Слайд 1Законодательное регулирование взаимоотношений в научной и научно-технической деятельности. Техническое регулирование
и стандартизация в области выполнения НИОКР
Слайд 2Отношения между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, органами государственной
власти и потребителями научной и (или) научно-технической продукции (работ и
услуг) регулируются Гражданским кодексом РФ.
Слайд 3Правовые основы НИОКР раскрыты в главе 38 Гражданского кодекса (ГК)
РФ. Как определяет п. 1 ст. 769 ГК РФ, по
договору на выполнение научно-исследовательских работ исполнитель обязуется провести научные исследования, обусловленные ТЗ заказчика.
Слайд 4Договор на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ предусматривает разработку образца
нового изделия, конструкторской документации на него или новой технологии. Условия
договора на выполнение НИОКР должны соответствовать законам и иным правовым актам об исключительных правах (интеллектуальной собственности) (п. 4 ст. 769 ГК РФ).
Слайд 5Договоры на выполнение НИОКР могут охватывать как весь цикл работ,
включающий проведение исследований для выявления возможности получения новых материалов, устройств,
технологий, разработку и изготовление опытных образцов в целях доведения их до стадии промышленного применения, так и отдельные этапы этих работ.
Слайд 6Для указанных договоров характерно наличие технического задания (п. 1 ст.
769 и ст. 773 ГК РФ и установление пределов и
условий использования сторонами полученных результатов работ (п. 1 ст. 772 ГК РФ).
Одним из основных признаков договора на выполнение НИОКР является новизна получаемых результатов и возможность создания новых объектов интеллектуальной собственности (изобретений, полезных моделей и промышленных образцов). Другая отличительная особенность этих работ – их творческий характер.
Слайд 7Выполнение НИОКР в гражданской и военной сфере регламентировано стандартами.
Согласно стандарту
ISO 8402 под стандартизацией понимается деятельность, направленная на достижение оптимальной
степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного использования в отношении реально существующих или потенциальных задач.
Слайд 8Федеральный закон РФ от 10 июня 1993 г. №5154-1 «О
стандартизации» предусматривает установление норм, требующих государственного регулирования на территории России
единого механизма реализации государственной политики в области стандартизации.
Стандартизация как деятельность по установлению норм, правил и характеристик осуществляется в целях обеспечения:
Слайд 9− безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни,
здоровья и имущества;
− технической и информационной совместимости и взаимозаменяемости продукции;
−
качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развитии науки, техники и технологии;
− единства измерений;
− экономии всех видов ресурсов;
− безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;
− обороноспособности и мобилизационной готовности страны.
Основным документом, регламентирующим перечисленные вопросы, является стандарт.
Слайд 10Стандарты могут быть следующих видов:
− международный стандарт (МС);
− европейский стандарт
(EN);
− государственный стандарт стран СНГ (ГОСТ);
− государственный стандарт России (ГОСТ
Р);
− региональный стандарт (например, РСТ);
− отраслевой стандарт (ОСТ);
− стандарт организации, предприятия, фирмы, корпорации, союза и т.п. (СТП).
Слайд 11Приоритетным направлением при разработке стандартов в современных условиях является их
гармонизация с международными стандартами серии ИСО. В этом случае при
утверждении стандарта ему присваивается обозначение ГОСТ ИСО или ГОСТ Р ИСО, и номером стандарта становится номер аналогичного документа МС ИСО.
Слайд 12Технический регламент – в Российской Федерации документ (нормативный правовой акт),
устанавливающий обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического
регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Слайд 13Понятие технического регламента введено Федеральным законом РФ от 27 декабря
2002 г. №184-ФЗ «О техническом регулировании». Закон разделил понятия технического
регламента и стандарта, установив добровольный принцип применения стандартов. Технические регламенты, в отличие от них, носят обязательный характер, однако могут устанавливать только минимально необходимые требования в области безопасности, причем приниматься они могут только в определенных целях, а именно:
Слайд 14− защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических
лиц, государственного или муниципального имущества;
− охраны окружающей среды, жизни или
здоровья животных и растений;
− предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей;
− обеспечения энергетической эффективности.
Слайд 15На переходный период, до принятия необходимых технических регламентов, с указанными
целями должны применяться соответствующие требования ранее принятых ГОСТ (ГОСТ Р).
В
настоящее время действуют следующие межотраслевые системы стандартов, которыми производители руководствуются на стадии НИОКР планируемых к производству изделий:
Слайд 16− Государственная система стандартизации (ГСС) (ГОСТ Р серии 1);
− Единая
система конструкторской документации (ЕСКД) (ГОСТ серии 2);
− Единая система технологической
документации (ЕСТД) (ГОСТ серии 3);
− Система показателей качества продукции (ГОСТ серии 4);
− Система стандартов по информации библиотечному и издательскому делу (ГОСТ серии 7);
Слайд 17− Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ) (ГОСТ серии 8);
−
Государственная система стандартов безопасности труда (ГССБТ) (ГОСТ серии 12);
− Единая
система технологической подготовки производства (ЕСТПП) (ГОСТ серии 14);
− Система разработки и постановки продукции на производство (СРПП) (ГОСТ серии 15);
− Система стандартов в области охраны природы (ГОСТ серии 17);
− Единая система программной документации (ЕСПД) (ГОСТ серии 19);
Слайд 18− Комплексная система общих технических требований (КСОТТ) (ГОСТ серии 20);
−
Система технической документации на автоматизированные системы управления (ГОСТ серии 24);
−
Государственная система «Надежность в технике» (ГОСТ серии 27);
− Система технического обслуживания и ремонта техники (ГОСТ серии 28);
Слайд 19− Система стандартизации в области эргономики и технической эстетики (ГОСТ
серии 29, ГОСТ серии 50);
− Комплекс стандартов на автоматизированные системы
(КСАС, ГОСТ серии 34);
− Система стандартизации вычислительной техники (ГОСТ серии 54);
− Системы качества (ГОСТ серии 40) и др.
Слайд 20Следует отметить, что основная часть комплекса стандартов была разработана в
70-е и 80-е годы прошлого века. Частично эти стандарты морально
устарели и в полной мере не отражают современных тенденций, связанных с изменением уровня развития техники, условий хозяйствования, новыми подходами в решении задач, повышением уровня гармонизации национальных стандартов с международными (в первую очередь в области технологий управления и информационных технологий). Как результат – стандарты теряют свою актуальность и требуют пересмотра.
Слайд 21Техническая документация НИОКР представляет собой перечень отчетных документов, разрабатываемых на
каждом этапе ТЗ.
При этом, если перечнем технической документации в НИР
можно считать выдаваемую научно-техническая продукцию, прописанную в пункте 4 ТЗ «Этапы НИР», то для определения необходимой номенклатуры технической документации по ОКР рекомендуется руководствоваться ГОСТ РВ 15.203
Слайд 22Во всех ТЗ установлено прописывать, что отчетную документацию о НИОКР
необходимо оформлять в соответствии с требованиями нормативно – технических документов
(ЕСКД, ЕСПД, ГОСТ 7.32) в зависимости от вида выполняемой работы.
Кроме того, для организации работ по НИОКР следует руководствоваться стандартами СРПП в части народнохозяйственной продукции и военной техники (ГОСТы серии 15). Это, в первую очередь, касается стандартов первой и второй группы СРПП.
Слайд 23Стандарты первой группы СРПП устанавливают:
− требования к построению, содержанию, изложению,
порядку согласования и принятия технического задания (ТЗ) на выполнение работ
по изысканию научно-технических путей разработки образцов продукции, ТЗ на выполнение аванпроекта по технико-экономическому обоснованию возможности и целесообразности разработки особо сложной и массового применения продукции;
Слайд 24− требования к выполнению исследований, аванпроекта, правила их выполнения и
приемки, порядок разработки, согласования и принятия документов при организации и
выполнении исследований, аванпроекта;
− порядок реализации результатов законченных работ.
Слайд 25Стандарты второй группы СРПП устанавливают:
− требования к построению, содержанию, изложению,
порядку согласования и принятия ТЗ на выполнение ОКР по разработке
(модернизации) изделий и опытно-технологических работ (ОТР) по разработке материалов;
− требования к выполнению и приемке ОКР, ОТР, этапы ОКР, ОТР, правила их выполнения и приемки, порядок разработки, согласования и принятия документов при организации и выполнении ОКР, ОТР;
− порядок реализации законченных работ;
Слайд 26− требования к выполнению работ, обеспечивающих проведение ОКР, ОТР (программы
и методики испытаний, испытания опытных образцов, сертификация типа продукции по
опытному образцу и другие).
Для регламентации вопросов закрепления за государством прав на результаты научно-технической деятельности, условия и порядок передачи этих прав приняты следующие нормативные акты:
Слайд 27− постановление Правительства Российской Федерации от 4 мая 2005 г.
№284 «О государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ
гражданского назначения»;
− Федеральный закон РФ от 29 декабря 1994 г. №77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов»;
− постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. №279 «Об органе научно-технической информации федерального органа исполнительной власти в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности».
Слайд 28В последнее время в целях и задачах на проведение различных
НИОКР все чаще встречается термин «автоматизация», под которым в общем
случае понимается применение информационных технологий для автоматизации различных сфер деятельности.
Использование только лишь административных и организационных методов, в полной мере не решает задачу управления в таком виде деятельности, как НИОКР. Возникновение непредвиденных проблем технического характера, необходимость перераспределения ресурсов, появление новых рыночных возможностей требуют применения новых информационных технологий.
Слайд 29Сокращение сроков подготовки производства на основе создания и внедрения эффективных
автоматизированных систем и новых информационных технологий не только увеличивает прибыль
предприятия за счет реализации дополнительной продукции, но и высвобождает дополнительные средства для разработки новых продуктов, тем самым повышая его общий доход.