Разделы презентаций


Основы успеха на ЕГЭ

Содержание

Формулировка неоднозначного авторского отношения Автор прямо не высказывает своего отношения к героям;авторское отношение двойственно, противоречиво; авторская позиция неоднозначна, сложна, многомерна;чувствуем, как меняется авторское отношение

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Основы успеха на ЕГЭ
ПРОЧТЕНИЕ ВСЕХ текстов из кодификатора, ЗНАНИЕ содержания
ПОНИМАНИЕ

авторской позиции
Ответы в соответствии с КРИТЕРИЯМИ

Основы успеха на ЕГЭПРОЧТЕНИЕ ВСЕХ текстов из кодификатора, ЗНАНИЕ содержанияПОНИМАНИЕ авторской позицииОтветы в соответствии с КРИТЕРИЯМИ

Слайд 3Формулировка неоднозначного авторского отношения
Автор прямо не высказывает своего отношения

к героям;
авторское отношение двойственно, противоречиво;
авторская позиция неоднозначна, сложна, многомерна;
чувствуем,

как меняется авторское отношение

Формулировка неоднозначного авторского отношения Автор прямо не высказывает своего отношения к героям;авторское отношение двойственно, противоречиво; авторская позиция

Слайд 4Что ты жадно глядишь на дорогу В стороне от веселых подруг? Знать,

забило сердечко тревогу — Всё лицо твое вспыхнуло вдруг. …
На тебя заглядеться не

диво, Полюбить тебя всякий не прочь: Вьется алая лента игриво В волосах твоих, черных как ночь; … Взгляд один чернобровой дикарки, Полный чар, зажигающих кровь, Старика разорит на подарки, В сердце юноши кинет любовь.

Поживешь и попразднуешь вволю, Будет жизнь и полна и легка... Да не то тебе пало на долю: За неряху пойдешь мужика.

Завязавши под мышки передник, Перетянешь уродливо грудь, Будет бить тебя муж-привередник И свекровь в три погибели гнуть.
От работы и черной и трудной Отцветешь, не успевши расцвесть, Погрузишься ты в сон непробудный, Будешь нянчить, работать и есть.
И в лице твоем, полном движенья, Полном жизни, — появится вдруг Выраженье тупого терпенья И бессмысленный, вечный испуг. … Не гляди же с тоской на дорогу И за тройкой вослед не спеши, И тоскливую в сердце тревогу Поскорей навсегда заглуши! …

Что ты жадно глядишь на дорогу В стороне от веселых подруг? Знать, забило сердечко тревогу — Всё лицо

Слайд 515. Каково отношение автора к героине стихотворения «Тройка»?

15. Каково отношение автора к героине стихотворения «Тройка»?

Слайд 6Непрямая (косвенная) формулировка авторского отношения - через характерные черты героя
Автор

подчеркивает (внутреннюю несостоятельность);
акцентирует внимание на такой черте как (прожектёрство);
наделяет героя

как положительными, так и отрицательными чертами: …

Непрямая (косвенная) формулировка авторского отношения - через характерные черты герояАвтор подчеркивает (внутреннюю несостоятельность);акцентирует внимание на такой черте

Слайд 715. Каково отношение автора к героине стихотворения «Тройка»?
Некрасов любуется героиней,

восхищается её красотой, с умилением рисует её облик (в первой

части стихотворения). Но вместе с тем опечален её грядущей судьбой, жалеет крестьянку и сопереживает ей (во второй части).
Поэт при помощи приёма антитезы противопоставляет краткую пору полной очарования молодости (что выражено через отношение проезжающих мужчин: "загляделся", "полюбить...не прочь") и всю остальную унылую последующую жизнь женщины (сопровождающуюся побоями "неряхи мужика", мужа-привередника").
Автор с досадой описывает перемены, которые произойдут в её облике ("выраженье тупого терпенья") и с чувством бессильной горечи от невозможности что-либо изменить завершает стихотворение.

15. Каково отношение автора к героине стихотворения «Тройка»? Некрасов любуется героиней, восхищается её красотой, с умилением рисует

Слайд 88. Каково авторское отношение к мужику и генералам?
Под деревом, брюхом

кверху и подложив под голову кулак, спал громаднейший мужичина и

самым нахальным образом уклонялся от работы. Негодованию генералов предела не было.
– Спишь, лежебок! – накинулись они на него, – небось и ухом не ведёшь, что тут два генерала с голода умирают! сейчас марш работать!
Встал мужичина: видит, что генералы строгие. Хотел было дать от них стречка, но они так и закоченели, вцепившись в него.
И зачал он перед ними действовать.
Полез сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблоков, а себе взял одно, кислое. ..
– Довольны ли вы, господа генералы? – спрашивал мужичина-лежебок.
– Довольны, любезный друг, видим твоё усердие! – отвечали генералы.
– Не позволите ли теперь отдохнуть?
– Отдохни, дружок, только свей прежде верёвочку.
Набрал сейчас мужичина дикой конопли, размочил в воде, поколотил, помял – и к вечеру верёвка была готова. Этою верёвкою генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убёг, а сами легли спать.

8. Каково авторское отношение к мужику и генералам?Под деревом, брюхом кверху и подложив под голову кулак, спал

Слайд 98. Каково авторское отношение к мужику и генералам?
Щедрин сатирически

обличает неблагодарных, властолюбивых генералов. Он с сарказмом высмеивает их невежество,

примитивное мышление, жадность ("генералам пришло даже на мысль: «Не дать ли и тунеядцу частичку?»"), самодовольство ("как оно хорошо быть генералами").
К мужику двойственное отношение. С одной стороны, автор отдаёт должное его умениям, смекалке, сноровке ("из собственных волос сделал силок"), трудолюбию ("нарвал", "покопался", "добыл", "извлёк"), видит в нём потенциальные силы ("громаднейший мужичина"). С другой стороны, писатель иронизирует над покорностью мужика, всё усердие которого направлено только на обслуживание прихотей генералов. Автор осуждает безропотное повиновение мужика, его рабскую сущность: у него нет желания воспротивиться, перестать слушать никчемных, ничего не умеющих делать генералов, он только хочет  их "порадовать".
8. Каково авторское отношение к мужику и генералам? Щедрин сатирически обличает неблагодарных, властолюбивых генералов. Он с сарказмом

Слайд 10 8. Почему, с вашей точки зрения, Аркадий не решается

предложить тост за своего друга вслух?
  Аркадий не

решается предложить тост за своего друга вслух, потому что у каждого из членов семьи Кирсановых имеются неприятные воспоминания о Базарове. У Павла Петровича это дуэль и ранение, у Николая Петровича – развязное поведение Базарова в доме и сильное влияние на взгляды его сына, у Фенечки – поцелуй в беседке.
Самому Аркадию также стыдно вспоминать, как он подражал другу и хотел казаться нигилистом. «Ты нежная душа, ранимая» - сказал однажды Евгений понимая, что Аркадий не может быть его сподвижником. Это подтверждает тот факт, что к концу романа Аркадий отказывается от нигилистической теории друга и примыкает к лагерю дворян-либералов. Базаров внес в семью Кирсановых разлад, поэтому даже упоминание об этом герое за столом нарушило бы семейную идилию, сложившуюся в доме.
Таким образом, автор изображая сцену семейного застолья Кирсановых, исключает возможность существования Базарова с его нигилистической теорией в тёплом родственном или дружеском окружении.
8. Почему, с вашей точки зрения, Аркадий не решается предложить тост за своего друга вслух? 

Слайд 11Д.С.Мережковский точно подметил, что героев … мы видим, потому что

слышим,
а героев … слышим, потому что видим.
Вставьте имя писателя

(Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский)
Д.С.Мережковский точно подметил, что героев … мы видим, потому что слышим, а героев … слышим, потому что

Слайд 12Диалоги Толстого «трехслойны»

Диалоги Толстого «трехслойны»

Слайд 13«Война и мир», т.2, ч.1, XVI

-- Папа, а я

к вам за делом пришел. Я было и забыл. Мне

денег нужно.
-- Вот как, -- сказал отец, находившийся в особенно веселом духе. – Я тебе говорил, что не достанет. Много ли?
-- Очень много, -- краснея и с глупой, небрежной улыбкой, которую он долго потом не мог себе простить, сказал Николай. -- Я немного проиграл, т.е. много даже, очень много, 43 тысячи.
-- Что? Кому?... Шутишь! -- крикнул граф, вдруг апоплексически краснея шеей и затылком…
«Война и мир», т.2, ч.1, XVI -- Папа, а я к вам за делом пришел. Я было

Слайд 14-- Что же делать! С кем это не случалось! --

сказал сын развязным, смелым тоном, тогда как в душе своей

он считал себя негодяем, подлецом, который целой жизнью не мог искупить своего преступления. Ему хотелось бы целовать руки своего отца, на коленях просить его прощения, а он небрежным и даже грубым тоном говорил, что это со всяким случается.


-- Что же делать! С кем это не случалось! -- сказал сын развязным, смелым тоном, тогда как

Слайд 15-- Что же делать! С кем это не случалось! --

сказал сын развязным, смелым тоном, тогда как в душе своей

он считал себя негодяем, подлецом, который целой жизнью не мог искупить своего преступления. Ему хотелось бы целовать руки своего отца, на коленях просить его прощения, а он небрежным и даже грубым тоном говорил, что это со всяким случается.


-- Что же делать! С кем это не случалось! -- сказал сын развязным, смелым тоном, тогда как

Слайд 179. В каких ещё произведениях значительное место уделяется семейным отношениям

и как эти произведения можно сопоставить с романом «Война и

мир»
9. В каких ещё произведениях значительное место уделяется семейным отношениям и как эти произведения можно сопоставить с

Слайд 19И в маленьком сочинении может быть несколько тезисов!

15. Почему стихотворение

"Море " Жуковского можно назвать философским?
"Море" Жуковского можно отнести

к философской лирике, так как автор затрагивает в нем мировоззренческие проблемы.
Во-первых, это осмысление человеком собственного бытия, внутреннего мира. "Бездна" моря сопоставляется с лирическим "я". Для Жуковского это две равноправные стихии, в то же время предстающие как одно целое.
Во-вторых, это проблема вечного стремления к идеалу, раскрывающаяся посредством введения романтического двоемирия в стихотворение. Как море "тянет из земныя неволи" небо, так и человек желает достичь своего абсолюта.
В-третьих, это вечная проблема борьбы добра и зла. Поэт противопоставляет "лазурному морю" "враждебную мглу". Но побеждают светлые силы, и "тучи уходят".
Как видим, данное стихотворение можно причислить к философской лирике. (К.Бурко, СОШ №4)
И в маленьком сочинении может быть несколько тезисов!15. Почему стихотворение

Слайд 20

* * *
На

холмах Грузии лежит ночная мгла;        Шумит Арагва предо мною. Мне грустно и легко; печаль моя светла;        Печаль моя полна тобою, Тобой, одной тобой... Унынья моего        Ничто не мучит, не тревожит, И сердце вновь горит и любит — оттого,        Что не любить оно не может.
А.С.Пушкин


11. Как называется стилистический прием, состоящий в нарушении привычного порядка слов, например, постановке определяемого слова перед определением («печаль моя», «унынья моего»)?
12. Назовите средство художественной выразительности, заключающееся в повторении однотипных гласных (печаль моя светла; печаль моя полна тобою…»
В12. Определите стихотворный размер, которым написано произведение.

15. Каковы функции пейзажной зарисовки , которой открывается стихотворение, рассказывающее о любви?
16. В каких произведениях русских поэтов использование образов природы помогает передать внутренние переживания человека?

8. Как называется прием противопоставления, использованный для характеристики эмоционального состояния: «мне грустно и легко»?
9. Какой троп использует автор в строчке «И сердце вновь горит и любит»?
10. Как называется вид рифмовки, который использует автор в стихотворении?

*

Слайд 2215. Каковы функции пейзажной зарисовки , которой открывается стихотворение, рассказывающее

о любви?

При помощи пейзажа в стихотворении А.С.Пушкина создается эмоциональный

фон, на котором изображаются переживания лирического героя.
(Что это значит? Что я имею в виду?)
Зарисовкой ночной природы предваряются грустные и одновременно светлые размышления героя о любви, о возлюбленной, которая, по-видимому, отдалена от него пространством или временем.
(Почему я так думаю? Как это можно доказать?)
Герой наблюдает, как опустилась мгла на горную реку Арагву, слушает шум реки и отдается воспоминаниям.
(Что я вижу в тексте?)

15. Каковы функции пейзажной зарисовки , которой открывается стихотворение, рассказывающее о любви? При помощи пейзажа в стихотворении

Слайд 23 Герой наблюдает, как опустилась мгла на горную реку Арагву,

слушает шум реки и отдается воспоминаниям.
(Что я вижу в

тексте?)
Обращает на себя внимание рифма мгла-светла: она словно подчеркивает, что сквозь ночную тьму пробиваются слабые проблески света (может быть, блики от воды) – и именно поэтому выбрано слово мгла, а не тьма. Шум Арагвы нарушает ночную тишину (что подчеркнуто звукописью «шумит Арагва предо мною») – и тем самым вновь направляет внимание читателя на сочетание противоположных явлений. Аналогичное сочетание противоположностей характеризует и чувства лирического героя, описанные эпитетами : ему «грустно и легко», его печаль «светла».
(Каков вывод?)
Итак, автор, используя в палитре короткой пейзажной зарисовки разнородные краски, показал, что воспоминанию о любви присущи сложные, смешанные чувства: как тишина ночи заполнена звуками горного потока, так и уныние побеждается радостью непреходящего чувства («сердце вновь горит и любит»).

Герой наблюдает, как опустилась мгла на горную реку Арагву, слушает шум реки и отдается воспоминаниям. (Что

Слайд 24 8. Каково значение сна Святослава и какие сюжетные события

он отражает?
Сон Святослава в смысловом и композиционном плане играет важную

роль, т.к. он в иносказательной форме описывает будущие события “Слова”- неудачный поход против половцев и пленение князей Игоря и Всеволода.
В первую очередь, сон, как и затмение солнца, беспокойное поведение животных , является знамением, которое предрекает губительность замысла Игоря. Такие метафоры, как “чёрный саван” , “синее вино, с горем смешанное” символизируют гибельный исход похода;“крупный жемчуг”, сыпавшийся из “пустых колчанов поганых иноземцев”, -скорбь и слёзы по погибшим воинам в результате поражения в походе, а также горечь поражения в борьбе с половцами. Два сокола, слетевших с “отчего золотого престола”, олицетворяют двух братьев, сыновей Святослава, - Игоря и Всеволода. Наконец, строки о соколах, которым подсекли крылья и которых “опутали в путы железные”, отсылают к тому, что в результате поражения князья будут взяты в плен.
Итак, можно резюмировать, что сон Святослава был вещим, что играет большую роль в понимании смыслового замысла автора. Во сне нашли отражение ключевые сюжетные события “Слова о полку Игореве” –плачевный исход похода против половцев и пленение Игоря и Всеволода.
(Катя Щур)
8. Каково значение сна Святослава и какие сюжетные события он отражает?Сон Святослава в смысловом и композиционном

Слайд 25Задания 9, 16
Краткий ответ на вопрос – дать ДВА произведения

и назвать ДВУХ авторов.
1-е сопоставление

(сходство и/или различие первого произведения с данным). Аргументация.
2-е сопоставление (сходство и/или различие второго произведения с данным). Аргументация.

Задания 9, 16Краткий ответ на вопрос – дать ДВА произведения и назвать ДВУХ авторов.

Слайд 269. В каких еще произведениях литературы мы встречаем сцены, в

которых семья собирается за столом, и как они перекликаются с

приведенным

В некоторых произведениях русской литературы встречаются сцены, в которых семья собирается за столом. Например, это роман А.С.Пушкина «Капитанская дочка» и роман-эпопея «Война и мир» Л.Н.Толстого. Именно в этих произведениях изображается такая же семейная идилия, как и у Кирсановых в эпилоге романа «Отцы и дети».
Во время сцены семейного ужина в «Капитанской дочке», только что прибывший в Белогорскую крепость Петр Гринев ближе знакомится с семьей Мироновых и впервые видит Машу. Застолье очень похоже на то, что описано в «Отцах и детях». Ужин проходит душевно и спокойно, все герои рады друг другу: «Василиса Егоровна приняла нас запросто и радушно и обошлась со мною как бы век была знакома». И.С.Тургенев в своем романе пишет: « вчем было немножко неловко, немножко грустно и, в сущности, очень хорошо». Подобная неловкость прослеживается и в сцене из произведения А.С.Пушкина, это отражает описание Маши: её уши «так и горела», при упоминании о приданом «она вся покраснела, и даже слезы капнули на её тарелку». Однако, это не повлияло на состояние героев.
Л.Н.Толстой описывает именины Наташи как обширное семейное застолье. Все герои рады собраться вместе, и у Ростовых царит настоящая идилия. Приезд уважаемой всеми графини Марьи Дмитриевны нисколько не омрачает эту сцену, потому что даже её охватывает эиоционально-духовная стихия этого дома. Эпизод напрямую пересекается с застольем из романа «Отцы и дети», потому что в нем мы видим изображение абсолютной гармонии и любви в семье.
Таким образом, И.С.Тургенев, А.С.Пушкин и Л.Н.Толстой показывали в своих произведениях сцены, где семья собирается вместе за столом для того, чтобы изобразить взаимоотношения героев и показать семью как одну из главных ценностей в жизни.

9. В каких еще произведениях литературы мы встречаем сцены, в которых семья собирается за столом, и как

Слайд 27Задания 9,16 СОПОСТАВЛЕНИЕ
Что сближает
Чем отличаются
ТЕМАТИЧЕСКИ
СЮЖЕТНО
КОМПОЗИЦИОННО
С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБРАЗОВ
С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ
С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ АВТОРСКОГО ОТНОШЕНИЯ

Задания 9,16 СОПОСТАВЛЕНИЕЧто сближаетЧем отличаютсяТЕМАТИЧЕСКИСЮЖЕТНОКОМПОЗИЦИОННОС ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБРАЗОВС ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВС ТОЧКИ ЗРЕНИЯ АВТОРСКОГО

Слайд 28Первое стихотворение
Данное стихотворение
ТЕМА
СЮЖЕТ

Пафос


.
Хронотоп

Образы

Субъектная форма
Сюжет
Детали

Первое стихотворениеДанное стихотворениеТЕМАСЮЖЕТПафос .  Хронотоп   ОбразыСубъектная формаСюжет Детали

Слайд 29Второе стихотворение
Данное стихотворение
ТЕМА
СЮЖЕТ

Пафос


.
Хронотоп

Образы

Субъектная форма
Сюжет
Детали

Второе стихотворениеДанное стихотворениеТЕМАСЮЖЕТПафос .  Хронотоп   ОбразыСубъектная формаСюжет Детали

Слайд 30ОТВЕТ НА сопоставительный ВОПРОС (5-10 предложений)
Истолкование, разворачивание, объяснение тезиса
Аргументация текстом

ОТВЕТ НА сопоставительный ВОПРОС (5-10 предложений)Истолкование, разворачивание, объяснение тезисаАргументация текстом

Слайд 31В каких еще произведениях литературы мы встречаем сцены, в которых

семья собирается за столом, и как они перекликаются с приведенным

отр.?
В чем особенности психологизма Тургенева и кто из русских классиков близок ему по способам изображения личности героя?
Какие русские писатели-классики обращались так или иначе к проблемам «отцов и детей»?
В каких произведениях русской литературы встречаются образы, подобные Ситникову, и в чем их можно сопоставить с этим персонажем И.С.Тургенева?
Укажите основные приемы сатирического изображения, которые Гоголь использует в поэме «Мертвые души» и кто из русских писателей XIX- XX веков является продолжателем его традиций?
С какой целью герои романа «Обломов» проходят «испытание любовью» и в каких еще пр-ниях русской литературы встречается подобный мотив?
Какое продолжение в произведениях отечественной литературы нашла тема «униженных и оскорбленных», звучащая в романе Достоевского?


В каких еще произведениях литературы мы встречаем сцены, в которых семья собирается за столом, и как они

Слайд 32      Сатирически изображали горожан такие писатели как  ...

в произведении...  и ... в произведении... .
 Гоголь

использует сатирические приемы,  показывая  жительниц города NN  - ...(кого именно?). Писатель, так же, как и Булгаков, наделяет женщин чертами ... (какими?  - точечная цитата). Однако, в отличие от москвичек ХХ века, которые... (что?), гоголевские дамы ... (что?).      В центре внимания Маяковского  - ...  (что и кто?). Эти герои, так же , как и булгаковские москвичи... (что делают? показаны какими?- точечная цитата). Однако, в отличие от  авторского отношения к зрителям театра "Варьете", которое ... (какое?), отношение Маяковского к изображенным обывателям..... (какое? в каких словах оно выражено?  - точечная цитата).    Итак, все три автора ... (что делают?), используя  (что именно? -  говорящие имена, комические диалоги, комические детали, комические портреты, речевую характеристику, гиперболу, гротеск, алогизм, сарказм, иронию и т.п. ). Но ... (кто?)   выделяется из названных писателей ... ( чем? почему?)  

9. Кто еще из русских писателей сатирически изображал горожан и в чем сходство их сатиры с  булгаковской?  

      Сатирически изображали горожан такие писатели как  ... в произведении...  и ... в произведении... .

Слайд 33 1. К этой теме обращались

… такие поэты, как  ... в произведении ...  и ...

в произведении... . 2.   … (первый) использует … приемы,  показывая  ...(кого?что?).  Этот поэт, так же, как и имярек, изображает … (что? каким образом? - точечная цитата). Однако, в отличие от имярека, который... (что?), первый (что делает?). 3. В центре внимания … (второго) - ...  (что и кто?). Его лирический герой, так же , как и герой имярека (что делает? показан каким?- точечная цитата). Однако, в отличие от  авторского настроения имярека, которое ... (какое?), эмоции второго ..... (какие? в каких словах они выражены?  - точечная цитата). ( 4.   Итак, все три автора ... (что делают?) , используя  (что? как?).  Но ... (кто?) выделяется из названных поэтов ( чем? почему?))
1.  К этой теме обращались … такие поэты, как  ... в произведении

Слайд 34С4. В каких еще стихотворениях встречаются образы деревьев и как

они перекликаются со стихотворением А.А.Фета «Учись у них…»?
Образы деревьев встречаются

в таких стихотворениях, как «Отговорила роща золотая» Есенина и «На севере диком стоит одиноко» Лермонтова.
В стихотворении Лермонтова сосна – главное действующее лицо. Как деревья у Фета, так и сосна в данном стихотворении олицетворена («дремлет, качаясь»). В ее мечтах о далекой прекрасной пальме звучит одиночество. Оно сопоставимо с человеческой тоской. Страдания человека отражаются в природе и в стихотворении Фета: у лирического героя «скорбит душа», и в природе – зима, «жестокая пора». Оба стихотворения связывает параллель «природа – душа человека».
В стихотворении «Отговорила роща золотая» лирический герой – немолодой человек, размышляющий о прожитых годах. Поэт создает выразительную метафору«костёр рябины красной». Как и герой в «Учись у них – у дуба, у березы», лирический герой Есенина сравнивает свое состояние души с окружающей его осенней природой: «Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова».
С4. В каких еще стихотворениях встречаются образы деревьев и как они перекликаются со стихотворением А.А.Фета «Учись у

Слайд 35 Взаимоотношения представителей разных поколений русской классике отображены в

поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» и в романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и

мир». Аркадий Кирсанов, несмотря на то, что идеи нигилизма породили пропасть между ним и отцом, все же отказался от них и, последовав примеру Николая Петровича, стал рьяным хозяином в имении. Именно преемственность взглядов, уважение традиций разных поколений и сближает эти произведения.
В поэме «Мертвые души» отец учит Чичикова тому, что, по его мнению, пригодится человеку в жизни: угождать начальнику, не заводить дружбу, беречь и копить копейку. Эти слова «заронились глубоко в его душу» и, впоследствии, сформировали характер Чичикова: лживость, ханжество, лицемерие – все это помогает герою не только извлекать личную выгоду из своей авантюры, но и развить такие качества, как целеустремленность и изобретательный ум.
В романе-эпопее «Война и мир» примером взаимоотношений между поколениями могут послужить образы Андрея и Николая Болконских. В сцене прощания с отцом перед отъездом в армию князь Андрей попросил старого князя заботиться о сыне, питая к отцу глубокое уважение и восхищаясь его прямодушием и умом. В свою очередь Николай Болконский произносит некий завет: «Коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет…стыдно!» - призыв не уронить достоинства перед лицом опасности, в любой ситуации оставаться Человеком, быть верным своему долгу, что и делает князь Андрей в Аустерлицком сражении, свято соблюдая наставления отца.
Таким образом, произведения Гоголя и Толстого с романом «Отцы и дети» сближает переимчивость молодого поколений зрелых убеждений и мировоззрения старшего, в отрицательном ключе, как это можно увидеть в «Мертвых душах», и в положительном, как в эпизоде «Войны и мира». (Семилеткина Татьяна)

9.  В каких произведениях русской классики отображены взаимоотношения представителей разных поколений и в чем эти произведения можно сопоставить с тургеневскими «Отцами и детьми»?

Взаимоотношения представителей разных поколений русской классике отображены в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» и в романе-эпопее

Слайд 36Тематическая таблица лирики

Тематическая таблица лирики

Слайд 3717.1 Можно ли создание образа Евгения в поэме А.

С. Пушкина «Медный всадник» одной из первых попыток создания образа

«маленького человека» в русской литературе?
17.2 В чём смысл сопоставления образов Катерины и Варвары? (По пьесе А.Н. Островского «Гроза».)
17.3 Как в прозе М.А. Булгакова раскрывается тема нравственного выбора человека? (По роману«Белая гвардия» или«Мастер и Маргарита».)
17.4 Герои-чудики в рассказах В.М.Шукшина.

ЕГЭ ЧАСТЬ 3

17.1  Можно ли создание образа Евгения в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» одной из первых

Слайд 38  «Маленький человек» - это условное название ряда героев,

занимающих нижнюю нишу в системе социальной иерархии и объединенных общностью

некоторых психологических черт. Это и Акакий Акакиевич в повести «Шинель» Н. В. Гоголя, и Червяков в рассказе «Смерть чиновника» А. П. Чехова, но первооткрывателем данной галереи персонажей можно считать А. С. Пушкина с образом «маленького человека» Евгения в поэме «Медный всадник».
Во-первых, автор поэмы не дает главному герою Евгению фамилии («прозванье нам его не нужно»). Издавна фамилия указывает на род, к которому принадлежит отдельный человек. Получается, что Евгений лишен предков, своего места в истории. Александр Сергеевич делает это с целью подчеркнуть его заурядность и ничтожность по отношению к власти. Власть в поэме символизирует Петр l, который назван «Он», «истукан», «кумир на бронзовом коне для акцентирования внимания читателей на его бесчеловечности.
Во-вторых, как и любой «маленький человек», Евгений совершает личный незначительный бунт. В основу поэму положен неразрешимый конфликт между властью и частным человеком. Власть не замечает обычного человека с его мечтами и стремлениями, а человек не видит большой истории, не ощущает себя гражданином. Так Евгений в наводнении, смерти Параши винит Петра. Он трясет кулаком перед «Медным всадником», приговаривая: «Добро, строитель чудотворный! Ужо тебе!».
В-третьих, о причастности героя к типу «маленького человека» могут свидетельствовать его мечты и мысли. Даже они у него ничтожны! В момент наводнения Евгений думает не о том, что могут погибнуть люди, а о том, что он не сможет некоторое время видеться с любимой. Мечты его ограничены бытовым пространством. Герой мечтает о финансовом благополучии, свадьбе с Парашей, детях, внуках.. Завидует и более успешным людям, чем он: «Ума недальнего, ленивцы, Которых жизнь куда легка!».
Итак, многие черты, присущие образу «маленького человека», а именно отсутствие «прозванья», бунт против власти и бытовой характер стремлений, свойственны образу Евгения. Значит, можно с уверенностью отнести его к данному типу героев. (250 слов)
 

17-1. Можно ли создание образа Евгения в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» одной из первых попыток создания образа «маленького человека» в русской литературе?

 	  «Маленький человек» - это условное название ряда героев, занимающих нижнюю нишу в системе социальной иерархии

Слайд 39  «Маленький человек» - это условное название ряда героев,

занимающих нижнюю нишу в системе социальной иерархии и объединенных общностью

некоторых психологических черт. Это и Акакий Акакиевич в повести «Шинель» Н. В. Гоголя, и Червяков в рассказе «Смерть чиновника» А. П. Чехова, но первооткрывателем данной галереи персонажей можно считать А. С. Пушкина с образом «маленького человека» Евгения в поэме «Медный всадник».
Во-первых, автор поэмы не дает главному герою Евгению фамилии («прозванье нам его не нужно»). Издавна фамилия указывает на род, к которому принадлежит отдельный человек. Получается, что Евгений лишен предков, своего места в истории. Александр Сергеевич делает это с целью подчеркнуть его заурядность и ничтожность по отношению к власти. Власть в поэме символизирует Петр l, который назван «Он», «истукан», «кумир на бронзовом коне для акцентирования внимания читателей на его бесчеловечности.
Во-вторых, как и любой «маленький человек», Евгений совершает личный незначительный бунт. В основу поэму положен неразрешимый конфликт между властью и частным человеком. Власть не замечает обычного человека с его мечтами и стремлениями, а человек не видит большой истории, не ощущает себя гражданином. Так Евгений в наводнении, смерти Параши винит Петра. Он трясет кулаком перед «Медным всадником», приговаривая: «Добро, строитель чудотворный! Ужо тебе!».
В-третьих, о причастности героя к типу «маленького человека» могут свидетельствовать его мечты и мысли. Даже они у него ничтожны! В момент наводнения Евгений думает не о том, что могут погибнуть люди, а о том, что он не сможет некоторое время видеться с любимой. Мечты его ограничены бытовым пространством. Герой мечтает о финансовом благополучии, свадьбе с Парашей, детях, внуках.. Завидует и более успешным людям, чем он: «Ума недальнего, ленивцы, Которых жизнь куда легка!».
Итак, многие черты, присущие образу «маленького человека», а именно отсутствие «прозванья», бунт против власти и бытовой характер стремлений, свойственны образу Евгения. Значит, можно с уверенностью отнести его к данному типу героев. (250 слов)
 

17-1. Можно ли создание образа Евгения в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» одной из первых попыток создания образа «маленького человека» в русской литературе?

 	  «Маленький человек» - это условное название ряда героев, занимающих нижнюю нишу в системе социальной иерархии

Слайд 401.2 Фольклор. Жанры фольклора
1.3 Художественный образ. Художественное время и

пространство
1.4 Содержание и форма. Поэтика
1.5 Авторский замысел и его воплощение.

Художественный вымысел. Фантастика
1.6 Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм
1.7 Литературные роды: эпос, лирика, лироэпос, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма
1.8 Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет, фабула. Композиция. Эпиграф. Антитеза. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Интерьер. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. Портрет. Пейзаж. Говорящая фамилия. Ремарка. «Вечные темы» и «вечные образы» в литературе. Пафос. Фабула. Речевая характеристика героя: диалог, монолог; внутренняя речь. Сказ

Теория литературы требования кодификатора

1.2  Фольклор. Жанры фольклора1.3 Художественный образ. Художественное время и пространство1.4 Содержание и форма. Поэтика1.5 Авторский замысел

Слайд 411.9 Деталь. Символ. Подтекст
1.10 Психологизм. Народность. Историзм
1.11 Трагическое и комическое.

Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск
1.12 Язык художественного произведения. Риторический вопрос,

восклицание. Афоризм. Инверсия. Повтор. Анафора. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора (включая олицетворение), метонимия. Гипербола. Аллегория. Оксюморон. Звукопись: аллитерация, ассонанс
1.13 Стиль
1.14 Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр
1.15 Литературная критика

Теория литературы (требования кодификатора)

1.9 Деталь. Символ. Подтекст1.10 Психологизм. Народность. Историзм1.11 Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск1.12 Язык художественного

Слайд 42  «Маленький человек» - это условное название ряда героев,

занимающих нижнюю нишу в системе социальной иерархии и объединенных общностью

некоторых психологических черт. Это и Акакий Акакиевич в повести «Шинель» Н. В. Гоголя, и Червяков в рассказе «Смерть чиновника» А. П. Чехова, но первооткрывателем данной галереи персонажей можно считать А. С. Пушкина с образом «маленького человека» Евгения в поэме «Медный всадник».
Во-первых, автор поэмы не дает главному герою Евгению фамилии («прозванье нам его не нужно»). Издавна фамилия указывает на род, к которому принадлежит отдельный человек. Получается, что Евгений лишен предков, своего места в истории. Александр Сергеевич делает это с целью подчеркнуть его заурядность и ничтожность по отношению к власти. Власть в поэме символизирует Петр l, который назван «Он», «истукан», «кумир на бронзовом коне для акцентирования внимания читателей на его бесчеловечности.
Во-вторых, как и любой «маленький человек», Евгений совершает личный незначительный бунт. В основу поэму положен неразрешимый конфликт между властью и частным человеком. Власть не замечает обычного человека с его мечтами и стремлениями, а человек не видит большой истории, не ощущает себя гражданином. Так Евгений в наводнении, смерти Параши винит Петра. Он трясет кулаком перед «Медным всадником», приговаривая: «Добро, строитель чудотворный! Ужо тебе!».
В-третьих, о причастности героя к типу «маленького человека» могут свидетельствовать его мечты и мысли. Даже они у него ничтожны! В момент наводнения Евгений думает не о том, что могут погибнуть люди, а о том, что он не сможет некоторое время видеться с любимой. Мечты его ограничены бытовым пространством. Герой мечтает о финансовом благополучии, свадьбе с Парашей, детях, внуках.. Завидует и более успешным людям, чем он: «Ума недальнего, ленивцы, Которых жизнь куда легка!».
Итак, многие черты, присущие образу «маленького человека», а именно отсутствие «прозванья», бунт против власти и бытовой характер стремлений, свойственны образу Евгения. Значит, можно с уверенностью отнести его к данному типу героев. (250 слов)
 

17-1. Можно ли создание образа Евгения в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» одной из первых попыток создания образа «маленького человека» в русской литературе?

 	  «Маленький человек» - это условное название ряда героев, занимающих нижнюю нишу в системе социальной иерархии

Слайд 43  «Маленький человек» - это условное название ряда героев,

занимающих нижнюю нишу в системе социальной иерархии и объединенных общностью

некоторых психологических черт. Это и Акакий Акакиевич в повести «Шинель» Н. В. Гоголя, и Червяков в рассказе «Смерть чиновника» А. П. Чехова, но первооткрывателем данной галереи персонажей можно считать А. С. Пушкина с образом «маленького человека» Евгения в поэме «Медный всадник».
Во-первых, автор поэмы не дает главному герою Евгению фамилии («прозванье нам его не нужно»). Издавна фамилия указывает на род, к которому принадлежит отдельный человек. Получается, что Евгений лишен предков, своего места в истории. Александр Сергеевич делает это с целью подчеркнуть его заурядность и ничтожность по отношению к власти. Власть в поэме символизирует Петр l, который назван «Он», «истукан», «кумир на бронзовом коне для акцентирования внимания читателей на его бесчеловечности.
Во-вторых, как и любой «маленький человек», Евгений совершает личный незначительный бунт. В основу поэму положен неразрешимый конфликт между властью и частным человеком. Власть не замечает обычного человека с его мечтами и стремлениями, а человек не видит большой истории, не ощущает себя гражданином. Так Евгений в наводнении, смерти Параши винит Петра. Он трясет кулаком перед «Медным всадником», приговаривая: «Добро, строитель чудотворный! Ужо тебе!».
В-третьих, о причастности героя к типу «маленького человека» могут свидетельствовать его мечты и мысли. Даже они у него ничтожны! В момент наводнения Евгений думает не о том, что могут погибнуть люди, а о том, что он не сможет некоторое время видеться с любимой. Мечты его ограничены бытовым пространством. Герой мечтает о финансовом благополучии, свадьбе с Парашей, детях, внуках.. Завидует и более успешным людям, чем он: «Ума недальнего, ленивцы, Которых жизнь куда легка!».
Итак, многие черты, присущие образу «маленького человека», а именно отсутствие «прозванья», бунт против власти и бытовой характер стремлений, свойственны образу Евгения. Значит, можно с уверенностью отнести его к данному типу героев. (250 слов)
 

17-1. Можно ли создание образа Евгения в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» одной из первых попыток создания образа «маленького человека» в русской литературе?

 	  «Маленький человек» - это условное название ряда героев, занимающих нижнюю нишу в системе социальной иерархии

Слайд 44  «Маленький человек» - это условное название ряда героев,

занимающих нижнюю нишу в системе социальной иерархии и объединенных общностью

некоторых психологических черт. Это и Акакий Акакиевич в повести «Шинель» Н. В. Гоголя, и Червяков в рассказе «Смерть чиновника» А. П. Чехова, но первооткрывателем данной галереи персонажей можно считать А. С. Пушкина с образом «маленького человека» Евгения в поэме «Медный всадник».
Во-первых, автор поэмы не дает главному герою Евгению фамилии («прозванье нам его не нужно»). Издавна фамилия указывает на род, к которому принадлежит отдельный человек. Получается, что Евгений лишен предков, своего места в истории. Александр Сергеевич делает это с целью подчеркнуть его заурядность и ничтожность по отношению к власти. Власть в поэме символизирует Петр l, который назван «Он», «истукан», «кумир на бронзовом коне для акцентирования внимания читателей на его бесчеловечности.
Во-вторых, как и любой «маленький человек», Евгений совершает личный незначительный бунт. В основу поэму положен неразрешимый конфликт между властью и частным человеком. Власть не замечает обычного человека с его мечтами и стремлениями, а человек не видит большой истории, не ощущает себя гражданином. Так Евгений в наводнении, смерти Параши винит Петра. Он трясет кулаком перед «Медным всадником», приговаривая: «Добро, строитель чудотворный! Ужо тебе!».
В-третьих, о причастности героя к типу «маленького человека» могут свидетельствовать его мечты и мысли. Даже они у него ничтожны! В момент наводнения Евгений думает не о том, что могут погибнуть люди, а о том, что он не сможет некоторое время видеться с любимой. Мечты его ограничены бытовым пространством. Герой мечтает о финансовом благополучии, свадьбе с Парашей, детях, внуках.. Завидует и более успешным людям, чем он: «Ума недальнего, ленивцы, Которых жизнь куда легка!».
Итак, многие черты, присущие образу «маленького человека», а именно отсутствие «прозванья», бунт против власти и бытовой характер стремлений, свойственны образу Евгения. Значит, можно с уверенностью отнести его к данному типу героев. (250 слов)
 

17-1. Можно ли создание образа Евгения в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» одной из первых попыток создания образа «маленького человека» в русской литературе?

 	  «Маленький человек» - это условное название ряда героев, занимающих нижнюю нишу в системе социальной иерархии

Слайд 4517.1 Каким вы видите автора «Слова о полку Игореве»?
17.2 Что

дало основание современникам Ф.И.Тютчева называть его поэзию "мыслящая лира"?
17.3 Можно

ли согласиться с литературоведами, называющими произведение «Ионыч» романом?
17.4 В каких произведениях новейшей русской литературы поднимаются философские проблемы?


Большие сочинения (4 темы на выбор)

17.1 Каким вы видите автора «Слова о полку Игореве»?17.2 Что дало основание современникам Ф.И.Тютчева называть его поэзию

Слайд 46 Вступление
Основная часть
1. ТЕЗИС-ОТВЕТ. Переход к аргументации (Рассмотрим систему

персонажей пьесы. Обратимся к тексту)
2. Аргументация-1.
3. Аргументация-2.
4. Аргументация-3.
ВЫВОД

(возвращение к тезису на новом уровне, перефразирование тезиса)

МОДЕЛЬ большого сочинения. ПЕРВАЯ МОДЕЛЬ - Что давало основание современникам Тютчева называть его поэзию "мыслящей лирой? - Какова идея повести Н.В. Гоголя «Шинель»?

ВступлениеОсновная часть1. ТЕЗИС-ОТВЕТ. Переход к аргументации (Рассмотрим систему персонажей пьесы. Обратимся к тексту)2. Аргументация-1.3. Аргументация-2.4.

Слайд 47  «Маленький человек» - это условное название ряда героев,

занимающих нижнюю нишу в системе социальной иерархии и объединенных общностью

некоторых психологических черт. Это и Акакий Акакиевич в повести «Шинель» Н. В. Гоголя, и Червяков в рассказе «Смерть чиновника» А. П. Чехова, но первооткрывателем данной галереи персонажей можно считать А. С. Пушкина с образом «маленького человека» Евгения в поэме «Медный всадник».
Во-первых, автор поэмы не дает главному герою Евгению фамилии («прозванье нам его не нужно»). Издавна фамилия указывает на род, к которому принадлежит отдельный человек. Получается, что Евгений лишен предков, своего места в истории. Александр Сергеевич делает это с целью подчеркнуть его заурядность и ничтожность по отношению к власти. Власть в поэме символизирует Петр l, который назван «Он», «истукан», «кумир на бронзовом коне для акцентирования внимания читателей на его бесчеловечности.
Во-вторых, как и любой «маленький человек», Евгений совершает личный незначительный бунт. В основу поэму положен неразрешимый конфликт между властью и частным человеком. Власть не замечает обычного человека с его мечтами и стремлениями, а человек не видит большой истории, не ощущает себя гражданином. Так Евгений в наводнении, смерти Параши винит Петра. Он трясет кулаком перед «Медным всадником», приговаривая: «Добро, строитель чудотворный! Ужо тебе!».
В-третьих, о причастности героя к типу «маленького человека» могут свидетельствовать его мечты и мысли. Даже они у него ничтожны! В момент наводнения Евгений думает не о том, что могут погибнуть люди, а о том, что он не сможет некоторое время видеться с любимой. Мечты его ограничены бытовым пространством. Герой мечтает о финансовом благополучии, свадьбе с Парашей, детях, внуках.. Завидует и более успешным людям, чем он: «Ума недальнего, ленивцы, Которых жизнь куда легка!».
Итак, многие черты, присущие образу «маленького человека», а именно отсутствие «прозванья», бунт против власти и бытовой характер стремлений, свойственны образу Евгения. Значит, можно с уверенностью отнести его к данному типу героев. (250 слов)
 

17-1. Можно ли создание образа Евгения в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» одной из первых попыток создания образа «маленького человека» в русской литературе?

 	  «Маленький человек» - это условное название ряда героев, занимающих нижнюю нишу в системе социальной иерархии

Слайд 48 
В пьесе М. Горького «На дне» два конфликта: социальный и

философский. Философский конфликт, представленный позициями Луки и Сатина, ставит перед

читателями вопрос: важнее спасительная правда или же ложь? Авторская позиция ясна – он принимает сторону Сатина. Попробуем разобраться почему.
Во-первых, философия Луки не лишена изъянов. Её суть в том, что вера может изменить реальность, ободрить человека и указать ему нравственный ориентир в жизни. Лука, следуя своей теории, утверждает: «Во что веришь – то и есть». Всех обитателей ночлежки он старается утешить: Анне обещает жизнь в раю после смерти, Пеплу советует уехать с Наташей в Сибирь, а в Актера вселяет веру в бесплатную лечебницу. Однако резонер Сатин заявляет, что такой способ приободрения – «мякиш для беззубых», «пластырь для нарывов». Лишь люди бедные могут довольствоваться такой правдой. Более того, трагической смертью Актера автор выражает свое неодобрение теории Луки. Этот старичок заставил его уверовать в мифическую лечебницу, но герой, сознавший невозможность светлого будущего, удавился. Получается, что философия Луки разрушила человеческую жизнь, а вовсе ее не спасла. Более того, Горький строит композицию так, что странник в конце пьесы незаметно исчезает. У читателей создается впечатление, что Лука никто иной, как самозванец.
Во-вторых, теория Сатина достойна уважения. Считая, что «ложь – религия рабов и хозяев.. Правда – бог свободного человека», он является главным оппонентом Луки. Сатин верит в могущество человека. «Человек – это звучит гордо», «Когда труд – удовольствие, жизнь хороша», - вот лишь некоторые его реплики. Можно смело утверждать, что шулер Сатин – резонер, а его мировоззрение присуще и самому Горькому. Пролетарский писатель наделил своего героя верой в сильного человека, в чем отразилась идеология социализма, представителем которой являлся он сам.
Таким образом, автор, выступая на стороне Сатина, опровергает философию Луки о необходимости жалости к человеку. Напротив, он верит в человека могущественного.

17. 3 Сторону какого героя – Луки или Сатина – принимает Горький в споре о лжи и правде?

 	В пьесе М. Горького «На дне» два конфликта: социальный и философский. Философский конфликт, представленный позициями Луки и

Слайд 49 Что такое «мыслящая лира»? Это, прежде всего,

выражение философских размышлений в стихах, это поиск ответов на вопросы

о смысле жизни и смерти, о человеческом предназначении, взаимоотношения человека с природой, противоречий хаоса и гармонии во вселенной и человеке. Большая часть стихотворений Ф.И. Тютчева посвящена именно этим проблемам.
В стихотворении «День и ночь» особенно виден конфликт между гармонией и хаосом. В стихотворении «О чем ты воешь ветр ночной» аналогичный конфликт, где мы видим описание таинственной бездны. И хотя в первом стихотворении говорится о том, что нам страшна эта бездна, хаос, а в другом поэт пишет, что «древний хаос» - «родимый», вот именно из-за этого создается ощущение, что, одновременно, мы его страшимся, но и осознаем, что мы как будто вышли из него, родились в нем.

Что давало основание современникам Тютчева называть его поэзию "мыслящей лирой?

Что такое «мыслящая лира»? Это, прежде всего, выражение философских размышлений в стихах, это поиск

Слайд 50 У Тютчева нет чисто пейзажных стихотворений. Каждая картина

природы рисуется поэтом для сопоставления ее с человеком, его душой.

Например, если взять стихотворение «Певучесть есть в морских волнах», то мы видим, что автор пытается показать, что если сравнить природу с человеком, который является перед нами в образе «мыслящего тростника», можно увидеть, что у природы есть и «певучесть» и «гармония», а в душе человека «разлад», она «не то поет, что море». Да и вообще, как заметно в стихотворении « С поляны коршун поднялся», человек беспомощен и несвободен, а порождение «природы-матери» - коршун – свободен и беспечен.

Что давало основание современникам Тютчева называть его поэзию "мыслящей лирой? (продолжение)

У Тютчева нет чисто пейзажных стихотворений. Каждая картина природы рисуется поэтом для сопоставления ее с

Слайд 51Обращая внимание на любовную лирику поэта, нужно увидеть, что понимание

этого чувства Тютчевым совершенно иное, чем у его предшественников. Если

для них любовь это есть жизнь, счастье и спасение, то для него это та же самая бездна, что находится в описании выше, из которой нет пути назад. Это хорошо заметно в стихотворении «О, как убийственно мы любим», где поэт употребляет слова, совершенно не подходящие к этому светлому чувству: «убийственно», «роковая», «страдание», «мучение», «ужасный приговор», «слепость страстей». Все это больше похоже на описание ада, чем чувства любви.
Однако, даже через несчастную, мучительную любовь, по мнению Тютчева, душа зреет и закаляется. Это можно увидеть в таких строчках: «Душа, увы, не выстрадает счастье, но может выстрадать себя». К тому же, страдание – это путь к воскрешению души, потому что тех, кто страдает Господь благословляет и спасает.

Что давало основание современникам Тютчева называть его поэзию "мыслящей лирой? (продолжение)

Обращая внимание на любовную лирику поэта, нужно увидеть, что понимание этого чувства Тютчевым совершенно иное, чем у

Слайд 52Есть и еще одна философская тема Тютчева, которая связана с

проблемой выражения мысли. В стихотворении «Silentium» поэт пытается предостеречь нас

от выражения мыслей и чувств в речевой форме, поскольку «мысль изреченная есть ложь». Важно обратить внимание на два отчаянных риторических вопроса: «Как сердцу выразить себя?» и «Другому как понять тебя?». Разъясним их. В первом случае, при выражении своих мыслей мы засоряем их неподходящими словами, недаром поэт сравнивает мысли с «ключами», которые, при выходе наружу, мутнеют и теряют свой первоначальный облик. А во втором случае, собеседник, который услышит «изреченную» мысль, может не так понять ее, что несомненно покоробит чувство говорящего, и он пожалеет, что произнес то, что у него на душе. Стоит подметить, что и другое тютчевское стихотворение «Нам не дано предугадать» тоже о возможном непонимании мысли человека.

Что давало основание современникам Тютчева называть его поэзию "мыслящей лирой? (продолжение)

Есть и еще одна философская тема Тютчева, которая связана с проблемой выражения мысли. В стихотворении «Silentium» поэт

Слайд 53Да и сам синтаксис его стихотворений «мыслящий» - выглядит как

вопросно-ответная форма рассуждений: «Откуда, как разлад возник?» (о человеческой душе),

«Какой закон непостижимый тебя стремит, тебя метет?» (о мысли), «Сорвался ль он с вершины сам собой, иль был низвергнут волею чужой?» (о камне)
Проанализировав все вышесказанное можно дать еще одно определение «мыслящей лиры»- она мыслящая, потому что, во-первых, наводит нас на великие, раньше не досягаемые до нашего сознания идеи, мысли и предположения, а во-вторых, стихотворения Тютчева начинают жить собственной жизнью, они сами мыслят вслух, будоража в нас неподдельный страх и восхищение своими точными философскими высказываниями.

Что давало основание современникам Тютчева называть его поэзию "мыслящей лирой? (окончание)

Да и сам синтаксис его стихотворений «мыслящий» - выглядит как вопросно-ответная форма рассуждений: «Откуда, как разлад возник?»

Слайд 54 Вступление (комментарий ключевых слов вопроса)
Переход к основной части (в

виде перефразированного вопроса)
Основная часть
1. ТЕЗИС-ОТВЕТ. Аргументация.
2. ТЕЗИС-ОТВЕТ. Аргументация.
3. ТЕЗИС-ОТВЕТ.

Аргументация
ВЫВОД (обобщение всех трех тезисов)

МОДЕЛЬ большого сочинения. ВТОРАЯ МОДЕЛЬ - Каким вы видите автора «Слова о полку Игореве»? - Каковы нравственные уроки неудачного похода князя Игоря? - Какое содержание вкладывают в понятие «ум» герои комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?

Вступление (комментарий ключевых слов вопроса)Переход к основной части (в виде перефразированного вопроса) Основная часть1. ТЕЗИС-ОТВЕТ. Аргументация.2.

Слайд 55  В любом художественном произведении автор, так или иначе, выражает свою

позицию. Она может быть выражена прямо, и тогда мы явно

представляем создателя произведения, а может быть скрыта. В «Слове о полку Игореве» автор безымянен, но через некоторые детали возможно представить его образ.
Прежде всего, писатель «Слова о полку Игореве» - патриот своей страны. Во-первых, сама идея произведения о необходимости единения русских князей перед лицом внешней опасности носит национальный характер. Во-вторых, он искренне переживает об исходе похода князя. Когда Игорь принимает решение идти на половцев, автор тревожится о губительности этого решения для русской земли и свою тревогу выражает в словах «А Игорь к Дону войско ведет!» Также трижды рефреном повторяется «О Русская земля! Уже ты за холмом!» В-третьих, писатель заботится не только о князе, но и обо всей его дружине, не забывая в конце «Слова» воздать им хвалу.
Невозможно не заметить тесную связь автора с природой. Её описания помогают передать настроение сражения. Такие эпитеты, как «кровавые», «черные», «червленными» передают ощущение опасности. Природные явления также являются грозными предзнаменованиями. Например, солнечное затмение перед выступлением князя Игоря в поход. Они же помогают героям. Неслучайно, князь новгород-северский бежит из плена после плача Ярославны, обращенного к ветру, солнцу и Днепру.
Во время прочтения «Слова» складывается впечатление, что создатель произведения – талантливый поэт. Для создания достоверной картины происходящего им используются разные жанры. Поход Игоря – это воинская повесть, а «Золотое слово» Святослава представляет собой искусство ораторского красноречия. Использование метафор, эпитетов и олицетворений придает тексту ярко выраженную эмоциональную окраску. К примеру, «черные тучи с моря идут», «храброе сердце». Наконец, об искусстве мастера свидетельствует стройная композиция, где уже во вступлении оговаривается использованный создателем поэтический метод.
Таким образом, в «Слове о полку Игореве» автор, используя искусство поэтического слова, предстает талантливым поэтом, человеком, тонко чувствующим природу и настоящим патриотом своей Родины. (Яна И., 290 слов)
 	В любом художественном произведении автор, так или иначе, выражает свою позицию. Она может быть выражена прямо, и

Слайд 5617-1. Почему, несмотря на поражение русского войска, родная земля встречает

Игоря как героя?
“Слово о полку Игореве” посвящено походу новгород-северского князя

Игоря Святославовича против половцев, в результате которого русское войско потерпело бесславное поражение. Изображая образ Игоря, автор “Слова” с укором описывает поступки князя, движимые эгоистическими побуждениями. Однако вместе с этим отмечается смелость, храбрость и любовь князя к родной земле, вследствие чего в финале произведения Игорь Святославович с дружиной встречены ликованием народа и хвалебной песней.
Во-первых, стоит отметить, что в образе Святослава Киевского, отца князей Игоря и Всеволода, нашла отражение позиция самого автора по отношению к действиям Игоря Святославовича, которые в результате привели к печальным последствиям. В своём “золотом слове” Святослав укоряет братьев за то, что, отправляясь в поход против половцев, они шли “себе славы искать”. Глубоким сожалением и горьким упрёком проникнут данный монолог: “без чести для себя кровь поганую пролили”,- молвит Святослав, обращаясь к Игорю и Всеволоду.
17-1. Почему, несмотря на поражение русского войска, родная земля встречает Игоря как героя? “Слово о полку Игореве”

Слайд 5717-1. Почему, несмотря на поражение русского войска, родная земля встречает

Игоря как героя?
Во-вторых, создатель “Слова о полку

Игореве”,наряду с критикой честолюбивого князя, не стремится умалить проявляемый Игорем героизм: собирая полк на “землю Половецкую”, он “скрепил ум силою своею и поострил сердце своё мужеством”. Преисполненный порывом к борьбе с противником, Игорь Святославович с пафосом взывает к дружине: “Лучше ведь убитым быть, чем пленённым быть”.
В-третьих, освободившись из плена, Игорь, будучи князем Новгород-Северского княжества, направляется прямо в столицу Древней Руси-Киев, “ко святой богородице Пирогощей”. В этом заключительном пассаже усматривается одна из ключевых идей “Слова” – всеобщее объединение Русской земли на фоне феодальной раздробленности. Здесь Игорь рассматривается не как местный князь, а как защитник всего государства, вступивший в борьбу “за христиан против нашествий поганых”.
Итак, автор “Слова о полку Игореве” в фигуре князя Игоря воплотил мысль о единении Руси, создав многогранный и неоднозначный образ. Именно поэтому, несмотря на сокрушительное поражение в походе против половцев, люди встречают Игоря как героя и прославляют его вместе с дружиной. (Щур Катя, 300 слов).

17-1. Почему, несмотря на поражение русского войска, родная земля встречает Игоря как героя?    Во-вторых,

Слайд 5817-1. Какие нравственные вопросы решает в своем произведении автор «Слова».

«Слово о полку Игореве» можно считать памятником

древнерусской литературы. Произведение было написано в 1185 году, но поднятые в нем нравственные вопросы актуальны и в наши дни. Первым и самым главным из поднятых вопросов является призыв к единству. Особенно четко он проявляется в «золотом слове» Святослава. С большим чувством призывает старый киевский князь подняться на борьбу «за землю Русскую, за раны Игоревы, удалого Святославича!». Князь показан мудрым и смелым правителем, недаром автор «Слова…» славит его победу над половцами. Святослав убеждает князей забыть распри и прекратить усобицы, ведь только вместе они способны будут защитить от «поганых» родную землю. Все произведение наполнено духом патриотизма и любви к Родине.
17-1. Какие нравственные вопросы решает в своем произведении автор «Слова».    «Слово о полку Игореве»

Слайд 5917-1. Какие нравственные вопросы …
Во-вторых, автор показывает, к чему приводят

гордость и самонадеянность. Игорь и Всеволод начали войну, без которой

можно было обойтись. Молодых князей погубила горячность, о чем сокрушается Святослав: «Но сказали вы: «Помужествуем сами: прошлую славу себе похитим, а будущую сами поделим». Он не одобряет поступка Игоря и Всеволода, принесшего Русской земле и русскому народу страдания и боль.
17-1. Какие нравственные вопросы … Во-вторых, автор показывает, к чему приводят гордость и самонадеянность. Игорь и Всеволод

Слайд 6017-1. Какие нравственные вопросы…
Еще одним поднятым вопросом можно считать

вопрос о любви и верности. В подтверждение этого достаточно вспомнить

плач Ярославны. Она представляет собой образ русской женщины, оплакивающей любимого мужа, не вернувшегося с поля битвы. Кроме того, в ней автор изображает образ самой Руси, уставшей и страдающей от набегов половцев. «Зачем, владыко, простерло ты горячие свои лучи на воинов моего лады?». Таким образом, автор «Слова о полку Игореве» решает в своем произведении такие важные нравственные вопросы, как любовь к Родине, вопросы чести, долга, верности, показывает, что единство и сила духа способны помочь справиться с любым испытанием.
(Горчакова Лиза, 220 слов)

17-1. Какие нравственные вопросы…  Еще одним поднятым вопросом можно считать вопрос о любви и верности. В

Слайд 61МОДЕЛЬ большого сочинения. ТРЕТЬЯ МОДЕЛЬ - Достиг Обломов своего идеала на

Выборгской стороне или нет?
- Сострадает Гоголь Башмачкину или смеётся над

ним?
- Каково авторское отношение к князю Игорю?

Вступление (комментарий ключевых слов вопроса)
Переход к основной части (в виде перефразированного вопроса)
Основная часть
С одной стороны, …ТЕЗИС-ОТВЕТ.
Аргументация.
2. С другой стороны, …ТЕЗИС-ОТВЕТ.
Аргументация.

ВЫВОД (о неоднозначности, противоречивости, двойственности авторского отношения)

МОДЕЛЬ большого сочинения. ТРЕТЬЯ МОДЕЛЬ - Достиг Обломов своего идеала на Выборгской стороне или нет?- Сострадает Гоголь

Слайд 62Одобряет или осуждает автор своего героя?  
«Слово о полку

Игореве» - одно из главных произведений древнерусской литературы, проникнутое горячей,

самоотверженной любовью к родине. «Слово о полку Игореве» датируется 1185 годом и повествует о походе князя Игоря Святославовича на половцев.
Один из главных героев «Слова…» - князь Игорь Святославович предстает перед читателями смелым и отважным человеком. Он хочет освободить Русь от частых набегов и разорения, но, я считаю, что, несмотря на этот храбрый поступок со стороны князя, автор «Слова…» осуждает молодого политика.
Одобряет или осуждает автор своего героя?     «Слово о полку Игореве» - одно из главных

Слайд 63Одобряет или осуждает автор своего героя?  
Во-первых, желание

князя «отведать Дон Великий» было намного сильнее желания оградить родные

земли от врагов. Прежде всего, он ищет личную выгоду, позабыв про свою родину и свой народ. Жажда славы взяла верх над князем. Игорь идет в поход, пренебрегая всеми «предзнаменованиями», предупреждающими об опасности.
Во-вторых, из-за постоянной вражды между князьями Русь не была едина, каждый князь, подобно Игорю, стремился к личной выгоде. Автор упрекает молодого князя в том, что он предпринял свой поход практически в одиночку, тем самым еще больше обрекая себя и свое войско на поражение.
Итак, автор осуждает Игоря Святославовича за этот необдуманный шаг. Князь подвергает свой народ тяжелым испытанием, руководствуясь только своими интересами, и в итоге терпит поражение. Главная истина и путь к спасению Руси – объединение русских князей в борьбе против степных народов, открылась главному герою только после побега из плена и возвращения в родные земли.

Одобряет или осуждает автор своего героя?      Во-первых, желание князя «отведать Дон Великий» было

Слайд 64 Своеобразие романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» заключается в

том, что составляющие его главы различаются в жанровом отношении: «Бэла»

- это романтическая новелла, «Максим Максимыч» - психологическая, а «Княжна Мери» - дневник. Но, несмотря на сочетание разных жанров, критики называют роман социально-психологическим. Попробуем разобраться почему.
С одной стороны, «Герой нашего времени» изначально задумывался как психологическое исследование человека. Об этом говорится в предисловии к роману: «история души человеческой.. едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа». Все его части подчинены раскрытию общего замысла: всесторонне и глубоко изобразить образ Печорина, проследить историю его жизни. В главе «Максим Максимыч» представлен психологический портрет героя. Рассказчик, странствующий офицер, замечает, что черные глаза Печорина контрастировали со светлыми волосами, а «глаза его не смеялись, когда он смеялся». Данное описание внешности иллюстрирует противоречивость характера Григория Александровича. Но по-настоящему полно натура героя раскрывается в «Журнале Печорина», в котором он беспристрастно рассказывают свою душу. Доктору Вернеру Печорин признается: «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его..». Действительно, основная черта характера героя – рефлексия. Он постоянно анализирует свои мысли и желания, но эти думы делают несчастным и самого Григория, и тех, с кем сводит его судьба.
С другой стороны, само название романа «Герой нашего времени» говорит о том, что автор рассматривает личность Печорина в контексте общества и эпохи. Общество оказало огромное влияние на духовное и нравственное развитие Григория Александровича. Одна часть души его «высохла, испарилась» под воздействием современников. Они «неспособны более к высоким жертвам», переходят «от сомнения к сомнению». У них нет чувств, веры, четких убеждений и моральных принципов. Таков и Печорин, этот «нравственный калека» и один из представителей поколения: «лучшие мои чувства я хоронил в глубине сердца: они там и умерли».
Наконец, окружающие Григория герои помогают читателям лучше понять отдельные черты его характера. Так, женские образы романа раскрывают Печорина в любви, его неспособность искренне полюбить. Он нарочно влюбляет в себя Мери, делая ее игрушкой в своих руках; становится причиной гибели Бэлы и несчастья Веры. Его отличает эгоизм, бессердечие и стремление к неограниченной власти над людьми. «Ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся душой!», - цинично замечает Печорин.
Итак, «Герой нашего времени» - это социально-психологический роман М. Ю. Лермонтова, в центре изображения которого – «история души» представителя поколения 19 века.

17-1. Почему роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» назван в критике социально-психологическим?

Своеобразие романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» заключается в том, что составляющие его главы различаются в

Слайд 65Учебники литературы под ред. И. Н. Сухих

Учебники литературы под ред. И. Н. Сухих

Слайд 67Русская литература XIX-XX веков. Уч. пособие для поступающих в вузы.

Изд-во МГУ

Русская литература XIX-XX веков. Уч. пособие для поступающих в вузы. Изд-во МГУ

Слайд 68В. А. Крутецкая Русская литература в таблицах и схемах. 9-11 классы.

· 

В. А. Крутецкая Русская литература в таблицах и схемах. 9-11 классы. · 

Слайд 69Миронова Ю. Литература в схемах и таблицах Изд-во «ТРИГОН»

Миронова Ю. Литература в схемах и таблицах Изд-во «ТРИГОН»

Слайд 70Интернет-ресурс http://www.gramma.ru

Интернет-ресурс http://www.gramma.ru

Слайд 71Интернет-ресурс http://www.gramma.ru

Интернет-ресурс http://www.gramma.ru

Слайд 72Интернет-ресурс http://www.gramma.ru/LIT/
УРОК В ФОРМАТЕ А4
www.a4format.ru


Интернет-ресурс http://www.gramma.ru/LIT/УРОК В ФОРМАТЕ А4www.a4format.ru

Слайд 73http://www.literaturus.ru/


http://www.literaturus.ru/

Слайд 74Интернет-ресурс
УРОК В ФОРМАТЕ А4
www.a4format.ru


Интернет-ресурсУРОК В ФОРМАТЕ А4www.a4format.ru

Слайд 75УЧИТЕЛЮ на ЗАМЕТКУ

УЧИТЕЛЮ на ЗАМЕТКУ

Слайд 76Как организовать работу в классе (Антон Скулачёв, гимн.1514)
Подготовка к

ЕГЭ – целостный процесс. Нельзя сбрасывать со счетов, что мы

ещё и на уроках работаем )) В том числе, целостный анализ текста по нашей программе выстраивается к концу 8 класса. И письменный экзамен (сочинение по худ. текстам) дети пишут каждый год с 4 класса.
Как организовать работу в классе (Антон Скулачёв, гимн.1514) Подготовка к ЕГЭ – целостный процесс. Нельзя сбрасывать со

Слайд 77Как организовать работу в классе (Антон Скулачёв, гимн.1514)
К ЕГЭ

готовились очень много и очень системно: весь год факультатив по

1,5-2часа еженедельно (и в каникулы тоже), месяц перед ЕГЭ – три-четыре раза в неделю. Написали два полноценных пробных варианта, и каждый месяц тренировались в боевых условиях писать одно из заданий.
На занятиях обязательны сладости, чай, а иногда и пицца.
Как организовать работу в классе (Антон Скулачёв, гимн.1514) К ЕГЭ готовились очень много и очень системно: весь

Слайд 78Как организовать работу в классе
2. Еженедельное задание – большое сочинение

и несколько маленьких. Несколько зачитываем, обсуждаем, сами себя оцениваем по

критериям, сравниваем. Плюс задавал (каждый раз кому-то одному) конспекты хороших и важных литературоведческих статей, чтобы смотреть на образцы стиля и композиции (но тут не дожал, надо было бы системнее).
Как организовать работу в классе2. Еженедельное задание – большое сочинение и несколько маленьких. Несколько зачитываем, обсуждаем, сами

Слайд 79Как организовать работу в классе
3. Первое занятие – обсуждение формата.

Внимательно читаем критерии. Понимаем, что нужно, чтобы по ним получить

баллы (таблица: задание - критерии - что должно быть в моём тексте). Понимаем, что всё не так плохо, и многое уже умеем.
Как организовать работу в классе3. Первое занятие – обсуждение формата. Внимательно читаем критерии. Понимаем, что нужно, чтобы

Слайд 80Как организовать работу в классе
4. Второе-третье занятия – комплексно теория

(с прекрасными упражнениями Мария Гельфонд из "Литературы"). И тут же задания: про

четыре термина написать по одному абзацу: как его употребишь в сочинении, анализируя текст (структура: пример - термин - вывод о смысле). По теории двигался, опираясь на схему из "Практической поэтики".
Как организовать работу в классе4. Второе-третье занятия – комплексно теория (с прекрасными упражнениями Мария Гельфонд из

Слайд 81Как организовать работу в классе
5. Дальше отрабатываем форматы. Много внимания

уделяем структурам, композиционным клише. Про это сделал презентации, опираясь, в

основном, на лекции Юлия Малкова. Шли по блокам коротких сочинений: сочинение про деталь, про композицию/роль в сюжете, про характер, про лир. героя, про приём, сравнительные темы.
6. Сравнительные темы тренируем отдельно много, по ходу вспоминая все параллели. Есть отличные материалы по ним у Наталья Ванюшева (Natalya Vanyusheva).
Как организовать работу в классе5. Дальше отрабатываем форматы. Много внимания уделяем структурам, композиционным клише. Про это сделал

Слайд 82Как организовать работу в классе
7. Самый большой блок – работа

с большим сочинением и глобальное повторение фсего. Учимся работать с

темой: каждую тему всегда (дома и в классе) раскладываем по схеме: ключевые слова (обращаем внимание на жанр(ы)/текст, по которому писать), 3-4 термина, которые обязательно употребим, 3-4 ключевых эпизода (детали) (а если лир. тексты – 3 текста и аспекты их рассмотрения), формулировка главной мысли сочинения (= авторской позиции).
Это краткая схема, её берём со всеми темами, подробнее – задание "раз-два-три": выделить в теме три аспекта, логически их связать (это часто в группах делали).
Как организовать работу в классе7. Самый большой блок – работа с большим сочинением и глобальное повторение фсего.

Слайд 83Как организовать работу в классе
8. Ведём цитатную тетрадь (хар-ки героев,

ключ. эпизоды и мотивы, значимые для раскрытия центральных тем детали),

таблицу по лирике (темы и центральные образы). Зачёты по цитатам регулярно. Лирику учим наизусть много, обязательно 1-2 ст-я каждого поэта целиком и ключевые цитаты. Да, и скажу, честно, мы мухлевали, вот прямо всё наизусть каждый учил только в одном периоде (как иначе делать – не понимаю).
Как организовать работу в классе8. Ведём цитатную тетрадь (хар-ки героев, ключ. эпизоды и мотивы, значимые для раскрытия

Слайд 84Как организовать работу в классе
9. В повторении стараемся работать весело

и с огоньком, несмотря на суровые условия )) Как можно

больше схем, смешных примеров, мемасиков про классику.
10. Отдельные уроки – речевые ошибки, отрабатываем типичные, редактируем тексты. Методики избегания и исправления ошибок.

Как организовать работу в классе9. В повторении стараемся работать весело и с огоньком, несмотря на суровые условия

Слайд 85Как организовать работу в классе
11. В начале июня была встреча

с членом экспертной комиссии (другого региона, чтобы не было даже

намёка на блат)), он рассказал про все тонкости проверки, про то, чего ждут, расслабил, зачитав угарные и трэшовые работы (получившие даже не 0 при этом), ответил на вопросы.
12. Самое последнее занятие – психотерапия и выстраиваем стратегию работы на экзамене, тайм-менеджмент.
13. Перед экзаменом ОБЯЗАТЕЛЬНО всех обнять и на ухо личное пожелание, а после конфетка. :-)
P.S. 87, 87, 90, 94, 94, 94, 97, 97, 97, 100, 100, проверка лояльная ))
Как организовать работу в классе11. В начале июня была встреча с членом экспертной комиссии (другого региона, чтобы

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика