, операции и выражения. Базовые типы
данных. Объявление переменных. Константы. Символьные переменные и строки. Инициализация переменных.
Слайд 6Вопросы к экзамену
5. Арифметические и логические выражения. Арифметические операции, операции
отношения и логические операции. Правила построения и приоритеты выполнения операций
в арифметических и логических выражениях. Преобразование типов данных.
Слайд 7Вопросы к экзамену
6. Классификация операторов в алгоритмическом языке Delphi.
7.
Операторы присваивания.
8. Операторы управления. Условный оператор if - then
- else. Оператор выбора Case.
9. Операторы цикла: for, while, repeat.
Слайд 8Вопросы к экзамену
10. Массивы. Объявление массивов в программе. Массивы символов.
Строки. Двумерные массивы. Инициализация массивов.
Слайд 9Вопросы к экзамену
11. Функции в языке Delphi. Объявление функций. Оператор
return. Прототипы функций. Область действия и область видимости. Параметры и
аргументы функций. Функции с переменным числом параметров.
Слайд 10Вопросы к экзамену
12. Типы данных, определяемые пользователем. Операции над массивами
различных типов.
13. Подпрограммы Function, Procedure.
14. Объектно-ориентированный подход в программировании. Понятия
объектов и классов.
Слайд 11Вопросы к экзамену
15. Принципы объектного программирования: наследование, полиморфизм, инкапсуляция.
16. Принципы
создания программ для Windows. Использование визуальных компонентов.
17. Основные компоненты панели
Standard.
Слайд 12Вопросы к экзамену
18. Сортировка массивов методами пузырьков и выбора.
19. Сложение,
вычитание и перемножение матриц.
20. Транспонирование матриц.
21. Особенности перемещения по главной
и вспомогательной диагоналям.
Слайд 13Задачи для подготовки к экзамену
1. В матрице D(6, 6) вычислить
сумму элементов строк, начинающихся с неотрицательного значения. Сформировать из отрицательных
элементов матрицы D вектор F и упорядочить его элементы по убыванию, определив общее количество элементов, превышающих среднее геометрическое значение элементов матрицы D. Сортировку элементов вектора F оформить в виде функции пользователя. Результаты идентифицировать.
Слайд 14Задачи для подготовки к экзамену
2. Сформировать матрицу А(6, 6) по
формуле
a (i, j) = 0.5 * j * (13
- 1.1 * j) / (18 - 2 * i) - ( i - .9).
В матрице А определить номер первой строки, обладающей наименьшей суммой элементов. Сформировать вектор В, состоящий из среднеарифметических значений элементов строк матрицы. Поиск среднеарифметических значений оформить в виде функции пользователя. Предусмотреть идентификацию каждого элемента.
Слайд 15Задачи для подготовки к экзамену
3. Сформировать матрицу 5х5 по формуле
a
(i, j) = 1.7 * i * (0.3* i +
(j - 4.5) * (j - 5.5)).
Все отрицательные элементы матрицы А заменить на модули их значений. Процесс анализа и замены элементов оформить в виде функции пользователя. Сформировать вектор В, элементами которого являются элементы столбца матрицы А с максимальной суммой модулей элементов. Предусмотреть иденти-фикацию результатов и их печать по строкам.
Слайд 16Задачи для подготовки к экзамену
4. Сформировать матрицу А(8, 8) по
формуле
a (i, j) = 2 - Sin(j - 3.2) +
Cos(i - 5.7) * j.
В матрице А определить количество элементов, значения которых больше F, но меньше R. Сформировать вектор В, представляющий собой последний по порядку столбец с максимальной суммой элементов. Формирование вектора В оформить в виде функции пользователя. Предусмотреть идентификацию результатов.
Слайд 17Задачи для подготовки к экзамену
5. Ввести по вводу элементы матрицы
А(6, 6). Сформировать вектор В, состоящий из неотрицательных элементов матрицы
А. Поменять местами максимальный и минимальный элементы вектора В. Определить, что больше, среднее арифметическое всех элементов или среднее геометрическое только положительных элементов вектора В. Идентифицировать каждый результат.
Слайд 18Задачи для подготовки к экзамену
6. В заданной матрице В(5, 5)
вычислить сумму всех элементов столбцов, начинающихся с неотрицательного значения. Вычисление
указанной суммы оформить в виде функции пользователя. Сформировать из положительных элементов матрицы В вектор F и упорядочить его элементы по убыванию, определив общее количество элементов, превышающих среднее геометрическое значение элементов матрицы В. Каждый из результатов идентифицировать.
Слайд 19Задачи для подготовки к экзамену
7. Ввести элементы матрицы А(6, 6).
Из матрицы А сформировать вектор В, элементами которого являются средние
арифметические значения отрицательных элементов столбцов матрицы А. Поменять местами первый и последний элементы вектора В. Отрицательные элементы матрицы А последовательно заменить на элементы преобразованного вектора В.
Слайд 20Задачи для подготовки к экзамену
8. Ввести элементы матрицы А(6, 6).
В матрице А определить месторасположение (координаты) минимального и максимального элементов.
Если эти элементы расположены на главной диагонали, то произвести транспонирование этой матрицы. В противном случае умножить матрицу А на введенную матрицу В(6, 6). Результат идентифицировать.
Слайд 21Задачи для подготовки к экзамену
9. Ввести элементы матрицы В(6, 6).
Определить месторасположение (координаты) первого максимального элемента этой матрицы и подсчитать
сумму элементов основной и вспомогательной диагоналей, проходящих через этот элемент. Сформировать из этих элементов вектор F. Полученные результаты идентифицировать.
Слайд 22Задачи для подготовки к экзамену
10. Сформировать матрицу А(8,8) по формуле
a
(i, j) = 2 - (j - 3.2) ^ 2
+ (i - 5.7) * j.
В матрице А определить количество элементов, значения которых больше C, но меньше D. Сформировать вектор В, представляющий собой первый по порядку столбец с максимальной суммой элементов. Формирование вектора В оформить в виде функции пользователя. Предусмотреть идентификацию результата.
Слайд 23 11. В матрице D(5,5) вычислить среднее геометрическое G элементов строк,
начинающихся с отрицательных значений. Сформировать из элементов матрицы D, превышающих
величину G, вектор F и упорядочить его элементы по возрастанию. Сортировку элементов вектора F оформить в виде процедуры.
При выводе результатов предусмотреть печать сформированной и измененной матриц в виде таблиц, а вектор F вывести в строчку.
Задачи для подготовки к экзамену
Слайд 24Заданы экспериментальные значения трех случайных величин:
X={x1, x2, x3, x4}, Y={y1,
y2, y3, y4, y5}, Z={z1, z2, z3, z4}.
Вычислить математическое ожидание
каждой из величин, используя формулу
Определить среди них максимальное и минимальное значение. Вычисление математического ожидания оформить в виде подпрограммы.
Исходные данные: X={2.5; 2.88; 3.01; 3.1};
Y={1.85; 2.8; 3.5; 3.08; 2.9}; Z={2.2; 2.45; 1.99; 1.7}.
Задачи для подготовки к экзамену
Слайд 25Сформировать массивы X, Y, Z из соответствующих массивов A, B,
C, используя следующее правило
Формирование массива оформить в виде подпрограммы.
Исходные данные:
А={0.45, 3.8, 1.5, -1}; B={2.5, 0.85, -1.3, 0.44, 3.5};
C={5.3, 2.9, -1, 0.25}.
Задачи для подготовки к экзамену
Слайд 26Заданы матрицы A, B , C, D, каждая из которых
содержит по 3 строки и 3 столбца. Вычислить след матрицы
произведения P*Q, где P - матрица, равная сумме матриц A и B, Q - матрица, равная сумме матриц C и D.
Сложение двух матриц и вычисление следа матрицы оформить в виде отдельных подпрограмм.
Исходные данные:
Задачи для подготовки к экзамену
Слайд 27Задачи для подготовки к экзамену
Слайд 28Задачи для подготовки к экзамену