Слайд 1Особенности логопедической работы с детьми ОНР
Николаева Л.М.
Слайд 2Под общим недоразвитием речи
у детей с нормальным слухом
и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии,
при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой стороне речи.
Слайд 3 Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано в результате
многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей дошкольного и
школьного возраста, проведенных Левиной Р. Е. и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии АПН СССР (Жаренковой Г. И., Каше Г. А., Никашиной Н. А., Спировой Л. Ф., Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В., Ястребовой А. В. и др.) в 50 - 60 - е годы двадцатого века.
Слайд 4Общее недоразвитие речи наблюдается при наиболее сложных, системных нарушениях речи:
алалии, афазии; при фонационных расстройствах (ринолалии, дизартрии), когда диагносцируются одновременно
недостаточность фонетико - фонематической и лексико - грамматической стороны речи.
При общем недоразвитии речи отмечается позднее ее начало, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования.
Слайд 5
У детей отмечаются:
Нарушения звукопроизношения
Нарушения лексико-грамматических конструкций
Бедность словаря
Связная речь не развита
Слайд 6Речевое недоразвитие выражается у детей в разной степени:
это может
быть:
- отсутствие речи
- лепетная речь
- развернутая речь с
элементами фонетико-фонематического
или лексико-грамматического недоразвития.
Слайд 7По степени тяжести
проявления дефекта
условно выделяют
четыре уровня
общего недоразвития речи.
Первые три уровня выделены и подробно описаны
Р.Е.Левиной
Четвертый уровень представлен в работах Т. Б. Филичевой.
Слайд 8Уровни
Общее недоразвитие речи первого уровня (ОНР – I уровня)
Общее
недоразвитие речи второго уровня (ОНР – I I уровня)
Общее недоразвитие
речи третьего уровня (ОНР – III уровня)
Общее недоразвитие речи четвертого уровня (ОНР – IV уровня)
Слайд 9Общее недоразвитие речи первого уровня
Первый уровень характеризуется почти полным отсутствием
речи в возрасте, когда у нормально развивающихся детей речь сформирована.
Дети старшего дошкольного возраста имеют незначительный словарный запас, состоящий из звукоподражаний, аморфных слов - корней, сопровождают речь жестами и мимикой. Такая речь непонятна окружающим.
Слайд 10Организация коррекционно - развивающей работы с детьми
(I уровень развития
речи)
Логопедические занятия с детьми I уровня развития речи проводятся индивидуально
или небольшими подгруппами. Это объясняется тем, что они не в полном объеме владеют пониманием речи, усваивают инструкции, обращенные только лично к ним, а также наличием имеющихся специфических особенностей психической деятельности.
Поэтому первые занятия проводятся лишь в форме игры с привлечением любимых кукольных персонажей.
Слайд 11Содержание каждого занятия включает несколько направлений работы:
развитие понимания речи;
развитие самостоятельной
речи на основе подражательной речевой деятельности;
формирование двусоставного простого предложения на
основе элементарных словообразований;
развитие внимания, памяти, мышления детей.
Слайд 12Общее недоразвитие речи второго уровня (ОНР – I I уровня)
Второй
уровень характеризуется тем, что речевые возможности детей значительно возрастают, общение
осуществляется с помощью постоянных, но сильно искаженных речевых средств.
Запас слов становится более разнообразным, в нем различаются слова, обозначающие предметы, действия, качества. На этом уровне дети пользуются личными местоимениями, простыми предлогами и союзами.
Возникает возможность рассказать с помощью простых предложений о знакомых событиях.
Общее недоразвитие речи второго уровня (ОНР – I I уровня)
Слайд 13Организация коррекционно-развивающей работы с детьми
(II уровень речевого развития)
Логопедические занятия
для этих детей подразделяются на индивидуальные и подгрупповые.
В связи с
этим индивидуальные занятия носят опережающий характер, так как основная их цель — подготовить детей к активной речевой деятельности на подгрупповых занятиях.
На индивидуальных занятиях проводится работа по:
активизации и выработке дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата;
подготовке артикуляционной базы для усвоения отсутствующих звуков;
постановке отсутствующих звуков, их различению
на слух и первоначальному этапу автоматизации на уровне слогов, слов.
В зависимости от характера и выраженности речевого дефекта, психологических особенностей детей, количество их в подгруппах варьируется по усмотрению логопеда (от 2—3 до 5—6 человек).
Слайд 14 Третий уровень характеризуется тем, что обиходная речь детей становится более
развернутой, грубых лексико - грамматических и фонетических отклонений уже нет.
В
устной речи отмечаются отдельные аграмматичные фразы, неточное употребление некоторых слов, фонетические недостатки менее разнообразны.
Дети пользуются простыми распространенными предложениями из 3 - 4 слов. Сложные предложения в речи детей отсутствуют.
Слайд 15Организация коррекционно-развивающей работы с детьми
(III уровень развития речи)
Основными задачами
коррекционно-развивающего обучения данного речевого уровня детей является продолжение работы по
развитию:
практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
формирование полноценной звуковой стороны речи (формирование артикуляционных навыков, правильного звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия);
подготовка к грамоте; овладение элементами грамоты;
дальнейшее развитие речи.
Слайд 16Логопедическая работа
Логопедические занятия на данном этапе подразделяются на 2 типа:
занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи.
Они включают в себя: формирование словарного запаса; грамматической правильности речи и развитие связной речи.
Слайд 17 Четвертый уровень характеризуется отдельными пробелами в развитии лексики и грамматического
строя.
На первый взгляд ошибки кажутся несущественными, однако их совокупность
ставит ребенка в затруднительное положении при обучении его письму и чтению.
Учебный материал воспринимается слабо, степень его усвоения очень низкая, правила грамматики не усваиваются.
Слайд 18Организация коррекционно-развивающей работы с детьми
(IV уровень развития речи)
Целью работы
на данном этапе является комплексная подготовка детей к обучению в
школе.
Направления коррекционно-развивающей работы:
совершенствование произносительной стороны речи;
совершенствование лексико-грамматической стороны речи;
развитие самостоятельной развернутой фразовой речи;
подготовка к овладению элементарными навыками
письма и чтения.
Слайд 19В процессе логопедической работы особое внимание уделяется развитию у детей:
способности
к сосредоточению;
умения войти в общий ритм и темп работы и
удерживанию его в течение занятия;
умения следовать единому замыслу работы в процессе как индивидуальных, так и совместных усилий;
умения реализации замысла работы, доведения начатой деятельности до предполагаемого результата;
возможности использования помощи партнера по работе.
Слайд 21 инфекции или интоксикации матери во время беременности, токсикозы, родовая травма,
асфиксия, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или групповой
принадлежности крови, заболевания центральной нервной системы (нейроинфекции) и травмы мозга в первые годы жизни ребенка.
Слайд 22 Наиболее тяжелое поражение мозга под влиянием различных вредностей (инфекций, интоксикаций
и д.п.) обычно возникает в период раннего эмбриогенеза. Полагают, что
более обширные изменения структуры головного мозга возникают при его поражении на 3—4-м месяце внутриутробной жизни, в период наибольшей дифференциации
нервных клеток.
Слайд 23 Различные заболевания в первые годы жизни ребенка:
диспепсия,
дизентерия,
инфекционные,
вирусные заболевания
особенно следующие друг за другом,
менинго-энцефалиты и др.
Слайд 24Неблагоприятная наследственность, отягощенная речевой патологией.
Слайд 25может быть связано с неблагоприятными условиями окружения и воспитания.
Слайд 26 Большая роль в возникновении речевых нарушений, том числе и общего
недоразвития речи, принадлежит, фонетическим факторам. В этих случаях речевой дефект
может возникнуть под влиянием даже незначительных неблагоприятных внешних воздействий.
Слайд 27ЧМТ
Травмы черепа, сопровождаемые симптомами сотрясения или контузии мозга.
Слайд 28употребление алкоголя и никотина во время беременности также может привести
к нарушениям физического нервно-психического развития ребенка, одним из проявлений которых,
часто является общее недоразвитие речи.
Слайд 29Особенности общения
детей с ОНР
Дети с ОНР мало активны, инициаторами
общения обычно не являются. В исследованиях Гаркуши Ю. Ф. и
Коржевиной В. В. (2001) отмечается, что:
у дошкольников с ОНР имеются нарушения общения, проявляющиеся в незрелости мотивационно - потребностной сферы;
имеющиеся трудности связаны с комплексом речевых и когнитивных нарушений;
преобладающей формой общения со взрослыми у детей 4 - 5 лет с недоразвитием речи является ситуативно - деловая, что не соответствует возрастной норме.
Слайд 30Взаимосвязь логопеда и родителей
1. Открытые индивидуальные занятия
2. Индивидуальные тетради с
заданиями
3. Совместные занятия детей и родителей
4. Родительские собрания с отчетом
логопеда
5. Показательные групповые занятия
6. Новые элементы занятия: научи маму!
7. Игротеки, настольные и интерактивные