Слайд 1Основы теории надежности и диагностики
Лекции
Преподаватель: Толокнова А.Н.
Слайд 2Основы теории надежности и диагностики
Теория
надежности – это наука, изучающая закономерности отказов технических систем, и
располагает методами, позволяющими на основе анализа статистических данных по совокупности одинаковых объектов определять вероятность возникновения отказов объектов в процессе их эксплуатации.
Термин «Диагностика» в переводе с греческого означает «Способность распознавать».
Техническая диагностика – это наука о методах и средствах определения технического состояния изделия и прогнозирования ресурса его работы без разборки изделия.
Слайд 3Основы теории надежности и диагностики
Диагностика
включает в себя:
контроль технического состояния автомобиля;
прогнозирование ресурса
его безотказной работы;
составление заключения о необходимых технических воздействиях.
Контроль состоит в определении, на основе диагностических сигналов, показателей технического состояния автомобиля и их сравнении с нормативами.
Прогнозирование ресурса – это определение возможного пробега автомобиля до достижения им предельного состояния, обусловленного технико-экономической целесообразностью его дальнейшего использования.
Заключение включает в себя перечень необходимых работ как ремонтного (по результатам контроля), так и профилактического (по результатам прогнозирования ресурса) характера.
Слайд 4Надежность как основной показатель качества автомобиля
Качество автомобиля оценивается различным показателями: показателями надежности, технологичности, экономичности,
унификации и др. Надежность является одним из основных свойств изделия и во многом определяет его качество.
Международный стандарт ISO 8402-86:
Качество – это совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.
В нашем случае под качеством следует понимать совокупность эксплуатационных свойств автомобиля, определяющих степень его пригодности к выполнению заданных функций в течение нормативного срока эксплуатации.
Слайд 5Надежность как основной показатель качества автомобиля
Выходные параметры автомобиля –
это числовые показатели его технических и иных характеристик, которые определяют
возможности автомобиля по выполнению заданных функций. Например: максимальная скорость движения, время разгона до определенного уровня, грузоподъемность, габаритные размеры, масса, пассажировместимость, экономичность, плавность хода, уровень шума и т.д.
В связке с понятием «качество» надежность – это свойство автомобиля сохранять свои показатели качества в определенных пределах в течение всего периода ее эксплуатации.
Слайд 6 Надежность как основной показатель качества автомобиля
Изменения показателей качества
автомобиля во времени могут быть абсолютными и относительными.
Абсолютное изменение
качества связано с воздействующими на автомобиль процессами, изменяющими свойства и состояния материалов, из которых он изготовлен (физическое старение).
Относительное изменение качества автомобиля связано с появлением новых автомобилей с более совершенными характеристиками. И показатели данного автомобиля по сравнению с аналогичными показателями новых автомобилей будут более низкими (моральное старение).
Наука о надежности изучает абсолютное изменение качества.
Слайд 7 Надежность как основной показатель качества автомобиля
Недостаточный
уровень надежности приводит к нарушениям работоспособности, основными из которых являются:
прекращение функционирования изделия в результате поломки, деформации, заклинивания механизмов, разрушения конструкции и др.;
снижение эффективности работы изделия при сохранении его работоспособности.
Слайд 8Надежность как основной показатель качества автомобиля
Основные понятия, термины и определения,
применяемые в теории надежности, приведены в государственном стандарте «Надежность в технике. Термины и определения» (ГОСТ Р
53480-2009).
Объекты теории надежности
и классификация технических систем
Основными объектами теории надежности являются:
изделие – любая функциональная единица, которую можно рассматривать в отдельности. Восстанавливаемое изделие: изделие, которое при данных условиях после отказа может быть возвращено в состояние, в котором оно может выполнять требуемую функцию. Невосстанавливаемое изделие: изделие, которое при данных условиях после отказа не может быть возвращено в состояние, в котором оно способно выполнить требуемую функцию;
элемент – простейшая составная часть изделия;
система – совокупность элементов с указанием связей между ними и цели функционирования.
Слайд 9Надежность как основной показатель качества автомобиля
Технические системы могут быть:
невосстанавливаемыми и восстанавливаемыми;
резервированными и нерезервированными.
Техническую систему называют невосстанавливаемой
(неремонтируемой), если ее отказ приводит к неустранимым последствиям. Работа после отказа невосстанавливаемой системы невозможна или нецелесообразна (например: подшипники, тормозные колодки, лампочки и т.д.).
Под восстанавливаемой (ремонтируемой) понимают систему, которая может продолжить выполнение своих функций после устранения отказа в результате проведения восстановительных работ (например: двигатели, коробки передач и т.д.). При этом под восстановлением системы понимают не только ремонт, но и замену элементов.
Резервирование – способ повышения надежности системы путем включения в систему резервных (дублирующих) элементов, способных в случае отказа основного элемента выполнять его функцию (например: дублирование привода тормозов).
Слайд 10Надежность как основной показатель качества автомобиля
Основное состояние объекта
Слайд 11Надежность как основной показатель качества автомобиля
Исправное состояние – состояние
объекта, при котором он соответствует всем требованиям нормативно-технической или конструкторской
документации.
Неисправное состояние – состояние объекта, при котором он не соответствует хотя бы одному из требований нормативно-технической или конструкторской документации. При этом различают неисправности не приводящие к отказам (нарушение лакокрасочного покрытия, вмятины корпуса и т.д.) и неисправности, ведущие к возникновению отказа (трещина в несущей раме, течь радиатора, поломка двигателя, трансмиссии и т.д.).
Работоспособное состояние – состояние объекта, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции (производительность, мощность, тягово-скоростные характеристики и т.д.), соответствует всем требованиям нормативно-технической или конструкторской документации.
Слайд 12Надежность как основной показатель качества автомобиля
Неработоспособное состояние – состояние
объекта, при котором значение хотя бы одного параметра, характеризующего способность
выполнять заданные функции, не соответствует требованиям нормативно-технической или конструкторской документации.
Предельное состояние объекта – состояние объекта, при котором его дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна, либо восстановление его работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно.
Автомобиль, достигший предельного состояния, подлежит капитальному ремонту или списанию. Критерии предельного состояния устанавливаются нормативно-технической документацией на данный объект.
Слайд 13Надежность как основной показатель качества автомобиля
Отказ технической системы
Переход объекта из
работоспособного состояния в неработоспособное осуществляется при наступлении такого события, как отказ.
Отказ – потеря способности изделия выполнить требуемую функцию.
Критериями отказа являются признак или совокупность признаков нарушения работоспособного состояния объекта, установленные в нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации.
Слайд 14Надежность как основной показатель качества автомобиля
Основные категории отказов:
полный
отказ - отказ, характеризующийся потерей способности изделия выполнять все требуемые
функции;
частичный отказ - отказ, характеризующийся потерей способности изделия выполнять некоторые, не все требуемые функции. Частичный отказ является событием, которое приводит к состоянию частичной неисправности;
независимый отказ - отказ, не вызванный прямо или косвенно другим отказом или неисправностью;
зависимый отказ - отказ, вызванный другим отказом или неисправностью;
Внезапный отказ - отказ, характеризующийся скачкообразным изменением значений одного или нескольких параметров объекта;
Постепенный отказ - отказ, возникающий в результате постепенного изменения значений одного или нескольких параметров объекта.
Слайд 15Надежность как основной показатель качества автомобиля
Повреждение - приемлемая для
пользователя неполная способность изделия выполнить требуемую функцию.
Сбой - самоустраняющийся
отказ или однократный отказ, устраняемый незначительным вмешательством оператора.
Переход объекта из неработоспособного в работоспособное состояние называется восстановлением.
Слайд 16Надежность как основной показатель качества автомобиля
Показатели надежности
Надежность - это
свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех
параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, хранения и транспортирования.
Показатели надежности – количественная характеристика одного или нескольких свойств надежности объекта.
Значения показателей надежности могут быть нормативными и фактическими, и определяться:
расчетным методом (расчетный показатель);
по данным испытаний (экспериментальный показатель);
по данным эксплуатации (эксплуатационный показатель);
путем экстраполирования (экстраполированный показатель).
Слайд 17Надежность как основной показатель качества автомобиля
Классификация свойств надежности машин
и их элементов
Слайд 18Надежность как основной показатель качества автомобиля
Показатели надежности:
Безотказность – свойство объекта
непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени или наработки.
Долговечность – свойство объекта сохранять работоспособное состояние до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта.
Ремонтопригодность – свойство объекта, заключающееся в приспособленности к поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем технического обслуживания и ремонта.
Сохраняемость – свойство объекта сохранять в заданных пределах значения параметров, характеризующих способности объекта выполнять требуемые функции, в течение и после хранения и (или) транспортирования.
Слайд 19Надежность как основной показатель качества автомобиля
Критерии надежности невосстанавливаемых систем :
вероятность
безотказной работы P(t);
гамма-процентная наработка до отказа;
средняя наработка до
отказа Тср;
плотность распределения времени безотказной работы (частота отказов) f(t);
интенсивность отказов λ(t).
Слайд 20Надежность как основной показатель качества автомобиля
Вероятностью безотказной работы P(t) называется
вероятность того, что в пределах заданной наработки (продолжительность или объем
работы объекта отказа не возникает.
Функцию P(t) часто называют функцией надежности. Вероятность безотказной работы P(t) характеризует надежность невосстанавливаемых объектов или восстанавливаемых объектов до первого отказа.
Вероятность безотказной работы P(t) является убывающей функцией времени, имеющей следующие свойства: 0 ≤ Р(t) ≤ 1, Р(0) = 1, Р(+∞) = 0 ,
Слайд 21Надежность как основной показатель качества автомобиля
Вероятности безотказной работы и отказа
Слайд 22Надежность как основной показатель качества автомобиля
Слайд 23Надежность как основной показатель качества автомобиля
Слайд 24Надежность как основной показатель качества автомобиля
Слайд 25Надежность как основной показатель качества автомобиля
Интенсивность отказов характеризует долю изделий,
отказывающих в промежуток времени , отнесенную к числу изделий, работоспособных
в момент времени t.
Интенсивность отказов λ(t) изменяет свое значение в периоды приработки и старения машин. Изменение интенсивности отказов большого числа объектов описывается U-образной кривой (рисунок).
Время работы каждого объекта можно условно разделить на три характерных периода: 1 - период приработки; 2 - период нормальной эксплуатации; 3 - период старения.
Слайд 26Надежность как основной показатель качества автомобиля
U-образная кривая интенсивности отказов
Слайд 27Надежность как основной показатель качества автомобиля
Слайд 28Надежность как основной показатель качества автомобиля
Критерии надежности восстанавливаемых систем :
Слайд 29Надежность как основной показатель качества автомобиля
Показатели долговечности
Слайд 30Надежность как основной показатель качества автомобиля
Показатели сохраняемости
Слайд 31Надежность как основной показатель качества автомобиля
Показатели ремонтопригодности
Слайд 32Надежность как основной показатель качества автомобиля
Показатели ремонтопригодности
Слайд 33Надежность как основной показатель качества автомобиля
Комплексные показатели надежности
Слайд 34Надежность как основной показатель качества автомобиля
Комплексные показатели надежности
Слайд 35Надежность как основной показатель качества автомобиля
Комплексные показатели надежности
Слайд 36Надежность сложных систем
Характеристики сложных систем
Слайд 37Надежность сложных систем
Схемы соединений элементов объекта
Слайд 38Надежность сложных систем
Схемы соединений элементов объекта
Слайд 39Надежность сложных систем
Системы с последовательным соединением элементов
Слайд 40Надежность сложных систем
Системы с параллельным соединениями
элементов
Слайд 41Надежность сложных систем
Системы со смешанным соединениями
элементов
Слайд 42Надежность сложных систем
Методы повышения надежности систем
Надежность изделия закладывается на этапе его проектирования,
реализуется в процессе изготовления и поддерживается при эксплуатации.
Исходя из этого, основными методами повышения надежности систем являются:
конструктивные;
технологические (на этапах проектирования и изготовления);
эксплуатационные.
Слайд 43Надежность сложных систем
Методы повышения надежности систем
Слайд 44Надежность сложных систем
Методы повышения надежности систем
Слайд 45Надежность сложных систем
Методы повышения надежности систем
Слайд 46Надежность сложных систем
Методы повышения надежности систем
Резервирование элементов системы
Как было указано
ранее, одним из методов конструктивного повышения надежности на этапе проектирования является метод резервирования - создание дополнительных средств и возможностей для сохранения работоспособности системы при отказе одного или нескольких ее элементов (рис. б, г, д).
Различают следующие методы резервирования:
прочностное;
структурное.
Слайд 47Надежность сложных систем
Методы повышения надежности систем
Прочностное резервирование предполагает
использование принципа избыточности, при котором конструктивными методами на этапе проектирования
умышленно завышается средний ресурс изделия над установленным технической документацией нормативным сроком его эксплуатации. Это достигается увеличением критичных размерных параметров деталей, применением более прочных материалов, увеличением жесткости конструкции, увеличением площадей сопрягаемых поверхностей и т.д.
Основным недостатком прочностного метода резервирования является увеличение стоимости и (или) массы изделия.
Примером применения прочностного метода резервирования в автомобилестроении является применение более толстых листов металла при изготовлении кузова.
Слайд 48Надежность сложных систем
Методы повышения надежности систем
Структурное резервирование заключается
в введении в систему дублирующих элементов. При выходе из строя
одного из элементов его функции частично или полностью переходят к дублирующему элементу, и изделие не прекращает своей работы.
Резервирование является структурной избыточностью, предполагающей наличие в системе дополнительных элементов, не являющихся функционально необходимыми при безотказной работе системы.
Применение резервирования позволяет существенно повысить вероятность безотказной работы машины.
Слайд 49Надежность сложных систем
Методы повышения надежности систем
Например, двухконтурная система
привода тормозов автомобиля, дублирование системы зажигания, запасное колесо и т.д.
Последнее называется резервированием с замещением. Резервирование с замещением подразделяется на резервирование с ненагруженным резервом (холодное резервирование) и резервирование с нагруженным резервом (горячее резервирование).
При резервировании с ненагруженным резервом резервные элементы в основном режиме эксплуатации находятся в отключенном состоянии и включаются только в случае отказа основного элемента.
При резервировании с нагруженным резервом основной и резервный элементы работают одновременно в одинаковом режиме. При отказе одного из них вся нагрузка переходит на второй элемент.