Слайд 1Основы журналистики
доцент
Фролова Татьяна Ивановна
Слайд 2Журналистика
в мире коммуникаций:
тезаурус журналиста
Слайд 3Содержание лекции
Новая философия образования и базовые компетенции журналиста
Ознакомление с новой
образовательной программой
Журналистика и массовая коммуникация: основные понятия
Практическая работа: анализ проблемных
ситуаций
Слайд 5
Социальный заказ – личность
Способность нести ответственность за себя и близких
Самостоятельность
в принятии решений и выборе средств
Умение отвечать за свои решения
Готовность
к действиям в нестандартных ситуациях
Обладание набором компетенций
Способность работать в команде
Готовность к образованию в течение всей жизни
Информационная грамотность
Слайд 6«Совет Европы для образования»:
компетентностный подход -
готовность к решению проблем
Понимать проблему
– использовать знания и умения для понимания информации
Характеризовать проблему –
понимать связи и элементы, из которых состоит проблема
Размышлять над решением – исследовать и оценивать решение, искать дополнительную информацию
Решать проблему – принимать решения в соответствии с условиями поставленной проблемы
Сообщать решение проблемы – излагать полученный результат понятно для других людей
Слайд 7Новая образовательная программа
факультета журналистики МГУ
Закон РФ «Об особом статусе МГУ
и СПбГУ» - новые возможности университета
Реформа образования в стране:
вступление России в Болонский процесс – новый взгляд на образование
«Цифровая революция» - изменения в характере массовой коммуникации
Требования медиаиндустрии – новый медиапорядок в стране
Новые компетенции журналиста – новая программа профессионального обучения
Слайд 8ПРИНЦИП ОРГАНИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
2+2+2
Первые 2 года бакалавриата:
усиленная подготовка по фундаментальным
дисциплинам;
базовый курс журналистики
Следующие 2 года бакалавриата:
модули отраслевой и тематической профилизации;
второй
иностранный язык, лингвострановедение
2 года магистратуры:
углубление профилизации;
научно-исследовательская работа
Практика в СМИ — обязательный элемент
Слайд 10 1 семестр: темы занятий
Тезаурус современного студента-журналиста
Журналист и его общественная
миссия
Профессиональные ценности журналиста
Компетенции журналиста: классика и инновации
Профессиональные обязанности журналиста Журналистский
текст: содержание и структура.
Понятие новости
Слайд 112 семестр: темы занятий
Новость как базовая модель журналистского текста
Процесс создания
текста
Работа журналиста с источниками информации
Методы работы журналиста
Основы интервью
Слайд 12 Программа курса «Основы журналистики»
Профессиональное образование журналиста
Учебная литература
Вартанова Е.Л. Теория СМИ. – М.,
2009
Вартанова Е.Л. Постсоветские трансформации российских СМИ. – М., 2013
Прохоров Е.П. Введение в журналистику…
Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста, 3-е издание. – М., 2011. Основной учебник
Свитич Л.Г. Профессия: журналист….
Фомичева И.Д. Социология СМИ. – М. 2007, 2010
Землянова Л.М. Коммуникативистика и средства информации: словарь. – М., 2004
Слайд 13Зачет/экзамен
по курсу «Основы журналистики»
1 семестр
Посещение лекций и участие
в практических занятиях
Выполнение домашних заданий
Выполнение контрольной работы
Письменная зачетная работа
10-17 декабря
Слайд 14Журналистика:
ваши представления?
Слайд 15 Вопрос аудитории
Что
такое журналистика?
Дайте свое объяснение понятия
С какими
явлениями связаны ваши представления?
Слайд 16Реальность массмедиа
«То, что мы знаем о нашем обществе и даже
о мире, в котором живем, мы знаем благодаря массмедиа…
С другой
стороны, мы так много знаем о массмедиа, что не можем доверять им.
Социальная система состоит не из людей, а из коммуникаций».
Никлас Луман
Слайд 17Реальность массмедиа:
«Знаете, кто в семье главный?
Правильно: у кого
пульт от телевизора»
Игорь Мальцев, журналист
Слайд 18Журналистика: что это?
Социальный институт
Канал передачи информации
Группа профессий
Вид деятельности
Совокупность информпродуктов
….
Слайд 19Журналистика: для чего?
Информирует о происходящем
Помогает обществу определять то, что оно
считает общественными проблемами
Организует наше понимание конкретных событий
Придает форму взглядам и
позициям
Хранит коллективную память
Заполняет свободное время
???...
Слайд 20Журналистика в контексте
родственных понятий
Слайд 21Ключевые понятия темы
Информация
Коммуникация
Массовая коммуникация
Медиа, медийный
Информационная эпоха
Медиакоммуникации
Масс-медиа / СМИ
Журналистика
Публицистика/гражданская журналистика
Реклама
PR
Медиакоммуникации
Слайд 22Информация
Информация представляет собой всеобщее свойство взаимодействия материального мира, определяющее направленность
движения энергии и вещества
(Н. Винер)
Сведения об окружающем
мире и протекающих в нем процессах (С.И. Ожегов)
Слайд 23Коммуникация: история понятия
Communication (от лат. communicate—делать общим, связывать) существует в
английском языке с XV в.:
процесс сообщений или
передачи чего-либо
с XVII в. - новое значение:
физические способы сообщения -
дороги, каналы, железные дороги,
т. е. материальные условия
для перемещения людей и товаров
Слайд 24Массовая коммуникация
систематическое распространение сообщений среди численно больших рассредоточенных аудиторий с
целью воздействия на оценки, мнения и поведение людей
коммуникация – связь, процесс
институты, посредством которых специализированные группы используют технологические устройства (пресса, радио, кино и т.д.) для распространения символического содержания большим, гетерогенным и рассредоточенным аудиториям
коммуникация - институт
производство и массовое распространение символических материалов посредством накопления и передачи информации требует специальных профессиональных усилий
коммуникация - профессия
Слайд 25Медиа: история
«Media» (мн.ч. от лат. medium— посредник)
XVI в
- понятие в английском языке
XVII в. используется в философии,
XVIII в. начинает применяться к газетам.
XIX в. - особые технические средства связи для распространение сообщений: почта, телеграф
20-е ХХ в. - радио
40-е ХХ в. – телевидение
mass media
Слайд 26Медиа: теория
В коммуникативистике:
средства связи и передачи информации
различных типов – от самых древних (языки жестов, дымов, барабанов,
наскальных рисунков) до современых, образующих глобальные информационное супермагистрали.
mass media – массовые средства информационных связей, отличающиеся особой атрибутикой и функциями.
Землянова Л.М. Коммуникативистика и средства информации: Англо-рус. Толковый словарь концепций и терминов. М., 2004.
Слайд 27Массмедиа / СМИ
Массмедиа (electronic media, мass мedia) – общее название
средств массовой информации (СМИ):
газеты и журналы, информационные агентства,
радио, телевидение; интернет-СМИ
Пресса – все СМИ, но преимущественно печатные
кино, книги, театр, аудио- и видеокассеты, плакаты,
комиксы, поп-музыка, выставки и т.п. - средства массовой коммуникации в широком контексте
Слайд 28История цивилизации
как коммуникация
Первый этап: первобытная дописьменная культура с устными формами
коммуникации – естественно-коллективный образ жизни
Второй этап : письменно-печатная культура, заменяющая
устные эмоциональные формы общения книжными – индивидуализм вместо коллективизма
Третий этап: слухо-визуальное многомерное восприятие мира на основе новых телекоммуникационных технологий – активное поведение аудитории
Слайд 29Гарольд Лассуэлл:
формула/процесс массовой коммуникации
Кто сообщает?
сообщает что?
по какому каналу?
Кому сообщает?
с
каким эффектом?
Lasswell H. Structure and Function of Communication
in Society.
NY, 1948
Слайд 30
Герберт Маршалл Маклюэн:
средства коммуникации
The medium is the message (средство
сообщения есть само сообщение)
Global village (глобальная деревня)
медиакоммуникации
Слайд 31Дэниел Белл:
Информационная эпоха
постиндустриальное общество
Информация – основной ресурс
Изменение иерархии социальных
институтов
Расширение доступа к информации
Новая элита общества: квалификация
Контроль над информацией
Г. М.Маклюэн,
Э. Тоффлер, Ю.Хабермас, М.Кастельс, Д. МакКуэйл
Слайд 32Медиатизация
Проникновение массмедиа во все сферы жизни
Подмена реальной жизни медиатическими образами
Негативные эффекты медиатизации:
Д.
Белл, Ж. Бодрийяр, М. Кастельс
Слайд 33 Литература
по теории массовой коммуникации
Кастельс М. Галактика
Интернет. М., 2004.
Кастельс М. Информационная эпоха: Экономика, общество и культура.
М., 2000.
Хабермас Ю.Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб., 2000.
Тоффлер Э. Шок будущего
Тоффлер Э. Третья волна.
Маклюэн М. Понимание медиа: Внешние расширения человека. М., 2007.
Нойман – Ноэль Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. М., 1997.
Бакулев Г.П. Массовая коммуникация. Западные теории и концепции. М., 2010
Назарчук А.В. Теория коммуникации в современной философии. М., 2009
Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М., 2004
Слайд 34Журналистика:
современное значение понятия
Слайд 35Журналистика – это:
(Прохоров Е.П.: Введение в теорию журналистики)
особый социальный институт,
система различных учреждений
система видов деятельности, необходимых для нормального функционирования
этого социального института
совокупность профессий, важных для обеспечения всех областей ее деятельности (в том числе, специалисты по менеджменту, маркетингу, инженерному обеспечению)
система произведений
комплекс каналов передачи массовой информации, использующих различные средства коммуникации
совокупность учебных дисциплин и особая отрасль науки
Слайд 36Современное понимание журналистики
Журналистика – профессиональная деятельность журналиста по производству массовых
информационных потоков (медиатекстов)
Журналистика – результаты профессиональной деятельности в виде журналистских
текстов
Слайд 37СМИ и журналистика
Журналистика - содержание:
создание текстов информационного характера
продукт - журналистский текст
СМИ - индустрия:
производство, упаковка
и распространение всех типов информации
продукт - медиатекст
Слайд 38Закон о СМИ (www.medialaw.ru)
под средством массовой информации понимается периодическое печатное
издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения
массовой информации
под журналистом понимается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции, зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию;
Слайд 39Основные понятия
Информация – свойство материи, содержание
Коммуникация – связь, взаимодействие, процесс
Медиа
– средство связи
Массмедиа – институты для массовой коммуникации
СМИ – каналы
для распространения массовой информации
Журналистика – содержание СМИ, профессия
Слайд 41Публицистика
историческое понимание:
область литературы, имеющая своим предметом актуальные общественно-политические
вопросы (Литературная энциклопедия)
современное понимание:
область общественной активности; выражение в
литературной форме гражданской позиции – гражданская журналистика (непрофессиональная журналистика)
Слайд 42Реклама
Реклама (reclamare — «утверждать, выкрикивать, протестовать») — ответвление массовой коммуникации, в русле
которого создаются и распространяются информативно-образные, экспрессивно-суггестивные послания
Пространство СМИ как
«сдвоенный рынок»:
журналистика и реклама
(рынок идей и рынок товаров)
Ср.: реклама и пропаганда
Слайд 43Связи с общественностью (PR)
Создание и поддержание взаимовыгодных отношений между организацией/личностью
и различными структурами и слоями общества, от которых зависит успех
организации
(Большая актуальная политическая энциклопедия)
Журналистика, реклама, связи с общественностью – современные медиакоммуникации;
т.н. интегрированные коммуникации
Слайд 44Журналистика и СМИ
Контент СМИ
Журналистика
Реклама
Кино
Тексты ПР
Музыка
Массовая культура
Слайд 45Журналистика: Западная традиция
в динамике представлений
От политологии и социологии – через
массовые коммуникации – к журналистике
Модель пропаганды
Индустрия культуры / культурные индустрии
Общественное
мнение
Социальное научение
Демократическое участие
Медиатизация
Слайд 46Журналистика: Российская традиция
Из литературы – через публицистику – к журналистике
Журналистика
как проект личности: Петр I, Екатерина Великая, Пушкин, Толстой, Ленин,
Кольцов, Симонов
Советский журналист: моральные убеждения, активная гражданская позиция, партийность, классовость
Принадлежность интеллектуальной элите
Миссионерство, просветительство
Духовность и журналистика
Слайд 48Письменное задание
Хочу, чтобы вы знали обо мне…
Слайд 49Чтение текстов СМИ: вопросы
Какая проблемная ситуация описана в текстах?
Ситуации влияют на работу журналиста?
Выразите свое отношение
к проблеме
Слайд 50Задание на дом:
Закрепите ключевые теоретические понятия: коммуникация, массовая
коммуникация, информация, медиа, массмедиа, журналистика, реклама, PR.
2. Прочтите тексты «Постжурнализм»,
«Плач по букве».
Выразите ваше отношение к проблеме письменно.
3. Следите за информационным потоком. Определите за период между занятиями:
главное медиасобытие
главную медиаперсону
мотивируйте свой выбор
4. « Журфак: самое яркое впечатление»: напишите текст.