Слайд 1Основы педагогического проектирования
Слайд 2ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
В педагогической литературе феномен педагогического проектирования исследуется
в различных аспектах:
философско-исторические основы педагогического проектирования;
типология педагогического проектирования;
сущность и полифункциональность;
методические
и технологические принципы проектирования педагогического процесса.
Слайд 3сущность термина «педагогическое проектирование»
Проектировать - означает творить, создавать что-то новое.
Проектирование - это искусство приближения лучшего будущего.
В педагогическом контексте проектирование
выступает средством, благодаря которому становится возможным:
осознанное определение основных ориентиров деятельности субъектов учебно-воспитательного процесса по определенным условиям на некоторый период;
систематизирование введение инноваций и корректив в учебно-воспитательный процесс;
исключение прожектерства и необоснованных иллюзий по управлению организации и планирование воспитательной деятельности педагогов.
Слайд 4Видение термина «педагогическое проектирование» учеными
А.П. Тряпицина понимает его как новую
развивающуюся область знания, способ трактовки педагогической действительности
Е.С. Заир-Бек понимает его
в качестве одного из направлений исследовательской педагогической деятельности, нацеленного на решение проблем, существующих в практике образования в конкретных условиях, и предусматривающего построение комплекса педагогических идей и разработку на основе системного подхода желаемых преобразований и программ их реализации в конкретные образовательные системы
В.С. Безрукова трактует анализируемый нами термин как «предварительную разработку основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов»
Е.А. Алисова, под педагогическом проектированием следует понимать «самостоятельную, полифункциональную педагогическую деятельность, направленную на создание новых или преобразование имеющихся объектов сферы образования в ответ на потребности, возникающие в процессе развития человека, общества, культуры образовательных систем
Согласно определению Н.В. Борисовой, педагогическое проектирование - это деятельность, целью которой является разработка и реализация образовательных проектов как оформленных комплексов инновационных идей в образовании, в социально-педагогическом движении, в образовательных системах и институтах, в педагогических технологиях
Слайд 5В педагогических исследованиях процесс педагогического проектирования рассматривается как основной механизм
осуществления и развития инновационной деятельности, как особый вид творчества, который
включает прогнозирование, моделирование и аналитическое оценивание.
Цель педагогического проектирования определяется как решение некой актуальной проблемы, основанное на принципиально новом способе, при реализации которого наблюдается положительный эффект. Также в научной литературе под целью реализации педагогического проектирования часто понимается выполнение социального заказа.
Объект педагогического проектирования - это то, при помощи чего можно решить определенную проблему (технологии, методы, содержание образования, учебные программы и т.д.).
Предметом педагогического проектирования является новая возможность решения определенной проблемы, то есть принципиально новая идея.
Субъектом педагогического проектирования выступает педагог (ученый), разрабатывающий проект. При реализации сложных полипроблемных проектов субъект проектной деятельности коллективный (группа специалистов )
Слайд 6Модели педагогического проектирования
При реализации педагогического проектирования прибегают к методу моделирования.
В теории педагогического проектирования выделяют ряд моделей. Рассмотрим основные из
них:
Прогностическая модель, которая используется для распределения ресурсов и конкретизации целей;
Концептуальная модель, которая основывается на информационной базе данных и программе действий;
Инструментальная модель, с помощью которой можно подготовить средства исполнения и обучить учителей работе с педагогическими инструментами;
Модель мониторинга, применяемая для создания механизмов обратной связи и способов корректировки возможных отклонений от планируемых результатов;
Рефлексивная модель, которая создается с целью выработки решения в случае возникновения неожиданных и непредвиденных ситуаций.
Слайд 7Основные функции
К основным функциям проектной деятельности исследователи относят:
исследовательскую;
аналитическую;
прогностическую;
преобразующую;
нормирующую
Слайд 8специфические особенности реализации педагогического проектирования
по мнению З.С. Жирковой
специфической чертой педагогического
проектирования является конструктивность. Данное свойство объясняется нацеленностью педагогического проектирования на
получение совершенно определенного практически значимого результата на основе прогностического знания.
решение большого объема задач проектирования требует сплоченности, согласованности, скоординированности действий специалистов и разделения труда;
существенным условием успеха проектирования является мотивация как средства стимулирования к деятельности, процесса побуждения тех, кто вовлечен в проектную деятельность;
успех проектирования в значительной степени зависит от того, кто является его инициатором, и от той роли, которую играют ее участники;
проектирование, как правило, тесно связано с местными особенностями и со спецификой культуры. Ключом к успеху проектирования является учитывающее специфические особенности, руководство его осуществлением
Слайд 9Методы педагогического проектирования
Реализация педагогического проектирования строиться на основе применения комплекса
методов и их комбинировании
Их отбор и специфика сочетания зависит от
целей и задач проекта. Также применение методов зависит от объективных и субъективных критериев.
К объективным критериям отбора и применения методов исследователи относят проблему и предмет проектирования. К субъективным критериям относят особенности самих субъектов проектирования, а также набор методов, которыми владеют конкретные проектировщики
Инвариантным методам, обеспечивающим специфику педагогического проектирования как процесса, прежде всего, стоит отнести следующие:
- эвристические методы решения проектировочных задач;
- моделирование;
- педагогический эксперимент.
Слайд 10Средства педагогического проектирования
При реализации педагогического проектирования используются определенные средства, условно
классифицируемые на материальные и духовные.
К материальным средствам педагогического проектирования относятся
следующие:
- законодательные акты;
- документацию по проекту;
- компьютерные и технические средства.
К «духовным» средствам педагогического проектирования относят:
- общие средства реализации научных исследований;
- социальный заказ;
- концептуальные теоретические положения.