Слайд 1Основы общественного строя
Лаптева Снежана
Юрб 1902-01-00
Слайд 2Общественный строй -
это охраняемая государством и правом исторически конкретная система
общественных отношений, организация общества, обусловленная определенным уровнем производства, распределения и
обмена продуктов, характерными особенностями общественного сознания и традициями взаимодействия людей в разных сферах жизни.
Слайд 3в теории конституционного права
Общественный строй- исторически конкретная система общественных отношений, т.е. организация общества, обусловленная определенным уровнем производства, распределения и обмена продуктов, характерными особенностями общественного сознания и традициями взаимодействия людей в разных сферах жизни и охраняемая государством и правом.
Слайд 4Структура общественного строя
Состоит из 4 подсистем которые представляют собой системы
общественных отношений в соответствующих сферах жизни общества:
Экономические,
Социальные (в
узком смысле слова),
Духовно-культурные,
Политические отношения.
Каждая подсистема взаимодействует с остальными.
Основные принципы этого взаимодействия регулируются конституционным правом.
Слайд 5Экономические отношения
Экономические отношения (система) – это отношения собственности, производства, обмена,
распределения и потребления материальных и духовных благ.
Существуют две основные модели
экономики: рыночная(либеральная) и планово-регулируемая (огосударствленная). Различия между ними постепенно нивелируются, в конституциях иногда упоминаются составные компоненты той или иной модели. В рыночной экономике это свобода и равноправие форм собственности, свобода предпринимательской деятельности (частной инициативы), свобода договора, состязательность и конкуренция, в огосударствленной модели действуют противоположные положения.
Слайд 6Конституционные принципы правового регулирования экономики
1)В рыночной модели экономики:
– равноправие всех
форм собственности, их равная зашита;
– неприкосновенность собственности (но не абсолютная);
–
свобода предпринимательской деятельности;
– возможность ограниченного вмешательства государства в экономику (перераспределение бюджета, национализация некоторых отраслей хозяйства, налоговая и кредитная политика, регулирование продолжительности рабочего времени, отпусков и т.д.);
– социальная ориентация рыночной экономики (возможность лишения собственности по мотивам общественной пользы, проведение общественно полезных работ, использование национальных богатств и ресурсов с учетом интересов всех собственников и общества в целом);
– прогнозирование экономических процессов;
– забота о безопасности и гигиене труда, создание условий для отдыха;
– свобода труда и т.д.
Слайд 72). В планово-регулируемой модели экономики:
– преимущество общественной собственности и ее особая
правовая защита;
– невозможность или ограничение частной собственности;
– нахождение важнейших объектов
исключительно в государственной собственности;
– планирование экономики;
– обязанность труда;
– равная оплата труда и т.д.
Слайд 8Конституционные институты экономической системы
1. Собственность(имущество):форма присвоения благ, отношения между людьми
по его поводу. В этом смысле право собственности – это
право владеть, пользоваться и распоряжаться конкретным имуществом.
Делится на два вида: публичную и частную. Публичная неделима, частная – делима.
Субъект права публичной собственности государство, субъект федерации (штат, провинция), самоуправляющаяся местная территориальная общность (регион, город, община), а так же – общественное формирование (политическая партия, церковь и др.). Публичная собственность всегда коллективная.
Субъект права частной собственности может выступать любое физическое или юридическое лицо, то есть частная собственность может носить индивидуальный, семейный, групповой, коллективный характер.
2. Труд: источник существования,с целью обеспечения свободы труда право различных стран предусматривает соответствующие нормы.
Во многих странах действуют законы о занятости, государственной поддержке в виде пособий по безработице.
Слайд 9 Социальные отношения
Социальные отношения (в узком значении термина) -это отношения между различными
общностями и социальными группами, сложившиеся и развивающиеся в данном обществе.
Характерно для тоталитарных государств.
Социальные отношения характеризует известная целостность, обусловленная тем, что неизбежно существующие в обществе социальные противоречия проявляются в рамках определенного равновесия. Если оно нарушено, имеет место социальный конфликт, который может приобрести различную степень остроты и в результате разрешения которого возможно более или менее резкое изменение социальной системы.
Слайд 10Конституционные принципы правового регулирования социальных отношений:
правовое определение отношений между работниками
и работодателями (между трудом и капиталом);
равноправие независимо от пола, расы,
национальности, языка, религии;
признание и гарантирование коллективных прав национальных (и иных) меньшинств;
признание права на самоопределение народов (наций);
поощрение и охрана брака и семьи;
запрет нарушения свободы брака;
гарантированная защита прав и интересов детей;
обязанность государства обеспечивать сохранность и улучшение окружающей среды, а физических и юридических лиц - соблюдать требования экологии в своей производственной и иной деятельности;
рациональное природопользование;
охрана жизни и здоровья человека, организация медицинской помощи;
защита социально слабых общественных групп (в двух формах: социальное страхование и социальная помощь);
защита потребителей и пользователей и т.д.;
Слайд 11Духовно-культурные отношения
Духовно-культурные отношения в обществе - это отношения между людьми, между человеком,
обществом и государством по поводу духовно-культурных благ.
Тоталитарные режимы претендуют на
полный контроль над этой сферой жизни общества, в демократическом же обществе человек самоценен и автономен и его внутренний мир принадлежит ему одному. Задача государства и права сводится к тому, чтобы обеспечить наилучшие условия для духовно-культурного развития личности человека.
Предмет :все духовно-культурные явления - науку, искусство, образование, религию, прочие области общественного сознания.
Слайд 12Конституционные принципы правового регулирования духовно-культурных отношений:
право на образование (основное обучение
обязательно и бесплатно);
возможность родителям давать своим детям религиозное и моральное
воспитание в соответствии с собственными убеждениями;
свобода создавать физическими и юридическими лицами учебные заведения;
свобода творчества и преподавания;
содействие развитию культуры, научных и технических исследований;
запрет идеологического контроля за творческим процессом и цензуры в отношении произведений литературы, искусства и науки;
охрана исторического и художественного наследия народов;
гарантирование свободы совести и вероисповедания
Слайд 13Политические отношения
Политические отношения - это отношения, связанные с функционированием политической власти в
обществе, концентрированным выражением которой является государственная власть .
Политическая власть - это
власть определенной группы людей (элиты) над всем обществом, характеризуемая использованием в случае неповиновения насильственных принудительных средств. Осуществляется политическая власть через посредство ряда политических институтов. Главный из них - это государство (в демократических странах - также система местного самоуправления). В осуществлении политической власти участвуют также правящие партии и близкие к ним иные общественные объединения.
Слайд 14Конституционные принципы правового регулирования политических отношений:
многообразные проявления политической власти (в
политических партиях, движениях и т.д.);
равенство всех общественных объединений перед законом;
главенствующее
место государственной власти среди других проявлений власти;
демократизм и гуманизм политической власти;
признание верховенства права над политической властью;
всеохватывающий характер государственной власти (объединяет всех членов общества и осуществляется непрерывно);
суверенность государственной власти (верховенство, самостоятельность и независимость);
единство государственной власти (ее концентрация в одном субъекте - народе);
разделение властей (на законодательную, исполнительную и судебную);
определение основ политического процесса (т.е. форм, способов и направлений политической деятельности - избирательный, законодательный, бюджетный и т.д.);
определение приемов, методов и способов осуществления политической власти (те. характер политического режима).