Разделы презентаций


ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПОНЯТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ

Содержание

Объект, предмет и задачи социальной философии. Проблема определения понятия «общество». Основные исследовательские программы социального познания.Специфика социального познания.Основные сферы жизни общества.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ОСНОВНЫЕ
ПРОБЛЕМЫ И ПОНЯТИЯ
СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПОНЯТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ

Слайд 2Объект, предмет и задачи социальной философии.

Проблема определения понятия «общество».


Основные исследовательские программы
социального познания.

Специфика социального познания.

Основные сферы жизни общества.



Объект, предмет и задачи социальной философии. Проблема определения понятия «общество». Основные исследовательские программы социального познания.Специфика социального познания.Основные

Слайд 3
ОБЪЕКТОМ ПОЗНАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ является
общество, как способ и результат

взаимодействия людей друг с другом и с окружающим миром, постоянно

изменяющаяся действительность общественной жизни.

1. Объект, предмет и задачи социальной философии


ПРЕДМЕТОМ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ
является
знание всеобщих оснований целостности общественного бытия,
факторов и закономерностей его развития.


Все это определяет основную проблему социальной философии - вопрос о том, что есть общество или какова его природа, закономерности существования и развития.

ОБЪЕКТОМ ПОЗНАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ является общество, как способ и результат взаимодействия людей друг с другом и с

Слайд 4Предметом анализа классической философии выступает не общество как таковое, а

государство.
ЭВОЛЮЦИЯ ФИЛОСОФСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОБЩЕСТВЕ

АНТИЧНОСТЬ

Идеалом выступает государство, основанное на справедливости.



Представления о государстве нередко строятся на принципе антропоморфизма, т.е. сводятся к каким-либо проявлениям сущности человека.

Например, у Платона деление идеального общества на три сословия соответствует делению человеческой души на три части.



СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

Государство как результат договора людей и Бога. Однако идеальное государство – это не град земной , но Божий, войти в который смогут после жизни только праведники.




ВОЗРОЖДЕНИЕ

Появляются модели идеальных обществ. Характерным атрибутом идеальных обществ полагается отсутствие частной собственности, социальное равенство, всеобщий труд.



НОВОЕ ВРЕМЯ

Теория общественного договора.

Все люди по своей природе равны и обладают естественным правом на счастье. Однако в погоне за счастьем люди подобны волкам и, чтобы не истребить друг друга, люди договорились между собой пожертвовать частью своих естественных прав. Так появилось государство.




Только в 19 веке категория «общество» становится предметом специального социально-философского анализа.
Начало этому было положено основоположником науки об обществе Огюстом Контом.

Предметом анализа классической философии выступает не общество как таковое, а государство.ЭВОЛЮЦИЯ ФИЛОСОФСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОБЩЕСТВЕАНТИЧНОСТЬИдеалом выступает государство,

Слайд 5
Общество
как конкретный
социально-исторический организм


Каждый социально-исторический организм составляют люди, подчиненные

одной публичной власти, он локализован во времени и пространстве, занимает

определенную территорию. Другими словами, синонимом понятия «общество» выступает «государство».

2. Проблема определения понятия «общество»


Общество
как
система социально-исторических организмов



Между социально-историческими организмами и их системами не существует абсолютной грани. Система социально-исторических организмов может превратиться в единый организм, а последний может распасться на множество самостоятельных организмов.


Общество
как общество определенного типа



Общество определенного типа –
это тип общества, выделенный по тому или иному признаку.
Конкретный социально-исторический организм, общество определенного типа и общество вообще соотносятся как отдельное, особенное и всеобщее.



Общество
как человечество
в целом


Общество – это все человечество, взятое в его прошлом, настоящем и будущем.



Общество как социальная материя



Общество
– это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей.

Общество как конкретный социально-исторический организмКаждый социально-исторический организм составляют люди, подчиненные одной публичной власти, он локализован во времени

Слайд 6 ИНТЕГРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ОБЩЕСТВА, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЕГО ГЛАВНУЮ СУЩНОСТЬ

Способность к

исторически длительному
(на протяжении многих поколений) самодостаточному, автономному существованию.

Любое

объединение людей является устойчивым и самодостаточным исключительно благодаря различным формам деятельности, содержанием которых является познание и целенаправленное преобразование действительности, а также возникающие на их основе общественные отношения.

Определяющей для общества формой взаимодействия с социальной и природной средой является материальное производство.
Оно служит основой разнообразных форм деятельности людей, направленной на удовлетворение не только их материальных, но и духовных потребностей .
(материальное бытие определяет сознание)

ИНТЕГРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ОБЩЕСТВА, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЕГО ГЛАВНУЮ СУЩНОСТЬ Способность к исторически длительному (на протяжении многих поколений) самодостаточному,

Слайд 7 Основные исследовательские программы социального познания
ПО ХАРАКТЕРУ РЕШЕНИЯ ОСНОВНОГО

ВОПРОСА ФИЛОСОФИИ
материалистическая
программа
идеалистическая
программа
ПО ХАРАКТЕРУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
СПЕЦИФИКИ СУЩНОСТИ ОБЩЕСТВА И ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

БИОЛОГИЗАТОРСКАЯ
СОЦИОЛОГИЗАТОРСКАЯ
БИОСОЦИАЛЬНАЯ

ПО

ПРИОРИТЕТНОСТИ ЦЕЛОГО ИЛИ ЧАСТИ

МИКРОСОЦИАЛЬНАЯ
ПРОГРАММА

МАКРОСОЦИАЛЬНАЯ
ПРОГРАММА

Основные исследовательские программы  социального познания ПО ХАРАКТЕРУ РЕШЕНИЯ ОСНОВНОГО ВОПРОСА ФИЛОСОФИИматериалистическаяпрограммаидеалистическаяпрограммаПО ХАРАКТЕРУ ОПРЕДЕЛЕНИЯСПЕЦИФИКИ СУЩНОСТИ ОБЩЕСТВА

Слайд 8Социальная среда трактуется как результат взаимодействия людей, которые используют те

или иные символы и значения для изменения этой среды. Человек

разгадывает значение поступка другого человека прежде, чем ответить на него.Чтобы поведение человека стало адекватным ситуации, он должен, прежде всего, научиться понимать и использовать символы.

СИМВОЛИЧЕСКИЙ ИНТЕРАКЦИАЛИЗМ

Единицей анализа является «элементарное социальное поведение», т.е. непосредственный обмен поведенческими актами между индивидами, стимулом для которого является вознаграждение.

ТЕОРИЯ ОБМЕНА

МИКРОПРОГРАММЫ

Социальная среда трактуется как результат взаимодействия людей, которые используют те или иные символы и значения для изменения

Слайд 9Уровень производительных сил общества определяет существующую в нем систему производственных

отношений. Изменение производительных сил общества рано или поздно ведет к

тому, что одна система экономических отношений сменяется качественно иной системой. А вместе с тем меняется и тип общества.

МАРКСИЗМ

Взаимосвязь общества в целом и его отдельных частей обеспечивается их самыми разнообразными функциями. Под функцией понимается такая зависимость в рамках данной целостности. при которой изменения одного ее элемента оказываются производными от изменений другого элемента.

СТРУКТУРНЫЙ ФУНКЦИАЛИЗМ

МАКРОПРОГРАММЫ

Уровень производительных сил общества определяет существующую в нем систему производственных отношений. Изменение производительных сил общества рано или

Слайд 103. Специфика социального познания
Во-первых, если в естественных науках какой-либо

предмет можно рассматривать изолированно от других, абстрагируясь от его связей

и взаимовлияний реального мира, то социальное познание имеет дело исключительно с системой взаимосвязей и отношений.
Во-вторых, если действие естественнонаучных законов неизменно, то законы, действующие в обществе, в силу изменчивости социальной жизни, имеют характер тенденций, а не жестко детерминированных и универсальных зависимостей.
В-третьих, особенностью объекта социального знания является его историчность, поскольку и общество, и личность, и формы их взаимодействия динамичны, а не статичны.
В-четвертых, если в естественных науках используются жесткие познавательные процедуры, то в познании социальной жизни использование математических и подобных им процедур возможно лишь в достаточно ограниченных пределах, а иногда просто невозможно.
В-пятых, поскольку общество выступает одновременно и субъектом, и объектом познания, социальное познание выступает как самопознание.
В-шестых, социальные теории в отличие от естественнонаучных подлежат нравственной оценке.
3. Специфика социального познания Во-первых, если в естественных науках какой-либо предмет можно рассматривать изолированно от других, абстрагируясь

Слайд 114. Основные сферы общественной жизни

4. Основные сферы общественной жизни

Слайд 12ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ЖИЗНИ

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ЖИЗНИ

Слайд 13

Основу образует материальное производство.



ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ЖИЗНИ

Материальное производство включает в

себя две стороны:

1) производительные силы (предметы труда, средства производства,

рабочая сила), выражающие отношение общества к природе, степень овладения ею;
2) производственные отношения, выражающие общественные взаимосвязи и взаимодействие людей в процессе производства.

Основное производственное отношение
- отношение к собственности на средства производства.


Закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил
– это основной экономический закон развития общества.


Эта сфера не только исторически первая, она же и "прародительница" всех остальных сфер жизнедеятельности общества
- социальной, политической, духовной.

Она в качестве базиса интегрирует все остальные подсистемы общества в целостность.

Основу образует материальное производство. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ЖИЗНИМатериальное производство включает в себя две стороны: 1) производительные силы (предметы

Слайд 15ПОЛИТИЧЕСКАЯ
СФЕРА ЖИЗНИ

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА ЖИЗНИ

Слайд 16ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА ЖИЗНИ
Политика есть концентрированное выражение экономики. Ее главной задачей

является согласование интересов самых различных слоев общества.
Политическая сфера есть сфера

отношений между классами, нациями и другими большими социальными группами по поводу государственной власти и государственного устройства внутри данного общества, а также отношений между государствами на международной арене.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА ЖИЗНИПолитика есть концентрированное выражение экономики. Ее главной задачей является согласование интересов самых различных слоев общества.Политическая

Слайд 18 СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ЖИЗНИ

Охватывает интересы различных социальных слоев и групп,
отношения

общества и личности, условия труда и быта, здоровья и досуга.



СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ЖИЗНИ Охватывает интересы различных социальных слоев и групп, отношения общества и личности, условия труда

Слайд 19 СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ЖИЗНИ

Общество как социальная система, в рамках которой формируются

и функционируют различные общности или группы - роды, племена, классы,

нации, семьи, производственные коллективы и т.д., имеет достаточно сложную социальную структуру.

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ЖИЗНИ Общество как социальная система, в рамках которой формируются и функционируют различные общности или

Слайд 20 СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ЖИЗНИ
Под структурой общества
понимается его внутреннее устройство, представленное

совокупностью взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп, а также социальных институтов

и отношений между ними.
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ЖИЗНИ Под структурой общества понимается его внутреннее устройство, представленное совокупностью взаимосвязанных и взаимодействующих социальных

Слайд 21СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА – это объединение людей, основанное на их общем

участии в некоторой деятельности, связанное системой отношений, которые регулируются формальными

или неформальными социальными институтами.
СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА  – это объединение людей, основанное на их общем участии в некоторой деятельности, связанное системой

Слайд 22
СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС –
позиция, положение индивида в социальной группе или обществе.

Совокупность

всех статусов, существующих в данном обществе, создает социальное пространство.

СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС –позиция, положение индивида в социальной группе или обществе.Совокупность всех статусов, существующих в данном обществе, создает

Слайд 25СОЦИАЛЬНОЕ ДНО.

МАРГИНАЛЬНОСТЬ
– промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами.

СОЦИАЛЬНОЕ ДНО. МАРГИНАЛЬНОСТЬ– промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами.

Слайд 26— термин, введённый Карлом Марксом для обозначения низших слоев пролетариата.

Позднее «люмпенами» стали называться все деклассированные слои населения (бродяги, нищие,

уголовные элементы и другие).
В большинстве случаев Люмпен — это лицо, не имеющее никакой собственности и живущее случайными заработками.

ЛЮ́МПЕН
(от нем. Lumpen — «лохмотья»)

— термин, введённый Карлом Марксом для обозначения низших слоев пролетариата. Позднее «люмпенами» стали называться все деклассированные слои

Слайд 27

Совокупность всех статусов, существующих в данном обществе, создает
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО.




Совокупность всех статусов, существующих в данном обществе, создает СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО.

Слайд 28СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
-устойчивая форма организации и регулирования общественных отношений.

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ-устойчивая форма организации и регулирования общественных отношений.

Слайд 29Собственность
Власть
Престиж
Образование
СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ
– это иерархическое, ранговое расположение

социальных групп (сверху – вниз) по принципу неравного доступа к

четырем основным благам:
Собственность Власть Престиж ОбразованиеСОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ – это иерархическое, ранговое расположение социальных групп (сверху – вниз) по принципу

Слайд 30ОСНОВУ СОСТАВЛЯЕТ ДУХОВНОЕ ПРОИЗВОДСТВО.

Процесс духовного производства предполагает получение новых идей,

прикладных и фундаментальных, а также создание иных духовных ценностей, что

обеспечивается такими социальными институтами, как наука, образование, религия и др.

ДУХОВНАЯ СФЕРА ЖИЗНИ

ОСНОВУ СОСТАВЛЯЕТ ДУХОВНОЕ ПРОИЗВОДСТВО.Процесс духовного производства предполагает получение новых идей, прикладных и фундаментальных, а также создание иных

Слайд 31ДУХОВНАЯ
СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

ДУХОВНАЯСФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Слайд 32______________________ИТОГ________________________
В отличие от социологии, науки об обществе,
социальная философия ориентирована

на выявление
фундаментальных принципов и законов бытия общества.

2. Общество –

это обособившаяся от природы часть материального
мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму
жизнедеятельности людей.

3. Специфика социально-философского познания определяется,
прежде всего, тем, что направленность социальных теорий, как
правило, определяется мировоззренческими установками
субъектов познания.

4. Выделяемые в обществе сферы жизни, не смотря на всю их
качественную специфичность, находятся в диалектическом
единстве и взаимосвязи, их развитие является
взаимозависимым и взаимоопределяющим.
______________________ИТОГ________________________В отличие от социологии, науки об обществе, социальная философия ориентирована на выявление фундаментальных принципов и законов бытия

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика