Слайд 1ОСНОВЫ ТЕОРИИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ
Дубынина Анна Валерьевна,
к.э.н., доцент кафедры
«Экономика и
финансы»
Слайд 2План темы
Совокупный спрос и факторы, влияющие на него
Совокупное предложение и
факторы воздействующие на него
Макроэкономическое равновесие
Потребление и сбережения: взаимосвязь и различия.
Факторы влияющие на потребление и сбережения
Инвестиции, их виды и факторы, влияющие на них
Мультипликатор и акселератор инвестиций
Слайд 31. СОВОКУПНЫЙ СПРОС И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА НЕГО
Слайд 4Совокупный спрос (англ. agregate demand, AD) – общая сумма планируемых расходов
всех экономических субъектов (домашних хозяйств, государства, бизнеса, иностранных резидентов) на
приобретение конечных товаров и услуг
Слайд 5AD = С + G + I + Xn,
C –
совокупный спрос домохозяйств
G – спрос на товары и услуги со
стороны государства
I – спрос на капитальное оборудование со стороны бизнеса
Xn – чистый экспорт
Слайд 6 Совокупный спрос находится в обратной зависимости от уровня цен:
более высокие цены сокращают совокупный спрос на товары и услуги
более низкие цены увеличивают совокупный спрос на товары и услуги
Слайд 8Обратная зависимость совокупного спроса от уровня цен объясняется тремя макроэкономическими
эффектами:
Эффект процентной ставки (эффект Кейнса)
Эффект реального богатства (эффект
Пигу)
Эффект импортных закупок (эффект Манделла-Флеминга)
Слайд 9Ценовые факторы (изменение уровня цен) показывают движение вдоль кривой совокупного
спроса (AD)
Слайд 10Неценовые факторы смещают кривую совокупного спроса либо вправо (AD1), когда
совокупный спрос увеличивается, либо влево (AD2), когда он уменьшается
Слайд 11Неценовые факторы, влияющие на совокупный спрос
Слайд 12Потребительские расходы
Доходы потребителей
Налоги с населения
Ожидания потребителей
Задолженность потребителей
Слайд 13Государственные расходы
Рост (уменьшение) государственных расходов на различные цели
увеличивает (уменьшает) совокупный спрос
Слайд 14Инвестиционные расходы
Процентная ставка
Налоги на бизнес
Ожидаемая прибыль
от инвестиционного проекта
Новые технологии
Слайд 15Чистый экспорт
Курс национальной валюты
Национальный доход зарубежного партнера
Слайд 16Шоки совокупного спроса
Резкие изменения совокупного спроса, которые приводят к
отклонению объема производства и уровня занятости от потенциального уровня
Могут
возникать вследствие резких колебаний инвестиционного и потребительского спроса и т.д.
Слайд 172. СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ФАКТОРЫ, ВОЗДЕЙСТВУЮЩИЕ НА НЕГО
Слайд 18Совокупное предложение
(англ. agregate supply, AS) –общее количество товаров и услуг,
которое может быть предложено при разных уровнях цен
Слайд 19 Совокупное предложение находится в прямой зависимости от уровня цен:
более высокие цены стимулируют производство товаров и их предложение
более
низкие цены сокращают производство и предложение товаров
Слайд 20AS
2
3
Qf
совокупная производственная мощность
1
1 – кейнсианский отрезок
3 – промежуточный отрезок
2 –
классический отрезок
Слайд 21Горизонтальный (кейнсианский) отрезок кривой совокупного предложения
1. Состояние спада в экономике:
неполная загрузка производственных мощностей
массовая безработица
малоподвижные цены на товары,
услуги, экономические ресурсы
2. Рост производства может произойти без изменения цен на товары и услуги за счет вовлечения в производство незагруженных мощностей
Слайд 22Восходящий (промежуточный) отрезок кривой совокупного предложения
1. Состояние подъема в экономике:
происходит все более полное вовлечение ресурсов в производство
рост цен,
заработной платы
2. Рост производства происходит за счет расширения совокупного спроса на товары и услуги и увеличения цен
Слайд 23Вертикальный (классический) отрезок кривой совокупного предложения
1. Перегретое состояние экономики:
экономические
ресурсы полностью использованы
2. Рост производства не происходит, а увеличение совокупного
спроса вызывает только рост цен
Слайд 24Ценовые факторы (изменение уровня цен) показывают движение вдоль кривой совокупного
предложения (AS)
Слайд 25Неценовые факторы смещают кривую совокупного предложения либо вправо (AS1), когда
совокупное предложение увеличивается, либо влево (AS2), когда оно уменьшается
Слайд 26Неценовые факторы, влияющие на совокупное предложение
Слайд 27Шоки совокупного предложения
Резкие изменения совокупного предложения, которые приводят к
отклонению объема производства и уровня занятости от потенциального уровня
Могут
быть связаны с резкими скачками цен на ресурсы (нефть), со стихийными бедствиями, приводящими к потери части ресурсов экономики, изменением законодательства (рост затрат на охрану окружающей среды), усилением активности профсоюзов
Слайд 283. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ
Слайд 29«Если две линии на графике пересекаются, за этим кроется что-то
важное»
Эрнест Кук,
американский экономист
Слайд 30Экономическое равновесие
Такое состояние экономики, при котором использование в производстве
ограниченных ресурсов и их распределение между экономическими агентами осуществляется оптимальным
образом, устраивающим всех в обществе
Слайд 31Виды равновесия
Частичное (частное) равновесие
Общее (макроэкономическое) равновесие
Слайд 32Частное равновесие
Равновесие на отдельных рынках, изолированных от всей остальной
экономики
Выражается в равенстве спроса и предложения на отдельных (данных)
рынках
Слайд 33Общее равновесие
Равновесие в национальной экономике в целом, охватывающее все
составляющие ее отдельные рынки
Выражается в сложной системе пропорций между
разными экономическими процессами и явлениями
Слайд 34Пропорции в экономике
Общеэкономические пропорции
Межотраслевые пропорции
Территориальные
Слайд 35Общеэкономические пропорции
Между совокупным спросом и совокупным предложением
Между производством
и потреблением совокупного общественного продукта
Между реальным и финансовым секторами
Между производством средств производства и производством предметов потребления
Между реализуемой товарной массой и количеством денег в обращении и т.д.
Слайд 36Межотраслевые пропорции
Между промышленностью и сельским хозяйством
Между добывающими, перерабатывающими
и обрабатывающими отраслями промышленности
Между энергетикой и отраслями, потребляющими энергию
Между транспортом и отраслями-грузоотправителями и грузополучателями и т.д.
Слайд 37Территориальные пропорции
Между экономическими районами (например, Поволжским и Уральским)
Между
республиками, краями и областями и т.д.
Слайд 38Макроэкономическое равновесие – состояние национальной экономики, при котором достигается равенство
совокупного спроса и совокупного предложения
Слайд 39Графически макроэкономическое равновесие отражается точкой пересечения кривых совокупного спроса и
совокупного предложения, которая показывает равновесный уровень цен и равновесный объем
национального производства
Слайд 43Две точки зрения на макроэкономическое равновесие
Слайд 44Механизм саморегуляции на рынке товаров и услуг
Если AD >
AS в какой-либо отрасли, образуется товарный дефицит → повышение цен→рост
прибыли→приток капиталов и рабочей силы в отрасль →увеличение предложение товаров (AS)→снижение цен→восстановление равновесия между AD и AS
Слайд 45Механизм саморегуляции на рынке товаров и услуг
Если AD
избыток товаров→падение уровня цен→уменьшение прибыли→отток капиталов и рабочей силы из
отрасли → уменьшается предложение товаров (AS)→рост цен→восстановление равновесия между AD и AS
Слайд 46 Кризис 1931-1933 гг. (Великая депрессия) показал несостоятельность положений и
выводов классической макроэкономической модели, и прежде всего, идеи о саморегулировании
рынка
Слайд 47 Вклад Дж.М. Кейнса в экономическую теорию был настолько велик,
что появление кейнсианской модели макроэкономического равновесия к анализу экономических процессов
получил название «кейнсианской революции»
Слайд 48Особенности кейнсианской модели
Кейнсианская модель описывает поведение экономики в краткосрочном
периоде
Дж.М. Кейнс строил модель для закрытой экономики и исходил
из предпосылки, что Хn=0
Слайд 49Особенности кейнсианской модели
Цены жесткие, т.е. не изменяются в течении
определенного периода времени, а фиксируются в договорах о поставках продукции
Слайд 50Особенности кейнсианской модели
Жесткая заработная плата, обусловленная тем, что:
А)
действуют профсоюзы, которые подписывают коллективные договоры с предпринимателями, оговаривая величину
номинальной заработной платы, ниже которой предприниматели не имеют права нанимать работников
Б) государство устанавливает минимум заработной платы, и предприниматели не могут нанимать рабочих ниже данного минимуму
Слайд 51Особенности кейнсианской модели
Процентная ставка регулируется Центральным банком
Равновесие
на рынке устанавливается не на уровне полной занятости ресурсов, при
этом безработица из добровольной превращается в вынужденную
Слайд 52Особенности кейнсианской модели
Снижение совокупных доходов из-за наличия безработицы
приводит к снижению потребительских расходов и к снижению совокупного спроса
Снижение совокупного спроса ведет к невозможности продать всю произведенную продукцию, порождая спад
Спад в экономике влияет на ожидания инвесторов относительно будущей отдачи от инвестиций, обуславливает пессимизм в их настроении, что ведет к снижению инвестиционных расходов и к еще большему падению совокупного спроса
Слайд 53Кто может помочь решить проблему
В экономику должен появиться
дополнительный макроэкономический субъект, предъявляющий собственный спрос на товары и услуги,
либо стимулирующий спрос частного сектора, таким образом, увеличивающий совокупный спрос
Этим субъектов должно стать государство
Дж.М. Кейнс обосновал необходимость государственного вмешательства и государственного регулирования экономики
Слайд 54«Кейнсианский крест» как модель равновесия на товарном рынке
Товарный рынок
находится в равновесия, когда уровень планируемых совокупных расходов (AD) равен
планируемому уровню производству (AS)
Кривая AS строится как кривая отражающая желание и возможность бизнеса предоставить такое количество благ, на которое будет предъявлен спрос
Кривая AS строится под углом 45° и представляет собой биссектрису
Слайд 55АЕ
45°
QE
AS
Кейнсианский крест как модель равновесия на товарном рынке
У –
фактические совокупные расходы (доходы)
АЕ – планируемые совокупные расходы
Слайд 56АЕ
AD реал
45°
E
QE
AD идеал
Кейнсианский крест как модель равновесия на товарном рынке
Слайд 57АЕ=ВВП
AD
45°
ВНДр
ВНД3
ВНД1
AS
АEр=Ур
АЕр – эффективный спрос
Слайд 584. ПОТРЕБЛЕНИЕ И СБЕРЕЖЕНИЯ: ВЗАИМОСВЯЗЬ И РАЗЛИЧИЯ. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА
ПОТРЕБЛЕНИЕ И СБЕРЕЖЕНИЯ
Слайд 59Потребление и сбережения
Потребление (англ. consume – C) – часть
дохода, которая расходуется на покупку товаров и услуг
Источником потребления
является располагаемый доход
Оставшаяся часть дохода идет на сбережения (англ. save – S) - это часть дохода, которая не потребляется
Слайд 60Взаимосвязь потребления и сбережения
доход = сбережения + потребление
потребление = доход
– сбережения
сбережения = доход – потребление
Потребление и сбережения находятся в
непосредственной зависимости от уровня дохода и испытывают на себе влияние одних и тех же факторов
Слайд 61Различия потребления и сбережения
Потребление удовлетворяет текущие потребности, сбережение – будущие
Потребление
существует во всех семьях
Сбережения в основном делают семьи, у которых
доход превышает средний уровень)
Слайд 62Функция потребления - зависимость потребления от располагаемого дохода
Функция сбережения -
зависимость сбережений от располагаемого дохода
Слайд 63 С
Cид = MPC ·Y
Cр = Са+MPC ·Y
График функции
потребления
Слайд 65Основной психологический закон
Состоит в том, что люди склонны, как
правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в
той же мере, в какой растет доход
Слайд 71Факторы, влияющие на потребление и сбережение
Слайд 725. ИНВЕСТИЦИИ, ИХ ВИДЫ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА НИХ
Слайд 73Инвестиции
Долгосрочные вложения капитала в различные отрасли как внутри страны,
так и за ее пределами с целью получения прибыли
Слайд 74Инвестиции
Направления инвестиций
строительство новых производственных зданий и сооружений
закупки
нового оборудования, техники и технологии
дополнительные закупки сырья и материалов
строительство жилья, объектов социального назначения
Слайд 75Соответственно этим направлениям различают:
инвестиции в основной капитал
инвестиции в товарно-материальные запасы
инвестиции
в человеческий капитал
Слайд 76Виды инвестиций
Валовые инвестиции (Ig) – вложения в экономику для
производства благ
Ig = A + In
Чистые инвестиции (In) –
капиталовложения, направляемые на расширение производства (возмещение капитала, вложенного в производство)
Слайд 77Aвтономные инвестиции –инвестиции, не связанные с ростом национального дохода
Чаще
всего эти инвестиции сами становятся причиной роста ВНД
Стимулированные (индуцированные) инвестиции
–капиталовложения, направленные на образование новых производственных мощностей вследствие увеличения спроса на товары и услуги
Виды инвестиций
Слайд 78Автономные и стимулируемые инвестиции
Слайд 79Потребности в инвестициях выступают в виде инвестиционного спроса
Инвестиционный спрос –
спрос предпринимателей на инвестиционные ресурсы, необходимые для восстановления изношенного капитала,
а также для его увеличения
Слайд 80Факторы, влияющие на инвестиционный спрос
ставка банковского процента
норма ожидаемой
прибыли
налоги на бизнес
Слайд 81Зависимость спроса на инвестиции от процентной ставки обратно пропорциональна
Слайд 82Сбережения и инвестиции
Для обеспечения макроэкономического равновесия необходимо равенство сбережений
и инвестиций (I = S)
Сбережения – потенциальные инвестиции, которые
только при определенных условиях могут перетекать в реальный сектор экономики и превращаться в инвестиции
Слайд 83«Принцип сбережения, доведенный до крайности, подорвал бы стимулы к производству»
Томас
Мальтус,
английский экономист
Слайд 84Две точки зрения на равенство сбережений и инвестиций
Слайд 856. МУЛЬТИПЛИКАТОР И АКСЕЛЕРАТОР ИНВЕСТИЦИЙ
Слайд 86Зависимость объемов ВНП (ВНД) и инвестиций выражается с помощью мультипликатора
инвестиций
Дж.М.Кейнс определил, что рост инвестиций приводит к увеличению объемов ВНП
(ВНД) в гораздо большем размере, чем первоначальные инвестиции
Этот множительный, нарастающий эффект в размере ВНП (ВНД) он назвал мультипликационным эффектом
Слайд 88
Пример: Прирост инвестиций составил 100 млрд. руб., что привело к росту
ВНП на 500 млрд. руб. Чему равен мультипликатор инвестиций?
Слайд 89Схема мультипликатора инвестиций