Слайд 1ТЕМА 11:
«СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ
И ИНОСТРАННОЙ ВОЕННОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ (1918 - 1921 ГГ.)»
Слайд 2Особенности развития общественного и государственного строя Советского государства в годы
гражданской войны и иностранной интервенции.
Развитие советского права и судебной системы
в условиях военной и чрезвычайной обстановки.
Учебные вопросы:
Слайд 3Вопрос 1:
Гражданская война
и
иностранная интервенция
Слайд 4
К лету 1918 г. практически вся территория страны превратилась в
чересполосицу фронтов. В этих условиях главной функцией Советского государства стала
функция подавления сопротивления свергнутых эксплуататорских классов и обороны страны.
Слайд 5Политика военного коммунизма:
Сущность ее заключалась в форсировании национализации крупной промышленности.
в введении продразверстки в деревне и всеобщей трудовой повинности в
городе. В тех условиях это было единственным способом добиться снабжения армии и города продовольствием.
Слайд 6 В декабре 1920 г. VIII Всероссийском съезде Советов был принят
подготовленный Государственной комиссией по электрификации России план ГОЭЛРО, получивший, таким
образом, силу закона. Это была гигантская по тому времени программа, предусматривавшая строительство 30 крупных электростанций и полное восстановление разрушенной многолетней войной промышленности с увеличением ее производительности по сравнению с предвоенным временем в 2 раза.
Слайд 7
В марте 1919 г. состоялся VIII Съезд РКП(б), принявший решение
о проведении политики прочного союза с середняком и решительной борьбы
с кулачеством.
Слайд 8 При переходе ВЦИК на сессионный порядок работы изменился характер деятельности
его Президиума: он руководил заседаниями ВЦИК, решал отдельные вопросы в
период между сессиями ВЦИК, утверждал свои постановления от имени ВЦИК. С декабря 1920 г. Президиум ВЦИК официально наделялся законодательными правами, войдя в ряд других высших органов власти РСФСР.
Еще одним высшим органом государственного управления, возникшим в обстановке чрезвычайной экономической и политической ситуации, стал Совет Рабоче-Крестьянской Обороны, сосредоточивший в своих руках всю полноту власти в области обороны. В состав СРКО входили: председатель Революционного Военного Совета Республики (Реввоенсовета), председатель ВЦИК, нарком путей сообщения, председатель Чрезвычайной комиссии по снабжению Красной Армии и заместитель наркома продовольствия. В задачи СРКО входили вопросы мобилизации, вооружения, продовольственного снабжения и оперативного руководства армией. В своей работе СРКО опирался на аппарат своих чрезвычайных уполномоченных, которые направлялись на различные участки фронтов и народного хозяйства.
Слайд 9В апреле 1920 г. Совет Рабоче-Крестьянской Обороны преобразуется в Совет
Труда и Обороны (СТО), действующий на правах комиссии при СНК,
возглавляемой председателем СНК. В состав СТО стали входить народные комиссары (экономических наркоматов) и представитель ВЦСПС. СТО утверждал единый народно-хозяйственный план республики, издавая постановления, распоряжения и инструкции, обязательные для всех ведомств и учреждений.
Слайд 10В условиях централизации хозяйственного регулирования возрастала роль контрольных органов. В
1919 г. было принято новое Положение о государственном контроле, в
феврале 1920 г. Наркомат государственного контроля был преобразован в Наркомат Рабоче-Крестьянской Инспекции (РКИ). На РКИ возлагались задачи наблюдения за законностью, охраны государственной собственности, борьбы с бюрократизмом и злоупотреблениями в госаппарате и хозяйственных органах. РКИ формировалась на выборной основе и на местах опиралась на ячейки содействия РКИ.
Положение о ревкомах, принятое ВЦИК и СРКО в декабре 1919 г., устанавливало три вида ревкомов: местностей, освобождения от неприятеля, прифронтовой полосы, тыла.
Слайд 11Формирование Красной Армии началось с реформирования старой армии. В декабре
1917 г. СНК принял декреты «О выборном начале и об
организации власти в армии» и «Об уравнении всех военнослужащих в правах», отменявшие воинские чины, звания, знаки различия и преимущества. Вся власть передавалась солдатским комитетам и советам. Командиры (вплоть до командира полка) избирались на общих собраниях частей, а командиры выше полкового уровня — на съездах соединений или совещаниях комитетов соединений. Параллельно осуществлялась частичная демобилизация армии.
Верховным руководящим органом для армии был СНК, органом непосредственного управления — Наркомвоендел. Основой Красной Армии стали части Красной гвардии.
Слайд 12В мае 1918 г. ВЦИК принял Декрет «О введении всеобщей
воинской повинности», в июле это положение было включено в Конституцию:
представители «трудящихся» должны были служить с оружием в руках, «нетрудовых элементов» — в нестроевых частях.
Слайд 13 Со второй половины 1918 года и по 1920 год война
стала основным содержанием жизни страны. Большевики отстаивали завоевания Октябрьской революции.
Их противники преследовали самые различные цели- от «единой и неделимой» монархической России и до России советской, но без коммунистов.
Слайд 14Одним из создателей белого движения был русский генерал Антон Иванович
Деникин. А.И. Деникин - офицер, человек, безгранично любивший свою Родину,
свой народ. Он сумел пройти трудный путь от простого солдата до русского генерала. Он не награждал за победы в гражданской войне. В братоубийственной войне победителей не бывает – говорил он. На Дону, в Новочеркасске собрались генералы: Корнилов, Деникин, Алексеев, Романовский и полковник Лебедев. На Дону формировалась Добровольническая Армия.
Слайд 15Причины победы
в
войне большевизма:
Слайд 17Вопрос 2:
Развитие
права
в условиях войны
Слайд 18Революционное правотворчество осуществлялось самими судебными органами, высшими органами власти (Съезд,
ВЦИК, СНК), руководящими органами политических партий (ЦК) и даже местными
советами.
В сентябре 1918 г. ВЦИК принял Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве.
В кодексе подчеркивалось, что церковный брак не порождает никаких юридических последствий; переезд одного из супругов не влечет обязанности другого следовать за ним, отменялся принцип общности имущества супругов. Воспитание детей рассматривалось как общественная обязанность родителей, а не их частное дело. Провозглашался принцип разделения имущества родителей и детей, запрещалось усыновление.
Слайд 19В декабре 1918 г. был принят первый Кодекс законов о
труде РСФСР. Он был разработан Наркоматом труда и ВЦСПС и
обобщал все предшествующее советское законодательство о труде. Действие кодекса распространялось на всех лиц, работающих по найму во всех секторах хозяйства (государственном, кооперативном, частном). В кодексе закреплялись нормы труда (продолжительность рабочего дня для разных категорий трудящихся и для различных условий труда) и отдыха (отпуска, выходные дни), устанавливались льготы для подростков и женщин.
Слайд 20В декабре 1919 г. Наркомюст принял Руководящие начала по уголовному
праву РСФСР, ставшие первой попыткой обобщения практики судов и трибуналов.
Формы
вины, необходимая оборона, крайняя необходимость не расшифровывались в кодексе.
Практика судебного правотворчества получила в Руководящих началах поддержку в виде принципа аналогии: при отсутствии конкретной нормы в законе, разрешающей конкретный казус, к нему могли применить «аналогичную» норму и решить его по аналогии с другим казусом, урегулированным нормой. Свобода толкования в перспективе вела к произволу.
Слайд 21В феврале 1919 г. ВЦИК издал Положение о социалистическом землеустройстве
и о мерах перехода к социалистическому земледелию. Вся земля определялась
в качестве единого государственного фонда. Фонд находился в непосредственном распоряжении соответствующих наркоматов. Создаются совхозы, коммуны, общества по совместной обработке земли. Все формы единоличного землепользования рассматриваются как отживающие. Целью становится создание единого производственного хозяйства и постепенное обобществление землепользования.
Слайд 22Первым государственным актом, положившим начало формированию единой судебной системы, стал
ноябрьский 1917 г. Декрет СНК РСФСР (Декрет о суде №
1). Он упразднил все дореволюционные судебные органы, созданные еще судебной реформой 1864 г., ликвидировались прокуратура и адвокатура, институт судебных следователей.
В феврале 1918 г. ВЦИК принял новый Декрет о суде (№ 2), расширивший подсудность местных судов. Новой инстанцией стали окружные суды, состоявшие из трех постоянных членов, и четырех народных заседателей (по гражданским делам) и двенадцати заседателей под председательством постоянного члена суда (по уголовным делам). Заседатели принимали решение не только об акте преступления, как это было в суде присяжных, но и о мере наказания.
Судебная система
Слайд 23В июле 1918 г. СНК принял Декрет о суде №
3, далее расширявший компетенцию местных судов (иски до десяти тысяч
рублей, наказания до пяти лет лишения свободы). Следственные комиссии переподчинялись местным советам. Кассационные жалобы рассматривали Советы местных народных судей, состоявшие из постоянных судей нижестоящих судов.
Декретом ВЦИК создавался в Москве Кассационный суд, рассматривавший жалобы на решения и приговоры окружных судов. В конце ноября 1918 г. ВЦИК утвердил Положение о народном суде РСФСР, которое унифицировало судебную систему Республики. Учреждалась единая форма суда — народный суд, состоявший из одного народного судьи и нескольких (двух или шести) заседателей.
Слайд 24С марта по май 1918 г. Наркомат юстиции разрабатывал проект
декрета о революционных трибуналах, который был принят СНК в мае
1918 г. Предписывалось сохранение ревтрибуналов только в крупных центрах и их упразднение в иных местах. Деление трибуналов по направлениям деятельности (по борьбе с контрреволюцией, спекуляций, по делам печати) также упразднялось. Была сделана попытка укрупнить и централизовать деятельность этих органов.
Тенденция к централизации системы проявилась также в создании центрального Революционного трибунала при ВЦИК (май 1918 г.) и кассационного отдела при ВЦИК, рассматривавшего жалобы и протесты на приговоры местных трибуналов (июнь 1918 г.).
Слайд 25С марта 1918 г. начинается формирование местных чрезвычайных комиссий, подчиненных
ВЧК. Им предоставлялось исключительное право на производство арестов, обысков, реквизиции
и конфискаций. Местные ЧК создавались в губерниях и уездах и к июлю 1918 г. существовали повсеместно.
Местные органы ВЧК образовывались местными советами на правах их отделов. Члены ЧК назначались и отзывались исполкомами местных советов. По вертикали местные ЧК подчинялись ВЧК.
Слайд 26Рабочая милиция возникла в ходе проведения вооруженного восстания в Петрограде
и формировалась на основе принципа добровольности. Этот принцип и был
закреплен в октябрьском Декрете 1917 г., подчинившим милицию советам.
Слайд 27Через год, в октябре 1918г. НКВД и Наркомюст приняли совместную
инструкцию «Об организации рабоче-крестьянской милиции», в которой определялись основные задачи
милиции: охрана общественного порядка, борьба с преступностью и др. Систему милиции возглавляло Главное управление рабоче-крестьянской милиции НКВД РСФСР. На местах (в губерниях и уездах) создавались местные управления милиции, находившиеся в двойном подчинении: НКВД и исполкомов местных советов.
Окончательно система милицейских органов сложилась к середине 1920 г.
Слайд 281 июня 1919 г. ВЦИК издал Декрет "Об объединении Советских
Республик: России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым
империализмом". Однако реализовать этот Декрет, по сути представлявший собой федеративный договор меду республиками, тогда не удалось, т. к. Советская власть в Прибалтике была вскоре свергнута.
Общая структура высших органов власти и управления во время войны изменений не претерпела. Регулярно (1 раз в год) собирались всероссийские съезды Советов. Функционировали ВЦИК, его Президиум и Совнарком.
В ноябре 1918 г., в силу необходимости, был создан Совет Рабочей и Крестьянской Обороны, преобразованный в апреле 1920 г. в Совет Труда и Обороны (СТО).
Развитие Советского государства и права
Слайд 29VIII съезд Советов (декабрь 1920 г.) подтвердил, что законодательными органами
являются Всероссийский съезд Советов, ВЦИК, его Президиум и СНК. Никакие
иные органы не имели права издавать законодательные акты общегосударственного значения.
Особое значение законности уделялось в постановлении VI Всероссийского съезда Советов "О революционной законности", которое призывало к строжайшему исполнению законов всех граждан и всех должностных лиц.
Нормализации правового положения местных органов власти удалось добиться на основе постановлений VII и особенно VIII Всероссийских съездов Советов "О советском строительстве". В 1920 г. был регламентирован статус низового звена Советов на основе Положения о волостных исполкомах и сельских Советах, изданного ВЦИКом.
Слайд 30Особыми органами власти были ревкомы, создававшиеся в прифронтовой полосе и
наделяемые чрезвычайными полномочиями. В отличие от Советов они не избирались,
а назначались.
Дальнейшее развитие и укрепление получили в эти годы правоохранительные органы, и, в первую очередь, милиция.
Основными задачами милиции были охрана революционного порядка и обеспечение соблюдения закона всеми гражданами. Милиция проводила дознание по уголовным делам, осуществляла в этих целях определенные процессуальные действия, выполняла поручения судебных и следственных органов, приводила в исполнение приговоры.
Уголовный розыск, созданный в начале 1918 г. был передан из НКЮ в ведение милиции. Сама милиция строилась на основе двойного подчинения. С одной стороны она подчинялась Главному управлению милиции в составе НКВД, с другой стороны губернским и уездным управлениям при местных исполкомах Советов.
Слайд 31Двойная система судебных органов - народные суды и революционные трибуналы
- также получила в этот период дальнейшее развитие. На них
возлагалась задача обеспечения подавления сопротивления свергнутых эксплуататоров, охрана завоеваний социалистической революции.
В ноябре 1918 г. было принято Положение о народном суде РСФСР, положившее начало перестройке судебной системы. В 1920 г. было издано новое положение, внесшее некоторые изменения в судоустройство и процесс.
В качестве суда второй инстанции выступал совет народных судей, состоявший из народных судей судебного округа (в границах губернии).
Развитие советского права осуществлялось по мере расширения советского законодательства. Уже осенью 1918 г. запрещаются ссылки на старые законы. Исключением явились мусульманские суды, сохранявшиеся в мусульманских районах страны, наряду с обычными советскими судами.
Слайд 32Основным источником возникновения права государственной собственности была национализация промышленности.
Декретом ВЦИК
от 24 августа 1918 г. отменялось право частной собственности на
недвижимость в городах.
Источником государственной собственности, помимо национализации, были реквизиции и конфискация.
Частная и личная собственность в этот период также продолжали существовать. Однако их размеры и свобода распоряжения ограничивались государством.
Гражданское право:
Слайд 33Кодекс законов о труде (декабрь 1918 г.) - впервые в
нем было провозглашено право граждан РСФСР на труд.
Кодекс регулировал порядок
найма и увольнения с работы, рабочее время и время отдыха, организацию охраны труда.
Кодекс закреплял вслед за Конституцией всеобщую трудовую повинность, т. е. устанавливал обязательность труда для всех трудоспособных граждан.
Трудовое право:
Слайд 34На усиление борьбы с контрреволюцией было направлено содержание нескольких декретов.
Другим
важным направлением развития уголовного права была борьба с воинскими преступлениями.
Особое внимание при этом обращалось на дезертирство.
Впервые в советском уголовном праве в разделе III давалось определение преступления и наказания.
- Преступлением считалось нарушение порядка общественных отношений, охраняемого уголовным правом. Здесь, несмотря на не вполне совершенное определение, указывается на важнейший признак преступления - общественная опасность, а отсюда и противоправность данного деяния.
Уголовное право:
Слайд 35В 1920 г. в соответствии с Новым Положением о народном
суде, принятого ВЦИКом институт следственных комиссий упразднялся. Их функции возлагались
на единоличных народных следователей, состоящих при народном суде. Следователи по важнейшим делам состояли при местных отделениях юстиции и при НКЮ.
Обвинение могли осуществлять не только обвинители, назначаемые губернскими исполкомами, но и общественные обвинители.
В качестве защитников могли выступать любые граждане, способные к защите по спискам, составляемым местными исполкомами, а также консультанты из отделов юстиции.
Слайд 36В соответствии с Новым положением о трибуналах, принятым Президиумом ВЦИК
в 1920 г. органы ВЧК лишались судебных функций и "внесудебных
полномочий", т. е. права применения внесудебных репрессий. Но одним из членов трибунала оставался представитель ЧК. Состав трибунала избирался на 3 месяца.
Хотя трибуналы имели чрезвычайный характер, тем не менее в них сохранились принципы гласности, состязательности и права подсудимого на защиту. Действовало также правило, по которому протест на мягкость приговора или оправдательный приговор мог быть принесен любым гражданином республики.
Слайд 37Таким образом, не смотря на чрезвычайные условия гражданской войны и
иностранной военной интервенции Советское государство и право продолжали развиваться и
укрепляться. В этом процессе участвовали как конституционные, так и чрезвычайные органы, созданные во время войны. Гражданская война и интервенция замедлили, но не остановили социалистических преобразований, осуществляемых практически на всей территории России.
ВЫВОД: