Слайд 1
Особенности образовательных технологий
в основной школе
Постригань Ольга Владимировна,
учитель русского языка
и литературы
МБОУ гимназии г. Зернограда
Слайд 2
«Если вы заметили, что вы на стороне большинства,
это верный признак
того, что вам необходимо меняться»
(Марк Твен)
Слайд 3
Сегодня выпускник школы XXI века должен:
уметь самостоятельно приобретать знания;
применять
их на практике для решения разнообразных проблем;
работать с различной
информацией, анализировать, обобщать, аргументировать;
самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем;
быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях
Слайд 4Значение используемых технологий обучения в формировании ключевых компетенций учащихся
Добиться
успеха не означает, что вы должны сделать что-либо исключительное. Это
означает, что вы должны делать то же, что и все, только исключительно хорошо.
Колин Тернер
Слайд 5
Как учить детей без принуждения?
Как помочь им раскрыть свои
возможности?
Как сделать предмет интересным для всех?
Как дать стимул
к творчеству?
Слайд 6
Современный урок- это, прежде всего урок,
на котором учитель умело использует
все возможности
для развития личности ученика,
её активного умственного роста,
глубокого
и осмысленного усвоения знаний,
для формирования её нравственных основ.
Конаржевский Ю.А..
Слайд 7В учебном процессе важно:
Создавать для ученика «банк успеха»;
Реализовывать принцип относительной
успешности;
Слайд 8 Современная школа должна научить учащихся добывать информацию из различных
источников , включая информационные, привить навыки их критического анализа и
сформировать компетентностные умения применять полученные знания и умения на практике.
ПРОБЛЕМА:
Слайд 9Что нового в стандарте?
Изменение требований к условиям реализации основной образовательной
программы (изменение в организации обучения, содержании…)
Деятельностный подход
Изменение требований
к результатам освоения основной образовательной программы
Формирование УУД
Изменение в системе оценки планируемых результатов
Внутренняя, внешняя, накопительная оценка
Слайд 10
Основную задачу педагоги видят в создании условий, способствующих формированию социализированной
личности выпускника.
В связи с этим изучаются и внедряются следующие педагогические
технологии:
Дифференцированного обучения
Модульного обучения
Проблемного обучения
Полного усвоения знаний
Учебная дискуссия с выдвижением проекта
Интегральная
Проектного обучения
Технологии развития критического мышления
Информационно-коммуникативные технологии
Личностно-ориентированного обучения
Педагогика сотрудничества
Слайд 11 Технология - совокупность приёмов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве,
искусстве.
В. Даль
Слайд 12Технология - совокупность приёмов, методов и воздействий, применяемых для достижения
поставленных целей.
Современный
социологический словарь
Слайд 13Технология - совокупность психолого-педагогических приёмов, методов обучения и воспитательных средств.
Д.С.
Лихачёв
Слайд 15Причины выбора современных технологий
Легко вписываются в учебный процесс;
Позволяют достигать поставленных
стандартом целей;
Обеспечивают внедрение основных направлений педстратегии;
Интеллектуальное развитие и самостоятельность;
Доброжелательность по
отношению к учителю и друг к другу;
Особое внимание к индивидуальности человека, его личности;
Ориентируются на развитие творческой деятельности.
Слайд 16Уровни овладения педагогическими технологиями.
Слайд 17Основные качества современных педагогических технологий
структура
концептуальность
системность
Воспроизво-димость
Соответствуют содержанию образования
эффективность
Слайд 18Спектр образовательных технологий
Слайд 20Принципы технологии:
все используемые педагогические технологии накладываются на ИКТ, так как
интерактивное обучение предполагает овладение навыками анализа, синтеза, прогнозирования – знаний,
необходимых в школьной и социальной практике;
- выбираемая технология должна иметь «сертификат безопасности» для здоровья учащегося.
Слайд 21Технология проблемного обучения
Проблемное обучение основано на создании особого вида
мотивации
– проблемной, поэтому требует адекватного конструирования
дидактического содержания материала,
который должен быть представлен
как цепь проблемных ситуаций.
Слайд 22Технологии развивающего обучения
В основе лежит концепция:
Самостоятельность
ума проявляется в активном поиске новых знаний, новых путей решения
задач, в особой легкости восприятия помощи там, где человек сам не может найти решение, в учете ошибок.
На высоком уровне проявления этого качества ума человек ищет не только правильное, но и оптимальное решение, без внешней стимуляции выходя за рамки непосредственно поставленной задачи.
Такой высокий уровень мышления некоторые учёные называют креативностью.
Слайд 23Личностно-ориентированная технология
воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики.
В центре
внимания педагога - уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной
реализации своих возможностей (самоактуализации), открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.
достижение личностью перечисленных выше
качеств провозглашается главной целью
обучения и воспитания.
Слайд 24Педагогика сотрудничества
В "Концепции среднего образования Российской федерации" сотрудничество трактуется как
идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением
в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.
Ученик представлен как субъект своей учебной деятельности. Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе; ни один из них не должен стоять над другим.
Слайд 25Технологии сотрудничества
Реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога
и ребенка.
Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают
оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.
Слайд 26Технология развития критического мышления.
Критическое мышление – это способность анализировать информацию
с позиции логики и личностно-ориентированного подхода с тем, чтобы применять
полученные результаты, как к стандартам, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам.
Цель технологии – обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.
Исходные научные идеи:
Способствует взаимоуважению партнёров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми;
Облегает понимание различных «взглядов на мир»;
Позволяет учащимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределённости, создавать базу для новых типов человеческой деятельности.
Слайд 27Технология проектного обучения.
Исходный лозунг основателей системы проектного обучения:
« Всё
из жизни, всё для жизни».
Цель проектного обучения: создать условия, при
которых учащиеся:
Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
Учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;
Приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
Развивают у себя исследовательские умения (умение выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведение эксперимента, анализа, построение гипотез, обобщения);
Развивает системное мышление.
Слайд 28Технология интегрированного обучения
Потребность в возникновении интегрированных уроков объясняется целым рядом
причин:
1. Мир, окружающий детей, познаётся ими во всём многообразии и
единстве
2. Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся
3. Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна..
4. Интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании.
5. Интеграция даёт возможность для самореализации, творчества учителя,
Слайд 29
Здоровьесберегающие педагогические технологии позволяют использовать:
- опережающее обучение
- уровневая дифференциация
- подача
материала крупными
блоками
- отслеживание соответствующих
норм домашнего задания в
соответствии
с требованиями
- обеспечение психологической
поддержки обучающихся.
Слайд 31Прием «ФИШБОУН»
Проблема
Причина
Причина
Факты
Факты
Вывод
Слайд 33АКВАРИУМ
Рыбки
Наблюдатель
Наблюдатель
Эксперт
Эксперт
Эксперт
Эксперт
Слайд 34Стратегия
«Отсюда – сюда» или «Зигзаг»
Группа получает
общее задание по
теме
Каждый член
группы получает
«свой» объект исследования
Сбор информации
об
объекте
Обмен информацией в группе
Выделение общего
для запоминания
основной части таблицы
Заполнение таблицы
Написание совместного
исследования по теме
Презентация исследования
1
3
4
5
6
2
7
8
Слайд 35Результат использования инновационных педагогических технологий
Слайд 36 “Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а
не ставим перед ними проблемы, которые надо решить”.
Р. Левин
Слайд 37БАБОЧКА
Жил в одном городе мудрец. И знал он ответы
на все вопросы. Но нашёлся завистливый человек, и решил обмануть
мудреца. Пошёл он в поле и поймал бабочку. Зажав её в руке, он подумал: «Я пойду к мудрецу и спрошу, жива ли бабочка. Если он ответит, что да, то я раздавлю её и скажу, что он не прав, а если он ответит, что нет, то я раскрою ладонь и бабочка улетит!» Итак, он пошёл к мудрецу, и спросил: «Мудрец, вот, говорят, что ты всё на свете знаешь, так ответь же ты мне, жива ли бабочка?» На что мудрец ответил: «Всё в твоих руках! Сдавишь ладони – погибнет, - раскроешь – улетит!»
Слайд 38«Всё в наших руках,
поэтому нельзя их опускать»
(Коко Шанель)
Слайд 39
Современный учитель – это личность со сложившимся позитивным мировоззрением, нацеленная
на постоянное саморазвитие и профессиональный рост, толерантная, обладающая высоким нравственным
авторитетом.
Я желаю, чтобы каждый из Вас был таким учителем.
Успехов Вам, здоровья и профессионального роста.