Слайд 1Особенности психического развития человека в периоды взросления, зрелости, старения
Слайд 2План
1.Психология молодости: авторство собственного образа жизни.
2. Психология взрослого человека.
3.Зрелость
как этап и как качество в психическом развитии человека.
4.Период геронтогенеза:
психология людей пожилого и старческого возраста
Слайд 3Определение возрастных границ молодости остаётся вопросом дискуссионным. Социолог Бестужев –
Лада писал: «… молодёжь – не только и не столько
возрастное понятие сколько социальное и историческое».
Слайд 4Молодость – это 18-30 лет. Молодость открыта общению. Ведущей деятельностью
является – профессиональная учёба, трудовая деятельность или то и другое
вместе. В молодости человек наиболее способен к творчеству, поэтому возможен прогресс в разных научных знаниях.
Слайд 5В молодости развивается теоретическое мышление, умение абстрагировать. Преобладание дивергентного мышления,
которое предполагает, что на один и тот же вопрос существует
множество правильных ответов, в отличие от конвергентного – ориентирующее на однозначное решение.
Слайд 6 Серьёзное значение заслуживают мотивы учебной деятельности т.к. они влияют на
качество профессиональной подготовки. Важным мотивом является мотив аффилиации – стремление
к общению.
Слайд 7 Вместе с тем именно в молодости возникают проблемы с развитием
самосознания. Самосознание, которое в 50 – 60 годы 20 века
уже развивалось к 17-19 годам, в настоящее время формируется к 23 годам.
Слайд 8 Кризисные явления в стране привели к «аномии» - « различные
виды нарушений в ценностно-нормативной системе общества.
Аномия порождает циничное и
безответственное отношение молодёжи к закону, игнорирование норм морали, пренебрежение нравственным ценностям.
Слайд 9К концу периода молодости – человек переживает кризисное состояние, некий
перелом в развитии, связанный с тем, что представления о жизни
его не удовлетворяют. Но многое он не может изменить: семью, профессию, образ жизни.
Самореализовав себя на данном этапе жизни, в период молодости, человек вдруг осознаёт, что стоит вновь перед задачей поиска. Это свидетельствует о том, что человек переходит в новый возраст - взрослость.
Слайд 10 В связи с увеличением роли психологического фактора в современном производстве
всё больше повышается требования к особенностям взрослого человека. Предъявляются
требования к интеллекту взрослого человека, его мобильности, способности обучаться
Слайд 11 Многочисленные исследования показывают, что в различные периоды жизни наблюдается неравномерное
развитие психических функций.
Слайд 12 Период взрослости характеризуется независимостью от родителей в экономическом плане. Усиливается
забота о хороших жилищных условиях, о правильном воспитании детей.
Слайд 13 Существуют различия полов. Исследования показали некоторые преимущества мужчин в пространственной
и временной ориентации, в понимании механизмов, в математических рассуждениях. Женщины
превосходят в ловкости рук, счёте, беглости речи, запоминании разного материала.
Слайд 14 В процессе развития у мужчин более устойчивыми оказываются такие черты,
как интеллектуальные интересы, изменчивость настроения, высокий уровень притязаний,
а у
женщин – настойчивость, эстетическая отзывчивость, жизнерадостность, желание дойти до пределов возможного.
Слайд 15 И.Кон выделил
типы развития личности мужчин
Слайд 16Существуют определённыё типы развития личности и среди женщин.
Слайд 17Одной из центральных характеристик человека является генеративность – желание повлиять
на следующее поколение через собственных детей.
Слайд 18Кризис середины жизни имеет объективные причины и предполагает существенную перестройку
личности с учётом изменения положения человека в жизни. Количество проблем
во взрослой жизни не убавляется, а, наоборот, нарастает, - в том числе и таких, к которым он совершенно не готов.
Слайд 19Специалисты утверждают, что самым опасным в период взрослости следует считать
состояния застоя, при котором не происходит прогрессивного развития личности, но
кризис взрослости несёт в себе положительное начало, так как способствует самопознанию, саморазвитию, самосовершенствованию, качественным преобразованиям в психике.
Слайд 20Период зрелости 40 – 45 -55 - 60 лет
по
состоянию духа назван греками «акмэ» - вершина.
Акмеология – период
расцвета всех жизненных сил человека.
Слайд 21 Развитие личности в период зрелости имеет свои особенности:
продолжение выполнения
профессиональных и социальных ролей;
уход детей из родительского дома; изменения
в физическом и интеллектуальном развитии.
Решающим признаком зрелости является осознание человеком ответственности и стремление к ней.
В этом возрасте большинство людей достигает вершины профессиональной и общественной карьеры, в их руках сосредоточены функции управления в самых разнообразных сферах общественной жизни, в управленческих структурах.
Слайд 22 Вместе с тем зрелого человека поджидают и немалые испытания. В
профессиональной и социальной роли ему приходиться переживать так называемую «предметную
смерть», «кризис идентичности».
Эмоциональные затраты растут с возрастом. Эмоциональные перегрузки приводят к стрессовым ситуациям
Слайд 23 За период зрелости в организме происходят половозрастные изменения. Для мужчин
сердечно – сосудистые заболевания становятся опасными уже к пятидесяти годам,
для женщин к семидесяти. Страх перед болезнью и возможной смертью порождает стрессовое состояние. У мужчин появляется суетливость, раздражительность, нарушение сна.
Слайд 24 Также у мужчин отмечают следующие изменения: грубость в общении с
близкими, замкнутость, повышенный аппетит, злоупотребление алкогольными напитками, повышенная рассеянность.
У
женщин появляются морщины, увеличивается отложения подкожного жира, появляются пигментные пятна, волосы седеют, разрушаются зубы. Поэтому важно в зрелом возрасте сохранить эмоциональную стабильность.
Слайд 25Период геронтогенеза
с 55-60 лет до …
Он включает
пожилой, старческий, долгожители. Процесс старения запрограммирован генетически и сопровождается определёнными
изменениями в организме
Слайд 26 Происходит постепенное ослабление организма. Пожилые люди не сильны и не
способны выдерживать длительную нагрузку, общий запас энергии становится всё меньше
и меньше.
Слайд 27 Процесс старения присущ всем психофизическим функциям: н-р, память- ухудшается механическая,
но сохраняется логическая. Имеются многочисленные данные о сохранении высокой жизнеспособности
и работоспособности человека.
Положительную роль играет уровень образования, род занятий, зрелость и т.д.
Происходят изменения в личностном плане: снижение самооценки, недовольство собой, опасение одиночества, обнищания, смерти и т.д.
Слайд 28Но есть и положительное отношение старого человека к жизни.
К.Чуковский
писал «…Никогда я не знал, что так радостно быть стариком,
что ни день – мои мысли добрей и светлей».
Слайд 29И. Кон выделяет следующие типы старости.
Слайд 30 Наряду с благополучными типами старости Кон обращает внимание и на
отрицательные типы развития: агрессивные старые ворчуны, разочарованные в себе и
собственной жизни.
Слайд 31 Основным стрессором людей пожилого и старческого возраста можно считать отсутствие
чёткого жизненного ритма: сужение сферы общения, уход от активной трудовой
деятельности, уход человека в себя и т. д.
Слайд 32 Важным становится исследование факторов человеческого долголетия. На земном шаре известны
три горных места, знаменитые своими долгожителями: Кавказ, Вилькамбамба в Южной
Америке, Хунза в Гималаях (Пакистан).
Слайд 33Отмечается значение физиоморфологических особенностей. Долгожители – это, как правило, худые,
активные люди, любители свежего воздуха, у них нет старческих недугов.
Жизнь завершается естественным образом. Долгожители бывают довольно скромными в отношении своего материального обеспечения, они малограмотны, не избалованы хорошими гигиеническими условиями и лёгкой физической работой. Особое значение придаётся творческой деятельности.
Слайд 34Фельдштейн выделяет 3 типа стариков
Слайд 35Перед лицом смерти выделяют следующие стадии
Стадия отрицания – нет, не
я.
Стадия гнева – почему, я.
Стадия торга – обещания выполнять все
назначения врача
Стадия депрессии – состояние социальной смерти (человек замыкается на себе)
Стадия принятия смерти – «состояние психической смерти»