Слайд 2 «Учить – это все равно,
что бросать мысли в
почтовый ящик человеческого подсознания.
Вы знаете, когда они отправлены,
но
никогда не известно,
когда они будут получены и в каком виде»
Э. Ловелл
Слайд 3
Историческая справка
Впервые работа с
кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе
бизнеса в 1908 г.
В России данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года.
Слайд 4
casus (лат.)– запутанный необычный случай;
case (анг.) – портфель, чемоданчик.
Слайд 5Кейсы… Что это?
По технологии применения : способ решения сложных,
слабоструктурированных проблем, предполагающих использование творческого потенциала исследователя, ориентацию на инновацию.
Главный
акцент - развитие аналитического мышления, которое необходимо для выявления проблемы, ее формулировки принятия решения.
Слайд 6
Возможности кейс - технологии:
видеть проблемы;
понимать и использовать концепции
анализировать профессиональные
ситуации
оценивать альтернативы возможных решений
выбирать оптимальный вариант решения
составлять
план его осуществления
развивать мотивацию
развивать коммуникационные навыки и умения.
Слайд 7Определение
Гарвардской Школы Бизнеса
Метод обучения, при котором обучающиеся
и обучающие участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач.
Кейсы составлены в письменном виде и на опыте реальных людей. Кейсы читаются и обсуждаются, метод кейсов включает одновременно и особый вид учебного материала, и особые способы использования этого материала в учебном процессе.
Слайд 8Кейс-технология
Кейс-технология основана на предоставлении обучающимся информационных образовательных ресурсов в виде
специализированных наборов учебно-методических комплексов, предназначенных для самостоятельного изучения (кейсов) с
использованием различных видов носителей информации.
Доставка материалов обучающимся при этом осуществляется любыми приемлемыми для образовательного учреждения способами.
Существенная роль отводится организации очных занятий (консультаций) в составе группы обучающихся и индивидуально, проводимых специально подготовленным преподавателем – консультантом (тьютором).
Слайд 9Зачем? Для…
развития навыков структурирования информации и идентификации проблем;
освоения технологий выработки
управленческих решений различного типа (стратегических, тактических);
актуализации и критического оценивания
накопленного опыта в практике принятия решений;
эффективных коммуникаций в процессе коллективного поиска и обоснования решения;
разрушения стереотипов и штампов и организации поиска верного решения;
стимулирования инноваций за счет синергетики знаний — развитие системного, концептуального знания;
повышения мотивации на расширение базы теоретического знания для решения прикладных задач.
Слайд 11Метод инцидентов
В центре внимания находится процесс получения информации.
Цель метода — поиск
информации самим учеником, и – как следствие – обучение его
работе с необходимой информацией, ее сбором, систематизацией и анализом.
Слайд 12Метод разбора деловой корреспонденции
Метод основан на работе с документами и
бумагами, относящимися к той или иной организации, ситуации, проблеме.
Учащиеся получают
от преподавателя папки с одинаковым набором документов, в зависимости от темы и предмета.
Цель ученика — занять позицию человека, ответственного за работу с «входящими документами», и справиться со всеми задачами, которые она подразумевает.
Слайд 13Игровое проектирование
Цель — процесс создания или совершенствования проектов.
Участников занятия
можно разбить на группы, каждая из которых будет разрабатывать свой
проект.
Игровое проектирование может включать проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический.
Слайд 14Ситуационно-ролевая игра
Цель - в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую
историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки
и поведение участников игры.
Одна из разновидностей метода инсценировки — ролевая игра.
Метод дискуссии
Дискуссия — обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определёнными правилами процедуры.
К интенсивным технологиям обучения относятся групповые и межгрупповые дискуссии.
Слайд 15Кейс - стади
Этот метод отличается большим объемом материала, так как
помимо описания случая предоставляется и весь объем информации, которым могут
пользоваться ученики.
Основной упор в работе над случаем делается на анализ и синтез проблемы и на принятие решений.
Цель метода кейс-стади – совместными усилиями группы учащихся проанализировать представленную ситуацию, разработать варианты проблем, найти их практическое решение, закончить оценкой предложенных алгоритмов и выбором лучшего из них.
Слайд 16Виды кейсов
Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что
делает его более наглядным).
Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в последнее
время, но зависит от технического оснащения школы).
Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы. Его минус - ограничена возможность многократного просмотра искажение информации и ошибки).
Слайд 17Кейс дает возможность учителю использовать его на любой стадии обучения
и для различных целей.
Слайд 18Перед зачетом ученик может получить кейс-задание на дом, он должен
его проанализировать и принести отчет с ответами на поставленные вопросы.
Можно предложить кейс и прямо на зачете, но тогда он должен быть достаточно коротким и простым, для того чтобы уложиться в отведенное время.
Кейс – метод возможно использовать и в качестве экзаменов или зачетов
Слайд 19Пример кейса по математике
Интернет-провайдеры (компании, оказывающие услуги по подключению к
сети Интернет) предлагают клиентам выбрать вариант подключения (выгодный тарифный план).
Какую компанию выберут себе три постоянных клиента?
Для решения проблемы подготовлен кейс, в котором предложены информация о Интернет-провайдерах, информация о постоянных клиентах и их требованиях к тарифным планам Интернет-провайдеров. Учащиеся должны ознакомиться с предложенной информацией и, опираясь на нее, выбрать наиболее подходящего Интернет-провайдера для клиента и обосновать свой выбор.
Слайд 20Пример кейса по русскому языку
Выпускница прошлого года, Оля, очень серьёзно
готовилась к ЕГЭ по русскому языку: занималась с репетитором, решала
примеры тестов самостоятельно и т.д. Особую тревогу у неё вызывала часть С, и она еженедельно писала эссе на примере разных текстов, собирала и классифицировала возможные аргументы по разным темам. Оля планировала получить чуть более 70 баллов. На экзамене в тесте она сделала всего 4 ошибки в части А, а в части В – ни одной. Но за эссе получила 12 баллов из 21 возможного. Итог – 68 баллов. Почему? В части С Оле предлагался для анализа текст по проблеме, которая была ей незнакома, и выпускница не смогла представить достойных аргументов в защиту своей точки зрения
Слайд 21Пример кейса по литературе
Прочитайте рассказ Чехова «Смерть чиновника» и стихотворение
Пьера Жана Беранже «Знатный приятель» (перевод В. Курочкина).
Как утверждает статистика,
большинство современных юношей мечтают стать государственными чиновниками и много зарабатывать. Совместима ли работа чиновника и чувство собственного достоинства человека?
Слайд 22Условия эффективности
Что требуется от преподавателя?
Готовность
к:
формированию интегрированного межпредметного знания;
использованию методов активного обучения и приемов стимулирования
творческого мышления;
постоянному удержанию аудитории на пике напряженности, используя, в том числе и жесткий регламент обсуждения;
Что может помешать преподавателю?
отсутствие соответствующей подготовки;
боязнь потери контроля над учебным процессом в аудитории;
использование неприспособленных помещений;
использование очень длинных, старых и не относящихся к делу ситуаций или ситуаций без проблем;
чисто иллюстрационный подход к использованию ситуаций;
излишний догматизм.