Слайд 1Методика преподавания философии
Тема 1.2
Слайд 2Тема 1.2. Нормативные основы организации и функционирования процесса обучения философским
дисциплинам
Специфика современных ФГОСов – ориентация на компетентностную модель.
Основная образовательная
программа (ООП), модульная структура ООП – требования и проблемы выполнения.
Слайд 3Федеральные Государственные образовательные стандарты (ФГОС)
Понятие «стандарт» или «норма качества» вводится
в системах образования для проведения процедур аккредитации (внешней оценки качества
образовательной программы).
В России понятие «государственного образовательного стандарта» введено в 1992 году Федеральным законом «Об образовании».
Типовые учебные планы СССР (1988 г.)
Первое поколение ГОС ВПО (1994- 1996 гг.)
Второе поколение ГОС ВПО (2000 г.)
Третье поколение ФГОС ВПО (2009 г.)
Слайд 4Федеральные государственные образовательные стандарты Российской Федерации (ФГОС)
- совокупность
требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Слайд 5ФГОС предназначены для обеспечения:
единства образовательного пространства Российской Федерации;
качества образования;
основы для
объективной оценки деятельности образовательных учреждений, реализующих образовательные программы одного уровня;
признания
и установления эквивалентности документов иностранных государств о высшем профессиональном образовании.
Слайд 6Причины введения компетентностного подхода в ФГОС:
Требования перехода к опережающему образованию;
Распространение
более утилитарного подход к образованию как к способу приращения человеческого
капитала;
Вхождение России в Болонский процесс.
Слайд 7Теория человеческого капитала
- знания, навыки и способности человека, которые
содействуют росту его производительной силы
У истоков теории стояли американские
экономисты-представители «чикагской школы»:
лауреаты Нобелевской премии Теодор Шульц и Гэри Беккер, Бартон Вейсброд,
Джордж Минцер,
Ли Хансен.
Позднее большой вклад в ее разработку внесли:
Марк Блауг,
С. Боулс,
Йорам Бен-Порэт,
Ричард Лэйард,
Дж. Псахаропулос,
Ф. Уэлч
и другие.
Слайд 8
Вхождение России в Болонский процесс
Цели Болонской системы:
построение европейской зоны высшего
образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства;
формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы; повышение престижности в мире европейской высшей школы;
обеспечение конкурентоспособности европейских вузов с другими системами образования в борьбе за студентов, деньги, влияние; достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования;
повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей, в которой университеты рассматриваются как носители европейского сознания.
Слайд 9Главная задача:
из документов об образовании каждой страны (от законов об
образовании до приложений к диплому и учебных планов отдельных учебных
заведений) должно быть ясно, ЧЕМУ именно, КАК именно и на КАКОМ УРОВНЕ (с какой глубиной) обучено то или иное лицо.
Слайд 10Для этого необходимы:
единая система уровней и ступеней образования (бакалавр –
магистр – доктор)
единый перечень образовательных областей и соотносимых с ними
академических степеней и квалификаций (Европейская рамка квалификаций, ЕРК)
единые принципы контроля качества образования: какие именно профессиональные действия способно совершать обученное лицо? – оценка приобретенных КОМПЕТЕНЦИЙ
Слайд 11а также:
унифицированный (прозрачный) способ приобретения компетенций – МОДУЛЬНАЯ структура учебных
программ
унифицированная оценка сроков обучения – подсчет трудоемкости учебных программ в
КРЕДИТНЫХ (ЗАЧЕТНЫХ) ЕДИНИЦАХ
Слайд 12Таким образом …
единый и неразрывный принцип создания учебных программ
в рамках Болонского процесса (при создании в Российской Федерации стандартов
третьего поколения)
Слайд 13ПРОЕКТ
«Настройка образовательных структур в Европе» (TUNING)
100 участников из многих стран
ЕС и стран-кандидатов на вступление в Евросоюз
Проект начался в 2000
году при моральной и финансовой поддержке Европейской комиссии, и включает представителей большинства стран-участниц Болонского процесса.
Россия присоединилась с 2006 года.
Общую координацию проекта осуществляют университет Деусто (Испания) и университет г. Гронинген (Нидерланды).
Слайд 14Понятие «Компетенция»
Предложенное в европейском проекте TUNING :
«…понятие компетенций и
навыков включает
знание и понимание (теоретическое знание академической области, способность
знать и понимать),
знание как действовать (практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям),
знание как быть (ценности как неотъемлемая часть способа восприятия и жизни с другими в социальном контексте)».
Слайд 15 Федеральные государственные высшие учебные заведения, перечень которых утверждается указом Президента
Российской Федерации, а также федеральные университеты и университеты, в отношении
которых установлена категория "национальный исследовательский университет", вправе реализовывать образовательные программы высшего профессионального и послевузовского профессионального образования на основе образовательных стандартов и требований, устанавливаемых ими самостоятельно.
Требования к условиям реализации и к результатам освоения основных образовательных программ, включаемые в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов.
ФЗ «О высшем и послевузовском образовании»
(ст. 5, п.4)
Слайд 1622 вуза России получили право работать на основе самостоятельно устанавливаемых
образовательных стандартов:
14 – Национальных исследовательских университетов
6 – Федеральных университетов
2 -
МГУ и СПбГУ (согласно указу Президента Российской Федерации от 9 сентября 2008 года и ФЗ «О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете)
Слайд 19Основные элементы ФГОС
На философском факультете с 2011/2012 учебного года начнется
реализация Образовательных стандартов по следующим направлениям:
ФИЛОСОФИЯ
КУЛЬТУРОЛОГИЯ (профиль Прагматика и менеджмент
культуры)
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
РЕКЛАМА И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
ПОЛИТОЛОГИЯ (образовательная программа «Стратегическое управление и экономическая политика»)
Слайд 20Двухуровневая структура ВПО в соответствии с ФЗ-232 и новыми ФГОС
Направления
подготовки
ВПО по перечню,
утверждаемому
Минобрнауки России (около 200)
Специальности (моно)
по перечню,
утверждаемому
Правительством РФ (71)
Слайд 21Основные элементы ФГОС
ФЗ в области образования определили нормативные сроки освоения
ООП ВПО по очной форме обучения:
для получения квалификации (степени) «бакалавр»
- четыре года;
для получения квалификации (степени) «специалист» - не менее пяти лет;
для получения квалификации (степени) «магистр» - два года.
С сентября 2011 г. Факультет осуществляет набор на программы подготовки шестилетнего интегрированного магистра.
Слайд 22Основные элементы ФГОС
Компетенция – комплексная характеристика готовности выпускника применять знания,
умения и личностные качества в стандартных и изменяющихся ситуациях профессиональной
деятельности
Слайд 23Основные элементы ФГОС
Вуз (факультет) обязан обеспечить:
оценку остаточных знаний и
компетенций студентов и выпускников по всем дисциплинам.
Слайд 24
Проблема оценивания меры «сформированности компетенций»
в полной мере обладает профессиональными и
личностными качествами, обеспечивающими ему приоритетную востребованность и устойчивую конкурентоспособность на
российском и международном рынке труда и широкие возможности самореализации, в том числе в новейших областях знаний, наиболее значимых сферах профессиональной деятельности и общественной жизни;
стремится к продолжению образования и самообразованию в течение всей жизни,
способен максимально продуктивно использовать свой творческий потенциал в интересах личности, общества и государства;
сознает ответственность за результаты своей профессиональной и научной деятельности перед страной и человечеством, обладает активной гражданской позицией,
основанной на демократических убеждениях и гуманистических ценностях;
умеет обосновывать и отстаивать свою позицию, активно реализовывать собственные решения и идеи;
Слайд 25
Обучение в МГУ имени М.В. Ломоносова направлено на подготовку работника
высокой квалификации, который:
Обучение в МГУ имени М.В. Ломоносова направлено на
подготовку работника высокой квалификации, который:
в своем поведении руководствуется нравственными и этическими нормами, основанными на толерантности, стремлении к сотрудничеству, укреплении взаимопонимания между представителями различных социальных групп, мировоззренческих позиций, национальных культур;
испытывает обоснованную гордость за свою принадлежность к одному из лучших учебных заведений, неизменно демонстрирует приверженность традициям и духовным ценностям Московского университета, осознает себя достойным продолжателем его научных школ;
способен творчески реализовываться в широкой сфере профессиональной деятельности, сознает социальную значимость своей профессии, обладает высокой мотивацией исполнения профессиональных обязанностей, ответственным отношением к делу, развитым чувством гражданского и профессионального долга;
умеет порождать новые идеи, расширять сферу собственной компетентности, вырабатывать оптимальные стратегии своей деятельности; готов решать проблемы в новых и нестандартных профессиональных и жизненных ситуациях с учетом социальной и этической ответственности за принимаемые решения.
Слайд 26Определения модуля
Словарные:
Модуль (от латинского modulus – мера) – …
5) Отделяемая, относительно самостоятельная часть какой-либо системы, организации, устройства: например,
модуль космического корабля
(Современный словарь иностранных слов. М., 1993).
Модуль – … 3) перен. Вообще отделяемая, относительно самостоятельная часть какой-нибудь системы, организации
(Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999).
Слайд 27Определения модуля
В системе образования:
Модуль – относительно самостоятельная (логически
завершенная) часть образовательной программы, отвечающая за формирование определенной профессиональной компетенции
или группы родственных компетенций
Модульная образовательная программа – совокупность и последовательность модулей, направленная на овладение компетенциями, необходимыми для присвоения квалификации
Слайд 28Определения модуля
Разночтения:
модуль как часть дисциплины (дидактическая единица, раздел, глав,
тема), изучение которой заканчивается определенным видом контроля
модуль как учебная дисциплина
(совокупность дидактических единиц; курс, рассчитанный на несколько семестров)
модуль как группа родственных дисциплин
модуль как совокупность всех видов учебной работы при формировании определенной компетенции или группы родственных компетенций
Слайд 29Основные элементы ФГОС
ООП имеют следующую структуру:
Базовая (обязательная) часть ООП
Вариативная
часть ООП
Практики и научно-исследовательская работа
Итоговая аттестация
Слайд 30Динамика изменения академических свобод вузов Российской Федерации в формировании программ
подготовки
Слайд 31ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ или ПРИКЛАДНОЕ
знание …
Базовая и вариативная часть ООП
Слайд 32Вариативная часть
ООП должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме
не менее одной трети от общей трудоемкости вариативной части суммарно
по трем циклам. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает Ученый совет вуза.
Дисциплины по выбору обучающихся:
Бакалавриат - не менее одной трети вариативной части
Магистратура- не менее одной четверти вариативной части
Слайд 33Основные элементы ФГОС
Мониторинг качества подготовки выпускников, степени соответствия выпускников требованиям
рынка труда.
Проблема способов реализации мониторинга, в том числе с привлечением
работодателей.
Слайд 34Основные элементы ФГОС
В новых ФГОС трудоемкость как всей ООП так
и трудоемкость ее составных частей (циклов, модулей, дисциплин) дается в
зачетных единицах (аналог европейского кредита в системе ECTS).
Слайд 35Кредитные системы
При освоении студентами модулей за каждый из них должно
начисляться определенное количество кредитных (зачетных) единиц, выступающих в качестве меры
трудоемкости обучения и выражающей совокупность всех составляющих учебного процесса
Слайд 36При начислении кредитных единиц засчитываются:
аудиторная нагрузка
самостоятельная
работа студента
рефераты, коллоквиумы, контрольные, лабораторные и иные
виды работ
подготовка и сдача зачетов и экзаменов
научно-исследовательская работа студента
практики
итоговая государственная аттестация
и т.п.
Слайд 37Наиболее известные кредитные системы
европейская (European Credit Accumulation – ECA)
британская (Credit Accumulation and Transfer System
– CATS)
американская
(US Credit System – USCS)
азиатско-тихоокеанская (UCTS)
Европейская система перевода и накопления кредитов – ECTS
Слайд 38Характеристики ECTS:
Единая базовая годовая трудоемкость –
60 кредитных единиц
3-х
летний бакалавр – 180
4-х летний – 240
одногодичная магистерская программа –
60
двухгодичная магистерская программа – 120
Слайд 39Характеристики ECTS:
единственный критерий при определении «стоимости» модуля, дисциплины и т. п.
– величина учебного времени;
количество кредитов не зависит от «важности»
модуля или дисциплины для профессиональной подготовки и от «успешности» освоения модуля или дисциплины студентом
Слайд 40Характеристики ECTS:
кредит – единица условная, она не обязана буквально совпадать
с трудоемкостью каждой дисциплины, выраженной в академических или астрономических часах
кредит отражает пропорциональное соотношение отдельных модулей в общей структуре образовательной программы
распределение кредитов осуществляется «вертикально», «сверху»: от общей нагрузки образовательной программы или года обучения к нагрузке циклов обучения и отдельных модулей
Слайд 41Требования к условиям реализации ООП
подготовки бакалавров и магистров, определенные
ФГОС и новым Типовым положением о вузе
Максимальный объем учебных занятий
обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения (объем факультативных дисциплин - не более 10 зачетных единиц за весь период обучения).
Слайд 42Требования к условиям реализации ООП
подготовки бакалавров и магистров, определенные
ФГОС и новым Типовым положением о вузе
Максимальный объем аудиторных занятий
в неделю при освоении ООП в очной форме обучения составляет 27 (32 – в зависимости от направления) академических часа - для подготовки бакалавра, 14 академических часа – для подготовки магистров. В указанный объем не входят обязательные занятия по физической культуре.
Слайд 43Основные принципы пересчета трудоемкости
последовательный пересчет часов в кредиты в
соотношении 1 : 36
коэффициенты профессиональной значимости предмета или глубины
его изучения
Слайд 44Основные элементы ФГОС
ФГОС определяет, что трудоемкость ООП по очной форме
обучения за учебный год равна 60 з.е.
Трудоемкости ООП:
бакалавриата -
240 з.е.
магистратуры - 120 з.е.
подготовки специалиста - не менее 300 з.е.
Слайд 45Основные элементы ФГОС
ФГОС определяет требования к качеству ППС:
Слайд 46Требования к кадровым условиям реализации ООП бакалавриата
К преподаванию в бакалавриате
должны быть привлечены не менее 5% преподавателей из числа действующих
руководителей и ведущих работников профильных организаций, предприятий и учреждений (включая институты РАН, архивы, музеи и др.).
Не менее 60 % преподавателей профессиональных дисциплин ООП бакалавриата должны иметь ученые степени и ученые звания.
Слайд 47Требования к кадровым условиям реализации ООП магистратуры
К преподаванию в магистратуре
должны быть привлечены не менее 20 % преподавателей из числа
действующих руководителей и ведущих работников профильных организаций, предприятий и учреждений.
Не менее 80 % преподавателей профессиональных дисциплин и руководителей научно-исследовательской работы магистрантов должны иметь ученые степени и ученые звания.
Ученое звание профессора должны иметь не менее 12 % преподавателей дисциплин ООП магистратуры.
Слайд 48Основные элементы ФГОС
ФГОС определяет требования к применение интерактивных технологий обучения,
развивающих навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, личностные качества.
Слайд 49Требования к условиям реализации ООП
подготовки бакалавров и магистров
Удельный вес
занятий, проводимых в интерактивных формах, в целом в учебном процессе
должен составлять не менее 30 % аудиторных занятий.
Занятия лекционного типа не могут
составлять более 60% аудиторных занятий.
Слайд 50Основные элементы ФГОС
ФГОС определяет требования к применение инновационных технологий обучения.
Слайд 51Достоинства и недостатки кредитно-модульной системы
Слайд 52Задание по разделу 1 курса
АНАЛИЗ ФГОС ВПО РФ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ
ПОДГОТОВКИ
Задания индивидуальные (студенты, не получившие задания на лекции, должны подойти
в аудиторию Г359 – кафедра философии образования).
Сроки выполнения всех заданий 10 мая 2013 года.
Результат выполнения задания высылается в электронном виде на адрес metodica2013@yandex.ru