Слайд 1Особенности развития литературы 50-80-х годов
Роль произведений о Великой Отечественной войне
в воспитании патриотических чувств молодого поколения
Слайд 2Период «оттепели» (1953-1964)
Исторические события в стране
1)Смерть Сталина в 1953 году,
доклад Хрущёва на 20 съезде КПСС в феврале 1956 года,
наметивший курс на развенчание культа личности и духовное обновление общества.
2)Ослабление информационной блокады и возвращение произведений М. Булгакова, М. Цветаевой, А. Ахматовой, Б. Пастернака и других.
3)Приоткрылся «железный занавес», и советские люди смогли познакомиться с книгами зарубежных авторов, с западной культурой.
Слайд 3Оживление культурной общественной жизни
1)Открытие новых книжных издательств, новых журналов.
2)Возникновение таких
литературных направлений, как военная, городская, деревенская проза.
3)Бурное развитие поэзии.
Вместе с
тем в эти годы была организована травля Бориса Пастернака, произошёл судебный процесс над «тунеядцем»Иосифом Бродским, был арестован роман В. Гроссмана «Жизнь и судьба».
Слайд 4Слова Н.С. Хрущёва (1957)
«Творческая активность в сфере литературы и искусства
должна быть проникнута духом борьбы за коммунизм, должна наполнять сердца
бодростью, развивать социалистическую сознательность и групповую дисциплину».
Слайд 5«Годы застоя» (1964-1985)
- формирование литературных направлений (деревенская, городская, интеллектуальная проза,
авторская песня, студийный театр);
-создание исторической романистики;
-появление специфических работ о русской
религиозной нравственной идее в искусстве;
-развитие историко-революционной романистики;
-взлёт научной фантастики, расцвет социальной антиутопии.
Слайд 6«Лейтенантская проза»
Течение образовалось на рубеже 50-60-х годов и продолжило традиции
повести В. Некрасова «В окопах Сталинграда». Авторы – фронтовики, они
писали о войне кровавую правду, то, что они выстрадали сами. Излюбленный жанр этих авторов – лирическая повесть, написанная от первого лица, пропитанная воспоминаниями фронтовой юности. После «оттепели» традиции фронтовой лирической повести продолжили В. Кондратьев, В. Быков, В. Астафьев, Б. Васильев.
Слайд 7Вячеслав Кондратьев, повесть «Сашка»
Главный герой – простой солдат Сашка, мужественный,
стойкий, скромный, добрый. Герой раскрывается через ряд эпизодов.
Слайд 8Василь Быков, повесть «Сотников»
Белорусский писатель, прошедший всю войну, ставит своих
героев перед проблемой выбора. В экстремальной ситуации человек раскрывается до
конца. Скромный Сотников ведёт себя, как герой, а смелый партизан Рыбак оказывается предателем.
Слайд 9Борис Васильев, повесть «В списках не значился»
Произведение переносит нас в
Брестскую крепость, оказавшую яростное сопротивление фашистам. Мы знакомимся с молодым
лейтенантом Николаем Плужниковым, прибывшим в крепость накануне войны и даже не внесённым в списки военнослужащих.
Слайд 10Виктор Астафьев, повесть «Пастух и пастушка»
Повесть о любви на войне
Бориса Костяева, 19-летнего солдата, и 20-летней девушки Люси. Они были
вместе совсем недолго, но полюбили друг друга. Смерть юноши не разорвала это чувство. Через много-много лет Люся пришла на его могилу: «Совсем скоро мы будем вместе. Там уже никто не в силах разлучить нас».
Слайд 11Значение произведений о Великой Отечественной войне
Не дают забыть о тяжелейшем
периоде нашей истории, воспитывают чувство гордости и уважения к подвигу
наших предков, спасших мир от «коричневой чумы».
Слайд 12Послесловие
Немного истории: сопротивление стран гитлеровской Германии:
Слайд 13Бессмертный полк
Память о войне жива в каждой семье, мы не
хотим быть «Иванами, не помнящими родства». Человек, забывающий уроки истории,
своё прошлое, не имеет будущего. Течёт народное море с портретами родных и близких, участников Великой Отечественной войны.