Слайд 1Тема 12. Предметно-содержательные характеристики:
психология черт личности
Дифференциальная психология
Слайд 2Что такое «черты личности»
Чертами называют качества, устойчиво присущие данному человеку
и проявляющиеся в различных ситуациях.
О чертах можно говорить только
в случае межситуативной устойчивости: ведь каждый человек хотя бы раз в жизни совершает поступки, которые можно назвать добрыми, честными, великодушными, однако это не означает, что можно прогнозировать его подобное поведение и в дальнейшем.
Черты представляют собой не типичные для всей группы, а наиболее отличительные особенности отдельного человека.
Слайд 3Г. Олпорт
Теория черт разрабатывалась основоположником идиографического подхода к личности Г.Оллпортом.
Слайд 4Г.Оллпорт выделил следующие восемь основных характеристик черт личности
1. Черта личности
‑ это не только номинальное, но и реальное обозначение. То
есть они действительно существуют в людях, а не являются результатом теоретических выкладок.
2. Черта личности является более обобщенным качеством, чем привычка. Привычки, объединяясь, сливаются в черты.
3. Черта личности является движущим элементом поведения. То есть черты склоняют человека создавать или искать ситуации, в которых они могут проявиться.
Слайд 5Г.Оллпорт выделил следующие восемь основных характеристик черт личности
Существование черт можно
установить эмпирически. И, хотя они не поддаются непосредственному наблюдению, психологические
методы позволяют их обнаружить.
5. Черта личности лишь относительно независима от остальных черт. Перекрываясь, они проявляются в еще более обобщенных характеристиках поведения.
6. Черта личности не является синонимом моральной или социальной оценки. И отрицательный полюс выраженности черты ‑ это не всегда «плохо», а положительный ‑ не всегда «хорошо».
7. Черту можно рассматривать либо в контексте личности, у которой она обнаружена, либо по ее распространенности в обществе.
8. Несогласованность некоторых поступков с чертой не является доказательством ее отсутствия у человека.
Слайд 6Общие и индивидуальные черты
Первоначально Г.Оллпорт различал общие (измеряемые, узаконенные) черты
как характеристики, отличающие одну группу людей от другой в пределах
данной культуры,
и индивидуальные (морфологические), которые не допускают сравнения с другими людьми. Последние стали им обозначаться позднее как индивидуальные диспозиции (индивидуальные диспозиции).
Индивидуальные диспозиции Г.Оллпорт определял как нейропсихические элементы, которые управляют, направляют и мотивируют определенные виды приспособительного поведения; именно они, согласно Оллпорту, и представляют основной интерес для психологии личности.
Слайд 7Диспозиции по Г. Олпорту
Среди диспозиций можно выделить наиболее и наименее
выраженные.
Кардинальные диспозиции ‑ это черты, отмечающие весь жизненный путь
человека (например, «склонность к состраданию»).
Центральные диспозиции ‑ это тенденции в поведении, легко обнаруживаемые окружающими.
Вторичные диспозиции ‑ это предпочтения и ситуативные проявления человека.
В своем понимании диспозиций Оллпорт придавал равное значение влиянию среды и наследственности.
Что же касается эмпирической валидизации рассматриваемого подхода, то она не была подтверждена в практических исследованиях, однако способствовала тому, что учение о чертах личности конкретизировалось и развивалось.
Слайд 8В психологии существует несколько способов выделения черт
Первый способ ‑ это
концептуализация, т.е. поиск черт, отвечающих теоретическим представлениям.
В течение долгого
времени именно этот способ был основным и применялся в работах Ф.Гальтона, А.Ф.Лазурского.
Теоретически можно представить и сконструировать любое психологическое качество, однако эта работа может оказаться бесполезной, если не соблюдать некоторые требования выделения черт:
Надо отбирать преимущественно простые свойства.
Нужно обращать внимание на свойства, обладающие вариативностью у разных людей.
Нужно изучать наиболее распространенные свойства.
Полезно отбирать свойства, имеющие много связей с другими качествами.
Слайд 9Второй способ выделения черт построен на семантическом сходстве психологических качеств.
Психосемантические методы основаны на том, что каждый человек обладает собственным
семантическим пространством, основными измерениями в котором являются сила, активность и оценка. Таким образом, любой объект и явление, хочет того человек или нет, воспринимается им как сильный – слабый, активный – пассивный и добрый – злой.
Оценивание это осуществляется в основном неосознанно, однако психосемантические методы, базирующиеся на изучаемом Ч.Осгудом явлении синестезии (взаимодействии раздражителей разных модальностей), позволяют выявить взаиморасположение объектов внутри пространства.
Если этими объектами служат черты, то мы получаем информацию о тех свойствах, с которыми они «сцеплены», и тех, которые им противопоставлены или ортогональны (независимы). Тогда можно укрупнить черты: ведь по наличию одной можно судить и о других.
В психологии существует несколько способов выделения черт
Слайд 10И, наконец, третий способ ‑ это факторный анализ, который служит
в основном для выявления тех характеристик которые не поддаются непосредственному
наблюдению, однако могут влиять на целый «куст» свойств. Факторы могут иметь несколько уровней, и чем выше уровень фактора, тем больше психологических качеств он будет определять. В этом смысле черты не обязательно характеризуют личностные особенности, они могут также описывать и интеллект (не случайно, что Р.Кеттелл и Г.Айзенк, прибегавшие к факторному анализу, внесли большой вклад и в психологию личности, и в изучение интеллектуальных способностей человека).
Факторный подход изучает ту реальность, которая обозначалась Г.Оллпортом как «общие черты», и устанавливает промежуточный ‑ между номинативным и идиографическим ‑ масштаб рассмотрения человеческой индивидуальности.
В психологии существует несколько способов выделения черт
Слайд 11
Первые попытки выделить факторную структуру личности
В начале своей работы Г.Оллпорт
совместно с X.Одбертом проанализировал 18 000 слов, относящихся к внутреннему
и внешнему облику человека, из которых впоследствии они отобрали 4500 слов, более или менее ясно обозначающих черты личности.
Одним из первых к корреляционно-факторным исследованиям обратился Дж.Гилфорд, выделивший с В.Циммерманом следующие 13 факторов структуры личности:
1. общая активность (энергичность, быстрота действий, любовь к действию),
2. доминирование (инициативностть, отстаивание своих прав, стремление к лидерству),
3. мужественность (профессиональные и внепрофессиональные мужские интересы, бесстрашие, недостаток сострадательности, невысокая эмоциональность),
4. самоуверенность (компетентность, ощущение признания со стороны других, уравновешенность),
5. спокойствие (хладнокровие и расслабленность, малые утомляемость и раздражительность, высокая концентрация на текущей деятельности),
Слайд 126. общительность (социальная активность, социальная стабильность, интерес к лидерству),
7. рефлексивность
(мечтательность, любопытство, созерцательность),
8. депрессия (эмоциональная и физическая подавленность, тревога, беспокойство),
9.
эмоциональность (легкость возникновения и сохранения эмоций, поверхностность переживаний, фантазирование),
10. самоограничение (сдержанность, самоконтроль, серьезность),
11. объективность (реалистичность, трезвость оценок),
12. уступчивость (легкость в изменении позиции, дружелюбие и податливость),
13. сотрудничество (терпимость к замечаниям, отсутствие эгоизма, доверчивость).
Первые попытки выделить факторную структуру личности
Слайд 13
Теория черт, разработанная Г.Айзенком
Другая модель принадлежит Г.Айзенку, которого многие психологи
считают основным последователем К.-Г.Юнга.
Это утверждение, впрочем, основано лишь на
том, что центральным понятием структуры личности по Айзенку является также экстраверсия-интроверсия, а свои базовые факторы он называл типами.
По способу получения и психологическому содержанию это, однако, скорее черты, чем типы, просто они были представлены не дискретно, а континуально.
Экстраверсия-интроверсия, в контексте теории Айзенка, включают преимущественно коммуникативную составляющую этого понятия, означая, таким образом, либо влечение к людям и способность легко вступать с ними в контакт, либо затруднения в общении.
Слайд 14Айзенк выделил сначала два основных фактора личности: Е (экстраверсию ‑
интроверсию) и N (невротизм ‑ эмоциональную стабильность), которые являются независимыми
друг от друга, а сочетаясь, приводят к образованию четырех типов личности. В дальнейшем, однако, Г.Айзенк добавил к уже выделенным еще один фактор Р (психотизм ‑ сила Суперэго).
Теория черт, разработанная Г.Айзенком
Слайд 15При этом он предполагал очень широкую вариативность проявлений личности внутри
каждого из факторов (собственно, поэтому он и говорил о типах,
а свои базовые измерения называл биологическими диспозициями личности).
Теория черт, разработанная Г.Айзенком
Слайд 16Так, например, фактор «психотизм» в качестве своих составляющих (компонентов второго
уровня) имеет агрессивность, эмоциональную холодность, эгоцентризм, импульсивность, а в качестве
компонентов третьего уровня ‑ асоциальность, неэмпатийность, креативность, «безумие».
Базовый фактор, доминирующий у каждого человека, и определяет его типологические особенности.
Теория черт, разработанная Г.Айзенком
Слайд 17Поскольку достоверность существования этих трех факторов устойчиво подтверждалась многочисленными исследованиями
в разных странах, Айзенк пытался определить их нейрофизиологические основы.
Так, фактор
Е тесно связан с уровнем корковой активации. Интроверты, будучи высоко возбудимыми, избегают сильной стимуляции, а экстраверты, напротив, стремятся к ситуациям, способным дополнительную стимуляцию породить.
Различия по фактору N отражают силу реакции автономной нервной системы на стимулы. Особенно весом вклад лимбической системы, определяющей мотивацию и выражение эмоций.
Что же касается фактора Р, то Айзенк выдвинул гипотезу о его связи с системой, продуцирующей андрогены.
Теория черт, разработанная Г.Айзенком
Слайд 18
Теория черт личности в теории Р.Б.Кеттелла
Несколько иной подход использовал при
описании личности Р.Б.Кеттелл, который полагал, что среди черт личности можно
выделить поверхностные (вторичные) и порождающие (первичные, исходные), которые, в свою очередь, могут подразделяться на конституциональные, обусловленные генетически, и развивающиеся под влиянием опыта и обучения, т.е., иначе говоря, на темпераментальные и характерологические.
Слайд 19В своей эмпирической работе Кеттелл пошел по пути укрупнения групп
выделенных Г.Оллпортом эпитетов, относящихся к личности, и выделил 171 группу
синонимов, которые затем, в свою очередь, свел к 36 биполярным наименованиям, а затем дополнил их терминами из других исследований до 46 пар.
Теория черт личности в теории Р.Б.Кеттелла
Слайд 20Система порождающих (исходных) черт личности, согласно Кеттеллу, неоднородна, и включает:
-
темпераментальные (конституциональные порождающие) черты, определяющие стиль индивидуального реагирования, такие, как
эмоциональную реактивность, скорость и энергию реакций личности на стимулы среды;
- черты-способности, определяющие эффективность реагирования;
- динамические черты, относящиеся к движущим силам реакций и образующие два класса признаков ‑ эрги, врожденные черты, мотивирующие поведение человека (направленность на борьбу и соперничество, стадное чувство, автономия), и сентименты, формирующиеся под влиянием социокультурных норм и включающие также проявления интересов, аттитюды.
Слайд 21
Черты, выделенные Р.Б.Кеттеллом
Слайд 22
Черты, выделенные Р.Б.Кеттеллом
Слайд 23
Черты, выделенные Р.Б.Кеттеллом
Слайд 24
Черты, выделенные Р.Б.Кеттеллом
Слайд 25
Черты, выделенные Р.Б.Кеттеллом
Слайд 26
Черты, выделенные Р.Б.Кеттеллом
Слайд 27
Черты, выделенные Р.Б.Кеттеллом
Слайд 28
Черты, выделенные Р.Б.Кеттеллом
Слайд 29Помимо приведенных в таблице в многоуровневой структуре личности существуют 4
фактора второго порядка (экстраверсия ‑ интроверсия, тревожность ‑ приспособленность, cortertia
‑ pathemia (живость коры головного мозга), независимость ‑ покорность), которые получены в результате факторного анализа данных первичных факторов и вычисляются арифметически, и 5 факторов третьего порядка (сила нервной системы по возбуждению, самокритичность, уровень ответственности, забота о самом себе, степень социальной адаптации).
Черты, выделенные Р.Б.Кеттеллом
Слайд 30Разработанный для диагностики структуры личности опросник (16PF) очень популярен, что
связано с его очевидной неклинической направленностью, и используется в России
в трех формах ‑ параллельных формах А и В, содержащих 187 утверждений, и форме С, разработанной в Санкт-Петербурге и содержащей 123 пункта. Существует также детская форма, предназначенная для обследования младших школьников.
Черты, выделенные Р.Б.Кеттеллом
Слайд 31Особое достижение Кеттелла состоит в том, что ему удалось провести
репрезентативное исследование вклада среды и наследственности в развитие черт личности.
Разработав специальную статистическую процедуру обработки данных, полученных с использованием близнецового метода, он оценил наличие ‑ отсутствие генетического влияния на черты, в результате чего было обнаружено, что черты имеют различную природу.
Так, например, примерно две трети вариаций интеллекта и уверенности в себе обусловлены наследственностью, в то время как генетическое влияние на нейротизм и самосознание оказывается вполовину меньшим.
По оценке Кеттелла, в целом примерно две трети характеристик личности определяются влиянием окружающей среды и одна треть ‑ наследственностью.
Черты, выделенные Р.Б.Кеттеллом
Слайд 32Кеттелл внес также значительный вклад в изучение действия социальных групп,
к которым принадлежат люди (диапазон изменчивости черты внутри группы называется
синтальностъю ‑ sintality), также развивая мысль Оллпорта о существовании общих и индивидуальных черт.
Черты, выделенные Р.Б.Кеттеллом
Слайд 33
Модель «Большой Пятерки»
Еще одна попытка создания факторной теории личности была
сделана в конце 80-х гг. в рамках так называемой «лексической
модели», продолжающей исследования Г.Оллпорта, Р.Б.Кеттелла, Л.Терстоуна.
Впервые 5-факторная модель была получена в ряде исследований, выполненных в 1960-е годы (Borgatta, 1964; Norman, 1963; Tupes & Christal, 1961).
Norman (1963) впервые называет пять факторов экстраверсией, доброжелательностью, добросовестностью, эмоциональной стабильностью и культурой (culture). Эра Большой Пятерки, видимо, начинается с работы Goldberg (1981). Именно в этой работе впервые появляется сам термин.
Слайд 34Основная идея данного подхода состоит в том, что все существенные
психологические и поведенческие различия обязательно фиксируются в языке, а значит,
достаточно изучить бытовые и литературные выражения, относящиеся к человеческому облику, чтобы быть уверенным в отражении системообразующего ядра личности.
Модель «Большой Пятерки»
Слайд 35Ограничение подхода состоит в том, что трудно определить соотношение между
собой различных характеристик без введения «вертикального» и «горизонтального» измерений, задающих
основу иерархии внутри системы личности.
Модель основана на тех переменных, которые наиболее популярно представлены в языке; «языковую личность» представляют состоящей из 5 наиболее устойчиво определяемых факторов.
Модель «Большой Пятерки»
Слайд 36К ним можно отнести следующие:
- Экстраверсия (вовлеченность) ‑ общительность, напористость
или спокойствие, пассивность.
- Доброжелательность (приятность) ‑ доброта, доверчивость, теплота или
враждебность, эгоизм, недоверчивость.
- Добросовестность (надежность) ‑ организованность, основательность, надежность или беззаботность, небрежность, ненадежность.
- Эмоциональная стабильность ‑ расслабленность, уравновешенность, устойчивость или невротизм ‑ нервозность, удрученность, раздражительность.
- Культурность, открытость к опыту ‑ спонтанность, креативность или ограниченность, заурядность, узость интересов.
Модель «Большой Пятерки»
Слайд 37К настоящему времени пятифакторная модель, или Модель Большой Пятерки (FFM,
five factor model) получила свое подтверждение и благодаря психометрическим исследованиям;
она является наиболее разрабатываемой, потому что выделенные факторы обладают высокой валидностью, проявляясь в различных подходах.
Постулаты пятифакторной теории личности заключаются в следующем.
1. Все взрослые люди могут быть охарактеризованы специфической комбинацией личностных черт, влияющих на мысли, чувства и поведение (об индивидуальности).
2. Изучаемые черты личности есть эндогенные базовые тенденции (о происхождении).
Модель «Большой Пятерки»
Слайд 383. Черты развиваются в детстве, окончательно формируются во взрослом возрасте
и сохраняют свою неизменность у адаптированных субъектов (о развитии).
4. Черты
организованы иерархически, от узких и специфичных до широких, более общих диспозиций (о структуре).
Модель «Большой Пятерки»
Слайд 39Выводы:
Теории черт ‑ это «промежуточный», между типологическим и идиографическим (клиническим),
подход к изучению индивидуальности.
Однако любая теория имеет свои ограничения, которые
задают пределы ее эвристических возможностей. Поэтому, определив черту как ситуационно устойчивое проявление, следует и это утверждение подвергнуть сомнению.
Слайд 40Р.Б.Кеттелл, отдавая себе отчет в трудности прогноза человеческого поведения, предлагал
использовать для этого простую формулу, названную им уравнением спецификации:
R = f (S,P),
где R ‑ специфическая ответная реакция человека,
S ‑ стимулирующая ситуация, а Р ‑ структура личности.
Но, несмотря на поправки, сам факт их внесения отражает принципиальную возможность выделения, изучения, измерения и предсказания черт личности.
Выводы:
Слайд 41
ЛИТЕРАТУРА
Анастази А. Дифференциальная психология. ‑ М.: Апрель- Пресс, 2001. ‑
745 с.
Анастази А. Психологическое тестирование. Кн. 1 и 2. ‑
М.: Педагогика, 1982.
Годфруа Ж. Что такое психология. Кн. 1 и 2. ‑ М., 1992.
Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. ‑ М.: Планета детей, 1997. ‑ 325 с.
Лазурский А.Ф. Классификация личностей // Психология индивидуальных различий. Тексты. ‑ М., 1982. ‑ С. 179-198.
Слайд 42Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских
традиций. ‑ М.: Смысл, 1999. ‑ 534 с.
Машков В.Н. Основы
дифференциальной психологии. ‑ СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1998. ‑ 132 с.
Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека / Под ред. И.В.Равич-Щербо. ‑ М.: Педагогика, 1988. ‑ 330 с.
Современная психология / Под ред. В.Н.Дружинина. ‑ М.: Инфра+, 2000.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. ‑ СПб.: Питер, 2001. ‑ 602 с.
Юнг К. Психологические типы // Психология индивидуальных различий. Тексты. ‑ М., 1982. ‑ С. 199-218.
ЛИТЕРАТУРА