Слайд 1Анализ современного урока
Презентация учителя начальных классов МБОУ «СОШ №
33 им.П.А.Столыпина» г.Энгельса
Снегирь Татьяны Валерьевны
Слайд 2Анализ современного урока
Анализ любого урока представляет собой комплексный подход, в
котором психологический, педагогический, содержательный, методический и предметный аспекты тесно взаимосвязаны.
Сам по себе анализ урока как процесс осознания и самопознания формирует у учителя аналитические способности, развивает интерес и определяет необходимость изучения проблем обучения и воспитания. Умение проводить наблюдения за сложными педагогическими явлениями, анализировать их, обобщать и делать научно обоснованные выводы, служит действенным средством совершенствования профессионально-педагогического мастерства
Современный урок — у рок , соответствующий нынешним требованиям подготовки конкурентоспособного выпускника.
Слайд 3Общие закономерности учебного процесса
Постановка целей зависит от уровня развития
и потребностей общества, его требований к процессам образования, воспитания и
развития личности.
Отбор содержания зависит от целей и задач обучения, от возрастных и индивидуальных возможностей школьников, от уровня развития теории и практики обучения.
Выбор методов зависит от задач и содержания обучения, от реальных учебных возможностей учащихся по их применению.
Формы организации обучения зависят от целей, содержания и методов обучения.
Активность учебной деятельности школьников зависит от наличия у них внутренних познавательных мотивов, а также от внешних (общественных, экономических, педагогических) стимулов.
Качество обучения зависит от взаимосвязанности процессов преподавания и учения.
Эффективность учебного процесса зависит от условий, в которых он протекает и взаимосвязанности всех закономерностей
Слайд 4Типы анализа урока
- полный - проводится с целью контроля за
качеством организации учебно-воспитательного процесса, для изучения стиля деятельности учителя, опыта
его работы;
краткий - отражает основные дидактические категории, с целью общей оценки его качества;
комплексный - предполагает всестороннее рассмотрение в единстве и взаимосвязи целей, содержания, методов и форм организации урока.
Применяется чаще при анализе нескольких уроков по одной теме, а также для обучения специалистов.
аспектный - используется при необходимости более глубокого рассмотрения какой-то одной стороны урока с целью выявления недостатков или установления эффективности отдельных приемов деятельности учителя.
Каждый из данных типов анализа урока может иметь виды: дидактический, психологический, воспитательный, методический, организационный.
Цели педагогического анализа могут быть различными, исходя из них применяется частичный анализ соответствующий какому-либо аспекту урока (общепедагогическому, психологическому и т.п.).
Слайд 5Общие критерии анализа урока
Результативность. Считается, что результативность урока зависит от
технологии его проведения, основанной на соблюдении основных правил организации учебного
процесса и чем качественнее технология, тем выше результат урока. Поэтому вся деятельность учителя и ученика должна осуществляться с учетом новейших психолого-педагогических достижений.
Слайд 6Основные пути повышения эффективности урока
постановка и решение познавательных, воспитательных
и развивающих задач;
оптимизация процесса обучения (выбор наиболее эффективного варианта для
данных условий на всех этапах обучения с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащихся);
стимулирование и формирование познавательных интересов учащихся;
применение активизирующих методов и средств обучения;
организация самодеятельности учащихся;
единство формирования знаний, умений и навыков как специальных, так и общих;
организация оперативной обратной связи;
формирование отношений сотрудничества учителя и учащихся; создание благоприятного психологического микроклимата;
интенсификация учебного процесса путем НОТ учителя и учащихся.
Слайд 7Структура урока
Одним из актуальных требований является нахождение оптимальных и
содержательных методов обучения.
Структура урока строится на основе дидактических целей,
с учетом содержания учебного материала, составом умственных и практических операций, осуществляемых в ходе учебной деятельности, психологических закономерностей и условий (состав группы, уровень подготовки, влияние сильных и дезорганизующих учеников
Слайд 8Активизация познавательной деятельности учащихся
Для эффективного усвоения знаний необходимо, чтобы учебный
материал стал предметом активных мыслительных и практических действий каждого ученика.
Закономерно,
что чем активнее познавательная деятельность обучаемого, тем выше эффективность усвоения. Поэтому преподавание специальных дисциплин должно опираться на методологический принцип деятельностного подхода и в процессе обучения необходимо формирование учебно-познавательной деятельности.
Слайд 9Уровни самоанализа урока
Эмоциональный - непроизвольный уровень, когда учитель чувствует удовлетворенность
или неудовлетворенность своей педагогической деятельностью.
Оценочный, когда оценивается соответствие результата
урока намеченному целям и плану.
Методический, когда анализируется урок с позиций существующих требований к уроку.
Рефлексивный, когда определяются причины и вытекающие из них последствия. Это высший уровень анализа, для осуществления которого необходимо привлечь психолого-педагогическую теорию.
Слайд 10Самоанализ урока
Это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие
с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить
конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным с учетом успехов и продвижения учащихся.
Слайд 11Основные требования к анализу урока
цель и задача анализа темы;
знание основ дидактики, психологии, методики, программ, нормативных требований и методических
рекомендаций;
умение выделять позиции и показатели, по которым необходимо анализировать свой урок;
характеристика особенностей учащихся и их учет в работе на уроке;
обоснование образовательных, воспитательных и развивающих задач урока;
обоснованность намеченного плана урока, его типа, структуры, содержания, методов и средств;
психологическая и педагогическая оценка системы учебных задач, заданий и упражнений, выполняемых учащимися на уроке;
оценка развития самостоятельности мышления учащихся на различных этапах урока;
выполнение намеченных задач урока;
оценка педагогической целесообразности действий и фактов на уроке;
умение показать взаимосвязь этапов урока и оценить их;
удовлетворенность (неудовлетворенность) проведенным уроком (или его отдельными этапами);
намечаемые меры по устранению недостатков
Слайд 12Самоанализ урока
Оценка общей структуры урока
Реализация основной дидактической цели
урока
Осуществление развития учащихся в процессе обучения
Воспитание в процессе
урока.
Соблюдение основных принципов дидактики
Работа учителя на уроке
Работа учащихся на уроке
Слайд 13Диагностическая карта
1. Анализ дидактических категорий
Умение педагога формулировать цель,
основные задачи
Слайд 14Цели:
Обучающая: систематизировать знания
Развивающая: способствовать формированию коммуникативных навыков
Слайд 15Средства обучения
Отбор:
адекватных целей
методов,
приемов,
средств обучения
(Дидактическая обработка
материала)
Словесные,
наглядные,
репродуктивные,
частично -поисковые.
Методы контроля, самоконтроля
Слайд 16Самостоятельная творческая деятельность учащихся
Система опережающих заданий, организация ролевой игры.
Создание условий для самостоятельной познавательной деятельности: определение тем самостоятельной, индивидуальной
работы по изученному материалу
Слайд 17Методы обучения цели и задачи урока
Использование учащимися плана повторения
и его важности, внесение в этот план элементов нового.
Слайд 18Развитие познавательных интересов
Проблемное изложение материала (самими учащимися), рассчитанное на
вовлечение всех в познавательную деятельность в условиях словесного обучения. Учащиеся
включаются в сферу научно- доказательного поискового мышления.
Слайд 19Реализация педагогом воспитательной функции урока
Реализовано формирование гражданской зрелости, зафиксировано
личностное отношение к изучаемому материалу
Слайд 20Вариативность использования способов, приемов и средств
Обеспечена в соответствии с
типом и видом урока
Слайд 21Умение вывести учебную ситуацию на поиск путей совершенствования (решения, ответа
)
Через работу экспертных групп учащихся, которым предоставлялось слово в процессе
большого диалога.
Слайд 22Обучение умениям самообразования
Через методы самостоятельной познавательной деятельности (наблюдение, работа
по образцу, работа с книгой).
Слайд 23Преемственность в развитии учебных и исследовательских умений
Совершенствование учебных умений
и навыков :
Изложение
Логика
Рассуждение
Аргументированность
Слайд 24Методика проблемного обучения
Учитель владеет методами проблемного обучения, наиболее полно решающего
задачи развития учащихся.
Слайд 25Методикой исследовательского обучения
Эвристический метод и частично -поисковый готовят учащихся
к исследовательской работе на более высоком уровне.
Учитель овладевает исследовательскими
методами.
Слайд 26Учебный процесс
На этом построен урок
Слайд 27Вопросы для самоконтроля
Для чего необходим учителю самоанализ урока?
Назовите основные
требования к современному уроку.
По каким аспектам можно проводить анализ
урока?
Назовите основные критерии оценки эффективности урока.
Слайд 28Литература
Зотов Ю.Б. Организация современного урока /Под ред. П.И.Пидкасистого, М.,
2004.
Ильина Т.А. Педагогика. Курс лекций. М., 2004.
Кириллова Г.Д.
Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. М., 2000.
Культура современного урока /Под ред. Н.Е.Щурковой. - М., 2004.
Махмудов М.И. Современный урок 2-е изд.. - М., 2005.
Омищук В.А. Урок в современной школе. - М., 2005.
Селевко Г.К. тестовый аспектный анализ урока. - М., 2006.