Слайд 1Особенности ЛФК.
Методика составления
программ по физической культуре с оздоровительной,
рекреационнной
направленностью
Подготовила: студентка группы 3ПСО12
Усанова Мария Эдуардовна
ГАПОУ СО «Нижнетагильский торгово-экономический
колледж»
Слайд 2Понятие
Лечебная физическая культура (ЛФК) — медицинская дисциплина, применяющая средства физической культуры (в основном физические упражнения)
с целью лечения и реабилитации больных и инвалидов, а также профилактики заболеваний. Для увеличения эффективности
упражнений, в задачи ЛФК входит использование педагогических средств воздействия: выработка у пациента уверенности в своих силах, сознательного отношения к проводимым занятиям и необходимости принимать в них активное участие
Слайд 3Физические упражнения делятся на:
Общеразвивающие
Специальные
- направлены на оздоровление и укрепление всего
организма.
- избирательно воздействуют на ту или иную часть организма или
опорно-двигательного аппарата.
Слайд 4Физическое самовоспитание
Физическое самовоспитание понимается как процесс целенаправленной, сознательной, планомерной работы
над собой и ориентированный на формирование физической культуры личности. Он
включает совокупность приемов и видов деятельности, определяющих и регулирующих эмоционально окрашенную, действенную позицию личности в отношении своего здоровья, психофизического состояния, физического совершенствования и образования.
Слайд 5Процесс физического самовоспитания включает три основных этапа
Начальный этап связан с
формированием ценностносмыслового отношения человека к своей физической форме. Сюда входят
и знание теоретических основ физического развития и коррекции здоровья, и знание своих психофизических возможностей, и формирование положительного эмоционально-волевого настроя на физическое самовоспитание.
Преобразовательный. Здесь, исходя из самохарактеристики, определяется цель и индивидуальная программа физического самовоспитания. Цель может носить обобщенный характер и ставится, как правило, на большой отрезок времени – годы.
Творческий. Это этап самореализации студентов и выпускников вузов в сфере физической культуры
Слайд 6Методика оценки уровня физической подготовленности.
В спортивной практике при оценке уровня
физической подготовленности и в последующем - в процессе учебно-тренировочных занятий
- часто используют методику К. Купера. К. Купер (1976 г.) предложил характеризовать физическую (аэробную) работоспособность с помощью 12-минутного теста. Выполнить его очень легко.
Надо преодолеть возможно большее расстояние за 12 мин ходьбы, бега, плавания или любого другого аэробного упражнения. Применять 12-минутный тест Купер рекомендует после предварительной подготовки - двухнедельных занятий. Перед тестом надо провести небольшую разминку. При любых неприятных ощущениях (чрезмерная одышка, боли в области сердца и др.) тестирование следует прекратить.
По результатам этого теста можно определить степень своей физической подготовленности (см. табл. 1)
Слайд 8Методика составления индивидуальных тренировочных программ.
В соответствии с индивидуальным уровнем физической
работоспособности применяются дифференцированные тренировочные программы. Если в результате регулярных занятий
аэробными упражнениями достигаются новые, более высокие показатели физической работоспособности, надо переходить к другой программе тренировки, соответствующей новому уровню физической работоспособности.
При разработке индивидуальной тренировочной программы необходимо определиться с количеством тренировочных занятий в неделю и их продолжительностью. Считается, что для поддержания уровня физической подготовленности достаточно двухразовых занятий в неделю, для повышения уровня физической подготовленности - 3 занятия, для достижения более высоких спортивных результатов - 4 и более.
Зависимость продолжительности занятий, обеспечивающих тренирующий эффект, от ЧСС во время работы, по М. Ф. Гриценко, Т. Я. Ефимовой, представлена в табл. 2
Слайд 10Рекреационная направленность использования средств физической культуры
Рекреационная направленность физических упражнений предполагает
использование средств физической культуры с целью более эффективного отдыха, восстановления
сил, израсходованных в процессе труда. В выходные дни и отпускное (каникулярное) время все шире используются средства физической культуры как факторы послерабочего (учебного) восстановления, укрепления здоровья и организации здорового отдыха. Рекреационные формы организации досуга, целиком или в значительной мере основанные на применении средств физической культуры, весьма разнообразны. Это туристические походы в выходные дни и отпускное время (пешие, водные, велосипедные и др.); экскурсии, связанные с двигательной активностью; физкультурно-массовые мероприятия, включающие подвижные игры и спортивные развлечения; пешие и лыжные прогулки, купание, пляжный волейбол, городки, бадминтон, рыбная ловля, охота.
Слайд 11Восстановительная направленность использования средств физической культуры
Восстановительная направленность физических упражнений предусматривает
использование средств физической культуры для восстановления функциональных и приспособительных возможностей
организма после длительных периодов напряженных тренировочных и соревновательных нагрузок, особенно при перетренировке и ликвидации последствий спортивных травм, а также устранения нарушений физических функций организма, вызванных хроническими стрессами или заболеваниями.
В качестве таких средств обычно рекомендуются дозированная ходьба, ходьба на лыжах, плавание и лечебная гимнастика (отличающаяся замедленным темпом выполнения упражнений, плавностью движений), элементы аутотренинга, способствующие саморегуляции психического состояния и мышечного тонуса. Обязательно определяются двигательные режимы: щадящий, тонизирующий и тренировочный.
Слайд 12Вывод
Таким образом, одни и те же средства физической культуры могут
быть как тренировочными (оздоровительными), так и специальными с восстановительной, лечебной
направленностью. Ходьба, бег, плавание, ходьба на лыжах используются как средства общеразвивающие, тренирующие организм человека, и как средства реабилитации, восстанавливающие функции, нарушенные болезнью. В последнем случае очень большое значение имеет дозирование физической нагрузки (установление суммарной величины ее), соответствующей физическим возможностям и состоянию здоровья или диагнозу заболевания человека. Дозировка нагрузок определяется в основном расстоянием, продолжительностью и темпом ходьбы, плавания и т.п. и также соотношением продолжительности нагрузки и отдыха.