Слайд 1Вопросы к экзамену
Микроэкономика
Максимова ТП,
к.э.н., доцент кафедры ЭТиИ
Слайд 21. Микроэкономика : предмет и методы исследования.
2.Основные направления в микроэкономике.
Нерешенные проблемы
3.Экономические системы: понятие, основные типы.
4.Эволюция предмета экономической теории: экономия,
политическая экономия, экономикс.
Слайд 3
5.Политическая экономия: меркантилисты и классическая политэкономия
6.Современные проблемы в микроэкономике (по
материалам Нобелевских премий)
7.Общая характеристика основных экономических категорий: потребности, блага, ресурсы
Слайд 4
8.Потребности. Классификация потребностей
9.Блага. Классификация благ. Экономические блага
10.Ресурсы. Проблема редкости. Кривая
производственных возможностей
Слайд 5
11.Экономические субъекты рыночных отношений. Модель кругооборота
12.Преимущества и недостатки рыночного механизма
13.Граница
(кривая) производственных возможностей: сущность, основные свойства
Слайд 6
14.Спрос на товары и услуги, факторы, его определяющие.
15. Эластичность: сущность,
виды, формы.
16.Эластичность спроса по цене и по доходу: измерение, практическое
значение .
Слайд 717. Перекрестная эластичность спроса. Коэффициент перекрестной эластичности по цене. Практическое
значение показателя.
18. Эластичность точечная и дуговая.
19. Предложение. Закон предложения. Факторы,
воздействующие на него.
Слайд 820. Эластичность предложения: сущность, виды.
21.Практическое значение показателей эластичности по спросу
и предложению. Проблема измерения показателей эластичности.
22. Эффект дохода и эффект
замещения
23.Основные случаи «отступления» от закона спроса. Особенности спроса на товары Гиффена.
Слайд 9
24.Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие. Выигрыш покупателя и производителя.
25.Экономическая
природа товарного излишка и товарного дефицита
26.Паутинообразные модели: краткая характеристика, основные
виды
Слайд 10
27.Особенности потребительского выбора по Лейбенстайну.
28. Отраслевое равновесие. Устойчивость и
неустойчивость равновесия.
29.Воздействие государства на равновесную цену: влияние фиксированных цен,
налогов и дотаций на рыночное равновесие.
Слайд 1130. Влияние эластичности спроса и предложения на распределении налогового бремени
между покупателями и производителями
31.Теория предельной полезности. Кардиналистская и ординалистская теория
полезности.
32. Первый и второй законы Госсена
Слайд 1233. Кривые безразличия: свойства и виды. Граница бюджетного ограничения.
34.Оптимум
потребителя. Предельная норма замещения.
35. Реакция потребителя на изменение дохода. Кривая
«цена-потребление» Кривые Энгеля.
36. Производство и производственная функция.
Слайд 1337.Краткосрочный и долгосрочный периоды. Показатели общего, среднего и предельного продуктов
в краткосрочном периоде.
38.Показатели TR, AR и MR: характеристика, кривые. Закон
убывающей отдачи.
39.Определение и виды издержек в краткосрочном периоде. Кривые издержек.
Слайд 14
40.Изокванта и изокоста. Равновесие производителя.
41.Определение и виды издержек в долгосрочном
периоде. Эффект масштаба.
42. Фирма: понятие и сущность. Мотивация фирмы. Теория
максимизации прибыли.
Слайд 1543.Организационно-правовые аспекты фирмы.
44. Экономическая и бухгалтерская прибыль: сравнительная характеристика.
45.Основные условия
получения прибыли. Правило: MC=MR
Слайд 1646.Рыночные структуры: сущность, виды, критерии разграничения.
47.Совершенная конкуренция. Основные черты совершенной
конкуренции. Достоинства и недостатки.
48.Издержки и прибыль конкурентной фирмы в краткосрочном
и долгосрочном периодах.
Слайд 17
49.Чистая монополия: понятие и характерные черты. Монополия и эффективность
50.Издержки и
прибыль фирмы-монополиста в краткосрочном и долгосрочном периодах.
Слайд 18
51.Показатели монопольной власти. Практическое значение показателей.
52.Проблемы антимонопольного регулирования.
53. Естественная монополия
и ее регулирование.
Слайд 19
54.Олигополия. Характерные черты и виды олигополий. Определение объема и цен.
55.Издержки
и прибыль олигополии в краткосрочном периоде.
56.Основные модели олигополий.
57.Модели дуополий:
сущность, достоинства и недостатки.
Слайд 2058.Модель Курно: сущность, достоинства и недостатки. Равновесие Курно.
59.Монополистическая конкуренция: понятие
и характерные черты, сравнительная характеристика с олигополией и монополией.
60.Определение объема
и цен, условия получения прибыли при монополистической конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периодах
Слайд 2161. Роль рекламы на рынках несовершенной конкуренции: достоинства и недостатки
рекламной деятельности, х-неэффективность при рекламе.
62.Ценовая дискриминация на рынках несовершенной конкуренции:
сущность и виды.
63.Основные особенности установления ценовой дискриминации на практике
Слайд 2264. Общая характеристика рынка факторов производства. Факторы, оказывающие влияние на
спрос и предложение на факторных рынках.
65.Основные особенности на факторных рынках.
66. Рынок труда и его особенности. Кривая индивидуального предложения на рынке труда.
Слайд 2367.Виды конкуренции на рынке труда. Монопсония. Двусторонняя монополия.
68.Заработная плата: сущность,
основные виды и системы заработных плат.
69.Модели на рынке труда при
участии профсоюзов.
Слайд 24
70.Рынок земли. Особенности спроса и предложения на рынке земли. Трансфертное
вознаграждение и рента.
71.Основные формы земельной ренты. Абсолютная рента. Дифференциальная рента
I и II
72.Рынок капитала и процент, экономическая сущность дисконтирования.
Слайд 2573.Основные виды капитала. Физический и моральный износ. Амортизация.
74.Информация и знания
как экономические ресурсы: сущность, особенности.
75.Основные подходы к распределению на микроуровне:
функциональный и в зависимости от величины. Кривая Лоренца и коэффициент Джини