Слайд 1Основы государственной культурной политики Российской Федерации
Востряков Лев Евгеньевич,
д.полит.н.
lev-vostriakov@yandex.ru
16 октября 2019
г.
Слайд 2В центре новой парадигмы устойчивого развития – культурные факторы
В
России культура – один из ключевых стратегических элементов модернизационного обновления
всех сфер общественной жизни
Слайд 3 В России – новая отечественная доктрина государственной культурной политики, направленная
на создание ценностно ориентированной модели
– «Основы государственной культурной политики» (утв.
Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808);
– Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 г. (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. № 326-р);
– Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. №683)
– Национальный проект «Культура» на 2019–2024 годы, разработан во исп. Указа Президента России от 8 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
Слайд 4Главная цель ценностно ориентированной модели государственной культурной политики
– формирование гармонично
развитой личности и укрепление единства российского общества посредством приоритетного культурного
и гуманитарного развития, сохранение и развитие культуры народов Российской Федерации путем передачи новым поколениям ее гуманитарного ценностного содержания, традиционного для российской цивилизации
Слайд 5
Широкое межведомственное взаимодействие Минкультуры России с федеральными органами исполнительной власти
Правительственная
комиссия по вопросам государственной культурной политики (постановление Правительства России от
10 июля 2017 г. № 817)
Председатель Комиссии –
О.Ю. Голодец (1962–)
Заместитель – В.Р. Мединский (1970–)
В Правительство РФ ежегодно представляется Доклад о реализации Стратегии государственной культурной политики
Слайд 6Доктрина государственной культурной политики Российской Федерации уделяет внимание вопросам:
–сохранения единого
культурного пространства страны,
–культурного суверенитета как приоритета ценностей российской цивилизации по
отношению к ценностям других цивилизаций,
–воспитания детей, молодежи и взрослых граждан в соответствии с традиционными нравственными ценностями
Слайд 7В государствах с высоким стандартом жизни культура является реальным фактором
развития, оживление культурной деятельности способствует социальному и экономическому развитию и
процветанию
Доклад ЮНЕСКО «Наше творческое разнообразие», 1996 г.
Доклад Совета Европы «Стремление к целостности», 1997 г.:
Мировой банк (1999 г., Флоренция): займы развивающимся странам будут выделяться, если в их программах учитываются культурные факторы
Слайд 8Теоретико-методологические основания анализа государственной культурной политики
План:
Социокультурная система в условиях рыночных
отношений
Государственная культурная политика: подходы к определению
Поиски дефиниция понятия «культурная
политика»
Типология моделей культурной политики по критерию государственного финансирования культуры
Типология моделей культурной политики по критерию политической роли государства
Слайд 9Социокультурная система в условиях рыночных отношений
Филипп Котлер (Kotler, Philip; 1931–):
Рынок
– совокупность товаров и покупателей, существующих и потенциальных
Рынок –
система отношений по поводу купли–продажи товаров, в которой формируется совокупный механизм спроса, предложения и цены на товар
Слайд 10Социокультурная система в условиях рыночных отношений
Слайд 11Социокультурная система в условиях рыночных отношений
Адам Смит (Smith, Adam; 1723–1790)
классический механизм формирования рыночного равновесия:
(а) экономический (частный) интерес субъекта рынка
– стремление к максимизации дохода,
(б) конкуренция субъектов,
(в) т. н. «насыщение» инвестиций: каждая дополнительная единица вложенных средств ведет к уменьшению дохода,
(г) в основе цены блага – его субъективная полезность
Слайд 12Социокультурная система в условиях рыночных отношений
В какой мере в модель
рыночного равновесия вписывается деятельность организаций социально-культурной сферы, связанная с производством,
хранением, распространением и потреблением культурных благ?
Слайд 13Социокультурная система в условиях рыночных отношений
Деятельность организаций культуры не сочетается
с классическим механизмом формирования рыночного равновесия:
1. противоречит 1-му постулату
2. невозможен
свободный перелив творческого труда
→ «провалы», «изъяны» или «ошибки рынка»
Слайд 14Социокультурная система в условиях рыночных отношений
Адам Смит:
государство обязано «создавать и
содержать определенные общественные учреждения, создание и учреждение которых не может
быть в интересах никаких отдельных лиц или небольших групп»
«экстерналии» – внешний эффект проявляется в том, что некоторые товары и услуги могут приносить потребителю либо дополнительную пользу, либо ущерб
Слайд 15Общественное благо и его полезный эффект
Пол Энтони Самуэльсон (Samuelson,
Paul Anthony; 1915–2009) – Теория общественного блага:
Общественное благо – товары
и услуги, «внешнее воздействие» которых распространяется на подавляющую часть общества
Два свойства общественного блага, отличающих его от частного:
неконкурентность и неисключаемость
Слайд 16Общественное благо и его полезный эффект
Неконкурентность – потребление кем-то общественного
блага не должно препятствовать его потреблению другими
Неисключаемость – потребление благ
одним субъектом не исключает из потребления других. Если блага доступны кому-нибудь одному, то они должны быть доступны всем
Слайд 17Общественное благо и его полезный эффект
Ричард Абель Масгрейв (Musgrave, Richard
Abel; 1910–2007) – концепция «мериторных благ»
Мериторное – благо, спрос на
которое со стороны частных лиц отстает от «желаемого обществом»
«Ахиллесова пята» теории Масгрейва: меритор–государство недостаточно знает, каковы истинные предпочтений людей возрастает вероятность произвола при определении «правильных» преференций
Слайд 18Общественное благо и его полезный эффект
Частному благу соответствует индивидуальная полезность
Социальная
полезность – способность блага удовлетворять потребности отдельных людей, их групп
и общества
Равновесие:
(1) предельные издержки = индивидуальная полезность ЧБ
(2) предельные издержки = (ИП) ЧБ + (СП) СБ
Слайд 19Типологизация благ на основе их полезности (ИП / СП) и
коммунальности (неконкурентности + неисключаемости)
Слайд 20Формы государственного регулирования в сфере культуры
Слайд 21Формы государственного регулирования в сфере культуры
Государственная поддержка :
– поддержка производителя
благ,
– поддержка потребителя благ
– финансовая поддержка
– правовое
регулирование
Слайд 22Формы государственного регулирования в сфере культуры
Финансовая поддержка (распределение общественных фондов):
* субсидии
государства, направленные на поддержание занятости (в том числе сохранение рабочих
мест);
* прямые субсидии государства производителям услуг с тем, чтобы уменьшить потребительские цены на данные блага либо полностью, либо для отдельных групп;
* финансирование специальных программ;
Правовое регулирование:
* регулирование общих и специальных правил деятельности в сфере культуры (в том числе
– определение статуса субъектов деятельности;
– условий и оплаты труда;
– пенсий и иных форм социального обеспечения);
* регулирование деятельности спонсоров и благотворителей;
* регулирование вопросов собственности в сфере культуры.
Слайд 23Формы государственного регулирования в сфере культуры
У. Баумоль (Baumol, William Jack;
1922–2017)
У. Боуэн (Bowen, William Gordon; 1933–2016)
Baumol W.J., Bowen W.G. Performing
Arts: The Economic Dilemma. – N.Y.: The Twentieth Century Fund, 1966
Культура – один из ключевых стратегических элементов модернизационного обновления всех сфер общественной жизни
Слайд 24Культура – один из ключевых стратегических элементов модернизационного обновления всех
сфер общественной жизни современной России
Современные подходы к социокультурной сфере как
ресурсу, способствующему успешной реализации программы социально-экономических преобразований в нашей стране, становление ценностно ориентированной модели государственной культурной политики современной России, должны повысить готовность государства и общества
– отвечать на многочисленные вызовы современности,
– способность эффективно противостоять негативным факторам, оказывающим влияние на обеспечение национальной безопасности в области культуры и искусства нашей страны,
– обеспечить прорывное социально-экономическое развитие страны
Слайд 25Государственная культурная политика:
подходы к определению
Государственная политика – политический процесс управленческого
воздействия государства на основные сферы общества, непосредственно связанный с осуществлением
публичной власти
Процесс включает все стадии – от разработки стратегии и тактики управленческого воздействия на различные сферы и компоненты общества – до этапа оценки регулирующего воздействия на них со стороны разнообразных институтов и органов государства
Слайд 26Государственная культурная политика:
подходы к определению
Государственная политика
по критерию территориальных границ управленческого
воздействия:
– центральная / федеральная,
– региональная,
– муниципальная
по характеру объекта воздействия
– экономическая,
–
социальная,
– культурная
Слайд 27Государственная культурная политика:
подходы к определению
Государственная политика
по функционально-отраслевому критерию:
– промышленная,
– экологическая,
–
в сфере культуры
Государство обеспечивает целостную
совокупность всех компонентов государственной политики (власть,
институты, субъекты)
Слайд 28Государственная культурная политика:
подходы к определению
Французские просветители XVIII в.:
право на пользование
культурными благами – неотъемлемое право каждого человека,
расширение масштабов приобщения людей
к искусству – важнейшее средство их духовного развития,
создание условий для приобщения людей к искусству – обязанность государства
Слайд 29Государственная культурная политика:
подходы к определению
Культурная политика XVIII в. направлена на
воспитание граждан и утверждение гражданства путем разработки или активизации ресурсов
идентичности, общественных связей, принадлежности.
Объект государственной поддержки – развитие сети организаций, предоставляющих виды культурных благ, которыми пользовалась элита: театры, музеи, библиотеки
Слайд 30Государственная культурная политика:
подходы к определению
Основные причины внимания государства к производству
культурных благ:
– политические интересы властных элит
– ценностные представления о значимости
определенных видов культурной деятельности
– действия профессиональных сообществ
Слайд 31Государственная культурная политика:
подходы к определению
Первые попытки осмысления сущности культурной политики
как сферы деятельности государственных и общественных институтов – 1960-е гг.
Интерес обусловлен:
– молодежными волнениями 1968 г.,
– возникновением контркультуры «новых левых» и хиппи,
– широким распространением употребления наркотиков в молодежной среде
Слайд 32Государственная культурная политика:
подходы к определению
С конца 1960-х гг. ЮНЕСКО оказывает
финансовую поддержку исследованиям в области культурной политики
Всемирная конференция по культурной
политике, 1982, Мехико:
Культура – «…комплекс наиболее ярких духовных, материальных, интеллектуальных и эмоциональных черт, характеризующих общество или социальную группу.
Культура включает в себя не только искусство и литературу, но образ жизни, основные права человека, систему ценностей, традиции, мировоззрение…»
Слайд 33Государственная культурная политика:
подходы к определению
Национальные концепции культурной политики – динамические
системы, имеющие четкое временное измерение
Культура
«весь комплекс наиболее ярких духовных, материальных,
интеллектуальных и эмоциональных черт, характеризующих общество или социальную группу. Культура включает в себя не только искусство и литературу, но и образ жизни, основные права человека, систему ценностей, традиции и мировоззрение»
(Стокгольм, 1998 г.)
Слайд 34Государственная культурная политика:
подходы к определению
Культура
«совокупность формальных и неформальных институтов,
явлений и факторов, влияющих на сохранение, производство, трансляцию и распространение
духовных ценностей (этических, эстетических, интеллектуальных, гражданских и т.д.)»
(Основы ГКП РФ, 2014)
Слайд 35Государственная культурная политика:
подходы к определению
Культура – конкретная сфера жизни общества
(сфера культуры) включает
– сохранение и использование культурно-исторического наследия,
– художественное
образование и детское творчество,
– искусство, творческая (преимущественно художественная) деятельность, исполнительство, концертная деятельность,
– организация досуга и развлечений, любительство, этнографические искусства и ремесла,
– экономика культуры, право, финансирование, управление, информация, подготовка и переподготовка профессиональной среды и др.
Слайд 36Поиски дефиниция понятия
«культурная политика»
Культурная политика – «комплекс операциональных принципов, административных
и финансовых видов деятельности и процедур, которые обеспечивают основу действий
государства в области культуры»
(круглый стол ЮНЕСКО, Монако, 1967 г.)
Слайд 37Поиски дефиниция понятия
«культурная политика»
Реализация культурной политики – «вся сумма сознательных
и обдуманных действий (или отсутствие действий) в обществе, направленных на
достижение определенных культурных целей, посредством оптимального использования всех физических и духовных ресурсов, которыми располагает общество в данное время»
(круглый стол ЮНЕСКО, Монако, 1967 г.)
Слайд 38Поиски дефиниция понятия
«культурная политика»
О. Жерар (Girard, Augustin; 1926–2009),
Ж. Жентиль
(Gentil, Geneviève):
«политика – система взаимосвязанных целей, практических задач и средств,
выбранных экспертом и направленных на определенную группу в обществе».
Осуществляется в рамках институтов, предполагает существование «средств (человеческих ресурсов, финансов и законодательной базы), объединенных в чрезвычайно сложную систему»
Слайд 39Поиски дефиниция понятия
«культурная политика»
М. Драгичевич-Шешич (Dragićević Šešić, Milena; 1954–)
политика –
сознательная целенаправленная деятельность людей
набор мер, механизмов и действий, посредством
осуществления которых общество стремится достичь определенного направления развития культуры
Слайд 40Поиски дефиниция понятия
«культурная политика»
Слайд 41М. д’Анджело (d'Angelo, Mario; 1954–) и
П. Весперини (Vesperini, Paul;
1957–):
1) цели деятельности центрального правительства должны сочетаться с интересами региональных
и местных органов управления, с интересами основных игроков в сфере культуры;
2) цели государства должны соотноситься с реальными возможностями субъектов, вовлеченных в процессы КП;
3) реализация КП – действия по материально-техническому и творческому обеспечению функционирования институтов;
4) КП – распределение финансовых, административных, структурных, человеческих и творческих ресурсов;
5) КП – планирование – процесс подготовки государства к участию в культурной деятельности
Слайд 42Поиски дефиниция понятия
«культурная политика»
Константин Борисович Соколов:
КП – воздействие на культуру
(национальную картину мира) с целью изменения (или сохранения) ее состояния
Картина
мира – совокупность системы ценностных представлений общества и системы взаимосвязей и взаиморасположений индивидуальных картин мира
Слайд 43Поиски дефиниция понятия
«культурная политика»
Пространство культурной политики:
– постиндустриальное (Д. Белл
– Bell, Daniel; 1919–2011)
– постэкономическое (В.Л. Иноземцев, 1968–)
– основано на знании, пронизанном информационными технологиями (М. Кастельс – Castells, Manuel; 1942–)
Слайд 44Поиски дефиниция понятия
«культурная политика»
А.Я. Флиер (1950–)
КП – комплекс мер
по искусственному регулированию тенденций развития духовно-ценностных аспектов общественного бытия
Слайд 45Поиски дефиниция понятия
«культурная политика»
Эльна Александровна Орлова (1939–2018):
«социо-культурная политика»
–процессы принятия решения, доведения их до исполнителей и контроль за
адекватным исполнением
Сергей Эдуардович Зуев (1954–):
КП – коммуникация, «правильно налаженная процедура обсуждения», направленная на выявление и согласование интересов разнородных групп
Слайд 46Поиски дефиниция понятия
«культурная политика»
Культурная политика – управленческое действие, базирующееся на
адекватных времени концепциях культуры и направленное на достижение определенных целей
Основы ГКП РФ:
Культурная политика – действия, осуществляемые органами государственной власти Российской Федерации и общественными институтами, направленные на поддержку, сохранение и развитие всех отраслей культуры, всех видов творческой деятельности граждан России и формирование личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей
Слайд 47Модели КП по критерию государственной поддержки инфраструктуры культуры
Эрика Валь-Зигер (Wahl-Zieger,
Erika)
модели финансирования культуры (1980):
– англо-американская (преимущественно – частные вклады)
– германская (доходы от основной деятельности + государственные ассигнования)
Жан-Мишель Монтиас (Montias, John Michael; 1928–2005) – соотношение государственного и частного финансирования (1986)
Слайд 48Модели КП по критерию государственной поддержки инфраструктуры культуры
Андрей Игоревич Глаголев
(1953–) три типа финансирования культуры (1991):
романский (2/3 государственных ассигнований центр),
германский
(преимущественно – бюджет земель)
англо-американский
Слайд 49Модели КП по критерию государственной поддержки инфраструктуры культуры
Г.X. Шартран (Chartrand,
Harry A. Hillman; 1948–) и К. Мак-Кафи (McCaughey, Claire)
модели
финансирования культуры (1989)
1. Государство-«вдохновитель»
2. Государство-«патрон»
3. Государство-«архитектор»
4. Государство-«инженер»
Слайд 50Модели КП по критерию государственной поддержки инфраструктуры культуры
«Государство-вдохновитель»:
стимулирует общество вкладывать
средства в некоммерческие организации культурной сферы (налоговые льготы )
«Государство-патрон»:
управление «на
расстоянии вытянутой руки» («the arms-length principle»)
Слайд 51Модели КП по критерию государственной поддержки инфраструктуры культуры
«Государство-архитектор»:
решение о размерах
и адресности финансирования культуры принимают государственные органы
«Государство-инженер»:
распределение финансовых ресурсов при
соответствии целям государственной идеологии
Слайд 52М. Драгичевич-Шешич
(Dragićević Šešić, Milena; 1954–):
–политическое устройство государства
–место акторов (включая государство)
в реализации КП
1. Либеральная культурная политика,
2. Государственная бюрократическая
или просветительская культурная политика
3. Национально-освободительная культурная политика
4. Культурная политика переходного периода
Слайд 53Модели КП по критерию
политической роли государства
Марк Пахтер (Pachter, Mark; 1942–)
и Чарльз Лэндри (Landry, Charles; 1948–):
1. Политика, основанная на знании
и занятости.
2. Имиджевая политика.
3. Политика организационной модернизации.
4. Охранительная политика.
5. Инструментальная (использование культуры в более широких контекстах)
Слайд 54Модели КП по критерию
политической роли государства
А. Визанд
(Wiesand, Andreas Johannes; 1945–):
Модели
культурной политики
культурная политика общественной поддержки;
рыночно ориентированная модель культурной политики
Слайд 55КП общественной поддержки:
власть финансирует традиционные институты культуры;
институциональный баланс поддерживается получившими
признание течениями;
инструменты государственного регулирования – планирование и разработка программ;
политика в
основном осуществляется на общенациональном уровне;
для контроля создаются различные советы
Слайд 56А. Визанд
Недостатки модели КП общественной поддержки:
– Условия для инноваций
минимальны
– ЛПР имеют недостаточное представление о культурном развитии
– Инструменты для гибкого планирования вырабатываются с трудом
– Влияние администраторов – чересчур значимо, творцов – крайне ограничено
Слайд 57Рыночно ориентированная КП:
культура регулируется рынком;
политика ориентирована на экономическое развитие;
барьеры между
высокой и массовой культурой – несущественны;
в основе культурной политики –
менеджмент культуры;
особое внимание уделяется развитию культуры на местном уровне;
важную роль в формировании политики играет культурная элита
Слайд 58А. Визанд
Недостатки рыночно ориентированной модели КП
– экономически несостоятельная культурная
деятельность представляется бесперспективной
– преобладает критерий рентабельности
– интересы
аудитории переоцениваются
– международная ориентация творчества незначительна
– велика власть менеджеров
Слайд 59Андреас Визанд:
По мере того, как рынок будет все более
заменять государство в деле финансирования культуры, усилится процесс общей интернационализации
культуры
В будущем государство должно стать источником инноваций и обеспечивать культуру гибким финансированием с привлечением различных фондов
Слайд 60О. Беннетт (Bennett Oliver):
«Трудность термина “культурная политика” заключается в том,
что его значение – непостоянное. Его параметры никогда не закреплены.
Это означает, что культурная политика постоянно воспроизводит проблему своих собственных терминов и будет это делать в будущем»
Слайд 61Типология моделей государственной культурной политики
Модель государственной КП, какой бы эффективной
она ни была, не может быть заимствована или скопирована
Оптимальная модель
может быть разработана только в соответствии с политической, экономической и культурной традицией государства
Концепты и действия КП должны время от времени пересматриваться
Слайд 62«Культурная политика»
– действия, осуществляемые органами государственной власти Российской Федерации и
общественными институтами,
направленные на поддержку, сохранение и развитие всех отраслей культуры,
всех видов творческой деятельности граждан России и формирование личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей
Слайд 63Типология моделей государственной культурной политики
КП – управленческое действие,
– базируется на
адекватных времени концепциях культуры
– направлено на достижение целей, которые
могут выходить за рамки узко понимаемой сферы культуры
Слайд 64Типология моделей государственной культурной политики
субъект и объект КП;
стратегические и тактические
цели; механизмы достижения целей ;
набор инструментов реализации КП
Субъекты КП:
–
государство,
– отдельные территории,
– организации,
– общественные движения
Слайд 65Типология моделей государственной культурной политики
Механизмы культурной политики регулируют процессы принятия
решений, согласования интересов, циркуляции информационных потоков.
Инструменты культурной политики – финансовые,
законодательные, административные, юридические, фискальные, политические системы, действующие в государстве и определяющие правила игры в культурном поле