Разделы презентаций


Основы проблемного обучения

Содержание

ПланОсновные понятия теории проблемного обучения.Методы проблемного обучения.Способы создания и типы проблемных ситуаций.Технологическая цепочка проблемного обучения.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Основы проблемного обучения
ТМОМ
Общепедагогические основы
обучения математике
900igr.net

Основы проблемного обучения ТМОМ Общепедагогические основы обучения математике900igr.net

Слайд 2План
Основные понятия теории проблемного обучения.
Методы проблемного обучения.
Способы создания и типы

проблемных ситуаций.
Технологическая цепочка проблемного обучения.

ПланОсновные понятия теории проблемного обучения.Методы проблемного обучения.Способы создания и типы проблемных ситуаций.Технологическая цепочка проблемного обучения.

Слайд 3Характерные особенности новых дидактических систем
Характерными особенностями новых дидактических систем

обучения являются:
направленность на максимальное развитие творческих сил учащихся и обеспечение

глубоких и прочных знаний;
усиление внимания к совершенствованию процесса учения на основе его психолого-педагогических закономерностей;
активизация учения, мышления, познания;
стремление к обеспечению постоянно функционирующего эффективного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся на основе индивидуальной обратной связи.
Характерные особенности новых дидактических систем Характерными особенностями новых дидактических систем обучения являются:направленность на максимальное развитие творческих сил

Слайд 4Понятия проблемного обучения
Проблемное обучение — организованный преподавателем способ активного взаимодействия

субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается

к объективным противоречиям научного знания и способам их решения, учится мыслить, творчески усваивать знания (А.М. Матюшкин).
Проблемное обучение — это совокупность таких действий как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний (В.Оконь).
Понятия проблемного обученияПроблемное обучение — организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе

Слайд 5Понятия проблемного обучения
Проблемное обучение — это тип развивающего обучения, содержание

которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе

решения которых учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, а через это происходит формирование творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций (М.И. Махмутов).
Проблемное обучение — это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей (Г. К. Селевко).
Понятия проблемного обученияПроблемное обучение — это тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня

Слайд 6Концептуальные аспекты проблемного обучения
Суть концепции:
провозглашение тезиса о необходимости стимуляции творческой

деятельности учащегося;
оказания ему помощи в процессе исследовательской деятельности;
организация изложения учебного

материала специальным образом.

Концептуальные аспекты проблемного обученияСуть концепции:провозглашение тезиса о необходимости стимуляции творческой деятельности учащегося;оказания ему помощи в процессе исследовательской

Слайд 7Концептуальные аспекты проблемного обучения
Ведущая идея концепции:
вовлечение учащихся в творческую деятельность

посредством постановки проблемносформулированных вопросов и заданий;
активизация их познавательного интереса и,

в конечном счете, всей познавательной деятельности.
Основой для реализации концепции является моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы.
Концептуальные аспекты проблемного обученияВедущая идея концепции:вовлечение учащихся в творческую деятельность посредством постановки проблемносформулированных вопросов и заданий;активизация их

Слайд 8Основные понятия проблемного обучения
Проблемным учением является такая учебно-познавательная деятельность

учащихся по усвоению знаний и способов деятельности, при которой учащимися

воспринимаются объяснения учителя в условиях проблемной ситуации, с той или иной степенью самостоятельности анализируются формулировки проблем и достигается их решение посредством выдвижения предложений, гипотез, их обоснования и доказательства, а также путем проверки правильности решения.

Проблемным преподаванием является деятельность учителя по созданию системы проблемных ситуаций и управление деятельностью учащихся, направленной на усвоение новых знаний и способов действий как традиционным путем, так и путем самостоятельной постановки учебных проблем и их решения.
Основные понятия проблемного обучения Проблемным учением является такая учебно-познавательная деятельность учащихся по усвоению знаний и способов деятельности,

Слайд 9Основные понятия проблемного обучения
Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение человека,

возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить факт,

явление или процесс действительности, не может достичь цели известными ему способами действий.
Проблемная ситуация по сути является:
закономерностью продуктивной, творческой познавательной деятельности;
причиной, побуждающей человека искать новый способ объяснения или действий.
Основные понятия проблемного обученияПроблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает,

Слайд 10Этапы продуктивной познавательно деятельности
Психологической наукой установлена определенная последовательность этапов продуктивной

познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации:




Преднамеренное создание проблемной ситуации

является отправным моментом проблемного обучения, а возникшая при этом проблема и будет учебной проблемой.
Этапы продуктивной познавательно деятельностиПсихологической наукой установлена определенная последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации:Преднамеренное

Слайд 11Признаки наличия учебной проблемы
Наличие проблемной ситуации.
Информационная готовность к решению.
Внутренняя психологическая

готовность войти в ситуацию.
Вариативность решения.

Признаки наличия учебной проблемыНаличие проблемной ситуации.Информационная готовность к решению.Внутренняя психологическая готовность войти в ситуацию.Вариативность решения.

Слайд 12Методы проблемного обучения
По способу решения проблемных задач выделяют четыре

метода:
проблемное изложение (педагог самостоятельно ставит проблему и самостоятельно решает ее);
совместное

обучение (педагог самостоятельно ставит проблему, а решение достигается совместно с учащимися);
исследование (педагог ставит проблему, а решение достигается учащимися самостоятельно);
творческое обучение (учащиеся и формулируют проблему и находят ее решение).
Методы проблемного обучения По способу решения проблемных задач выделяют четыре метода:проблемное изложение (педагог самостоятельно ставит проблему и

Слайд 13Методы проблемного обучения
По способу представления проблемных ситуаций и степени активности

учащихся выделяют шесть методов (М.И.Махмутов):
метод монологического изложения;
рассуждающий метод;
диалогический метод;
эвристический метод;
исследовательский

метод;
метод программированных действий.
Методы проблемного обученияПо способу представления проблемных ситуаций и степени активности учащихся выделяют шесть методов (М.И.Махмутов):метод монологического изложения;рассуждающий

Слайд 14Монологический метод
представляет собой незначительное изменение традиционного метода;
используется, как правило,

с целью передать значительный объем информации и сам учебный материал

при этом перестраивается несознательно;
педагогом осуществляется не создание, а номинальное обозначение проблемных ситуаций.
Монологический метод представляет собой незначительное изменение традиционного метода;используется, как правило, с целью передать значительный объем информации и

Слайд 15Рассуждающий метод
в монолог преподавателя вводятся элементы рассуждения, логика выхода

из вытекающих в силу особенностей построения материала затруднений;
учитель, отмечает наличие

проблемной ситуации, показывает, как выдвигались и сталкивались разные гипотезы;
метод требует уже большей перестройки учебного материала по сравнению с традиционным;
порядок следования сообщаемых фактов выбирается таким образом, чтобы объективные противоречия содержания были представлены особенно подчеркнуто и возбуждали познавательный интерес учащихся и желание их разрешить;
ведется не столько диалог, сколько монолог: вопросы могут и задаваться и преподавателем, но они не требуют ответа и используются только для того, чтобы привлечь учащихся.
Рассуждающий метод в монолог преподавателя вводятся элементы рассуждения, логика выхода из вытекающих в силу особенностей построения материала

Слайд 16Диалогический метод
структура учебного материала остается такой же, как в

рассуждающем методе;
задаются информационные вопросы и к обсуждению широкого привлечения учащихся;
ученики

активно участвуют в постановке проблемы, выдвигают предположения, пытаются самостоятельно их доказать;
учебный процесс при этом происходит под контролем учителя, им самостоятельно ставится учебная проблема и осуществляется не столько помощь учащимся по нахождению ответов, сколько самостоятельная их констатация;
характеризуется возможность учащихся реализовать свою поисковую активность.
Диалогический метод структура учебного материала остается такой же, как в рассуждающем методе;задаются информационные вопросы и к обсуждению

Слайд 17Эвристический метод
учебный материал разбивается на отдельные элементы, в которых

преподавателем дополнительно ставятся определенные познавательные задачи, разрешаемые непосредственно учащимися;
педагогом ставятся

проблемы, которые предстоит решить, констатируется правильность тех или иных методов, которые уже в дальнейшем служат основой лишь для самостоятельной деятельности учащихся;
осуществляется имитация самостоятельного исследования учащимися, но в пределах руководства и помощи педагога.
Эвристический метод учебный материал разбивается на отдельные элементы, в которых преподавателем дополнительно ставятся определенные познавательные задачи, разрешаемые

Слайд 18Исследовательский метод
структура и последовательность подачи материала как в эвристическом

методе;
постановка вопросов осуществляется не вначале того или иного элемента изучения

проблемы, а уже по итогам ее самостоятельного рассмотрения учащимися;
деятельность учителя носит не направляющий характер, а оценочный, констатирующий;
деятельность учащихся приобретает самостоятельный характер, они дополнительно обучаются не только решать проблему, но и становятся способными ее выделить, осознать, сформулировать.
Исследовательский метод структура и последовательность подачи материала как в эвристическом методе;постановка вопросов осуществляется не вначале того или

Слайд 19Метод программированных действий
педагогом осуществляется разработка целой системы программированных заданий,

в которой каждое задание состоит из отдельных элементов (или «кадров»);
«кадры»

содержат часть изучаемого материала или определенной направленности, в рамках которого учащимся предстоит самостоятельно ставить и решать соответственные подпроблемы, урегулировать проблемные ситуации;
после изучения одного элемента учащийся, сделав самостоятельно соответствующие выводы, переходит к следующему, причем доступность следующего этапа определяется правильностью выводов, сделанных на предыдущем.
Метод программированных действий педагогом осуществляется разработка целой системы программированных заданий, в которой каждое задание состоит из отдельных

Слайд 20Возникновение проблемной ситуации
Проблемная ситуация порождается:
логикой учебного предмета;
логикой учебного процесса;
учебной

или практической ситуацией.
В первых двух случаях, как правило, они возникают

объективно, т.е. независимо от желания учителя.

Проблемные ситуации учитель создает преднамеренно,если ему известны общие закономерности их возникновения.
Возникновение проблемной ситуации Проблемная ситуация порождается:логикой учебного предмета;логикой учебного процесса;учебной или практической ситуацией.В первых двух случаях, как

Слайд 21Способы создания проблемных ситуаций
Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений,

фактов, внешнего несоответствия между ними.
Использование ситуаций, возникающих при выполнении учащимися

учебных задач, а также в процессе их обычной жизнедеятельности, то есть тех проблемных ситуаций, которые возникают на практике.
Поиск новых путей практического применения учащимися того ли иного изучаемого явления, факта, элемента знаний, навыка или умения.
Побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, порождающих противоречия между житейскими (бытовыми) представлениями и научными понятиями о них.
Способы создания проблемных ситуаций Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними.Использование ситуаций, возникающих

Слайд 22Способы создания проблемных ситуаций
Выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их

опытная проверка.
Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений,

теорий, порождающих проблемные ситуации.
Побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов на основе имеющихся знаний, что способствует иллюстрации недостаточности последних для объяснения всех особенностей обобщаемых фактов.
Ознакомление учащихся с фактами, приведшими в истории науки к постановке научных проблем.
Организация межпредметных связей с целью расширить диапазон возможных проблемных ситуаций.
Варьирование, переформулировка задач и вопросов.
Способы создания проблемных ситуацийВыдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка.Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и

Слайд 23Типы проблемных ситуаций
Недостаточность прежних знаний для объяснения нового факта

или прежних умений для решения новой задачи.
Необходимость использования, ранее усвоенные

ЗУНы в принципиально новых практических ситуаций.
Наличие противоречий между теоретически-возможным путем решения задачи и практической неосуществимости выбранного способа.
Наличие противоречий между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для его теоретического обоснования.
Типы проблемных ситуаций Недостаточность прежних знаний для объяснения нового факта или прежних умений для решения новой задачи.Необходимость

Слайд 24Правила создания проблемных ситуаций
Проблемные ситуации должны содержать посильное познавательное

затруднение.
Решение задачи, не содержащей познавательной затруднения, способствует только репродуктивному мышлению

и не позволяет достигать целей, которые ставит перед собой проблемное обучение.
С другой стороны, проблемная ситуация, имеющая чрезмерную для учеников сложность, не имеет существенных положительных последствий.
Правила создания проблемных ситуаций Проблемные ситуации должны содержать посильное познавательное затруднение.Решение задачи, не содержащей познавательной затруднения, способствует

Слайд 25Правила создания проблемных ситуаций
Хотя проблемная ситуация и имеет абстрактную ценность

для развития творческих способностей учащихся, но наилучшим вариантом является совмещение

с материальным развитием: усвоение новых знаний, умений, навыков.
Это служит непосредственным образовательным целям.
Благоприятствует мотивации учащихся, которые осознают, что их умения в итоге получат определенное выражение, более осязаемое, нежели повышение творческого потенциала.

Правила создания проблемных ситуацийХотя проблемная ситуация и имеет абстрактную ценность для развития творческих способностей учащихся, но наилучшим

Слайд 26Правила создания проблемных ситуаций
Проблемная ситуация должна вызывать интерес учащихся своей

необычностью, неожиданностью, нестандартностью.
Такие положительные эмоции как удивление, интерес служат благоприятным

подспорьем для обучения.
Правила создания проблемных ситуацийПроблемная ситуация должна вызывать интерес учащихся своей необычностью, неожиданностью, нестандартностью.Такие положительные эмоции как удивление,

Слайд 27Технологическая цепочка проблемного обучения
Создание проблемной ситуации.
Постановка учебной проблемы.
Поиск способов

решения.
Решение проблемы.

Технологическая цепочка проблемного обучения Создание проблемной ситуации.Постановка учебной проблемы.Поиск способов решения.Решение проблемы.

Слайд 28Способы создания проблемной ситуации

Способы создания проблемной ситуации

Слайд 29Этапы постановки учебной проблемы

Этапы постановки учебной проблемы

Слайд 30Этапы поиска способов решения

Этапы поиска способов решения

Слайд 31Этапы решения проблемы

Этапы решения проблемы

Слайд 32Прогнозируемый результат
умение мыслить логично, научно, диалектически, творчески;
способствование переходу знаний

в убеждения;
пробуждение интеллектуальных чувств (удовлетворенности, уверенности в своих возможностях);
пробуждение интереса

к научному знанию.
Прогнозируемый результат умение мыслить логично, научно, диалектически, творчески;способствование переходу знаний в убеждения;пробуждение интеллектуальных чувств (удовлетворенности, уверенности в

Слайд 33Благодарю за внимание!

Благодарю за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика