Разделы презентаций


Методика преподавания философии

Содержание

Тема 1.2. Нормативные основы организации и функционирования процесса обучения философским дисциплинамСпецифика современных ФГОСов – ориентация на компетентностную модель. Основная образовательная программа (ООП), модульная структура ООП – требования и проблемы выполнения.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Методика преподавания философии
Тема 1.2

Методика преподавания философииТема 1.2

Слайд 2Тема 1.2. Нормативные основы организации и функционирования процесса обучения философским

дисциплинам

Специфика современных ФГОСов – ориентация на компетентностную модель.
Основная образовательная

программа (ООП), модульная структура ООП – требования и проблемы выполнения.
Тема 1.2. Нормативные основы организации и функционирования процесса обучения философским дисциплинамСпецифика современных ФГОСов – ориентация на компетентностную

Слайд 3Федеральные Государственные образовательные стандарты (ФГОС)
Понятие «стандарт» или «норма качества» вводится

в системах образования для проведения процедур аккредитации (внешней оценки качества

образовательной программы).
В России понятие «государственного образовательного стандарта» введено в 1992 году Федеральным законом «Об образовании».

Типовые учебные планы СССР (1988 г.)
Первое поколение ГОС ВПО (1994- 1996 гг.)
Второе поколение ГОС ВПО (2000 г.)
Третье поколение ФГОС ВПО (2009 г.)


Федеральные Государственные образовательные стандарты (ФГОС)Понятие «стандарт» или «норма качества» вводится в системах образования для проведения процедур аккредитации

Слайд 4Федеральные государственные образовательные стандарты Российской Федерации (ФГОС)
- совокупность

требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного

общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Федеральные государственные образовательные стандарты Российской Федерации (ФГОС) - совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального

Слайд 5ФГОС предназначены для обеспечения:
единства образовательного пространства Российской Федерации;
качества образования;
основы для

объективной оценки деятельности образовательных учреждений, реализующих образовательные программы одного уровня;
признания

и установления эквивалентности документов иностранных государств о высшем профессиональном образовании.

ФГОС предназначены для обеспечения:единства образовательного пространства Российской Федерации;качества образования;основы для объективной оценки деятельности образовательных учреждений, реализующих образовательные

Слайд 6Причины введения компетентностного подхода в ФГОС:
Требования перехода к опережающему образованию;
Распространение

более утилитарного подход к образованию как к способу приращения человеческого

капитала;
Вхождение России в Болонский процесс.


Причины введения компетентностного подхода в ФГОС:Требования перехода к опережающему образованию;Распространение более утилитарного подход к образованию как к

Слайд 7Теория человеческого капитала
- знания, навыки и способности человека, которые

содействуют росту его производительной силы


У истоков теории стояли американские

экономисты-представители «чикагской школы»:
лауреаты Нобелевской премии Теодор Шульц и Гэри Беккер, Бартон Вейсброд,
Джордж Минцер,
Ли Хансен.

Позднее большой вклад в ее разработку внесли:
Марк Блауг,
С. Боулс,
Йорам Бен-Порэт,
Ричард Лэйард,
Дж. Псахаропулос,
Ф. Уэлч
и другие.

Теория человеческого капитала - знания, навыки и способности человека, которые содействуют росту его производительной силы У истоков

Слайд 8 Вхождение России в Болонский процесс
Цели Болонской системы:

построение европейской зоны высшего

образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства;


формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы; повышение престижности в мире европейской высшей школы;
обеспечение конкурентоспособности европейских вузов с другими системами образования в борьбе за студентов, деньги, влияние; достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования;
повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей, в которой университеты рассматриваются как носители европейского сознания. 

Вхождение России в Болонский процесс Цели Болонской системы:построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития

Слайд 9Главная задача:
из документов об образовании каждой страны (от законов об

образовании до приложений к диплому и учебных планов отдельных учебных

заведений) должно быть ясно, ЧЕМУ именно, КАК именно и на КАКОМ УРОВНЕ (с какой глубиной) обучено то или иное лицо.
Главная задача:из документов об образовании каждой страны (от законов об образовании до приложений к диплому и учебных

Слайд 10Для этого необходимы:
единая система уровней и ступеней образования (бакалавр –

магистр – доктор)
единый перечень образовательных областей и соотносимых с ними

академических степеней и квалификаций (Европейская рамка квалификаций, ЕРК)
единые принципы контроля качества образования: какие именно профессиональные действия способно совершать обученное лицо? – оценка приобретенных КОМПЕТЕНЦИЙ

Для этого необходимы:единая система уровней и ступеней образования (бакалавр – магистр – доктор)единый перечень образовательных областей и

Слайд 11а также:
унифицированный (прозрачный) способ приобретения компетенций – МОДУЛЬНАЯ структура учебных

программ

унифицированная оценка сроков обучения – подсчет трудоемкости учебных программ в

КРЕДИТНЫХ (ЗАЧЕТНЫХ) ЕДИНИЦАХ
а также:унифицированный (прозрачный) способ приобретения компетенций – МОДУЛЬНАЯ структура учебных программунифицированная оценка сроков обучения – подсчет трудоемкости

Слайд 12Таким образом …

единый и неразрывный принцип создания учебных программ

в рамках Болонского процесса (при создании в Российской Федерации стандартов

третьего поколения)
Таким образом … единый и неразрывный принцип создания учебных программ в рамках Болонского процесса (при создании в

Слайд 13ПРОЕКТ «Настройка образовательных структур в Европе» (TUNING)
100 участников из многих стран

ЕС и стран-кандидатов на вступление в Евросоюз
Проект начался в 2000

году при моральной и финансовой поддержке Европейской комиссии, и включает представителей большинства стран-участниц Болонского процесса.
Россия присоединилась с 2006 года.
Общую координацию проекта осуществляют университет Деусто (Испания) и университет г. Гронинген (Нидерланды).
ПРОЕКТ «Настройка образовательных структур в Европе» (TUNING)100 участников из многих стран ЕС и стран-кандидатов на вступление в

Слайд 14Понятие «Компетенция»
Предложенное в европейском проекте TUNING :
«…понятие компетенций и

навыков включает
знание и понимание (теоретическое знание академической области, способность

знать и понимать),
знание как действовать (практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям),
знание как быть (ценности как неотъемлемая часть способа восприятия и жизни с другими в социальном контексте)».
Понятие «Компетенция»Предложенное в европейском проекте TUNING : «…понятие компетенций и навыков включает знание и понимание (теоретическое знание

Слайд 15 Федеральные государственные высшие учебные заведения, перечень которых утверждается указом Президента

Российской Федерации, а также федеральные университеты и университеты, в отношении

которых установлена категория "национальный исследовательский университет", вправе реализовывать образовательные программы высшего профессионального и послевузовского профессионального образования на основе образовательных стандартов и требований, устанавливаемых ими самостоятельно.
Требования к условиям реализации и к результатам освоения основных образовательных программ, включаемые в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов.

ФЗ «О высшем и послевузовском образовании»
(ст. 5, п.4)

Федеральные государственные высшие учебные заведения, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации, а также федеральные университеты и

Слайд 1622 вуза России получили право работать на основе самостоятельно устанавливаемых

образовательных стандартов:
14 – Национальных исследовательских университетов
6 – Федеральных университетов
2 -

МГУ и СПбГУ (согласно указу Президента Российской Федерации от 9 сентября 2008 года и ФЗ «О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете)
22 вуза России получили право работать на основе самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов:14 – Национальных исследовательских университетов6 –

Слайд 18Основные элементы ФГОС

Основные элементы ФГОС

Слайд 19Основные элементы ФГОС
На философском факультете с 2011/2012 учебного года начнется

реализация Образовательных стандартов по следующим направлениям:

ФИЛОСОФИЯ
КУЛЬТУРОЛОГИЯ (профиль Прагматика и менеджмент

культуры)
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
РЕКЛАМА И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
ПОЛИТОЛОГИЯ (образовательная программа «Стратегическое управление и экономическая политика»)

Основные элементы ФГОСНа философском факультете с 2011/2012 учебного года начнется реализация Образовательных стандартов по следующим направлениям:ФИЛОСОФИЯКУЛЬТУРОЛОГИЯ (профиль

Слайд 20Двухуровневая структура ВПО в соответствии с ФЗ-232 и новыми ФГОС
Направления

подготовки
ВПО по перечню,
утверждаемому
Минобрнауки России (около 200)
Специальности (моно)

по перечню,
утверждаемому
Правительством РФ (71)
Двухуровневая структура ВПО в соответствии с ФЗ-232 и новыми ФГОСНаправления подготовки ВПО по перечню, утверждаемому Минобрнауки России

Слайд 21Основные элементы ФГОС
ФЗ в области образования определили нормативные сроки освоения

ООП ВПО по очной форме обучения:

для получения квалификации (степени) «бакалавр»

- четыре года;
для получения квалификации (степени) «специалист» - не менее пяти лет;
для получения квалификации (степени) «магистр» - два года.

С сентября 2011 г. Факультет осуществляет набор на программы подготовки шестилетнего интегрированного магистра.

Основные элементы ФГОСФЗ в области образования определили нормативные сроки освоения ООП ВПО по очной форме обучения:для получения

Слайд 22Основные элементы ФГОС
Компетенция – комплексная характеристика готовности выпускника применять знания,

умения и личностные качества в стандартных и изменяющихся ситуациях профессиональной

деятельности

Основные элементы ФГОСКомпетенция – комплексная характеристика готовности выпускника применять знания, умения и личностные качества в стандартных и

Слайд 23Основные элементы ФГОС
Вуз (факультет) обязан обеспечить:
оценку остаточных знаний и

компетенций студентов и выпускников по всем дисциплинам.


Основные элементы ФГОСВуз (факультет) обязан обеспечить: оценку остаточных знаний и компетенций студентов и выпускников по всем дисциплинам.

Слайд 24 Проблема оценивания меры «сформированности компетенций»
в полной мере обладает профессиональными и

личностными качествами, обеспечивающими ему приоритетную востребованность и устойчивую конкурентоспособность на

российском и международном рынке труда и широкие возможности самореализации, в том числе в новейших областях знаний, наиболее значимых сферах профессиональной деятельности и общественной жизни;
стремится к продолжению образования и самообразованию в течение всей жизни,
способен максимально продуктивно использовать свой творческий потенциал в интересах личности, общества и государства;
сознает ответственность за результаты своей профессиональной и научной деятельности перед страной и человечеством, обладает активной гражданской позицией,
основанной на демократических убеждениях и гуманистических ценностях;
умеет обосновывать и отстаивать свою позицию, активно реализовывать собственные решения и идеи;


Слайд 25 Обучение в МГУ имени М.В. Ломоносова направлено на подготовку работника

высокой квалификации, который: Обучение в МГУ имени М.В. Ломоносова направлено на

подготовку работника высокой квалификации, который:

в своем поведении руководствуется нравственными и этическими нормами, основанными на толерантности, стремлении к сотрудничеству, укреплении взаимопонимания между представителями различных социальных групп, мировоззренческих позиций, национальных культур;
испытывает обоснованную гордость за свою принадлежность к одному из лучших учебных заведений, неизменно демонстрирует приверженность традициям и духовным ценностям Московского университета, осознает себя достойным продолжателем его научных школ;
способен творчески реализовываться в широкой сфере профессиональной деятельности, сознает социальную значимость своей профессии, обладает высокой мотивацией исполнения профессиональных обязанностей, ответственным отношением к делу, развитым чувством гражданского и профессионального долга;
умеет порождать новые идеи, расширять сферу собственной компетентности, вырабатывать оптимальные стратегии своей деятельности; готов решать проблемы в новых и нестандартных профессиональных и жизненных ситуациях с учетом социальной и этической ответственности за принимаемые решения.


Слайд 26Определения модуля
Словарные:
Модуль (от латинского modulus – мера) – …

5) Отделяемая, относительно самостоятельная часть какой-либо системы, организации, устройства: например,

модуль космического корабля
(Современный словарь иностранных слов. М., 1993).

Модуль – … 3) перен. Вообще отделяемая, относительно самостоятельная часть какой-нибудь системы, организации
(Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999).
Определения модуля Словарные:Модуль (от латинского modulus – мера) – … 5) Отделяемая, относительно самостоятельная часть какой-либо системы,

Слайд 27Определения модуля
В системе образования:

Модуль – относительно самостоятельная (логически

завершенная) часть образовательной программы, отвечающая за формирование определенной профессиональной компетенции

или группы родственных компетенций
Модульная образовательная программа – совокупность и последовательность модулей, направленная на овладение компетенциями, необходимыми для присвоения квалификации
Определения модуля В системе образования: Модуль – относительно самостоятельная (логически завершенная) часть образовательной программы, отвечающая за формирование

Слайд 28Определения модуля
Разночтения:
модуль как часть дисциплины (дидактическая единица, раздел, глав,

тема), изучение которой заканчивается определенным видом контроля
модуль как учебная дисциплина

(совокупность дидактических единиц; курс, рассчитанный на несколько семестров)
модуль как группа родственных дисциплин
модуль как совокупность всех видов учебной работы при формировании определенной компетенции или группы родственных компетенций
Определения модуля Разночтения:модуль как часть дисциплины (дидактическая единица, раздел, глав, тема), изучение которой заканчивается определенным видом контролямодуль

Слайд 29Основные элементы ФГОС
ООП имеют следующую структуру:

Базовая (обязательная) часть ООП
Вариативная

часть ООП
Практики и научно-исследовательская работа
Итоговая аттестация

Основные элементы ФГОСООП имеют следующую структуру: Базовая (обязательная) часть ООПВариативная часть ООППрактики и научно-исследовательская работаИтоговая аттестация

Слайд 30Динамика изменения академических свобод вузов Российской Федерации в формировании программ

подготовки

Динамика изменения академических свобод вузов Российской Федерации в формировании программ подготовки

Слайд 31ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ или ПРИКЛАДНОЕ
знание …
Базовая и вариативная часть ООП

ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ или ПРИКЛАДНОЕзнание …Базовая и вариативная часть ООП

Слайд 32Вариативная часть
ООП должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме

не менее одной трети от общей трудоемкости вариативной части суммарно

по трем циклам. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает Ученый совет вуза.

Дисциплины по выбору обучающихся:
Бакалавриат - не менее одной трети вариативной части
Магистратура- не менее одной четверти вариативной части

Вариативная частьООП должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети от общей трудоемкости

Слайд 33Основные элементы ФГОС
Мониторинг качества подготовки выпускников, степени соответствия выпускников требованиям

рынка труда.

Проблема способов реализации мониторинга, в том числе с привлечением

работодателей.
Основные элементы ФГОСМониторинг качества подготовки выпускников, степени соответствия выпускников требованиям рынка труда.Проблема способов реализации мониторинга, в том

Слайд 34Основные элементы ФГОС
В новых ФГОС трудоемкость как всей ООП так

и трудоемкость ее составных частей (циклов, модулей, дисциплин) дается в

зачетных единицах (аналог европейского кредита в системе ECTS).

Основные элементы ФГОСВ новых ФГОС трудоемкость как всей ООП так и трудоемкость ее составных частей (циклов, модулей,

Слайд 35Кредитные системы
При освоении студентами модулей за каждый из них должно

начисляться определенное количество кредитных (зачетных) единиц, выступающих в качестве меры

трудоемкости обучения и выражающей совокупность всех составляющих учебного процесса
Кредитные системыПри освоении студентами модулей за каждый из них должно начисляться определенное количество кредитных (зачетных) единиц, выступающих

Слайд 36При начислении кредитных единиц засчитываются:
аудиторная нагрузка
   самостоятельная

работа студента
рефераты, коллоквиумы, контрольные, лабораторные и иные

виды работ
   подготовка и сдача зачетов и экзаменов
   научно-исследовательская работа студента
практики
   итоговая государственная аттестация
и т.п.
При начислении кредитных единиц засчитываются:  аудиторная нагрузка    самостоятельная работа студента  рефераты, коллоквиумы, контрольные, лабораторные

Слайд 37Наиболее известные кредитные системы
европейская (European Credit Accumulation – ECA)

британская (Credit Accumulation and Transfer System
– CATS)
американская

(US Credit System – USCS)

азиатско-тихоокеанская (UCTS)

Европейская система перевода и накопления кредитов – ECTS
Наиболее известные кредитные системы европейская (European Credit Accumulation – ECA) британская (Credit Accumulation and Transfer System

Слайд 38Характеристики ECTS:
Единая базовая годовая трудоемкость –
60 кредитных единиц

3-х

летний бакалавр – 180
4-х летний – 240
одногодичная магистерская программа –

60
двухгодичная магистерская программа – 120
Характеристики ECTS:Единая базовая годовая трудоемкость – 60 кредитных единиц 3-х летний бакалавр – 1804-х летний – 240одногодичная

Слайд 39Характеристики ECTS:


единственный критерий при определении «стоимости» модуля, дисциплины и т. п.

– величина учебного времени;
количество кредитов не зависит от «важности»

модуля или дисциплины для профессиональной подготовки и от «успешности» освоения модуля или дисциплины студентом
Характеристики ECTS:единственный критерий при определении «стоимости» модуля, дисциплины и т. п. – величина учебного времени; количество кредитов не

Слайд 40Характеристики ECTS:
кредит – единица условная, она не обязана буквально совпадать

с трудоемкостью каждой дисциплины, выраженной в академических или астрономических часах


кредит отражает пропорциональное соотношение отдельных модулей в общей структуре образовательной программы
распределение кредитов осуществляется «вертикально», «сверху»: от общей нагрузки образовательной программы или года обучения к нагрузке циклов обучения и отдельных модулей
Характеристики ECTS:кредит – единица условная, она не обязана буквально совпадать с трудоемкостью каждой дисциплины, выраженной в академических

Слайд 41Требования к условиям реализации ООП подготовки бакалавров и магистров, определенные

ФГОС и новым Типовым положением о вузе
Максимальный объем учебных занятий

обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения (объем факультативных дисциплин - не более 10 зачетных единиц за весь период обучения).
Требования к условиям реализации ООП  подготовки бакалавров и магистров, определенные ФГОС и новым Типовым положением о

Слайд 42Требования к условиям реализации ООП подготовки бакалавров и магистров, определенные

ФГОС и новым Типовым положением о вузе
Максимальный объем аудиторных занятий

в неделю при освоении ООП в очной форме обучения составляет 27 (32 – в зависимости от направления) академических часа - для подготовки бакалавра, 14 академических часа – для подготовки магистров. В указанный объем не входят обязательные занятия по физической культуре.
Требования к условиям реализации ООП  подготовки бакалавров и магистров, определенные ФГОС и новым Типовым положением о

Слайд 43Основные принципы пересчета трудоемкости
последовательный пересчет часов в кредиты в

соотношении 1 : 36

коэффициенты профессиональной значимости предмета или глубины

его изучения
Основные принципы пересчета трудоемкости последовательный пересчет часов в кредиты в соотношении 1 : 36 коэффициенты профессиональной значимости

Слайд 44Основные элементы ФГОС
ФГОС определяет, что трудоемкость ООП по очной форме

обучения за учебный год равна 60 з.е.
Трудоемкости ООП:
бакалавриата -

240 з.е.
магистратуры - 120 з.е.
подготовки специалиста - не менее 300 з.е.

Основные элементы ФГОСФГОС определяет, что трудоемкость ООП по очной форме обучения за учебный год равна 60 з.е.

Слайд 45Основные элементы ФГОС
ФГОС определяет требования к качеству ППС:



Основные элементы ФГОСФГОС определяет требования к качеству ППС:

Слайд 46Требования к кадровым условиям реализации ООП бакалавриата


К преподаванию в бакалавриате

должны быть привлечены не менее 5% преподавателей из числа действующих

руководителей и ведущих работников профильных организаций, предприятий и учреждений (включая институты РАН, архивы, музеи и др.).
Не менее 60 % преподавателей профессиональных дисциплин ООП бакалавриата должны иметь ученые степени и ученые звания.

Требования к кадровым условиям реализации ООП бакалавриатаК преподаванию в бакалавриате должны быть привлечены не менее 5% преподавателей

Слайд 47Требования к кадровым условиям реализации ООП магистратуры
К преподаванию в магистратуре

должны быть привлечены не менее 20 % преподавателей из числа

действующих руководителей и ведущих работников профильных организаций, предприятий и учреждений.
Не менее 80 % преподавателей профессиональных дисциплин и руководителей научно-исследовательской работы магистрантов должны иметь ученые степени и ученые звания.
Ученое звание профессора должны иметь не менее 12 % преподавателей дисциплин ООП магистратуры.

Требования к кадровым условиям реализации ООП магистратурыК преподаванию в магистратуре должны быть привлечены не менее 20 %

Слайд 48Основные элементы ФГОС
ФГОС определяет требования к применение интерактивных технологий обучения,

развивающих навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, личностные качества.



Основные элементы ФГОСФГОС определяет требования к применение интерактивных технологий обучения, развивающих навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия

Слайд 49Требования к условиям реализации ООП подготовки бакалавров и магистров
Удельный вес

занятий, проводимых в интерактивных формах, в целом в учебном процессе

должен составлять не менее 30 % аудиторных занятий.

Занятия лекционного типа не могут
составлять более 60% аудиторных занятий.

Требования к условиям реализации ООП  подготовки бакалавров и магистровУдельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, в

Слайд 50Основные элементы ФГОС
ФГОС определяет требования к применение инновационных технологий обучения.



Основные элементы ФГОСФГОС определяет требования к применение инновационных технологий обучения.

Слайд 51Достоинства и недостатки кредитно-модульной системы

Достоинства и недостатки кредитно-модульной системы

Слайд 52Задание по разделу 1 курса
АНАЛИЗ ФГОС ВПО РФ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ

ПОДГОТОВКИ

Задания индивидуальные (студенты, не получившие задания на лекции, должны подойти

в аудиторию Г359 – кафедра философии образования).

Сроки выполнения всех заданий 10 мая 2013 года.

Результат выполнения задания высылается в электронном виде на адрес metodica2013@yandex.ru


Задание по разделу 1 курсаАНАЛИЗ ФГОС ВПО РФ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ ПОДГОТОВКИЗадания индивидуальные (студенты, не получившие задания на

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика