Слайд 1
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В
ГОСУДАРСТВЕННОМ
И МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ
Слайд 2
Лекцию читает
профессор
БОБРОВА
ЛЮДМИЛА ВЛАДИМИРОВНА
lvbobr@mail.ru
Слайд 3ПРОГРАММА РАБОТЫ
1. Изучение теоретических разделов.
2. Лабораторные работы и практические занятия.
3. Зачет
Слайд 4РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Боброва Л.В. Информационно-аналитические технологии в
государственном и муниципальном управлении: электронный ресурс. – СПб: НОИР, 2016.
2. Информационные технологии в экономике и управлении. 2-е изд., пер. и доп. Трофимов В.В.,ред, Юрайт, 2015
3. Таха Х.А. Введение в исследование операций. - М.: – Вильямс, 2008.
Слайд 5 1.ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ЗАДАЧАХ
Слайд 6Текущий этап развития информационных технологий называют информационной революцией.
Это уже четвертая
информационная революция:
Первая – изобретение письменности (пять-шесть тысячелетий назад в Месопотамии);
Вторая
–изобретение книги (Китай, примерно в 1300 году до Рождества Христова);
Третья - изобретение печатного станка Иоганном Гутенбергом (1450 1455 гг).
Слайд 7 После повсеместного распространения компьютеров в центре внимания информационных
технологий находились данные — их сбор, хранение, передача и представление.
50 лет в аббревиатуре ИТ, обозначающей информационные технологии, главной была буква Т (технологии).
Новая информационная революция перенесла центр тяжести на И (информационные).
Революционные изменения происходят в концепциях.
Слайд 81.1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ – ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
Слайд 9
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ СТРУКТУРА
КАДРОВАЯ СТРУКТУРА
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА
МАРКЕТИНГОВАЯ СТРУКТУРА
Информационная структура
Обеспечивает работу всех
других структур
Слайд 111.2. ОБРАБОТКА ДАННЫХ СРЕДСТВАМИ ЭЛЕКТРОННЫХ ТАБЛИЦ
Слайд 121.2.1. Базы данных в Excel
База данных – такой способ организации
данных для хранения большого объема информации (например, библиотечный каталог, телефонный
справочник, экзаменационная ведомость), что найти нужную информацию можно легко и быстро.
Слайд 13 Информационно-поисковая система имеет в своем составе две компоненты:
база данных
(БД);
система управления базой данных (СУБД).
В терминологии электронных таблиц
(ЭТ) база данных – набор записей, то есть список.
Слайд 14 Рассмотрим фрагмент БД - Экзаменационная ведомость студентов нескольких специальностей разных
форм обучения, сдающих экзамен по информатике
Слайд 15Для сортировки и отбора информации в БД Excel служит меню
Сортировка и фильтр на ленте Главная
В MS Office 2003 команды:
Данные – Сортировка
и
Данные - Фильтр
Слайд 16 В Ms Office 2007 и 2010 удобно также пользоваться меню
Сортировка и Фильтр на ленте Данные
Слайд 171. Отсортируем информацию по полю Факультет (по возрастанию):
1.1. Выделить диапазон
Е1:Е16;
1.2. Сортировка и фильтр – Сортировка от А до Я;
1.3.
В появившемся диалоговом окне выбрать
Слайд 192. Отсортируем информацию по полю Специальность (по возрастанию):
2.1. Выделить диапазон
F1:F16;
2.2. Сортировка и фильтр – Сортировка от А до Я;
2.3.
В появившемся диалоговом окне выбрать
Слайд 213. Отсортируем информацию по трем полям:
2.1. Выделить диапазон А1:G16;
2.2. Данные
– Сортировка;
2.3. В появившемся добавлять уровни:
Слайд 23Представлена таблица базы данных «Кадры». Произведена сортировка в порядке возрастания
по году рождения. Укажите порядковый номер записи для Василюка.
a. 1
b.
2
c. 6
d. 7
Самостоятельная работа 1
Слайд 24В базе данных произведена сортировка в порядке возрастания по окладу.
Укажите порядковый номер записи для Макарова.
a. 1.
b. 5. c. 6. d. 3
Самостоятельная работа 2
Слайд 25Укажите порядок сортировки данных:
a. По Форме обучения.
b. По Факультетам
c.По
разделам.
d. По фамилиям.
е. Не сортировалось.
Ответы:
a, b, c.
b, c, d.
3. f,
c, e.
4. f, b. c, d, e.
5. d, b, e.
Самостоятельная работа 3
Слайд 26
Фильтры позволяют в удобной для пользователя форме отбирать нужные записи
из списка,
при этом остальные записи просто скрываются (не пересортировываются).
Отбор нужной информации в базах данных называется Фильтрацией.
Exсel владеет двумя видами фильтрации:
автофильтр;
расширенный фильтр.
Слайд 27Для фильтрации данных:
Выделить весь диапазон БД, ячейки А1:G16.
Выполнить команды Данные
– Фильтр.
В строке заголовка появляются кнопки раскрытия списка:
Слайд 28 Предположим, нужно отфильтровать список студентов-заочников:
Щелкнуть по кнопке раскрытия списка Форма
обучения.
Снять флажок вечерней формы обучения В – Ок.
Пример 1
Слайд 30Для организации расширенного фильтра:
1. Создаем диапазон условий (строки 18 и19).
Слайд 312. Выполнить команды Данные – Фильтр – Дополнительно.
3. В открывшемся
диалоговом окне ввести адреса БД и диапазона условий:
Слайд 32Результат фильтрации
Исходные
данные
Слайд 33Результат фильтрации
Пример 2
Исходные
данные
Слайд 34Укажите, сколько записей останется в таблице после применения расширенного фильтра
(ячейки Е19:F20):
a. 1 b. 14 c. 10
d. 4
Самостоятельная работа 4
Слайд 35Укажите, «№ пп» записей, которые останутся в таблице после применения
расширенного фильтра (ячейки Е19:F20)
a. 9, 14
b. 3, 6 c. 14, 15 d. 12, 14
Самостоятельная работа 5
Слайд 36Укажите, сколько записей останется в таблице после применения расширенного фильтра
(ячейки E19:F20)
а. 6 в. 13
с. Все d. 11
Слайд 371.2. Подведение промежуточных итогов
При работе со списками команда: вкладка Данные,
группа Структура, кнопка Промежуточные итоги
быстро создает промежуточные итоги по
выбранным категориям
Слайд 38Подведение итогов (расчет средних значений оценок) по факультетам с данными
по каждому направлению
Получен самый низший, наиболее подчиненный уровень, который состоит
из детальных строк в каждой группе.
Переход к более высокому уровню осуществляется щелчком по знаку «минус» в левой части окна.
Слайд 39Подведение итогов по факультетам
Подведение итогов по всей ведомости
Слайд 401.3. Консолидация рабочих таблиц
Если размещение
информации во всех таблицах одинаково, то говорят о консолидации по
позиции.
В случае, когда размещение информации не идентично, то можно объединить данные по заголовкам строк и/или столбцов. Такая консолидация называется консолидацией по категориям.
Под термином консолидация подразумевается ряд стандартных операций с несколькими рабочими таблицами и рабочими книгами.
Слайд 41Пример
Пусть на разных листах рабочей таблицы представлены отчеты о продаже
товаров за три месяца различными филиалами фирмы.
Необходимо построить диаграмму,
показывающую изменение объема продаж изделий фирмой по месяцам.
Слайд 43 Как видно, списки включенных в таблицы товаров, а также порядок
перечисления в них различны.
Способ размещения информации в этих рабочих
таблицах не одинаков.
Поэтому для получения итоговых данных о продаже изделий фирмой по месяцам, необходимо выполнить консолидацию по категории.
Слайд 44 Для объединенного анализа данных необходимо создать новый рабочий
лист, где должны размещаться результаты консолидации. Выполним команду:
Данные / Консолидация:
Слайд 45 Опции в окне Консолидация
Подписи верхней строки и Значения левого
столбца - подбор данных по заголовкам.
Для того, чтобы консолидация была
по категориям, установим опцию Создавать связи с исходными данными.
Слайд 46 В результате Excel создаст структуру, содержащую внешние ссылки.
Слайд 481.4.Создание сводной таблицы
Сводные таблицы применяются для группировки, обобщения и анализа
данных, находящихся в списках Microsoft Excel.
Этот режим дает возможность объединения
данных из нескольких диапазонов одной таблицы, нескольких листов рабочей книги или даже из нескольких рабочих книг.
Слайд 49 Пример: Создать сводную таблицу для каждого исполнителя и стоимость выполненных
работ.
Слайд 50Выполнить команды:
Данные – Сводная таблица – шаг 1
Слайд 52Шаг 3 – указание диапазона для консолидации
Слайд 53Шаг 4 – выбор размещения сводной таблицы
Слайд 55Сводная таблица после редактирования
Слайд 61Отбор записей в сводной диаграмме