Слайд 1Особенности развития литературы конца 80-х – начала 2000-х годов
Общественно-культурная ситуация
в стране, смешение разных идеологических и эстетических ориентиров, роль задержанной
и возвращённой литературы
Слайд 2Общественно-культурная ситуация в стране
В 1985 году к власти в СССР
пришёл М.С. Горбачёв. В стране начался период перестройки.
Слайд 3Ситуация в искусстве
Стали выходить фильмы на запрещённые ранее темы, дошли
до читателя в полном объёме произведения многих русских писателей, это
изменило отношение к эпохе.
Слайд 4Поэма А.А. Ахматовой «Реквием»
Поэма создавалась в 1935-40-м годах, в ней
выразилась вся боль поэтессы после ареста её единственного сына Льва,
так и боль миллионов людей, чьи родные оказались репрессированными.
Слайд 5Черты современного литературного процесса
1)Исчезновение былых канонизированных тем (рабочего класса, армии)
и возвышение роли бытовых отношений.
2)Выдвижение на видное место «литературы о
литературе», мемуарной прозы.
3)Возвращение задержанных и ранее запрещённых произведений.
4)Появление молодых писателей, исповедующих разные эстетики: натуралистическую, авангардистскую, постмодернистскую, реалистическую.
5)Обновление реализма (освобождение его от идеологической заданности : проза и драматургия Л. Петрашевской.
Слайд 6Периодизация литературы
1.1987-1990. Процесс возвращения русской литературы.
1987-1988 –время возвращения духовных изгнанников,
тех русских писателей, которые в физическом смысле не покидали пределов
своей страны (М. Булгаков, А. Платонов, Б. Пастернак, А. Ахматова, О. Мандельштам).
1989-1990 – время активного возвращения литературы Русского зарубежья (В. Набоков, И. Бродский, В. Аксёнов, В. Войнович, С. Довлатов, В. Некрасов, А. Солженицын и другие).
Слайд 7Периодизация литературы
2.1991-1994 – постмодернистский период развития русской литературы.
Постмодернизм – литературное
направление 20 века, характерной особенностью которого является объединение в рамках
одного произведения тем, проблем, мотивов, художественных приёмов, стилей, заимствованных из арсенала различных времён, народов, культур. Основан на слиянии исторических и художественных традиций. Активно привлекает в свой арсенал аллегорию, символ, ассоциацию, мифологические мотивы, соотнося их с личным опытом писателя и переплавляя в мифы нового времени – неомифы.
Слайд 8Русские постмодернисты
Андрей Битов, Венедикт Ерофеев, Саша Соколов, Иосиф Бродский, Татьяна
Толстая, Виктор Пелёвин.
Особенности русского постмодернизма:
1)инфляция базовых ценностей (коммунистических утопий);
2)эффект
исчезновения реальностей (мир воспринимается как огромный многоуровневый и многозначный текст, состоящий из сплетения цитат, перифразов, культурных языков;
3)интертекстуальность (соотнесённость текста с другими литературными источниками);
4)дискредитация философского понятия правды (её заменяют множественные интерпретации одновременно существующих правд).
Слайд 9Периодизация литературы
3. 1992-2000-е. Новейшая литература
-стирание границ между высокой и массовой
литературой;
-крушение литературных табу (запретов) на употребление ненормативной лексики в литературе
(Э. Лимонов, Т. Кибиров, В. Ерофеев); на обсуждение в литературе проблем наркотиков (Андрей Саламатов «Синдром Кандинского», Евгений Харитонов «Слёзы на цветах»;
-появление нового беллетризма (установка на «читабельность», «интересность»).
Слайд 10Жанры новейшей литературы
1)фэнтези (В. Пелёвин «Жизнь насекомых»)
2)фантастический роман («Тавро Кассандры»
Ч. Айтматова)
3)мистико-политический триллер («Стражница» Анатолия Курчаткина)
4)эротический роман («Будни гарема» Валерия
Попова)
5)истерн («Мы можем всё» Александра Черницкого)
6)авантюрный роман («Я - не я» Алексея Слаповского)
7)новый детектив (Б. Акунин, Д. Донцова, Т. Устинова и другие).
Слайд 11Жанр фэнтези
Этот жанр оказался наиболее жизнеспособным, явился отправной точкой для
одного из самых заметных явлений в новейшей русской литературе –
это проза вымысла, фантазийная литература, современные сказки, авторы которых изобретают новые абсолютно неправдоподобные художественные реальности.