Разделы презентаций


Особенности психологического развития в возрасте ДО 7 ЛЕТ ЛЕКЦИЯ 3

Содержание

Возрастная периодизацияВозрастные периоды отличаются относительностью, условностью, усредненностью, но каждый конкретный человек занимает свое место. При переходе от одной ступени к другой могут возникать психологические кризисы развития - особые периоды онтогенеза, характеризующиеся

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1«Особенности психологического развития в возрасте ДО 7 ЛЕТ» ЛЕКЦИЯ 3

«Особенности психологического развития в возрасте  ДО 7 ЛЕТ»   ЛЕКЦИЯ 3

Слайд 2Возрастная периодизация
Возрастные периоды отличаются относительностью,
условностью, усредненностью, но каждый конкретный


человек занимает свое место. При переходе от
одной ступени к

другой могут возникать психологические
кризисы развития - особые периоды онтогенеза,
характеризующиеся психологическими изменениями.
Форма длительность, и острота протекания
кризисов - индивидуальны.

Сущность развития –
принципиальное отличие развития
от других изменений - наличие
не только количественных, но
и качественных
изменений, появление
новообразований - новых механизмов.

свыше 90 долгожители.

75-90 старческий возраст

60-75 пожилой возраст

35-60 2-й период зрелого возраста

21-35 1-й период зрелого возраста

15-17 ранняя юность

11-15 подростковый возраст

17-21 поздняя юность

7-11 младший школьный возраст

3-7 дошкольный возраст

1-3 ранний возраст

0-1 младенчество

ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ

Возрастная периодизацияВозрастные периоды отличаются относительностью, условностью, усредненностью, но каждый конкретный человек занимает свое место. При переходе от

Слайд 3Новорожденным называют ребёнка в возрасте до 2 месяцев, до момента

появления комплекса оживления.
Период
новорожденности

Новорожденным называют ребёнка в возрасте до 2 месяцев, до момента появления комплекса оживления.Периодноворожденности

Слайд 4Характерные признаки
периода новорожденности
Реакция неудовольствия на дискомфорт
или насильственное пробуждение
Спонтанная

двигательная активность
Преобладание возбуждения над торможением
Малое различение сна и бодрствования

Характерные признаки периода новорожденностиРеакция неудовольствия на дискомфорт или насильственное пробуждениеСпонтанная двигательная активностьПреобладание возбуждения над торможениемМалое различение сна

Слайд 5Безусловные рефлексы
новорожденного


Атавистические рефлексы (хватательный,
рефлекс спонтанного ползания и т.д.)


Ориентировочные

рефлексы (поисковый)


Рефлексы, обеспечивающие работу основных систем
организма (дыхания, кровообращения, пищеварения

и т.д.)

Защитные рефлексы (мигание, кашель и т.д.)

Безусловные рефлексы новорожденногоАтавистические рефлексы (хватательный, рефлекс спонтанного ползания и т.д.)Ориентировочные рефлексы (поисковый)Рефлексы, обеспечивающие работу основных систем организма

Слайд 6Виды
чувствительности
новорожденного
Тактильная
Зрительная
Вкусовая
Слуховая
Температурная

Виды чувствительности новорожденногоТактильнаяЗрительнаяВкусоваяСлуховаяТемпературная

Слайд 7Врождённые предпосылки
общения
Врождённые схемы
взаимодействия
(направленность взгляда
как расположенность
к

общению и закрывание
глаз как сигнал
свёртывания общения)
Достаточно
сложные
лингвистические


задатки

Выделение
голоса
матери
из прочих
голосов

Способность
выделять
человеческий
голос
среди других
звуков

Предпочтение живых
человеческих
лиц, а не других
сложноорганизованных
зрительных
изображений

Способность
избирательных
контактов
зрительных
изображений
ребёнка с человеком

Врождённые предпосылки общенияВрождённые схемы взаимодействия (направленность взгляда как расположенность к общению и закрывание глаз как сигнал свёртывания

Слайд 8Комплекс оживления – особая эмоционально-двигательная реакция, обращённая к взрослому
Вокализация
Двигательное

оживление
Замирание и зрительное
сосредоточение
Улыбка

Комплекс оживления – особая эмоционально-двигательная реакция, обращённая к взрослому ВокализацияДвигательное оживлениеЗамирание и зрительноесосредоточениеУлыбка

Слайд 9Младенческий возраст от 2 месяцев до 1 года.
Ведущая деятельность –

эмоциональное общение
Младенчество

Младенческий возраст от 2 месяцев до 1 года.Ведущая деятельность – эмоциональное общениеМладенчество

Слайд 10Развитие общения на первом году жизни
Первое полугодие жизни – период

эмоционального общения с матерью.
Содержанием такого общения является выражение абсолютно бескорыстного

положительного отношения к другому.
Второе полугодие жизни – период ситуативно-делового общения со взрослым.
Основными средствами общения помимо экспрессивно-мимических становятся предметные действия и локомоции: позы, жесты, используемые для целей общения.

Развитие общения на первом году жизниПервое полугодие жизни – период эмоционального общения с матерью.Содержанием такого общения является

Слайд 11Развитие речи на первом году жизни
Вскрики (громкие и эмоционально насыщенные

звуки)
Гуканье (короткие согласные звуки типа «кхх», «хм» или «агу»
Гуление

(протяжные звуки, напоминающие пение, например, «ааа», «гулиии»)
Лепет (появление чётких и ясных звуков, похожих на осмысленную человеческую речь: «ба-та-та», «ма-ма-да-да»
Первые слова
Развитие речи на первом году жизниВскрики (громкие и эмоционально насыщенные звуки)Гуканье (короткие согласные звуки типа «кхх», «хм»

Слайд 12Развитие общения и речи на первом году жизни.

Развитие общения и речи на первом году жизни.

Слайд 13Развитие сенсорных и моторных функций

Развитие сенсорных и моторных функций

Слайд 14Развитие двигательной сферы

Развитие двигательной сферы

Слайд 15Явления, характеризующие кризис
одного года
Появление
прямо-
хождения
Появление
автономной
речи
Проявление
аффекта


и воли

Явления, характеризующие кризис одного года Появление прямо-хожденияПоявление автономной речиПроявление аффекта и воли

Слайд 16Возраст от 1 года до 3 лет называют ходячим детством.
Раннее

детство

Возраст от 1 года до 3 лет называют ходячим детством.Раннее детство

Слайд 17Ребёнок
Предмет
Взрослый
Социальная ситуация развития
Ребёнку всё хочется потрогать, повертеть в руках, он

постоянно обращается к взрослому с просьбой, с требованием внимания, с

предложением поиграть вместе. Разворачивается совершенно новая форма общения – ситуативно-деловое общение. Которое представляет собой практическое, деловое сотрудничество по поводу действий с предметами и составляет основу взаимодействия ребёнка со взрослым вплоть до трёх лет. Контакт становится опосредованным предметами и действием с ними
РебёнокПредметВзрослыйСоциальная ситуация развитияРебёнку всё хочется потрогать, повертеть в руках, он постоянно обращается к взрослому с просьбой, с

Слайд 18Характеристика полноценного общения ребёнка раннего детского возраста со взрослыми
инициативность

по отношению к старшему, стремление привлечь его внимание к своим

действиям;
предпочтение предметного сотрудничества со взрослым, настойчивое требование от взрослого соучастия в своих делах;
доверчивость, открытость и эмоциональность отношения к взрослому, проявление к нему своей любви и охотный отклик на ласку;
чувствительность к отношению взрослого, к его оценке и перестраивание своего поведения в зависимости от поведения взрослого, тонкое различение похвалы и порицания;
активное использование речи во взаимодействии.
Характеристика полноценного общения ребёнка раннего детского возраста со взрослыми инициативность по отношению к старшему, стремление привлечь его

Слайд 19Развитие предметной деятельности в раннем детстве
Закономерности процесса усвоения предметных действий
(Д.Б.

Эльконин)
Ребёнок производит те или иные действия потому, что они
представляют

собой совместную со взрослым деятельность или
выполняются по поручениям взрослого. Смысловой центр ситуации
усвоения предметных действий – взрослый и совместная деятельность
с ним.
2. Ребёнок в начале усваивает в новых действиях наиболее общее:
цель, смысл, основной рисунок, т.е. то, что делает действия
осмысленными и целенаправленными.
3. Критерий правильности употребления орудий – не фактический
результат, а соответствие образцу действия.
4. Процесс формирования предметного действия у ребёнка
сопровождается отождествлением себя с взрослым.
5.Взрослый – образец для подражания, руководитель, контролёр,
а также источник эмоциональной поддержки.
Развитие предметной деятельности в раннем детствеЗакономерности процесса усвоения предметных действий(Д.Б. Эльконин)Ребёнок производит те или иные действия потому,

Слайд 20Зарождение новых видов деятельности
Игра
Рисование
Ранняя форма игры – предметная
игра, которая

постепенно перерастает в сюжетно-
отражательную, когда ребёнок воспроизводит
в своих действиях

свои собственные
наблюдения повседневной жизни. В конце
второго - начале третьего года жизни в
поведении ребёнка можно наблюдать феномен
«роль в действии». Роль в раннем детстве
возникает из фактически производимых
ребёнком в игре действий имитационного
характера.

Рисование – это знаковая
символическая деятельность, поскольку
любое, даже самое несовершенное
изображение представляет собой
знак предмета.
Стадии рисования:
1.Каракули
2. Узнавание предмета
в случайном сочетании линий
3. Изображение по замыслу, по
словесно сформулированному
намерению ( изобразительная
деятельность).

Зарождение новых видов деятельностиИграРисованиеРанняя форма игры – предметная игра, которая постепенно перерастает в сюжетно-отражательную, когда ребёнок воспроизводит

Слайд 21Познавательное развитие ребёнка
в раннем детстве

Восприятие
Зрительное восприятие носит
непроизвольный и


избирательный
характер, часто опирается на
случайные признаки. Возникает
зрительная ориентировка,


целенаправленный выбор
предмета по образцу. Развивается
слуховое восприятие и
Фонематический слух.



Мышление
характерно наглядно-действенное мышление.
В раннем детстве происходит
формирование обобщения.
Обобщение предметов
первоначально возникает в
действии , а затем закрепляется в слове.

Внимание и память
носят непроизвольный
характер и вплетены
в другую деятельность.

Познавательное развитие ребёнка в раннем детствеВосприятиеЗрительное восприятие носит непроизвольный и избирательный характер, часто опирается на случайные признаки.

Слайд 22Развитие речи в раннем детстве
Речь -
основное
средства
познания


Этапы развития речи:
этап автономной
детской речи.
Появление первых
активных слов.( Примерно

во второй половине второго
года жизни ребёнок
начинает говорить.)
Усвоение грамматического
строя речи.
(расширяется круг общения,
повышается речевая
активность, возрастает
интерес к детской речи)

Периоды освоения грамматического строя:
1. От 1 года 3 месяцев до 2 лет. (предложения, состоящие из слов, которые употребляются в неизменном виде)
2. От 1 года 10 месяцев до 3 лет. интенсивное усвоение грамматической структуры предложения, связанное с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения

Феномен автономной речи впервые описал Ч. Дарвин. Эта речь отличается по звучанию и значению. Она не совпадает с речью взрослых.

«Речепорождающая»
ситуация взаимодействия должна представлять предметное сотрудничество взрослого с ребёнком. Смысловым центром взаимодействия на первом этапе является предмет, на втором - взрослый, а на третьем – слово.

Развитие речи в раннем детстве Речь - основное средства познания Этапы развития речи:этап автономной детской речи.Появление первых

Слайд 23Главные направления усилий по активизации речи ребёнка
Обратить внимание на типичные

интересы ребёнка, на свойственный ему на данном этапе тип общения

со взрослым (эмоциональный или деловой);
Обращаясь к ребёнку, следует говорить чётко и ясно, не слишком тихо и добиваться от него внятного произношения;
Необходимо больше разговаривать в быту, включать активную речь в предметные действия, сопровождать показ предметов и игрушек эмоционально насыщенным и увлекательным для малыша рассказом;
Рассказывать сказки, читать стихи, совместно рассматривать яркие, красивые картинки, книжки;
Стимулировать стремление ребёнка заговорить, для чего давать поручения (сказать, сообщить, позвать).
Главные направления усилий по активизации речи ребёнкаОбратить внимание на типичные интересы ребёнка, на свойственный ему на данном

Слайд 24 Кризис трёх лет
Л.С. Выготский выделил первый пояс («семизвездие») симптомов

кризиса трёх лет

Кризис трёх лет Л.С. Выготский выделил первый пояс («семизвездие») симптомов кризиса трёх лет

Слайд 25Второй пояс симптомов кризиса трёх лет
Внешние и внутренние конфликты
Невротические реакции
Ночные

страхи
Неспокойный сон
Резкие затруднения в речи, заикание
Крайнее обострение негативизма,

упрямства, гипобулические припадки
Второй пояс симптомов кризиса трёх летВнешние и внутренние конфликтыНевротические реакцииНочные страхиНеспокойный сонРезкие затруднения в речи, заиканиеКрайнее обострение

Слайд 26Дошкольный возраст от 3 до 6-7 лет. Ведущий тип деятельности

детей дошкольного возраста – сюжетно-ролевая игра
Дошкольное детство

Дошкольный возраст от 3 до 6-7 лет. Ведущий тип деятельности детей дошкольного возраста – сюжетно-ролевая игра Дошкольное

Слайд 27Социальная ситуация развития в
дошкольном возрасте
Ребёнок – взрослый (обобщённый,

общественный)

Обобщённый взрослый – это носитель общественных функций, т.е. водитель, милиционер,

продавец, воспитатель, мама вообще.

В конце раннего детства возникает феномен «Я сам». Внешне это выражается в противоречии «хочу» ребёнка и «нельзя» взрослого. Противоречие разрешается в особом типе деятельности дошкольника - в игре.

Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте Ребёнок – взрослый (обобщённый, общественный)Обобщённый взрослый – это носитель общественных функций,

Слайд 28Игра – это особая
форма освоения
социальной
действительности
путём её

воспроизведения
Содержание игры – это то,
что ребёнок выделяет как
основной момент

деятельности
и отношений взрослых

Сюжет - отражаемая в игре область,
сторона действительности.

Сюжетно-ролевая игра – ведущий тип деятельности
детей дошкольного возраста

Игра – это особая форма освоения социальной действительности путём её воспроизведенияСодержание игры – это то,что ребёнок выделяет

Слайд 29Главные линии влияния игры на развитие психики
Развитие мотивационно-потребностной сферы.
Развитие произвольности

поведения и психических процессов.
Развитие идеального плана сознания: стихийный переход от
мышления

в действиях к мышлению в плане представлений,
к умственному действию.
Преодоление познавательного эгоцентризма ребёнка.
Развитие чувства, эмоциональной саморегуляции поведения.
Внутри игры первоначально возникают другие виды деятельности
( рисование, конструирование, учебная деятельность).
Развитие речи, игра способствует развитию знаковой функции речи,
стимулирует связные высказывания.

Главные линии влияния игры на развитие психикиРазвитие мотивационно-потребностной сферы.Развитие произвольности поведения и психических процессов.Развитие идеального плана сознания:

Слайд 30Другие виды деятельности в дошкольном возрасте
Продуктивные виды
деятельности (рисование,
лепка,

конструирование)
Учебная и трудовая
деятельность
До 5 лет в рисунках изображается ограниченное

число объектов. В содержании рисунка преобладают графические шаблоны, заимствованные у взрослых. В возрасте 5-6 лет рисунков становится гораздо больше. Прослеживается зависимость содержания рисунков от пола, места проживания, общественной ситуации.

В дошкольном возрасте важно сформировать мотивационную основу учения – развитие познавательных интересов. Становлению собственно познавательной, учебной деятельности способствует особая форма игры – дидактическая игра.

Конструирование требует специальной организации деятельности, поскольку в нём предъявляются выраженные требования к точности восприятия и пониманию соотношения частей конструкции

Другие виды деятельности в дошкольном возрасте Продуктивные виды деятельности (рисование,лепка, конструирование)Учебная и трудовая деятельностьДо 5 лет в

Слайд 31Л.С. Выготский считал,
что в дошкольном возрасте
ведущую роль начинает

играть
память
Память носит
непроизвольный
характер.
К концу дошкольного
Возраста начинают
складываться


произвольное,
преднамеренное
запоминание
и припоминание

Мышление
В дошкольном возрасте
формируется наглядно-
действенное мышление.
К концу дошкольного
возраста складывается
логическое мышление.


Воображение выполняет
аффективно-защитную
и познавательную функцию
В 3-4 года у детей
Аффективное воображение
. Оно позволяет
защищаться от различных
страхов. В 4-5 лет
воображение включается
в процесс планирования.
К 6-7 годам возникает
творческое воображение.


Внимание, восприятие
и память становятся
высшими психическими
Функциями, приобретают
опосредованный характер.
Основные средства,
которыми овладевает
ребёнок-дошкольник,
имеют образный характер:
сенсорные эталоны.
наглядные модели,
представления и схемы.

Интеллект
Основное
интеллектуальное
достижение возраста –
ребёнок начинает мыслить
в уме, во внутреннем плане.

Познавательное развитие дошкольника

Л.С. Выготский считал, что в дошкольном возрасте ведущую роль начинает игратьпамять Память носит непроизвольный характер. К концу

Слайд 32Основные психологические новообразования.
Личностное развитие в дошкольном возрасте
Соподчинение
мотивов

( выделение
главных и
второстепенных
мотивов).
Иерархия мотивов
означает появление
волевого

поведения.

Самооценка,
в содержание которой
входят оценка собственных
умений выполнять
практическую деятельность
и моральных качеств,
выражающихся в подчинении
или неподчинении
правилам, принятым
в данной социальной
группе.

Первичные
этические
инстанции ( усвоение
этических норм,
моральных чувств,
следование
идеальным
образцам во
взаимоотношениях
с другими людьми)

Произвольность
поведения
( подчинение
поступков
ориентирующему
образцу). Умение
осмысленно
ориентироваться
на позицию другого
человека.

Систематическая
картина
мира, природы и общества.
Ребёнок стремится
объяснить
и упорядочить окружающий
мир в воображении

Основные психологические новообразования. Личностное развитие в дошкольном возрасте Соподчинение мотивов ( выделение главных и второстепенных мотивов). Иерархия

Слайд 33Манерничанье: ребёнок
что-то из себя строит,
что-то уже скрывает
(уже

душа закрыта)
Симптом «горькой
конфеты»:
ребёнку плохо.
Но он старается
этого

не показывать.
Возникают трудности
воспитания: ребёнок
начинает замыкаться и
становится
неуправляемым

Другие поведенческие характеристики:
возникновение паузы между обращением к ребёнку и его
ответной реакцией;
появление оспаривания со стороны ребёнка необходимости
выполнить родительскую просьбу или отсрочивание её
выполнения;
непослушание как отказ от выполнения привычных дел
и обязанностей;
хитрость как нарушение сложившихся правил в скрытой
форме;
демонстративная «взрослость», иногда вплоть до карикатуры;
обострённое внимание к своему внешнему облику и
одежде, главное, чтобы не выглядеть как маленький.


Позитивные проявления:
Заинтересованность в общении со взрослым и
внесение в него новых тем.
Самостоятельность в занятиях-хобби и в
выполнении отдельных обязанностей, взятых
на себя по собственному решению.
Рассудительность.

Кризис семи лет

Потеря детской
непосредственности:
между желанием и
действием вклинивается
переживание того,
какое значение это
будет иметь
для самого ребёнка

Манерничанье: ребёнок что-то из себя строит, что-то уже скрывает (уже душа закрыта)Симптом «горькой конфеты»: ребёнку плохо. Но

Слайд 34





Уровень развития
аффективно-потребностной
(мотивационной) сферы
Наличие познавательных
интересов.
Стремление занять

своё
особое место в системе
социальных отношений,
выполнять важную
оцениваемую

деятельность
– быть школьником.
«Внутренняя позиция
школьника» - сплав
познавательной потребности
и потребности занять
взрослую социальную позицию.
Развитие познавательной
сферы:
произвольного внимания.
произвольной памяти, умения
действовать по образцу,
по правилу, по принятому
намерению.




Двигательная готовность.
Мелкая моторика.
Крупные движения (рук,
ног, всего тела)


Уровень развития
предпосылок учебной
деятельности: умение
внимательно слушать и точно
выполнять последовательные
указания взрослого,
самостоятельно
действовать по заданию,
ориентироваться на систему
условий задачи,
преодолевая отвлечение
на побочные факторы.



Интеллектуальная готовность.
Ориентировка в окружающем
мире, запас знаний. Уровень
развития восприятия и
наглядно-образного
мышления.
Умение обобщать и
дифференцировать
предметы и явления.
Развитие речевой
сферы.

Психологическая готовность
к обучению в школе

Уровень развития аффективно-потребностной (мотивационной) сферыНаличие познавательных интересов. Стремление занять своё особое место в системе социальных отношений, выполнять

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика