Слайд 1Виды предложений
по цели высказывания
и интонации
5 КЛАСС
Слайд 2Выпишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы.
Оч_ровательный малыш; об_ятельная девочка; оранжевые и
красные цветы; ребята уд_влялись; листья с_ежились; жаркими лучами; по дороге;
шумит камыш; пок_залось облачко; появился и исчез; проб_жать по саду; прибл_жаться к дому; застучали и зашлепали; зашлепали по воде; по грязной воде; по воде; застучали капли; перелетали и попискивали; перелетали птенцы; скворцы и дрозды; полыхнула молния.
Слайд 3Какие сочетания слов вы не выписали? Почему?
Оч_ровательный малыш; об_ятельная девочка;
оранжевые и красные цветы; ребята уд_влялись; листья с_ежились; жаркими лучами;
по дороге; шумит камыш; пок_залось облачко; появился и исчез; проб_жать по саду; прибл_жаться к дому; застучали и зашлепали; зашлепали по воде; по грязной воде; по воде; застучали капли; перелетали и попискивали; перелетали птенцы; скворцы и дрозды; полыхнула молния.
Слайд 4Определите вид предложений по цели высказывания и по интонации.
Выразительно прочитайте
предложения, взятые из сказок
А.С. Пушкина.
1. Смилуйся2, государыня рыбка! 4
2. Воротился он ко старухе. Что ж он видит?
3. Чего тебе надобно, старче?
4. Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.
5. Вы ж, голубушки2 сестрицы, выбирайтесь из светлицы, поезжайте вслед за мной...
6. Выплесни2 ты нас на сушу!
7. Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?!
8. Не видал ли где на свете ты царевны молодой?
9. Три девицы под окном пряли поздно вечерком.
Слайд 5Выразительно прочитайте предложения. Определите их вид по цели высказывания, по
интонации.
Пошел по лесу треск и стук.4
Как, милый Петушок2, поешь ты
громко2, важно!
Отколь такой берется голосок?
А ты, Кукушечка, мой свет, так тянешь плавно и протяжно!
За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха?
(Из басен И.Крылова)
Слайд 6Главные и второстепенные члены предложения
5 класс
Система уроков
Слайд 8Холодина!4 Слипаются ресницы, ноздри.4
Слайд 9Поморфемное письмо
Объяснить; далекий; объединение; насладиться; потрясти; подарить; приближаться; прошептать; посветить
(фонарем); увлекаться.
Слайд 101. Выборочный диктант.
Выписать из текста только подлежащие.
К
людям за помощью
Во двор пришла семья лосей. Около них собрались
люди и увидели на задних ногах лосихи раны. Животное мучилось от ран. Добров принес марганцовку, йод, бинты и стал обрабатывать раны.
Через три дня семейство покинуло гостеприимный двор.
(Из газеты «Известия»)
Слайд 11ПРОВЕРКА
К людям за помощью
Во двор пришла семья лосей. Около них
собрались люди и увидели на задних ногах лосихи раны. Животное
мучилось от ран. Добров принес марганцовку, йод, бинты и стал обрабатывать раны.
Через три дня семейство покинуло гостеприимный двор.
(Из газеты «Известия»)
Слайд 122. Выборочный диктант.
Выписать из текста только подлежащие.
Даниель
Дефо родился в Бристоле в семье торговца мясом. Отец хотел
видеть своего сына священником. Он отдал его на обучение в духовную академию. Но священником тот не стал.
Слайд 13ПРОВЕРКА
Даниель Дефо родился в Бристоле в семье торговца мясом. Отец
хотел видеть своего сына священником. Он отдал его на обучение
в духовную академию. Но священником тот не стал.
Слайд 14Упражнение 161,
стр. 76 (учебник)
Слайд 15Домашнее задание
Упражнение 160 (учебник)
Слайд 18Второстепенные члены предложения
Слайд 19ДОПОЛНЕНИЕ
Упражнение 1.
Прочитайте предложения. Сопоставьте их. В роли каких членов
предложения выступают выделенные слова?
1. Раскидистый дуб возвышался на опушке леса. –
На опушке леса я увидел раскидистый дуб.
2. На верх мачты я прикрепил флаг. – Наверху развевается флаг.
3. За поворотом мы увидели пруд. – Пруд тянулся вдоль деревни.
4. Ребята из сухих сучьев разожгли костер. – Костер разгорался сильнее.
Слайд 20МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО
ПЛАН РАЗБОРА
I. Часть речи. Общее значение.
II. Начальная
форма (И.п. ед.ч.).
Постоянные признаки:
- собственное
или нарицательное;
- одушевленное или неодушевленное;
- род;
- склонение.
Непостоянные признаки:
- падеж;
- число.
III. Синтаксическая роль.
Слайд 21МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО
Письменный разбор
Солнце 3 –
I. сущ. (что?)
II.
Н.ф. – солнце,
пост. пр-ки: нариц., неодуш., ср.р., 2-го скл.;
непост. пр-ки: в И. п., в ед. ч.
III. Что? солнце.
Слайд 22Упражнение 2.
Составьте и запишите по два предложения так,
чтобы одно и то же слово в
первом предложении было подлежащим, а во втором – дополнением, выраженным существительным в винительном падеже без предлога.
Образец:
Село привольно раскинулось на берегу Оки. –
Я сразу узнал это село.
Мячик, дверь.
Слайд 23ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Составьте и запишите по два предложения так,
чтобы одно и то же слово в первом
предложении было подлежащим, а во втором – дополнением, выраженным существительным в винительном падеже без предлога.
Образец:
Село привольно раскинулось на берегу Оки. –
Я сразу узнал это село.
Ветер, море, дождь, дерево, яблоко.
Или упражнение 180, стр. 83.
Слайд 24Второстепенные члены предложения
Слайд 25Распределительный диктант
Запишите слова в два столбика:
Слова для 1 варианта
Бананы,
мириться, глоток, апельсины, картофель, отличиться, бинокль, перила, багряный, разгадать2, водянистый,
течение.
Слова для 2 варианта
Акварель, спешить, корзина, разговор, кормушка, выписать, удивиться, задрожать2, гитара, лепетать, гористый, балкон.
Слайд 26ПРОВЕРКА
1 вариант
Бананы, мириться, глоток, апельсины, картофель,
отличиться, бинокль, перила, багряный,
разгадать2,
водянистый, течение.
Слайд 27ПРОВЕРКА
2 вариант
Акварель, спешить, корзина, разговор, кормушка,
выписать, гитара, удивиться, задрожать2,
лепетать, гористый, балкон.
Слайд 28Упражнение.
Спишите предложения, подчеркните в них все члены предложения. Сверху надпишите,
чем они выражены.
Лес окутал густой туман.
Доклад мы п_ручили
Пете.
Деревья покрыл ин_й.
Погр_ничники увидели к_рабль.
Баркас унес в море ур_ган.
Слайд 29Упражнение. Спишите предложения, подчеркните в них все члены предложения. Сверху
надпишите, чем они выражены.
В саду суетились синицы.
Осень пришла
внезапно.
В непроглядном мраке выли волки.
В болотах часто бывают пожары.
Со дна пузырями поднимался болотный газ.
(К.Паустовский)
Надпишите над обстоятельствами вопросы, на которые они отвечают.
Слайд 30Упражнение.
Спишите предложения, подчеркните определения. Надпишите, чем они выражены.
Сквозит туман прозрачный
над рекой. (А.Фет)
Стояли трескучие морозы. (Г.Скребицкий)
Под знойным небом
чахнет сад. (Н.Рубцов)
По двору метелица ковром шелковым стелется. (С.Есенин)
Треплет ветер под косынкой рыжеватую косу. (С.Есенин)
Над светлым озером пурпуровой зари вечерний пламень потухает. (И.Никитин)
Багряная печальная луна висит вдали. (И.Бунин)
Слайд 31ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Упражнение 96 (РТ Богдановой)