Слайд 1Основы философии
Кант
Трансцендентальная эстетика и трансцендентальная аналитика
Слайд 2Род. 22 апреля 1724 г.
в Кёнигсберге
Учёба в Кёнигбергском университете
(1740-1746)
«Докритический период»: приват-доцент в Кёнигбергском университете (1755-1770)
«Критический период»: профессор логики
и метафизики в Кёнигбергском университете (1770-1801)
Ум. 12 февраля 1804 г.
в Кёнигсберге
Иммануил Кант
(1724-1804)
Кёнигсберг
Слайд 3Иммануил Кант
(1724-1804)
Всеобщая естественная история и теория неба (1755)
Критика чистого
разума (1781/1787)
Пролегомены ко всякой будущей метафизике… (1783)
Основы метафизики нравственности (1785)
Критика
практического разума (1788)
Основные сочинения
Слайд 4Иммануил Кант
Трансцендентальная эстетика и аналитика
Возможность априорных синтетических суждений
Трансцендентальная
эстетика
Априорные синтетические суждения в математике
Синтетическая работа созерцания
Пространство и время как
априорные формы чувственного созерцания
Трансцендентальная аналитика
Трансцендентальное единство апперцепции
Дедукция чистых рассудочных понятий (категорий)
Схематизм чистых рассудочных понятий
Синтетические основоположения чистого рассудка
Трансцендентальный идеализм
Субъективный идеализм Беркли и трансцендентальный идеализм Канта
Нативизм рационалистов и априоризм Канта
Агностицизм Юма и критический идеализм Канта
Слайд 5Возможность априорных синтетических суждений
Аналитические и синтетические суждения
Аналитическое
суждение –
суждение, в
котором
содержание
логического сказуемого
(предиката)
заключено
в содержании
логического подлежащего
(субъекта).
Синтетическое
суждение –
суждение, в котором
содержание
логического сказуемого
(предиката)
не заключено
в содержании
логического
подлежащего
(субъекта).
Слайд 6Отношение
между содержанием
субъекта и предиката
аналитического суждения
Отношение
между содержанием
субъекта и предиката
синтетического суждения
S
S
P
P
Возможность априорных синтетических суждений
Аналитические и синтетические
суждения
Слайд 7Возможность априорных синтетических суждений
Аналитические и синтетические суждения
Все тела
протяжённы.
Некоторые тела
имеют
тяжесть.
Столица –
место пребывания
правительства.
Канберра – столица
Австралии.
Примеры
аналитических суждений
Примеры
синтетических суждений
Целое больше
своей части.
«Лунная соната»
состоит
из трёх частей.
Слайд 8Возможность априорных синтетических суждений
Аналитические и синтетические суждения
Общий принцип
аналитических
суждений –
закон
противоречия.
Синтетические суждения
нуждаются
в ином принципе,
нежели
закон противоречия.
Противоречиво
отрицать за субъектом
признак, который мыслится
в самом
понятии субъекта.
Нет никакого противоречия
в том, что за субъектом
отрицается признак,
не принадлежащий
понятию субъекта.
Слайд 9Возможность априорных синтетических суждений
Априорные и апостериорные суждения
Априорное
суждение –
суждение,
истинность которого
устанавливается
независимо
от опыта.
(Ср. «истины разума»
у Лейбница).
Апостериорное
суждение –
суждение,
истинность которого
удостоверена
опытом.
(Ср. «истины факта»
у Лейбница).
Слайд 10Возможность априорных синтетических суждений
Априорные и апостериорные суждения
Ассерторические
(суждения действительности)
Аподиктические
(безусловные, необходимые)
Модальность
Частные
или
единичные
Общие
(универсальные)
Количество
Апостериорные
(опытные)
суждения
Априорные
(доопытные)
суждения
Слайд 11Возможность априорных синтетических суждений
Априорные и апостериорные суждения
Науки опираются на
опыт,
но они не могут основываться
исключительно на опыте,
поскольку их законы
имеют форму
общих
аподиктических суждений.
Слайд 12Возможность априорных синтетических суждений
Апостериорные
Априорные
Ассерторические
Аподиктические
Частные или единичные
Общие
Синтетические
Аналитические
Аподиктические
Общие
Ассертор.
Частные
Аподикт.?
Общие?
Все
аналитические
суждения
априорны.
Апостериорные
суждения
синтетичны.
Возможны ли
априорные
синтетические
суждения?
?
Слайд 13Трансцендентальная эстетика
Априорные синтетические суждения в математике
7 + 5
12
=
7
+
5
12
3 x 4
=
12
7
+
5
x
4
3
Слайд 14Трансцендентальная эстетика
Априорные синтетические суждения в математике
Прямая
кратчайшая
линия между
двумя точками.
есть
Форма
величина.
не есть
Слайд 15Трансцендентальная эстетика
Синтетическая работа созерцания
Но почему мы видим один
движущийся автомобиль,
а не
несколько похожих
неподвижных автомобилей
в разных местах?
И почему мы видим
автомобиль движущимся
в определённом
направлении,
а не скачущим взад-вперёд?
Не будь у нас памяти, мы не могли
бы воспринимать изменяющиеся
во времени объекты.
Слайд 16Трансцендентальная эстетика
Синтетическая работа созерцания
Почему мы не
извлекаем из кладовых
памяти вчерашние
или даже
прошлогодние
ощущения, соединяя их
в единый образ?
Слайд 17Трансцендентальная эстетика
Время как априорная форма созерцания
3
2 1
Этого не происходит потому, что наша
память упорядочена во времени.
Содержащаяся в нашем разуме
«шкала времени» позволяет нам
помнить не только содержание, но
и последовательность ощущений.
Слайд 18Трансцендентальная эстетика
Пространство как априорная форма созерцания
Почему воспринятые
в разных местах
части тел
соединяются
осмысленным образом?
Слайд 19Трансцендентальная эстетика
Пространство как априорная форма созерцания
Потому что
в нашем разуме,
содержится не
только
«шкала времени»,
но и определённая
модель пространства.
Слайд 20Трансцендентальная эстетика
Время и пространство как априорные формы чувственного созерцания
Априорная основа
геометрии
Априорная
основа арифметики
Изотропно
Однонаправленно
Трёхмерно
Одномерно
Бесконечно
Бесконечно
Форма
внешнего созерцания
Форма
внутреннего созерцания
Пространство
Время
Слайд 21Трансцендентальная эстетика
Общий вывод
Предмет восприятия не дан
нашей чувственности, а
конструируется
ею из материала
ощущений.
Данные ощущений
соединяются в целостный образ
(синтезируются)
соответственно априорным
формам самой чувственности.
Слайд 22Трансцендентальная аналитика
Трансцендентальное единство апперцепции
Апперцепция
(лат. ad, к,
percepcio, восприятие) –
рефлектирующее сознание
(в
отличие от неосознаваемых
восприятий – перцепций);
самосознание.
Трансцендентальное
(лат. transcendentalis, выходящий
за пределы) – в
кантовской
философии то, что делает
возможным опытное познание
(в отличие от трансцендентного –
выходящего за пределы опыта).
Трансцендентальное единство апперцепции –
единство и тождественность самосознания
как предпосылка познавательного синтеза.
Слайд 23И. Кант.
«Критика чистого разума».
Трансцендентальная аналитика
Трансцендентальное единство апперцепции
Многообразные представления,
данные в некотором
созерцании,
не были бы все вместе
моими представлениями,
если бы они
не принадлежали все
вместе
одному самосознанию.
Слайд 24И. Кант.
«Критика чистого разума».
Трансцендентальная аналитика
Трансцендентальное единство апперцепции
Только в силу того,
что я могу
постичь многообразное
[содержание] представлений
в одном сознании,
я называю их все
моими
представлениями;
в противном случае
я имел бы столь же
пёстрое разнообразное Я,
сколько у меня есть
сознаваемых мной представлений.
Слайд 25И. Кант.
«Критика чистого разума».
Трансцендентальная аналитика
Трансцендентальное единство апперцепции
Не предмет заключает в
себе связь,
которую можно заимствовать
из него путём восприятия, только
благодаря чему она
может быть
усмотрена рассудком, а сама
связь есть функция рассудка,
и сам рассудок есть не что иное,
как способность a priori связывать
и подводить многообразное
[содержание] данных представлений
под единство апперцепции.
Слайд 26Трансцендентальная аналитика
Дедукция чистых рассудочных понятий
Суждения
по
качеству
по
отношению
по
модальности
по
количеству
Общие
Частные
Единичные
Утвердитель-
ные
Отрицательные
Бесконечные
Категорические
Гипотетические
Разделительные
Проблематиче-
ские
Ассерториче-
ские
Аподиктические
Слайд 27Трансцендентальная аналитика
Дедукция чистых рассудочных понятий
Категории
качества
отношений
модальности
количества
Единство
Множествен-
ность
Целокупность
Реальность
Отрицание
Ограничение
Субстанция и
акциденция
Причина и
действие
Взаимодействие
(общение)
Возможность
Существование
Необходимость
Слайд 28Трансцендентальная аналитика
Дедукция чистых рассудочных понятий
Схематизм
Категории
качества
Категории
отношений
Категории
модальности
Категории
количества
Временной
ряд
Число
Содержание
времени
Величина
(степень)
Порядок
времени
Постоянность
Последовательность
Одновременность
Совокупность
времени
Какое-нибудь время
Определённое
время
Всякое время
Модус времени
Схема категории
Слайд 29Трансцендентальная аналитика
Общая схема
Постулаты эмпирического мышления
Аналогии
опыта
Антиципации восприятия
Аксиомы созерцания
Группы
основоположений
рассудка
Возможность
Существование
Необходимость
Субстанция
Причина
Взаимодействие
Реальность
Отрицание
Ограничение
Единство
Множественность
Целокупность
Категории
Какое-нибудь…
Определённое…
Всякое время
Постоянность
Последовательность
Одновременность
Величина
(степень)
Число
Схема
категории
Совокупность времени
Порядок
времени
Содержание времени
Временной
ряд
Модус
времени
Находящиеся
в
отношении
к сознанию
Находящиеся
в отношении
друг к другу
Восприятия
Созерцания
Явления,
взятые как
По модальности
По отношению
По качеству
По количеству
Классификация
суждений
Слайд 30Трансцендентальная аналитика
Основоположения чистого рассудка
Группы
основоположений
Антиципации
восприятия
Аналогии
опыта
Постулаты
эмпирического
мышления
Аксиомы
созерцания
Всё делимо до
бесконечности
Пустота
не существует
Закон сохранения
субстанции
Закон
причинной связи
Закон
взаимодействия
Формальная
возможность
Материальная
действительность
Общая
необходимость
Слайд 31Трансцендентальная аналитика
Аналогии опыта
Опыт возможен только посредством
представления о необходимой связи восприятий.
Гипотетические
суждения
Если
A, то B
Разделительные
S есть P или Q
S или P есть
Q
Категорические
суждения
S есть P
При всякой смене
явлений
субстанция
постоянна,
и количество её
в природе
не увеличивается
и не уменьшается.
Все изменения
проходят
по закону
связи причины
и действия.
Все субстанции,
поскольку они
могут быть
восприняты
в пространстве
как одновременно
существующие,
находятся в полном
взаимодействии.
Слайд 32Трансцендентальная аналитика
Постулаты эмпирического мышления вообще
Ассерторические
суждения
S есть P
Аподиктические
суждения
S необходимо есть
P
Проблематические
суждения
S возможно есть P
То, что согласно с
формальными
условиями опыта,
возможно.
То, что связано
с
материальными
условиями опыта
(ощущения),
действительно.
То, связь чего с
действительным
определена
согласно
общим
условиям опыта,
существует
необходимо.
Опыт возможен только посредством
представления о необходимой связи восприятий.
Слайд 33Трансцендентальная аналитика
Общий вывод
Рассудок не черпает
свои законы из природы,
а предписывает их
ей.
Слайд 34И. Кант.
«Пролегомены».
Трансцендентальная аналитика
Общий вывод
Рассудок есть
источник
всеобщего порядка природы,
так как
он подводит все
явления
под свои собственные законы
и только этим a priori осуществляет
опыт (по его
форме), в силу чего
всё, что познается на опыте,
необходимо подчинено
законам рассудка.
Слайд 35И. Кант.
«Пролегомены».
Трансцендентальная аналитика
Общий вывод
Мы имеем дело не с природой
вещей самих
по себе,
которая независима
и от условий нашей чувственности,
и от условий рассудка,
а с природой
как предметом возможного опыта;
и здесь от рассудка, делающего
возможным этот опыт, зависит
также и то, что чувственно
воспринимаемый мир
не есть никакой предмет опыта
или что он есть природа.
Слайд 36Трансцендентальный идеализм
Беркли и Кант
Субъективный
идеализм Беркли
Трансцендентальный
идеализм Канта
Вещи суть
комплексы ощущений,
никакого бытия
вне сознания
не
имеющие.
Идеальность
времени и пространства
означает не только то, что
1) явления
подчиняются
априорным формам
нашего созерцания,
но
и то, что
2) вещи в себе
совершенно не зависят
от них.
Слайд 37Трансцендентальный идеализм
Декарт и Кант
Нативизм
рационалистов
Априоризм
Канта
Законы нашего разума
суть в то же время
законы
природы.
Законы природы
(как упорядоченного опыта)
суть априорные
законы нашего рассудка,
но последние
имеют силу лишь
в
области явлений
и не распространяются
на вещи в себе.
Слайд 38Трансцендентальный идеализм
Юм и Кант
Агностицизм
Юма
Критический идеализм
Канта
Достоверное знание
невозможно, поэтому
нет никаких
общезначимых истин.
Вещи в
себе
непознаваемы,
но
явления подчинены
общезначимым формам
нашей чувственности
и рассудка,
что позволяет
придать нашему знанию
научную форму.
Слайд 39Трансцендентальный идеализм
Общая схема
Трансцен-дентальная диалектика
Метафизика
Три идеи:
мир, душа, Бог
Умо-заключение
Разум
Трансцен-дентальная аналитика
Естество-знание
Двенадцать категорий
Суждение
Рассудок
Трансцен-дентальная эстетика
Математика
Пространство
и время
Созерцание
Чувствен-ность
Раздел
Наука
Априорные формы
Способ-ность
Уровень синтеза