Слайд 1Основные положения и направления лесокультурного производства
Термины, назначение, методология работ
Слайд 2Общие положения
Одной из основных проблем лесного хозяйства России является воспроизводство
лесных ресурсов, осуществляемое естественным и искусственным (лесные культуры) путем.
Лесные культуры
– это участки леса, созданные посадкой растений или посевом семян. Площадь, на которой их выращивают, называют лесокультурной.
Выращивание на участках, где прежде рос лес, называют искусственным лесовосстановлением, а на площадях, где ранее его не было – лесоразведением.
Лесные культуры приобретают все большее значение: они позволяют создавать высокопродуктивные насаждения ценного видового состава и формы; выращивать породы, которые на данной территории раньше не произрастали; сокращать до минимума время лесовосстановительного периода, создавать насаждения селекционным посадочным материалом; проводить облесение неиспользуемых земель.
Искусственные насаждения выполняют экологические, средообразующие и рекреационные функции, сокращают сроки получения дефицитного древесного сырья.
Слайд 3 Система открытых культур предусматривает их закладку на
непокрытых лесом площадях и нелесных землях. Открытые (последующие) культуры по
целевому назначению делятся на:
лесохозяйственно-эксплуатационные, многоцелевые. Сейчас для них характерно усиление природоохранной функции;
плантационные ( лесосырьевые), ориентированные на ускоренное производство целевых сортиментов древесины;
ландшафтные, рекреационные, почвозащитные, водоохранные.
Система закрытых культур, при которой создание нового поколения леса ведется под пологом не срубленного древостоя.
Предварительные (подпологовые) культуры закладывают за 3…10 лет до рубки спелого древостоя. Преимущества этих культур: защита всходов и саженцев древесных пород от заморозков, солнечных ожогов, сухости воздуха и выжимания; небольшой травяной покров под лесом упрощает обработку почвы и уход за культурами; сокращается срок возобновления леса. Недостатки: трудности механизации работ по их производству, а также валке деревьев, вывозке древесины без повреждения культур; может иметь место задержка в росте посадок. Создают из пород, которые переносят затенение: ель, дуб,
Системы, виды культур
Слайд 4Подпологовые культуры
Подпологовые культуры формируют и в насаждениях 2…3 класса
возраста с полнотой 0,3…0,7 для повышения продуктивности, устойчивостии декоративных свойств.
При введении ели под полог молодых сосняков продуктивность насаждений к возрасту спелости сосны повышается на 20…60 %. Лиственные породы под пологом сосняков уменьшают кислотность почвы, увеличивают насыщенность ее основаниями, гумусом, повышают содержание в почве азота и зольных элементов. Подпологовые культуры позволяют обогатить кормовую базу для дикой фауны и. перспективны там, где необходимо уделять внимание улучшению качественного состава существующих лесов.
Для обработки почвы используют малогабаритные и маневренные агрегаты. Под полог вводят ель, пихту, клен, липу, дуб, бук, граб, бересклет, ракитник, боярышник, бузину, рябину, грушу и другие теневыносливые породы. Дуб можно сеять. Посадку хвойных пород осуществляют сеянцами или саженцами. Предварительно в древостоях проводят рубки ухода и обрезку сучьев, а также нижних, плохо продуцирующих ветвей. Это позволяет улучшить световой режим роста саженцев, снизить конкуренцию за влагу и питательные вещества, тем более что после закладки культур никаких рубок не проводят из-за опасности повреждения посадок.
Слайд 5Виды лесных культур
По степени освоения лесокультурной площади выделяют
сплошные и частичные лесные культуры.
Сплошные культуры характеризуются относительно равномерным размещением
культивируемых пород по площади, обеспечивающим их преобладающее участие в составе насаждения. Обработка почвы посадочных мест при этом может быть выполнена сплошь или частично.
Частичные лесные культуры размещают в местах, лишенных подроста главной породы, для увеличения полноты или улучшения породного состава будущего насаждения. Обработка почвы всегда частичная. Главную породу вводят коридорным или куртинно-групповым способом.
По породному составу культуры могут быть чистыми (монокультура) и смешанными (поликультура). Чистые культуры создают в тех случаях, когда условия произрастания отвечают биоэкологическим требованиям только одной породы (сосна на очень сухих песках) или при целевом ведении хозяйства. Смешанные культуры обеспечивают сложную форму насаждений и применяются в условиях с богатыми почвами.
Слайд 6Методы создания. Посадка
Лесные культуры могут быть созданы 3 методами: посадкой,
посевом или с их комбинацией.
Посадка является основным, надежным и
экономически целесообразным методом. Предпочтительна на богатых почвах, где трава и поросль лиственных пород являются сильнейшими конкурентами, а выполнение многократных уходов удорожает производство. Выполняется сеянцами, саженцами, реже черенками.. Использование ПМЗК особенно важно в сухих условиях, на площадях, подверженных водной и ветровой эрозии, при наличии техногенного загрязнения.
Как правило, осуществляется рядовым способом с равномерным или ленточным (2, 3, 5 рядов сближены) размещением посадочных мест.
Групповой способ размещения предназначен для выращивания культур биогруппами на минерализованных площадках разных размеров или микроповышениях. Биогруппы могут быть собраны в ряды или размещены по площади бессистемно. . Бессистемное размещение культур затрудняет применение механизированного ухода . К недостаткам метода посадки следует отнести возможную деформацию и асимметричность в развитии корневых систем, трудность доставки укрупненного посадочного материала на лесокультурную площадь, более сложную технику производства работ, необходимость иметь лесные питомники.
Слайд 7Методы создания. Посев
Посев по сути приближен к природному процессу, поэтому
культуры имеют естественное развитие корней. Целесообразен в условиях, где не
наблюдается мощного роста травяного и мохового напочвенного покрова. В таежной зоне это свежие вырубки сосняков лишайниковых, вересковых, каменистых брусничных; в горных условиях ‑ участки с щебенчатыми почвами.
Может быть рекомендован для пород с четко выраженной стержневой корневой системой (орехи, дуб), которые плохо переносят пересадку. Для культур посевом применяют строчный, ленточный, строчно-луночный и бессистемный способы. При луночном посеве в каждое посевное место (лунку) заделывают несколько семян. Бессистемный посев – это посев вразброс, который выполняют вручную или путем аэросева.
Посев лучше делать весной. При перемешивании золы с минеральным слоем почвы посев можно проводить на следующий после пожара год. Расход семян хвойных пород – 0,5…1,2 кг/га ( при аэросеве - до 2 кг/га) , дуба – 35 кг/га и более.
Недостатки посевов: медленный рост культур в первые годы и необходимость проведения частых уходов длительное время, ограниченность условий, где посевы будут надежнее посадок, большой расход достаточно дорогих в настоящее время семян.
Слайд 8Комбинированный метод
Его применяют в степи и лесостепи. При этом вводятся
посевом долговечные, но медленнорастущие породы, а посадкой – быстрорастущие, но
менее долговечные. Например, дуб вводят посевом желудей, а быстрорастущую породу – посадкой сеянцев. В этом случае медленнорастущий дуб является долговечным, а быстрорастущая порода обеспечивает эффективную работу лесной полосы в раннем возрасте, защищая прилегающую территорию от неблагоприятных явлений природы.
Слайд 9Способ производства культур
Способ посадки (посева) лесных культур устанавливает характер размещения
посадочных и посевных мест на лесокультурной площади.
Способ посадки может быть
рядовым, ленточным, биогруппами и др.
Способ посева – рядовым, строчно-луночным, ленточным, биогруппами, вразброс (наземный, аэросев).
Слайд 10Тип лесных культур
Установив вид лесных культур, метод и способ их
производства, лесовод проектирует тип лесных культур, который включает ассортимент пород,
схемы их смешения и размещения при посадке и посеве.
Его устанавливают с учетом лесорастительного районирования, лесной типологии, экологических условий, категории лесокультурной площади, степени ее доступности для лесокультурной техники, взаимовлияния культивируемых пород при их совместном выращивании, а также целевого назначения выращиваемого насаждения.
В современной трактовке – это модель наиболее перспективного, биологически сбалансированного культурдендроценоза для определенных почвенно-климатических условий.
Слайд 11Лесокультурный фонд
Лесокультурный фонд – это сумма площадей, где требуется создание
лесных культур. Он делится на категории по происхождению и состоянию.
Вырубки свежие и старые являются основной частью современного лесокультурного фонда.
Свежая (1…2-летняя) незадернелая вырубка наиболее благоприятна для закладки культур. С увеличением возраста вырубки усиливается отрицательное воздействие неблагоприятных изменений лесорастительной среды. На лесокультурной площади происходят уплотнение, заболачивание или иссушение почвы, ее задернение луговиком, вейником и другими многолетними травами, с которыми трудно бороться, быстро разрастается поросль нежелательной древесно-кустарниковой растительности.
К благоприятным изменениям на старых вырубках (3 года и старше) следует отнести частичное разложение пней и порубочных остатков на лесосеке, способствующее снижению прочности корневых систем бывшего древостоя и облегчению корчевки пней и расчистки площади. Для полного разложения пней сосны и ели в климатических условиях северо-запада лесной зоны России требуется, однако, 15 лет и более. Значительную часть старых вырубок приходится осваивать методами реконструкции малоценных лиственных молодняков.
Слайд 12Второе место в структуре лесного фонда занимают гари. Во время
лесных пожаров выгорают лесная подстилка и корневые системы трав, что
улучшает условия прорастания семян березы и хвойных пород благодаря минерализации почвы и повышению ее актуального плодородия в верхнем слое в первые годы. Это делает возможным в ряде типов леса на свежих гарях закладывать лесные культуры методом посева. Задержка с лесокультурным освоением гарей приводит к вымыванию питательных веществ и снижению потенциального плодородия почвы.
Пустыри, прогалины и редины характеризуются сильным задернением и уплотнением почвы, часто в сочетании с избыточным увлажнением. В рединах, как правило, применяются частичные культуры. На пустырях и землях бывшего сельхозпользования лучшие результаты дает сплошная вспашка, так как ограничения для лесокультурных работ в виде пней отсутствуют. При необходимости механическая обработка почвы должна сочетаться с осушением. На прогалинах можно создавать частичные лесные культуры.
Болота тоже могут быть включены в лесокультурный фонд под закладку культур сосны или ольхи черной, но такое решение должно иметь экономическое и природоохранное обоснование.Бывает целесообразнее снимать с верхового болота хорошие урожаи клюквы, а не затрачивать большие средства на гидромелиорацию и получать древостои IV-V классов бонитета. На низинных и богатых переходных болотах после осушения можно вырастить древостои сосны I-II классов бонитета. В этом случае вложение средств на гидромелиорацию будет вполне оправданным.
Слайд 13Очередность освоения
Необходим дифференцированный подход к освоению площадей лесокультурного фонда. В
первую очередь должны культивироваться площади, на которых произойдут глубокие неблагоприятные
изменения, если их не освоить, а в последнюю – там, где эти изменения уже завершились. Это позволит создавать лесные культуры с наименьшими затратами.
К первой очереди относятся:
свежие не задернелые вырубки, на которых нельзя ожидать естественного возобновления целевых пород в хозяйственно приемлемый срок (6…10 лет);
участки, где после рубки леса возможны заболачивание или смыв почвы;
площади, вышедшие из-под сельскохозяйственного пользования, а также предназначенные для закладки защитных насаждений;
вырубки лиственных пород, образующих обильную поросль.
Во вторую очередь культивируют полузадернелые не возобновившиеся или частично возобновившиеся главными породами вырубки и гари. Особенно трудны в лесокультурном освоении вырубки ельников травяно-таволжных и приручейных типов леса, на которых переувлажненность сильно оторфованных почв резко снижает несущую способность грунта, а высокое потенциальное плодородие почв вызывает раннее и бурное развитие нежелательной травяной и древесно-кустарниковой растительности, угнетающей рост культур.
Слайд 14Рекомендуемая литература
Родин А.Р. Лесные культуры / А.Р. Родин, Е.А. Калашникова,
С.А. Родин :учебник. – М. ГОУ ВПО МГУЛ, 2011. –
316 с.
Маркова И.А., Данилов Ю.И. Лесные культуры: Учебник для студнтов образовательных учреждений среднего проф. образования. М. Издательский центр «Академия», 2011.- 392 с.
Мерзленко М. Д. Лесокультурное дело: учебное пособие. - М.:ГОУ ВПО МГУЛ, 2009. ‑ 124 с.
Редько Г.И. Лесные культуры и защитное лесоразведение: Учебник для студентов вузов/ Г.И.Редько, М.Д. Мерзленко, Н.А.Бабич, Ю.И. Данилов. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 400 с.