Слайд 1ОСНОВЫ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ
«Чем больше вы скажете, тем меньше люди запомнят».
Ф.
Фенелон
Слайд 2ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Публичное выступление является одним из видов делового общения, в основе
которого лежат правила и принципы построения речи и ораторского мастерства
Слайд 3ЦЕЛИ ОРАТОРА
представить аудитории информацию по какой-либо проблеме;
передать свои эмоции, которые
у него возникают при передачи соответствующего материала.
Слайд 5Предварительная отработка риторических навыков
выступление перед виртуальными (мысленно представляемыми) слушателями с
предварительным определением для себя заданной тематики и состава аудитории;
отработка терминологии,
понятийного аппарата, который используется в профессиональной деятельности и соответствует теме выступления;
использование аудио- и видеоаппаратуры для записи собственного выступления и проработки недочетов с целью их исправления
в будущем.
Слайд 6Непосредственная подготовка к выступлению
вступление, в котором отражается основная идея и
проводится подготовка слушателей к рассмотрению проблемы;
краткая история или освещение состояния
вопроса по рассматриваемой проблеме;
основные тенденции развития проблемы;
накопленный опыт (положительный или отрицательный) решения рассматриваемой проблемы;
заключение с выводами и предложениями по решению проблемы.
Слайд 7Преимущества устной речи
интонационная наполненность, возможность варьирования тональности выступления;
голосовое выделение ключевых
фраз, главных мыслей, акцентирование внимания слушателей на определенных моментах, важных
для восприятия материала;
использование различных стилистических приемов и коммуникационных эффектов для повышения выразительности выступления и т. д.
Слайд 8Поведение во время выступления
Манера поведения не должна отвлекать слушателей от
целостного восприятия представляемого материала.
Она должна органично сочетаться с проблематикой
рассматриваемого вопроса, позволять осуществлять оперативную
корректировку сообщения,
соответствовать уровню
собравшейся аудитории,
ее социальному статусу.
Слайд 9Принципы речевого воздействия
Слайд 10ПРИЕМЫ ДОСТУПНОСТИ
Сравнения служат одной цели — сделать более ясными и
убедительными те мысли, к которым они имеют непосредственное отношение.
Пример —
наиболее эффективный и доходчивый прием речи. При его помощи удается «приблизить» предмет к слушателю. Основное качество примера — конкретность.
Слайд 13ОРГАНИЗАЦИЯ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ
Публичное выступление — это возможность заявить о себе,
обратить на себя внимание, и от того, насколько удачно это
пройдет,
во многом зависят
авторитет, ролевой
статус в организации,
возможности
дальнейшего
служебного развития
выступающего.
Слайд 14ЭТАПЫ И СТАДИИ
ПОДГОТОВИ-ТЕЛЬНЫЙ
ВЫСТУПЛЕНИЕ
ЗАВЕРША- ЮЩИЙ
- Выступление
- Изучение состава аудитории
- Составление плана
выступления
- Сбор и обработка материала
- Основная часть
- Заключение
- + /
-
- Анализ выступления
- Текстовое письменное оформление выступления
- Репетиция доклада
Слайд 15I этап. Подготовительный
при подготовке к выступлению на каждую минуту речи
приходится от 15 до 20 минут, которые в целом затрачиваются
на выбор темы, изучение состава аудитории, составление плана выступления, сбор и обработку полученной информации, письменного оформления выступления, а также на репетицию доклада.
Слайд 16I этап. Подготовительный
Продумывание и выбор темы заключается в определении главного
тезиса или идеи выступления.
Выступлению важно найти четкое название, которое
должно отвечать двум требованиям:
отражать его суть, т. е. в лаконичной форме выражать основную идею выступления,
носить рекламный характер: привлекать внимание, затрагивать интерес тех, для кого оно предназначено.
Слайд 17I этап. Подготовительный
Изучение состава аудитории заключается в сборе информации о
социальном составе слушателей, их осведомленности в рассматриваемом вопросе, чем можно
заинтересовать аудиторию,
как выступление
соотносится с проблемами
слушателей.
Слайд 18I этап. Подготовительный
Составление плана выступления предполагает разработку перечня вопросов, подлежащих
рассмотрению.
Существуют простые и сложные планы выступлений.
На подготовительном этапе
более удобен сложный план, включающий основные разделы выступления, а также пункты и подпункты, на которые разбиваются основные разделы.
Слайд 19I этап. Подготовительный
Сбор и обработка материала осуществляется в соответствии с
предварительно разработанным планом, но при этом приводит к определенной корректировке
и окончательной редакции составленного плана.
Слайд 20I этап. Подготовительный
Текстовое письменное оформление выступления, которое может быть представлено
в следующих видах:
полный текст,
конспект,
тезисы,
план,
рассыпной конспект
Структура
доклада должна состоять из вступления, основной части и заключения.
Слайд 21I этап. Подготовительный
Вступление должно включать
название доклада,
объяснение цели
расшифровку содержания
доклада
Во введении также необходимо четко сформулировать главную идею выступления.
Слайд 22I этап. Подготовительный
Основная часть содержит
обоснование раскрытия главной идеи выступления,
освещает состояние вопроса по заявленной теме,
основные тенденции ее развития.
Слайд 23I этап. Подготовительный
Заключение подводит итоги выступлению. В заключении можно использовать
один из следующих способов:
Выполнить обзор доклада.
Представить выводы, особые доказательства и
предложения.
Сделать акцент на основном вопросе выступления.
Слайд 24I этап. Подготовительный
При разработке выступления рекомендуется примерное распределение времени:
на
вступление 10-15%,
на основную часть 60-65%,
на заключение 20-30% от
всего времени выступления
Слайд 25I этап. Подготовительный
Репетиция доклада заключается в освоении написанного полного текста
речи, конспекта, тезисов и т. д.
Необходимо заранее прочитать заготовленный
текст, освоить его, что позволит во время выступления отрываться от записей и обращать внимание на слушателей, замечая их состояние и реакцию.
Следует использовать средства повышения выразительности выступления.
Слайд 26II этап. Выступление
Основано на установлении контакта выступающего со слушателями,
интересная
тема выступления
продуманная смысловая структуризация.
Основные и непременные требования к
публичному выступлению — понятность языка и правильность речи.
Понятность языка выступления зависит от множества факторов: словарного состава, длины предложений, сложности речи, насыщенности ее специальными терминами, иностранными словами, абстрактными выражениями и т. д.
Слайд 27II этап. Выступление
Слова-паразиты делают речь аморфной, отбирают у нее силу
и эмоциональность.
Умеренное использование штампов вполне уместно, так как совместная
трудовая деятельность людей формирует общие для них стереотипы мышления.
Использование соответствующих штампов позволяет сэкономить время на передачу информации и ее восприятие.
Слайд 28II этап. Выступление
Использование же в выступлении канцеляризмов нежелательно,
например: «Все,
нижеперечисленные работники...»,
«В ответ на заявление...»,
«В целях повышения производительности
труда...»
Недопустимо использовать в выступлении жаргонные выражения или русские новообразования от иностранных слов,
например, «комп» — от слова компьютер, «емеля», «мыло» — понятие электронной почты в глобальной компьютерной сети Интернет.
Использование основных коммуникационных эффектов и принципов деловой риторики, понятность языка и правильность речи оратора всегда приводит к положительному результату и позволяет эффективно достигнуть основной цели.
Слайд 29III этап. Завершающий
Включает анализ выступления.
необходимо осмыслить положительные и отрицательные
стороны выступления,
уяснить недостатки,
промахи, недоработки
дать общую оценку проведенного
публичного выступления.
В завершение анализа следует выяснить, был ли эмоциональный контакт с аудиторией, достигло ли выступление цели, которая была перед ним поставлена, и т. д.