Слайд 1Анализ результатов и типичных ошибок участников ЕГЭ 2018 года
Слайд 2Общие сведения об участниках ГИА по ХМАО
Количество участников ЕГЭ по
предмету (за последние 3 года)
Слайд 3Количество участников ЕГЭ по предмету
Слайд 4Результаты участников ЕГЭ (выпускников текущего года)
Слайд 5Наиболее трудными для выпускников оказались задания 23, 24 и 25.
В 1801 г. император Павел I, настроивший против себя широкие
круги дворянства, был убит в результате заговора. Укажите любые три меры, которые были предприняты Александром I в начале своего царствования в целях восстановления доверия к императорской власти со стороны дворянства.
Слайд 6Задание 23.
«Александр I издал Жалованную грамоту дворянству».
«Александр I восстановил в
полном объеме Жалованную грамоту дворянству»
«Александр I учредил первые министерства»
«Александр I
учредил министерства, в них служили дворяне, таким образом, он старался создать для них выгодные рабочие места».
Слайд 7Причины низкого результата при выполнении задания 24 состоят в неумении
формулировать аргументы. Аргумент должен включать в себя корректно подобранный исторический
факт(-ы) и объяснения того, как этот факт(-ы) подтверждает/опровергает предложенную в задании точку зрения.
«Петру I не удалось заложить основы для дальнейшего успешного развития экономики страны».
Слайд 8Задание 24.
«Победа в Северной войне обеспечила России надёжный выход к
Балтийскому морю, что благоприятно сказалось на развитии экономики страны в
будущем».
«Победа в Северной войне обеспечила России надёжный выход к Балтийскому морю, это способствовало активизации торговли со странами Европы, что благоприятно сказалось на развитии экономики страны в будущем».
Слайд 9Задание 25.
По критерию К1 (указание событий (явлений, процессов) выбранного исторического
периода) абсолютное большинство выпускников (81,7%) получили баллы. Действительно, критерий К1
прост: необходимо указать любые два события (процесса, явления), которые относятся к выбранному периоду истории. Эти события (процессы, явления) могут находиться в любой части сочинения (в начале, середине, конце), поэтому не обязательно начинать писать историческое сочинение с их указания.
Слайд 10Задание 25.
Одним из наиболее сложных для выполнения критериев является критерий
К2 (исторические личности и их роль в указанных в сочинении
событиях (явлениях, процессах)).
В задании содержится требование: «При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений)».
Конкретные действия – осмысленные волевые усилия, которые всегда имеют единичный характер и выражаются в непосредственном проявлении личной активности исторического деятеля.
Слайд 11Задание 25.
«М.И. Кутузов командовал русской армией в ходе Отечественной войны
1812 г., и в этом состоит его роль в победе
в данной войне»
На военном совете в деревне Фили М.И. Кутузов произнес свои знаменитые слова: «С потерей Москвы еще не потеряна Россия, с потерею же армии Россия потеряна», после чего отдал приказ об оставлении Москвы, сыграв тем самым роль в сохранении русской армии, а значит, и в победе над неприятелем.
Слайд 12По критерию К3 оценивается наличие в сочинении причинно-следственных связей.
«Стремление
князей совместно обсудить некоторые вопросы стало причиной Любечского съезда»
«Причиной Любечского
съезда было стремление князей прекратить усобицы»
Слайд 13Задание 25.
По критерию К4 оценивается наличие в сочинении указания влияния
событий, явлений, процессов выбранного исторического периода на дальнейшую историю России.
Вместо указания влияния событий (явлений, процессов) на дальнейшую историю России выпускники писали общий вывод, в котором обобщали все изложенное в сочинении.
Слайд 14Период 1565–1572 гг.
«В период опричнины общепринятыми явлениями были попирание царём
и опричниками христианских и моральных норм и ценностей, репрессии в
отношении церкви. Это привело к ослаблению нравственных ориентиров в обществе. Особенно ослабление нравственных ориентиров, произошедшее в период опричнины, проявилось через 30 лет, в годы Смуты, когда самозванчество, заговоры против монархов, предательство, братоубийственные войны, массовые грабежи и убийства мирных жителей стали закономерным результатом забвения ценностей, традиций и святынь, произошедшего при царе Иване Грозном».
Слайд 15Задание 25.
Большинство выпускников 2018 г. получили балл по критерию К5
(корректное использование исторических терминов, понятий).
Требование по данному критерию оценивания
заключается в том, что необходимо корректно использовать хотя бы один исторический термин при написании сочинения.
Слайд 16Задание 25.
Наиболее сложным критерием задания 25 для выпускников 2018
г. стал критерий К6.
Часто ошибки допускались в указании годов
исторических событий, хотя среди требований к сочинению отсутствует требование указывать годы событий.
Некорректное использование исторических терминов также привело к потере балла некоторыми выпускниками, например: «В июне 1905 г. началась забастовка на броненосце "Князь Потёмкин-Таврический"».
Слайд 17Задание 25.
Еще одна типичная ошибка была связана с искажением выпускниками
исторических фактов, например:
«Большую роль в развитии Древнерусского государства сыграл
князь Олег. Он проложил путь "из варяг в греки", который позволял ему собирать дань и установить торговые пути»
«Так, в августе 1939 года видный политический деятель Молотов отправляется за границу для подписания Пакта между СССР и Германией о ненападении»,