Слайд 1Основы здорового образа жизни
МБОУ лицей «МОК №2»
2012 год
Здоровый образ жизни
и его составляющие
Слайд 2Определение здорового образа жизни
Здоровый образ жизни - это индивидуальная система
поведения человека, направленная на сохранение, укрепление и поддержание своего здоровья.
Слайд 3Составляющие здорового образа жизни
оптимальный уровень двигательной активности, обеспечивающий суточную
потребность организма в движении;
закаливание, способствующее увеличению сопротивляемости организма неблагоприятным
воздействиям внешней среды и заболеваниям;
рациональное питание: полноценное, сбалансированное по набору жизненно необходимых веществ;
соблюдение режима труда и отдыха;
личная гигиена;
экологически грамотное поведение;
психическая и эмоциональная устойчивость;
сексуальное воспитание, профилактика заболеваний, передающихся половым путем;
отказ от вредных привычек: курения, употребления алкоголя и наркотиков;
безопасное поведение дома, на улице и в школе, позволяющее избежать травм и других повреждений.
Слайд 4Рациональное питание
Основные принципы
Умеренность
Сбалансированность
Четырёхразовый приём пищи
Разнообразие
Биологическая полноценность
Слайд 5Режим дня
Установленный распорядок жизни человека, который включает в себя труд,
питание, отдых, сон, чередование умственного и физического труда, занятие физкультурой
и спортом. Организуется индивидуально на основании личных данных.
Слайд 6Активный отдых
Любые виды движений - это биологические стимуляторы обмена веществ,
важное и необходимое профилактическое средство, помогающее избежать избыточной массы тела,
остеохондроза, заболеваний сердечно - сосудистой и дыхательной системы, диабета и др.
Желательно заранее планировать активный отдых в субботу и воскресенье и готовиться к нему.
Слайд 7Умственная и физическая нагрузка
Утомление — это состояние временного снижения работоспособности человека.
Начальные
признаки переутомления:
Снижение успеваемости;
Потеря аппетита;
Плаксивость;
Раздражительность;
Нарушение сна.
Причины
переутомления:
неправильная организация труда;
чрезмерная учебная нагрузка;
игнорирование гигиенических требований к режиму дня.
НЕОБХОДИМО ЧЕРЕДОВАТЬ ТРУДОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ОТДЫХОМ
Слайд 8Режим труда и отдыха, профилактика переутомления
Режим - это правильное чередование
периодов работы и отдыха, их продолжительность, рациональное распределение времени в
течение дня, недели, месяца и т. д.
Один из основополагающих принципов режима - строгое его выполнение, недопустимость частых изменений. Если возникает необходимость перехода к новому режиму, то такой переход должен быть постепенным.
Второй принцип режима заключается в том, что деятельность, включенная в режим, должна быть посильной для организма и не превышать предела работоспособности клеток головного мозга, а отдых должен обеспечивать полное их восстановление.
Слайд 9Периодическое чередование бодрствования и сна - одно из явлений суточного
ритма биологических процессов.
Сон - это отдых. В различные возрастные
периоды оптимальная продолжительность сна разная: в 13-14 лет она
составляет 9-10 ч, в 15-16 лет - 8,5-9 ч, потребность в сне взрослого человека составляет около 8 ч в сутки.
Соблюдение гигиенических норм поведения:
постоянное время отхода ко сну,
ужин за 2-3 ч до сна,
исключение в вечернее время обильного питания, крепких и возбуждающих напитков (чая, кофе),
прогулки на свежем воздухе,
соблюдение гигиенических условий в помещении (свежий воздух, комфортная температура, чистое помещение, тишина)
Ложиться спать желательно в 22 ч.
Сон
Слайд 10Правила подготовки ко сну
ложась в постель, попытайтесь избавиться от тревожных
мыслей;
не поглядывайте на часы;
не работайте допоздна: это помешает
вам уснуть;
воздерживайтесь вечером от чая, кофе и шоколада: в них содержится кофеин, который помешает вам уснуть;
поздними вечерами избегайте громкой музыки, плотной пищи, бурных споров и остросюжетных телепередач;
проводите часы перед отходом ко сну как можно спокойнее: не думайте о дневных проблемах, примите теплую ванну, послушайте спокойную музыку, почитайте книгу;
Слайд 11Закаливание
Повышение устойчивости организма к неблагоприятным факторам окружающей среды (холоду, теплу,
солнечной радиации, перепаду температур).
Принципы закаливания:
постепенность
научность
систематичность
Слайд 12Личная гигиена
Комплекс правил, направленных на сохранение и укрепления здоровья. Включает
в себя: соблюдение чистоты тела, белья, одежды, жилища, регулярный приём
пищи, чередование труда и активного отдыха, чередование умственного и физического труда, занятия физкультурой, полноценный сон.
Слайд 13Грамотное экологическое поведение
Состоит из осознанного отношения к окружающей среде как
среде своего собственного обитания, разумного использования природных ресурсов, сведения к
минимальному вредному воздействию на её состояние.
Слайд 14Психогигиена
Умение управлять своими эмоциями, профилактика невротических состояний. Включает в себя
умение приспосабливаться к различным возникающим трудностям. саморегуляцию, самовнушение, аутотренинг,
Слайд 15Сексуальное воспитание
Комплекс правил, направленных на формирование личности, индифицирующей себя соответственно
мужчиной или женщиной, уважительного отношения к противоположному полу, бережного отношения
к своему здоровью.
Слайд 16Отказ от вредных привычек
Формирование у детей однозначного негативного отношения к
курению, алкоголизму, токсикомании, наркомании. Отторжение в личности способа поведения, агрессивного
по отношению к самой личности и обществу.
Слайд 17Безопасное поведение
Соблюдение правил охраны труда, техники безопасности, общих бытовых правил
безопасности, обеспечивающих предупреждение травматизма, отравлений, криминальных ситуаций для себя и
окружающих.
Слайд 18Контрольные вопросы
Дайте свое определение здорового образа жизни.
Назовите составляющие здорового
образа жизни.
Что является основой здорового образа жизни?
Какие функции выполняет питание
в жизнедеятельности человека?
В каком случае достигают полноценного, разнообразного и сбалансированного питания?
Что такое режим питания и каким он должен быть?
Что входит в физическую и умственную нагрузку для школьников старших классов?
В чем проявляется умственное утомление человека?
Когда утомление может перейти в переутомление? Каковы причины переутомления?
Какое время суток наиболее благоприятно для любой работы?
В какие часы у человека отмечается наиболее высокий уровень работоспособности?
Почему необходимо беречь свой сон?
Назовите основные принципы режима труда и отдыха.
Какое значение для здоровья имеет сон?
Что способствует быстрому засыпанию и глубокому сну?