Разделы презентаций


Особенности логопедической работы с детьми ОНР

Содержание

Под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Особенности логопедической работы с детьми ОНР
Николаева Л.М.

Особенности логопедической работы с детьми ОНРНиколаева Л.М.

Слайд 2Под общим недоразвитием речи
у детей с нормальным слухом

и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии,

при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой стороне речи.
Под общим недоразвитием речи  у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую

Слайд 3 Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано в результате

многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей дошкольного и

школьного возраста, проведенных Левиной Р. Е. и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии АПН СССР (Жаренковой Г. И., Каше Г. А., Никашиной Н. А., Спировой Л. Ф., Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В., Ястребовой А. В. и др.) в 50 - 60 - е годы двадцатого века.

Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у

Слайд 4Общее недоразвитие речи наблюдается при наиболее сложных, системных нарушениях речи:

алалии, афазии; при фонационных расстройствах (ринолалии, дизартрии), когда диагносцируются одновременно

недостаточность фонетико - фонематической и лексико - грамматической стороны речи.
При общем недоразвитии речи отмечается позднее ее начало, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования.

Общее недоразвитие речи наблюдается при наиболее сложных, системных нарушениях речи: алалии, афазии; при фонационных расстройствах (ринолалии, дизартрии),

Слайд 5 У детей отмечаются:
Нарушения звукопроизношения
Нарушения лексико-грамматических конструкций
Бедность словаря
Связная речь не развита

У детей отмечаются:Нарушения звукопроизношенияНарушения лексико-грамматических конструкцийБедность словаряСвязная речь не развита

Слайд 6Речевое недоразвитие выражается у детей в разной степени:
это может

быть:
- отсутствие речи
- лепетная речь
- развернутая речь с

элементами фонетико-фонематического
или лексико-грамматического недоразвития.
Речевое недоразвитие выражается у детей в разной степени: это может быть: - отсутствие речи - лепетная речь-

Слайд 7По степени тяжести проявления дефекта
условно выделяют
четыре уровня

общего недоразвития речи.
Первые три уровня выделены и подробно описаны

Р.Е.Левиной
Четвертый уровень представлен в работах Т. Б. Филичевой.
По степени тяжести  проявления дефекта  условно выделяют четыре уровня общего недоразвития речи. Первые три уровня

Слайд 8Уровни
Общее недоразвитие речи первого уровня (ОНР – I уровня)
Общее

недоразвитие речи второго уровня (ОНР – I I уровня)
Общее недоразвитие

речи третьего уровня (ОНР – III уровня)
Общее недоразвитие речи четвертого уровня (ОНР – IV уровня)


Уровни Общее недоразвитие речи первого уровня (ОНР – I уровня)Общее недоразвитие речи второго уровня (ОНР – I

Слайд 9Общее недоразвитие речи первого уровня
Первый уровень характеризуется почти полным отсутствием

речи в возрасте, когда у нормально развивающихся детей речь сформирована.


Дети старшего дошкольного возраста имеют незначительный словарный запас, состоящий из звукоподражаний, аморфных слов - корней, сопровождают речь жестами и мимикой. Такая речь непонятна окружающим.

Общее недоразвитие речи первого уровня		Первый уровень характеризуется почти полным отсутствием речи в возрасте, когда у нормально развивающихся

Слайд 10Организация коррекционно - развивающей работы с детьми (I уровень развития

речи)
Логопедические занятия с детьми I уровня развития речи проводятся индивидуально

или небольшими подгруппами. Это объясняется тем, что они не в полном объеме владеют пониманием речи, усваивают инструкции, обращенные только лично к ним, а также наличием имеющихся специфических особенностей психической деятельности.
Поэтому первые занятия проводятся лишь в форме игры с привлечением любимых кукольных персонажей.

Организация коррекционно - развивающей работы с детьми  (I уровень развития речи) 	Логопедические занятия с детьми I

Слайд 11Содержание каждого занятия включает несколько направлений работы:
развитие понимания речи;
развитие самостоятельной

речи на основе подражательной речевой деятельности;
формирование двусоставного простого предложения на

основе элементарных словообразований;
развитие внимания, памяти, мышления детей.

Содержание каждого занятия включает несколько направлений работы: развитие понимания речи;развитие самостоятельной речи на основе подражательной речевой деятельности;формирование

Слайд 12Общее недоразвитие речи второго уровня (ОНР – I I уровня)
Второй

уровень характеризуется тем, что речевые возможности детей значительно возрастают, общение

осуществляется с помощью постоянных, но сильно искаженных речевых средств.
Запас слов становится более разнообразным, в нем различаются слова, обозначающие предметы, действия, качества. На этом уровне дети пользуются личными местоимениями, простыми предлогами и союзами.
Возникает возможность рассказать с помощью простых предложений о знакомых событиях.

Общее недоразвитие речи второго уровня (ОНР – I I уровня)

Общее недоразвитие речи второго уровня (ОНР – I I уровня) 	Второй уровень характеризуется тем, что речевые возможности

Слайд 13Организация коррекционно-развивающей работы с детьми (II уровень речевого развития)
Логопедические занятия

для этих детей подразделяются на индивидуальные и подгрупповые.
В связи с

этим индивидуальные занятия носят опережающий характер, так как основная их цель — подготовить детей к активной речевой деятельности на подгрупповых занятиях.
На индивидуальных занятиях проводится работа по:
активизации и выработке дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата;
подготовке артикуляционной базы для усвоения отсутствующих звуков;
постановке отсутствующих звуков, их различению на слух и первоначальному этапу автоматизации на уровне слогов, слов.
В зависимости от характера и выраженности речевого дефекта, психологических особенностей детей, количество их в подгруппах варьируется по усмотрению логопеда (от 2—3 до 5—6 человек).

Организация коррекционно-развивающей работы с детьми  (II уровень речевого развития) Логопедические занятия для этих детей подразделяются на

Слайд 14 Третий уровень характеризуется тем, что обиходная речь детей становится более

развернутой, грубых лексико - грамматических и фонетических отклонений уже нет.
В

устной речи отмечаются отдельные аграмматичные фразы, неточное употребление некоторых слов, фонетические недостатки менее разнообразны.
Дети пользуются простыми распространенными предложениями из 3 - 4 слов. Сложные предложения в речи детей отсутствуют.
Третий уровень характеризуется тем, что обиходная речь детей становится более развернутой, грубых лексико - грамматических и фонетических

Слайд 15Организация коррекционно-развивающей работы с детьми (III уровень развития речи)
Основными задачами

коррекционно-развивающего обучения данного речевого уровня детей является продолжение работы по

развитию:
практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
формирование полноценной звуковой стороны речи (формирование артикуляционных навыков, правильного звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия);
подготовка к грамоте; овладение элементами грамоты;
дальнейшее развитие речи.

Организация коррекционно-развивающей работы с детьми  (III уровень развития речи) Основными задачами коррекционно-развивающего обучения данного речевого уровня

Слайд 16Логопедическая работа
Логопедические занятия на данном этапе подразделяются на 2 типа:

занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи.

Они включают в себя: формирование словарного запаса; грамматической правильности речи и развитие связной речи.

Логопедическая работаЛогопедические занятия на данном этапе подразделяются на 2 типа: занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и

Слайд 17 Четвертый уровень характеризуется отдельными пробелами в развитии лексики и грамматического

строя.
На первый взгляд ошибки кажутся несущественными, однако их совокупность

ставит ребенка в затруднительное положении при обучении его письму и чтению.
Учебный материал воспринимается слабо, степень его усвоения очень низкая, правила грамматики не усваиваются.
Четвертый уровень характеризуется отдельными пробелами в развитии лексики и грамматического строя. 	На первый взгляд ошибки кажутся несущественными,

Слайд 18Организация коррекционно-развивающей работы с детьми (IV уровень развития речи)
Целью работы

на данном этапе является комплексная подготовка детей к обучению в

школе.
Направления коррекционно-развивающей работы:
совершенствование произносительной стороны речи;
совершенствование лексико-грамматической стороны речи;
развитие самостоятельной развернутой фразовой речи;
подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.
Организация коррекционно-развивающей работы с детьми  (IV уровень развития речи) Целью работы на данном этапе является комплексная

Слайд 19В процессе логопедической работы особое внимание уделяется развитию у детей:

способности

к сосредоточению;
умения войти в общий ритм и темп работы и

удерживанию его в течение занятия;
умения следовать единому замыслу работы в процессе как индивидуальных, так и совместных усилий;
умения реализации замысла работы, доведения начатой деятельности до предполагаемого результата;
возможности использования помощи партнера по работе.
В процессе логопедической работы особое внимание уделяется развитию у детей:			способности к сосредоточению;умения войти в общий ритм и

Слайд 20Причины недоразвития речи

Причины  недоразвития  речи

Слайд 21 инфекции или интоксикации матери во время беременности, токсикозы, родовая травма,

асфиксия, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или групповой

принадлежности крови, заболевания центральной нервной системы (нейроинфекции) и травмы мозга в первые годы жизни ребенка.
инфекции или интоксикации матери во время беременности, токсикозы, родовая травма, асфиксия, несовместимость крови матери и плода по

Слайд 22 Наиболее тяжелое поражение мозга под влиянием различных вредностей (инфекций, интоксикаций

и д.п.) обычно возникает в период раннего эмбриогенеза. Полагают, что

более обширные изменения структуры головного мозга возникают при его поражении на 3—4-м месяце внутриутробной жизни, в период наибольшей дифференциации нервных клеток.
Наиболее тяжелое поражение мозга под влиянием различных вредностей (инфекций, интоксикаций и д.п.) обычно возникает в период раннего

Слайд 23 Различные заболевания в первые годы жизни ребенка:
диспепсия,
дизентерия,
инфекционные,
вирусные заболевания

особенно следующие друг за другом,
менинго-энцефалиты и др.

Различные заболевания в первые годы жизни ребенка:диспепсия, дизентерия, инфекционные,вирусные заболевания особенно следующие друг за другом,менинго-энцефалиты и др.

Слайд 24Неблагоприятная наследственность, отягощенная речевой патологией.

Неблагоприятная наследственность, отягощенная речевой патологией.

Слайд 25может быть связано с неблагоприятными условиями окружения и воспитания.

может быть связано с неблагоприятными условиями окружения и воспитания.

Слайд 26 Большая роль в возникновении речевых нарушений, том числе и общего

недоразвития речи, принадлежит, фонетическим факторам. В этих случаях речевой дефект

может возникнуть под влиянием даже незначительных неблагоприятных внешних воздействий.
Большая роль в возникновении речевых нарушений, том числе и общего недоразвития речи, принадлежит, фонетическим факторам. В этих

Слайд 27ЧМТ
Травмы черепа, сопровождаемые симптомами сотрясения или контузии мозга.

ЧМТТравмы черепа, сопровождаемые симптомами сотрясения или контузии мозга.

Слайд 28употребление алкоголя и никотина во время беременности также может привести

к нарушениям физического нервно-психического развития ребенка, одним из проявлений которых,

часто является общее недоразвитие речи.
употребление алкоголя и никотина во время беременности также может привести к нарушениям физического нервно-психического развития ребенка, одним

Слайд 29Особенности общения детей с ОНР
Дети с ОНР мало активны, инициаторами

общения обычно не являются. В исследованиях Гаркуши Ю. Ф. и

Коржевиной В. В. (2001) отмечается, что:
у дошкольников с ОНР имеются нарушения общения, проявляющиеся в незрелости мотивационно - потребностной сферы;
имеющиеся трудности связаны с комплексом речевых и когнитивных нарушений;
преобладающей формой общения со взрослыми у детей 4 - 5 лет с недоразвитием речи является ситуативно - деловая, что не соответствует возрастной норме.
Особенности общения  детей с ОНР	Дети с ОНР мало активны, инициаторами общения обычно не являются. В исследованиях

Слайд 30Взаимосвязь логопеда и родителей
1. Открытые индивидуальные занятия
2. Индивидуальные тетради с

заданиями
3. Совместные занятия детей и родителей
4. Родительские собрания с отчетом

логопеда
5. Показательные групповые занятия
6. Новые элементы занятия: научи маму!
7. Игротеки, настольные и интерактивные


Взаимосвязь логопеда и родителей1. Открытые индивидуальные занятия2. Индивидуальные тетради с заданиями3. Совместные занятия детей и родителей4. Родительские

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика