Слайд 1Владимир Владимирович
М А Я К О В С К И
Й
1893 - 1930
Слайд 3Грядущие люди!
Кто вы?
Вот — я,
Весь
Боль и ушиб,
Вам завещаю я
сад фруктовый
Моей великой души.
Слайд 4Редкий поэт так жгуче, так нервно —
до крика, до истерики —
реагировал на время, как Маяковский
И. Айхенвальд
Слайд 5Село Багдади
Дом, где родился
В. В. Маяковский
Слайд 6Владимир Константинович
Маяковский
Александра
Алексеевна
Павленко
С сестрой Ольгой
Слайд 7Кутаисская гимназия
1902—1906
Слайд 81908 - Вступление в члены РСДРП(б). Работал пропагандистом.
1907 - Знакомство с
революционерами, участие в социал-демократическом кружке. Первые стихи.
«Получилось невероятно революционно и
в такой же степени безобразно» © Маяковский
В 1908-9 годах трижды арестовывался (по делу о подпольной типографии, по подозрению в связи с группой анархистов-экспроприаторов, по подозрению в пособничестве побегу женщин-политкаторжанок из Новинской тюрьмы).
В первые два случая ареста, освобожден «под особый надзор полиции» и из-за отсутствия улик.
По третьему делу посажен в
Бутырскую тюрьму и заключен в одиночную камеру №103.
9 января 1910 - Освобожден из-под ареста как несовершеннолетний "под ответственный надзор родителям".
Слайд 9Бывшее Строгановское училище
Слайд 10«Меня забрали. Сидеть не хотел. Скандалил. Переводили из части в
часть – Басманная, Мещанская, Мясницкая и т.д. – и наконец
– Бутырки. Одиночка №103».
Слайд 12Футуризм
(от лат. futurum - будущее) - авангардистское направление в
искусстве начала 20 века, провозглашающее отказ от традиционных эстетических ценностей
и опыта предшествующей литературы, смелые эксперименты в сфере литературы и искусства.
«Только мы - лицо нашего времени… Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов… Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и прочее, и прочее с Парохода Современности…»
Слайд 14«Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на
блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочёл я зовы новых
губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?»
Слайд 15Попробуйте ответить на вопросы после прочтения:
Как вы понимаете название
«А вы могли бы?»?
Как вы понимаете строчку «Я сразу
смазал карту будня, плеснувши краску из стакана»?
Объясните смысл следующей строки «Я показал на блюде студня косые скулы океана»
Как объясним строчку «На чешуе жестяной рыбы прочел я зовы новых губ»?
Кому задан вопрос в конце стихотворения: «А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?»? Почему труба для стока дождевой воды похожа на флейту?
Слайд 16Сравните со своими выводами возможные ответы:
Как вы понимаете название «А
вы могли бы?»? (Это название-вызов. Значит, что поэт может что-то,
чего не может обыкновенный человек. Он предлагает попробовать что-то, чего читатель не пробовал).
Как вы понимаете строчку «Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана»?
Карта — это расчерченное пространство, понятное и будничное («будня»), известное и привычное. «Карта будняя» - метафора размеренного распорядка жизни. Теперь представьте, что человек выплескивает на карту краску. Что будет? (Краска = праздник. День станет красочным, ярким, непредсказуемым).
Объясните смысл следующей строки «Я показал на блюде студня косые скулы океана» Студень — это блюдо из застывшего мяса или рыбы. А океан — это живая вода, которая непрерывно движется. Блюдо плоское, а океан глубокий. Студень – мещанская еда. Метафора.
Как объясним строчку «На чешуе жестяной рыбы прочел я зовы новых губ»? (рисуем схематически рисует рыбу, которая может быть вывеской из жести над входом в магазин, а на рыбе намечает волнистые чешуйки, которые, даже при самом неумелом рисунке, напоминают повернутые набок губы. Зов — призыв к новым ощущениям, к новой любви.
Кому задан вопрос в конце стихотворения: «А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?»? Почему труба для стока дождевой воды похожа на флейту? (тоже блестящая, напоминает музыкальный инструмент по форме; когда дождь льет, вода шумит в трубе, и это похоже на музыку).
.
Слайд 17Общий вывод
поэт умеет обнаружить в простых, будничных вещах, окружающих его,
необычное; раскрасить мир в яркие краски, увидеть глубину в мелком
и плоском, наполнить жизнью и движением то, что застыло, вдохнуть жизнь в грубое и неживое.
Слайд 18Герой Маяковского взывает к людям, стремясь разбудить в них сознание
своей значимости, но мало кто слышит его.
Слайд 19«Послушайте!» (СТР. 84)
Послушайте!
Ведь, если звёзды зажигают —
значит
— это кому-нибудь нужно?
Значит — кто-то хочет, чтобы они были?
Значит
— кто-то называет эти плевочки жемчужиной? (1914 г.)
Стихотворение - крик души поэта, его взволнованный монолог.
Слайд 20Ответим на вопросы
С чего начинается стихотворение?
Оно начинается с просьбы,
обращенной к людям: «Послушайте!».
О чем и с кем спорит
герой далее?
Поэт как бы спорит с воображаемым оппонентом, человеком недалеким и приземленным, обывателем, убеждая его в том, что нельзя мириться с безразличием, одиночеством, горем, с отсутствием идеала – звезд.
Какие авторские антонимы использует Маяковский?
Речь идет о небе, о звездах, о Вселенной. Но для одного звезды «плевочки», а для другого - «жемчужины»
Слайд 21К кому обращается герой за помощью? Каким описан Бог?
Портретная характеристика
Бога состоит всего лишь из одной детали - у него
«жилистая рука». Эпитет «жилистая» настолько живой, эмоциональный, зримый, чувственный, что эту руку как бы видишь, ощущаешь в ее венах пульсирующую кровь
Слайд 22Накал страстей, эмоций, переживаемых героем, так силен, что иначе их
не выразить как только этим многозначным емким словом «Да?!», обращенным
к тому, кто поймет и поддержит. В нем и обеспокоенность, и забота, и сопереживание, и участие, и любовь.
"Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно? Да?!"
Как передается накал страстей, испытываемых героем? Понаблюдайте за глаголами.
врывается; боится, что опоздал; плачет; целует... руку; просит
Слайд 23Есть ли разница в звучании начала и конца стихотворения?
(Конец
звучит оптимистично, жизнеутверждающе. Последнее предложение вопросительное. Но, в сущности, оно
утвердительно. Ведь это риторический вопрос ответ не требуется).
Слайд 24Стихотворение «Послушайте!»-развернутая метафора, имеющая большой иносказательный смысл. Кроме насущного хлеба,
человеку нужна еще и мечта, большая жизненная цель, духовность, красота.
Нам нужны звезды -«жемчужины», а не звезды-«плевочки».
Запишите вывод
Слайд 25«Любовь- это сердце всего»
Через любовь человек становится творцом, чтобы завоевать
одну, он готов сделать всё для всех, всё отдать людям.
Слайд 26«Любовь — это жизнь. Любовь — это сердце всего».
В.В.
Маяковкий
Лилия Брик – возлюбленная Маяковского
Слайд 27У прочих знаю
Сердца дом я.
Оно в груди-
Любому известно!
На мне ж
с ума сошла
Анатомия.
Сплошное сердце-
Гудит повсеместно.
(из поэмы «Люблю»)
Слайд 28Прочитайте отрывок из поэмы «Люблю» (стр. 85)
Пришла —
деловито,
за рыком,
за ростом,
взглянув,
разглядела
просто мальчика.
Взяла,
отобрала сердце
и просто
пошла играть —
как девочка мячиком.
Слайд 29"Моя революция. Пошел в Смольный. Работал. Все, что приходилось".
Октябрьская
революция
Слайд 311 февраля 1930 г. открылась выставка Маяковского «20 лет работы».
К
весне 1930 г. Маяковский увидел себя не нужным никому —
ни власти, ни читателю, ни любимой женщине.
Слайд 3214 апреля 1930 года в возрасте 36 лет Маяковский стреляется
Слайд 33ОСОБЕННОСТИ ЛИРИКИ МАЯКОВСКОГО
Новаторство, стремление к полному обновлению поэзии.
В центре
его поэзии – «грандиозный» лирический герой, на равных объясняющийся с
миром, со всей вселенной.
Важное место в его стихах занимает революция – преображение в космическом масштабе.
Высокий стиль, торжественная интонация часто сочетаются с «низким» (с иронией, шуткой).
Многие стихи по форме представляют собой диалог.
Маяковский создает свою систему акцентного стиха, в его строке различное число неударных слогов. Располагает стихи «лесенкой».
Важное место в его поэзии занимают неологизмы
Любимый прием - гипербола