Слайд 1Основы программирования
ФИСТ 1 курс
Власенко
Олег
Федосович
Лекция 5
Цикл while. Enum.
Обработка нажатия
клавиши. Таймер.
Делаем простую игру - 2.
Слайд 2«Полет самолета» - координаты и отрисовка
// ГЛОБАЛЬНЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ – координаты
самолета
int plane_x = 0;
int plane_y = 100;
// Функция отрисовки самолета
void DrawPlane(HDC hdc) {
MoveToEx(hdc, plane_x + 50, plane_y, NULL);
LineTo(hdc, plane_x - 50, plane_y);
LineTo(hdc, plane_x - 70, plane_y - 20);
MoveToEx(hdc, plane_x - 50, plane_y + 30, NULL);
LineTo(hdc, plane_x, plane_y);
LineTo(hdc, plane_x - 50, plane_y - 30);
}
Слайд 3«Полет самолета» - вызов отрисовки
LRESULT CALLBACK WndProc(HWND hWnd, UINT message,
WPARAM wParam, LPARAM lParam)
{
switch (message)
{
…
case WM_PAINT:
{
PAINTSTRUCT
ps;
HDC hdc = BeginPaint(hWnd, &ps);
// TODO: Добавьте сюда любой код прорисовки
DrawPlane(hdc);
EndPaint(hWnd, &ps);
}
break;
Слайд 4Ручное изменение высоты самолета
case WM_KEYDOWN:
switch (wParam)
{
case VK_UP:
plane_y -= 20;
InvalidateRect(hWnd, NULL,
TRUE);
break;
case VK_DOWN:
plane_y += 20;
InvalidateRect(hWnd, NULL, TRUE);
break;
}
break;
Слайд 5Timer – автоматический полет самолета (!!!)
LRESULT CALLBACK WndProc(HWND hWnd, UINT
message, WPARAM wParam, LPARAM lParam)
{
switch (message)
{
…
case
WM_CREATE:
SetTimer(hWnd, 1, 100, 0);
break;
case WM_TIMER:
plane_x += 20;
InvalidateRect(hWnd, NULL, TRUE);
break;
Слайд 6Enum: Перечисления (Перечисляемый тип)
Перечисление состоит из набора именованных целочисленных констант.
Синтаксис
enum
identifier { enumerator-list }
https://msdn.microsoft.com/ru-ru/library/whbyts4t.aspx
Пример
enum cardsuit { CLUBS, DIAMONDS, HEARTS, SPADES
};
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B8%D1%81%D0%BB%D1%8F%D0%B5%D0%BC%D1%8B%D0%B9_%D1%82%D0%B8%D0%BF
Слайд 7Enum: Перечисления (Перечисляемый тип)
Состояния самолета
enum State {
IN_STOCK,
IN_FLIGHT,
DESTROYED
};
State plane_state = IN_FLIGHT;
Слайд 8Цикл с предусловием while
while (Условие) {
Действие;
}
Слайд 9Задача: ввести число. Найти сумму его цифр.
Ввод:
34
Вывод:
7
Ввод:
1023
Вывод:
6
Ввод:
9876
Вывод:
30
Слайд 10Задача: ввести число. Найти сумму его цифр.
Слайд 11Задача: ввести число. Найти сумму его цифр.
void main() {
int number;
scanf("%d",
&number);
int s = 0;
// Вычисляем сумму цифр
while (number > 0)
{
// остаток от деления на 10 это последняя
// цифра числа. Например: 129 % 10 = 9
int digit = number % 10;
// к сумме добавляем только что полученную цифру
s = s + digit;
// отбрасываем последнюю цифру числа
// Например: 129 / 10 = 12
number = number / 10;
}
printf("s=%d\n", s);
}
Слайд 12Задача: ввести число. Найти сумму его цифр.
ТРАССИРОВКА!
Ввод:
10235
Вывод:
11
Слайд 14Константы и подключаемые файлы
// Lection6_1.cpp: определяет точку входа для
приложения.
//
#include "stdafx.h"
#include "Lection6_1.h"
#define _USE_MATH_DEFINES
#include
#define MAX_LOADSTRING 100
// Глобальные переменные:
HINSTANCE hInst;
WCHAR szTitle[MAX_LOADSTRING];
WCHAR szWindowClass[MAX_LOADSTRING];
Слайд 15Функция WndProc (1)
LRESULT CALLBACK WndProc(HWND hWnd, UINT message, WPARAM wParam,
LPARAM lParam)
{
switch (message)
{
…
case WM_CREATE:
SetTimer(hWnd, 1, 100, 0);
break;
case WM_TIMER:
CheckContact();
MovePlane();
MoveBullet();
InvalidateRect(hWnd, NULL, TRUE);
break;
Слайд 16Функция WndProc (2)
case WM_PAINT:
{
PAINTSTRUCT ps;
HDC hdc = BeginPaint(hWnd, &ps);
// TODO:
Добавьте сюда любой код …
DrawPlane(hdc);
DrawCannon(hdc);
DrawBullet(hdc);
EndPaint(hWnd, &ps);
}
break;
Слайд 17Функция WndProc (3)
case WM_KEYDOWN:
switch (wParam)
{
case VK_LEFT:
MoveCannonLeft();
InvalidateRect(hWnd, NULL, TRUE);
break;
case VK_RIGHT:
MoveCannonRight();
InvalidateRect(hWnd, NULL,
TRUE);
break;
case VK_RETURN:
ShotCannon();
InvalidateRect(hWnd, NULL, TRUE);
break;
}
break;
…
Слайд 18Модель (глобальные данные) (1)
// Глобальные переменные:
…
// самолет-мишень
int plane_x = 0;
int
plane_y = 100;
int plane_vx = 10;
int plane_vy = 0;
//int plane_state
= 1; // 1 - in flight, 2 - destroyed
enum State {
IN_STOCK,
IN_FLIGHT,
DESTROYED
};
State plane_state = IN_FLIGHT;
Слайд 19Модель (глобальные данные) (2)
// пуля
int bullet_x = 430;
int bullet_y =
445;
int bullet_vx = 0;
int bullet_vy = 0;
//int state = 0;
// 0 - in stock, 1 - in flight, 2 - destroyed
State bullet_state = IN_STOCK;
Слайд 20Модель (глобальные данные) (3)
// зенитное орудие
double alpha = M_PI *
3.0 / 2.0; // направление стрельбы - СТРОГО ВВЕРХ
Слайд 21Зенитное орудие - отрисовка
void DrawCannon(HDC hdc) {
HPEN hPen = CreatePen(PS_SOLID,
3, RGB(0, 0, 255));
SelectObject(hdc, hPen);
MoveToEx(hdc, 400, 450, NULL);
LineTo(hdc, 600, 450);
Arc(hdc,
450, 400,550, 500, 550,450, 450, 450);
int r1 = 50;
int r2 = 70;
int x1 = 500 + (int)(cos(alpha) * r1);
int x2 = 500 + (int)(cos(alpha) * r2);
int y1 = 450 + (int)(sin(alpha) * r1);
int y2 = 450 + (int)(sin(alpha) * r2);
MoveToEx(hdc, x1, y1, NULL);
LineTo(hdc, x2, y2);
}
Слайд 22Зенитное орудие - управление
void MoveCannonRight() {
if (alpha < M_PI *
1.95)
alpha += M_PI / 20;
}
void MoveCannonLeft() {
if (alpha > M_PI
* 1.05)
alpha -= M_PI / 20;
}
Слайд 23Зенитное орудие - выстрел
void ShotCannon() {
if (bullet_state != IN_STOCK)
return;
int r2
= 70;
int x2 = 500 + (int)(cos(alpha) * r2);
int y2
= 450 + (int)(sin(alpha) * r2);
int vr = 10;
int vx = (int)(cos(alpha) * vr);
int vy = (int)(sin(alpha) * vr);
bullet_x = x2;
bullet_y = y2;
bullet_vx = vx;
bullet_vy = vy;
bullet_state = IN_FLIGHT;
}
Слайд 24Самолет - отрисовка
void DrawPlane(HDC hdc) {
HPEN hPen = NULL;
if (plane_state
== IN_FLIGHT)
hPen = CreatePen(PS_SOLID, 10, RGB(255, 0, 0));
if (plane_state ==
DESTROYED)
hPen = CreatePen(PS_SOLID, 10, RGB(255, 255, 0));
SelectObject(hdc, hPen);
MoveToEx(hdc, plane_x + 50, plane_y, NULL);
LineTo(hdc, plane_x - 50, plane_y);
LineTo(hdc, plane_x - 70, plane_y - 20);
MoveToEx(hdc, plane_x - 50, plane_y + 30, NULL);
LineTo(hdc, plane_x, plane_y);
LineTo(hdc, plane_x - 50, plane_y - 30);
}
Слайд 25Самолет – проверка попадания в
int InsidePlane(int plane_x, int plane_y, int
x, int y) {
if (x < plane_x - 50)
return 0;
if
(x > plane_x + 50)
return 0;
if (y < plane_y - 20)
return 0;
if (y > plane_y + 20)
return 0;
return 1;
}
Слайд 26Самолет – перемещение и уничтожение
void MovePlane() {
plane_x += plane_vx;
plane_y +=
plane_vy;
}
void DestroyPlane() {
plane_state = DESTROYED;
}
Слайд 27Пуля – отрисовка, перемещение и уничтожение
void DrawBullet(HDC hdc) {
if (bullet_state
== DESTROYED)
return;
HPEN hPen = CreatePen(PS_SOLID, 3, RGB(0, 255, 0));
SelectObject(hdc, hPen);
Ellipse(hdc,
bullet_x - 3, bullet_y - 3, bullet_x + 3, bullet_y + 3);
}
void MoveBullet() {
bullet_x += bullet_vx;
bullet_y += bullet_vy;
}
void DestroyABullet() {
bullet_state = DESTROYED;
}
Слайд 28Пуля – проверка контакта пули и самолета
void CheckContact() {
if (bullet_state
== IN_FLIGHT
&& InsidePlane(plane_x, plane_y, bullet_x, bullet_y)) {
DestroyPlane();
DestroyABullet();
}
}
Слайд 30Домашнее задание
Собрать и заставить работать код
А) Отрисовки самолета
Б) Ручного
управления перемещением
В) перемещения самолета по таймеру
*** Собрать игрушку из того,
что есть в слайдах
*** Поиграться с получившимся кодом – изменить параметры, добавить функционал
Слайд 31Источники информации
Virtual-Key Codes - https://msdn.microsoft.com/ru-ru/library/windows/desktop/dd375731%28v=vs.85%29.aspx
Работа с таймером - http://frolov-lib.ru/books/bsp.old/v11/ch7.htm
Google.com