Слайд 1Особенности работы социального педагога в детском доме
4 курс 7 семестр
Лекция №1
МДК 04.02. тср в обр
Преподаватель специальных дисциплин Пак С.Н.
Выборг
2018
Слайд 2Сравнительная характеристика детей, оставшихся без родительского попечения.
Общее физическое, психическое развитие
детей, воспитывающихся без попечения родителей, отличается от развития , детей
которые воспитываются в семьях.
У них отмечаются замедленный темп психического развития,
ряд негативных особенностей: низкий уровень интеллектуального развития,
бедные эмоциональная сфера и воображение,
позднее формирование навыков саморегуляции и правильного поведения.
Слайд 3Особенности поведения
Поведение этих детей характеризуется:
раздражительностью,
вспышками гнева, агрессии,
преувеличенным
реагированием на события и взаимоотношения,
обидчивостью,
провоцированием конфликтов со сверстниками,
неумением общаться с ними[Галагузова,2006, с.118].
Слайд 4Деятельность социального педагога начинается с определения социального статуса ребенка
Путем изучения
документов, бесед, тестирования социальный педагог узнает ребенка, выделяет проблемы, которые
предстоит ему решить.
Социальный педагог собирает сведения о состоянии физического и психического здоровья,
условиях жизни ребенка до поступления его в интернатное учреждение,
родителях ребенка,
наблюдает за его успеваемостью, оказывает помощь в обучении воспитания и т.д.
Слайд 5Особенности формирования личности
Формирование личности детей-сирот происходит в состоянии депривации, представляющей
собой потерю одного из, безусловно, желаемых условий формирования личности -
семьи.
В этом случае депривационное негативное воздействие на личность ребенка представляет собой комплекс факторов биологической и социальной природы,
обуславливающих, в конечном итоге, социальную и психическую деятельность человека.
Слайд 6Особенности формирования личности
Преодоление депривации и негативного влияния детского дома педагогическими
методами, а также с помощью приемной семьи может быть эффективным
при условии решения соответствующих
материальных,
экономических,
психологических,
морально-нравственных,
социокультурных проблем[Андреева,2000, с.111].
Слайд 7Классификация основных методов работы, используемые социальным педагогом, социальным работником
Социально-педагогическая деятельность
в детском доме подразделяется на следующие виды:
1. Социально-педагогическая диагностика и
консультирование.
Цель - отслеживание динамики социогенеза личности, определение причин его нарушений.
Слайд 81. Социально-педагогическая диагностика и консультирование.
Содержание деятельности:
- изучение особенностей социальной адаптации воспитанников;
- выявление воспитанников социальной группы риска;
- изучение интересов, способностей и склонностей детей;
- составление индивидуальных карт развития;
- диагностика индивидуальной социальной ситуации развития детей;
- диагностика общения детей со взрослыми и сверстниками;
- диагностика отклонений в социальном поведении и их причин;
диагностика причин неуспешности в овладении социально-бытовыми навыками[Василькова,2004, с.81].
Слайд 92. Социально-профилактическая работа.
Цель - предупреждение возможных нарушений в социальном развитии
детей, создание условий для полноценного личностного развития.
Содержание деятельности:
- разработка и реализация программ профилактики психического напряжения и нервных срывов у детей;
- создание благоприятного психологического микроклимата;
- оптимизация общения воспитанников с членами своей семьи, педагогами, сверстниками;
- работа по адаптации воспитанников к широкому социальному окружению;
- психолого-педагогические консилиумы по выработке мер комплексной помощи детям;
- программа профилактики социальных вредностей (алкоголизм, наркомания и т.д.);
- программа профилактики межличностных конфликтов.
Слайд 103. Социальное воспитание. Коррекционно-развивающая работа.
Цель - активное воздействие на процесс
социализации личности.
Содержание деятельности:
- программа развития житейских умений и навыков;
- программа профессиональной ориентации;
- программа сексуального воспитания и подготовки к семейной жизни;
- программа развития коммуникативных навыков и культуры общения;
- программа коррекции различных отклонений в поведении (агрессия, аутоагрессия, аутизм и т.д.);
- программы психотерапии (психологическая гимнастика, программы кризисной интервенции в критических ситуациях) [Басов,2007, с.138].
Слайд 11Составление индивидуальной программы развития воспитанника
Составление индивидуальной программы развития воспитанника -
следующая задача социального педагога, которая предусматривает формирование будущего выпускника в
соответствии с нормой, учитывая его проблемы.
Слайд 12Реабилитация
Реабилитация ребенка происходит с помощью медиков, психологов, педагогов, социальных педагогов
других специалистов детского дома.
Медицинская реабилитация предполагает проведение комплекса оздоровительных и
лечебных мероприятий.
Психологическая реабилитация связана с занятиями по снятию тревоги, беспокойства, напряжения ребенка в детском доме.
Педагогическая реабилитация предусматривает дополнительные занятия по программе общеобразовательной школы, а также коррекционных занятий.
Слайд 13Социальная адаптация
Социальная адаптация означает успешное освоение воспитанниками социальных ролей в
системе общественных отношений.
Социальная адаптация проводится через формирование и развитие
навыков ведения домашнего хозяйства,
самообслуживания,
трудовых умений и навыков.
Вместе с психологами социальный педагог занимается проблемами:
- профессионального самоопределения выпускников;
- освоения ими различных социальных ролей человека в обществе;
- ознакомления со структурой и функциями семьи;
- формирования адаптивных механизмов, позволяющих приспособиться выпускнику к жизни после выхода из детского дома [Мардахаев, 2006, с.144].
Слайд 14Представительство интересов ребенка в правозащитных и административных органах
Представительство интересов ребенка
в правозащитных и административных органах - важная функция, которую выполняет
социальный педагог в детском доме.
Реализуя эту посредническую функцию, социальный педагог охраняет и защищает права воспитанника, обозначенные как в международных актах, так и в наших отечественных и региональных законодательных актах.
социальный педагог занимается жилищными проблемами ребенка, его трудоустройством и продолжением дальнейшего обучения.
Слайд 15Социализация
Социализация детей, воспитывающихся в условиях детского дома, осуществляется во взаимодействии
образовательной и воспитательной работы
Главной задачей детских домов является социализация
детей-сирот,
подготовка детей к семейной жизни, которая проводится так, чтобы у детей вырабатывались знания и навыки оказания первой помощи и ведения домашнего хозяйства.
Слайд 16Социализация
Важно готовить детей к семейной жизни, подготовка к которой протекает
на сложном моральном и нравственном фоне,
так как они ревнуют
к детям, которые имеют родителей или родственников,
а также к детям, выбранных на усыновление или опеку.
Слайд 17особенности психического развития детей-сирот -отсутствие благоприятного влияния семьи
В процессе
трудовой и воспитательной работы социальный педагог контролирует и должен обеспечить:
-
организацию самообслуживания детей, трудовую деятельность детей на приусадебном участке, хозяйстве, в теплице и т.д.;
- формирование и развитие культуры поведения в детском доме, общественных местах;
- формирование и развитие гражданских качеств, которые необходимы для детей в общество;
- организацию групповой, коллективной, индивидуальной деятельности детей-сирот;
- формирование и развитие у детей-сирот позитивного отношения к правилам и нормам социального взаимодействия, моральную, нравственную и правовую грамотность;
Слайд 18особенности психического развития детей-сирот -отсутствие благоприятного влияния семьи
формирование и развитие
навыков межличностных отношений и общения в коллективной деятельности;
- знакомство детей-сирот
с семейными традициями, генеалогическим древом, системой родственных связей и др.;
- умение детей-сирот пользоваться инфраструктурами города, района, посёлка;
- проведение профессиональной ориентации воспитанников;
-контакты с детьми детского дома [Олиференко,2002, с.95].
Слайд 19К навыкам социальной компетенции наиболее важными считаются:
- осознание себя с
точки зрения будущего семьянина;
- навыки учебной деятельности;
- навыки самоконтроля, психологической
защиты, рефлексии;
- навыки самообслуживания;
- навыки продуктивного, конструктивного общения;
- навыки ориентации в различных инфраструктурах;
Слайд 20К навыкам социальной компетенции наиболее важными считаются:
- профориентация,
профессиональное самоопределение;
-
правовое и моральное самосознание.
Слайд 21Методы работы соц педагога д.д.
Все методы реализуются через совокупность различных
отдельных приемов.
Наиболее широко в деятельности социального педагога применяются такие
методы, как упражнение и убеждение
Слайд 22 методы упражнение и убеждение.
Метод убеждения помогает трансформации принятых в
обществе норм в мотивы поведения и деятельности детей-сирот, что способствует
формированию у них убеждений.
Убеждение - это доказательство и разъяснение необходимости или правильности определенного поведения ребенка. В процессе убеждения социальные педагоги воздействуют на волю, сознание, чувства детей-сирот. Убеждение является формой регуляции отношения детей-сирот и социума[Румянцев,2002,с.72].
Слайд 23Убеждение
Убеждение реализовывается через такие методы, как положительный пример, лекция, рассказ,
беседа, диспут.
Лекция и рассказ - являются монологическими формами метода,
которые ведутся от лица социального педагога, то есть от одного лица.
Слайд 24Лекция и рассказ
И метод лекции, и метод рассказа, используются для
того, чтобы разъяснить сиротам определенные морально-нравственные понятия. Рассказы используются при
работе с маленькими детками, они непродолжительны во времени, основаны на красочных, ярких, фактах, примерах.
В лекциях, как правило, раскрыты более сложные морально-нравственные понятия (дружба, патриотизм, долг, гуманизм, добро, зло, товарищество и др.). Лекции применяются для детей более старшего возраста. Лекции более продолжительны по времени, в лекции рассказы используются как приемы.
Слайд 25диспут -метод
Для юношей и подростков, как правило, используется диспут -метод,
который способствует формированию у них суждений.
Диспутом является специально организованное
социальным педагогом представление в ходе, которого происходит специально созданное столкновение мнений по какой-либо проблеме. Ролью социального педагога во время проведения диспута является руководство диспутом: социальный педагог оперативно направляет ход диспута, обобщает и анализирует высказывания детей-сирот, подводит итоги.
Слайд 26Прием воспитательного подражания и примера
Важным в профессиональной деятельности социального
работника является учет морального и нравственного идеала, которому следуют дети-сироты.
Сила воспитательного подражания и примера основывается на том, что дети-сироты будут подражать, основывается на способности детей-сирот копировать те поступки и действия, которые с точки зрения детей кажутся значимыми и соответствуют взглядам.
Избранный детьми идеал поступка становится движущей силой в его развитии . Помочь детям -сиротам выбрать этот идеал - пример - очень сложная задача для социального работника, но решение этой задачи способствует ускорению нравственного и духовного развития сирот.
Слайд 27Методы коррекции
Среди методов работы социального педагога с детьми особую группу
составляют методы коррекции, к ним относятся методы наказания и поощрения.
Методы наказания и поощрения направлены к одной цели - сформировать определенные моральные и нравственные качества характера и поведения детей-сирот.
Слайд 28дела и мероприятия.
К основным формам воспитательной работы в детских домах
относятся игры, дела и мероприятия.
Мероприятиями являются события, ситуации в коллективе,
занятия, которые организуются социальными педагогами для детей-сирот с целью непосредственного воспитательного влияния на них.
Дела - важные события, общая работа, организуемые и осуществляемые членами детского коллектива на радость и пользу кому-либо и самим себе игры[Левко,2003, с.107].
Слайд 29Представления в воспитательной работе
К представлениям в воспитательной работе социального педагога
являются: митинг, дискуссия, КВН, линейка, концерт, спектакль, фронтальная беседа, лекция,
диспут, просмотр видео-, кино-, телефильма.
Подготовкой к представлению является организованная совместная деятельность по реализации и разработке замысла какого-либо спектакля, концерта и другого мероприятия.