Слайд 1ТЕМА:ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЛОГИИ
Кравцов А. О.,
кандидат педагогических наук, доцент
кафедры управления образованием
РГПУ
им. А.И. Герцена
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. А.И. ГЕРЦЕНА
Кафедра
управления образованием
Слайд 2ИСТОКИ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА
стремление рассматривать организацию не как простую сумму каких-то
отдельных компонентов, а как систему, т. е. как совокупность связанных
и взаимодействующих частей, как целое, обладающее собственными качествами, отличными от качеств составляющих его частей.
Слайд 3Необходимость применения системного подхода в управлении образованием
рассмотрения управляемых объектов образования
и явлений, связанных с образовательной деятельностью и нуждающихся в управленческом
вмешательстве, в единстве частного и целого;
создания надежной основы для классификации управляемых объектов и явлений для выбора эффективных методов и технологий управленческой деятельности;
объединения ситуационно разрозненных фактов образовательной практики в единую систему для принятия правильного управленческого решения.
Слайд 4Система - это совокупность из двух и более элементов, удовлетворяющих
следующим условиям:
Поведение каждого элемента влияет на поведение целого.
Поведение элементов и
их воздействия на целое взаимозависимы.
Если существуют подгруппы элементов, каждая из них влияет на поведение целого и ни одна не оказывает такого влияния независимо.
Каждая часть системы обладает качествами, которые теряются, если ее отделить от системы.
Каждая система обладает существенными качествами, которые отсутствуют у его частей.
Существенные свойства системы, взятой как целое, вытекают чз взаимодействия ее частей, а не из их действий, взятых в сдельности.
Слайд 5ПРИЗНАКИ СИСТЕМ
Наличие структуры (структурированность). Система состоит из отдельных компонентов (элементов,
составных частей). Компонентами систем, рассматриваемых в учебном курсе «Основы управления
образовательными системами», могут быть люди, их образовательные потребности, мотивы их деятельности, знания, умения, реализуемые образовательные программы и Государственные образовательные стандарты, образовательные учреждения, управленческие функции и т.д. Следует отметить, что:
любая система должна включать в себя не менее двух элементов;
каждый из компонентов системы сам может являться системным объектом и иметь сложную структуру (например, образовательное учреждение, являясь компонентами муниципальной системы образования, в то же время само представляет собой сложную систему, состоящую из взаимосвязанных компонентов);
один из компонентов системы рассматривается как главный. Его именуют системообразующим компонентом. При удалении этого компонента из системы она разрушается.
Слайд 14ПРИЗНАКИ СИСТЕМ
2. Целостность. Из какого бы числа компонентов не состояла
система, в различных явлениях она выступает как нечто целое, обладающее
четко выраженными свойствами (например, муниципальная система образования является целостным объектом по отношению к региональной системе образования и проявляет вполне определенные свойства, одним из которых является инновационность, т.е. открытость для внедрения образовательных новшеств; в то же время в структуре муниципальной системы образования существуют образовательные учреждения, которые не осуществляют
3. Взаимосвязь и взаимозависимость компонентов системы. Природа связей разнообразна. Ими могут выступать отношения, обмен деятельностями (например, между учеником и учителем), информационный обмен, кадровый обмен и т.д. Различные системы отличаются друг от друга природой связей между компонентами. Если связи ослабевают и в конце концов исчезают, система распадается на отдельные объекты (явления).
Слайд 15Гуманитарная система - это система, которая созидается в процессе деятельности
человека с его особенным способом моделироания мира в единстве сознательных
и бессознательных механизмов и выражения результатов этого моделирования посредством языка, в котором неразделимо логическоне и образное.
Слайд 16СВОЙСТВА ГУМАНИТАРНЫХ СИСТЕМ
(по Э.Н. Гусинскому)
Создают системы моделей мира, неразделимо
сочетающие в себе сознательный и бессознательный компоненты;
Любое наличное состояние гуманитарной
системы определяется в совокупности всем пройденным ей путем.
Направление изменений гуманитарной системы определяется наличным ее состоянием и всей совокупностью обстоятельств внешнего окружения;
Язык гуманитарной системы сочетает в себе логическую и образную составляющие.
Тексты гуманитарной системы неразделимо сочетает в себе логическую и образную составляющие
Слайд 17СВОЙСТВА ГУМАНИТАРНЫХ СИСТЕМ
(по О.Г. ПРИКОТУ)
Уникальность. Каждая система такого класса не
имеет полных аналогов поведения, обладает автономномной пространственно-временной метрикой, отражающей специфику
ее функционального пространства.
Слабопредсказуемость. Никакое сколь угодно подробное знание морфологии и функций элементов (подсистем) не позволяет определить функции объекта, никакое сколь угодно подробное знание поведения объекта в одном интервале не позволяет точно предсказать его поведение в другом.
Целенаправленность. Система в состоянии (в определеных пределах) управлять своей энтропией) (уменьшать ее), сохранять тормозить увеличение при случайном и неблагоприятном воздействии среды или способна осуществлять поведение, преследующее определенной цели.
Обладаение иерархической структурой.
Открытость и адаптивность.
Способность к самоорганизации,приспособляемость и пластичность.
Представимость конечным множеством моделей, каждая которых отражает определенную часть ее сущности.
Слайд 18ГОМЕОСТАЗ И ГОМЕОКИЕЗ ГУМАНИТАРНЫХ СИСТЕМ
Слайд 19АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД
Декомпозиция объекта или явления. которые требу объяснения.
Объяснение поведения или
свойств частей, взятых отдельности.
Агрегирование этих объяснений в объяснение целого, т.е.
анализ предшествует синтезу.
Слайд 20Системный анализ – это совокупность взаимосвязанных приемов и процедур, используемых
для изучения сложных объектов и процессов, представляющих собой сложные целостные
системы, методика выработки и принятия решений при проектировании, конструировании и управлении сложными объектами и процессами.
Слайд 21ОГРАНИЧЕНИЯ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА
его интересуют прежде всего искусственные системы, возникшие при
участии человека, которому в них принадлежит решающая роль;
системный анализ можно
использовать лишь по отношению к сложным целостным системам;
острие системного анализа главным образом направлено на проблемы управления и принятия решения.
Слайд 22АСПЕКТЫ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА
I. Морфологический аспект. Цель: найти ответы на вопросы:
Из каких элементов, блоков образована система? Что они собой представляют?
Оптимален ли набор элементов?
П. Структурный аспект анализа. Цель: выяснить внутреннюю организацию системы, определить способ, характер связи элементов ее составляющих. Выделить и изучить системообразующие связи и иерархическое соотношение различных структур системы.
III. Функциональный аспект. Цель: раскрыть механизм внутреннего функционального взаимодействия ее элементов. Показать взаимодействие с внешней средой. Выяснить, каким образом в результате взаимодействия элементов у системы рождается интегративный результат, отсутствующий у каждого отдельного ее элемента.
IV. Генетический аспект. Цель: исследовать происхождение системы, процесс ее формирования и развития, ее дальнейшей судьбы вплоть до того момента, когда руководитель делает ее объектом анализа.
Слайд 23ЛОГИКА СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА
анализ цели управленческой деятельности как системного объекта;
определение назначения
создаваемой системы управления по отношению к другим системам (внешним или
более высокого порядка) и ее места в системе профессиональной деятельности, осуществляемой в изучаемом объекте;
выявление ее структуры и протекание в ней процессов;
определение критериев эффективности создаваемой системы;
раскрытие методов и прогнозов развития (в этом плане системный подход должен отождествляться с проектированием).
Слайд 25СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД
Идентифицировать целое (систему), частью которого является интересующий нас
предмет.
Объяснить поведение или свойства целого и только затем
Объяснить поведение или
свойства интересующее нас предмета с точки зрения его роли
Рассмотрение объекта с позиций системного подхода предполагает:
определение системообразующих свойств,
определение основных характеристик системы — структуры и функций,
определение системообразующих и системоразрушающих факторов.
Слайд 26ПРИНЦИПЫ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА
Принцип конечной цели: абсолютный приоритет конечной (глобальной) цели.
Принцип
единства: совместное рассмотрение системы как целого и как совокупности частей
(элементов).
Принцип связности: рассмотрение любой части совместно с ее связями, с окружением.
Принцип модульного построения: полезно выделение модулей в системе и рассмотрение ее как совокупности модулей.
Принцип иерархии: полезно введение иерархии частей (элементов) и (или) их ранжирование.
Принцип функциональности: совместное рассмотрение структуры и функции с приоритетом функции над структурой.
Принцип развития: учет изменяемости системы, ее способности к развитию, к расширению, замене элементов, накапливанию информации.
Принцип децентрализации: сочетание в принимаемых решениях и управлении централизации и децентрализации;-
Принцип неопределенности: учет неопределенности и случайностей в системе.