Слайд 1Особенности развития зрительного восприятия у детей с нарушением слуха
Выполнили студентки
НГПУ
Групп: 3.080.1.15, 3.080.3.15, 3.080.13.15
Далидович Т.А.,
Бубенкова А. В.,
Марчукова
Н.В.
Зрительное восприятие (англ. visual perception) - совокупность процессов построения зрительного образа мира на основе сенсорной информации, получаемой с помощью зрительной системы.
Слайд 3Глухой может воспринимать речь говорящего, опираясь, главным образом, на зрительные восприятия. Каждая
фонема нашего языка имеет свой соответствующий артикулярный образ. Глухой ребенок зрительно воспринимает и запоминает
этот образ. В дальнейшем в процессе длительных упражнений глухой может различать зрительно артикуляторные образы целых слов.
Слайд 4Большое значение для компенсации нарушений слуха приобретает зрительное восприятие. Развитие зрительного восприятия следует рассматривать в соответствии
с этапами его формирования в детском возрасте.
Процесс всякого познания начинается с ощущений и восприятий. В связи с потерей слуховых ощущений
и восприятий у глухих особую роль приобретают зрительные ощущения и восприятия.
Слайд 5Зрительный анализатор глухого ребенка становится ведущим, главным в познании окружающего
мира и в овладении речью. Зрительные ощущения и восприятия у
глухих детей развиты не хуже, чем у слышащих детей, а в ряде случаев даже лучше. Глухие дети часто подмечают такие детали и тонкости окружающего мира, на которые не обращает внимания слышащий ребенок. Слышащие дети чаще, чем глухие, путают и смешивают сходные цвета – синий, фиолетовый, красный, оранжевый. Глухие дети более тонко дифференцируют оттенки цветов. Рисунки глухих детей содержат больше частностей и деталей, чем рисунки слышащих сверстников. Более полными оказываются и рисунки по памяти. У глухих аналитический тип восприятия преобладает над синтетическим.
Слайд 6Зрительное восприятие формы предметов складывается в практической предметно-манипулятивной деятельности детей при одновременном овладении соответствующими обозначениями. У глухих
детей дошкольного возраста появляются целостные образы предметов, что дает им возможность справляться со складыванием разрезных картинок
из 2 — 5 частей. Способность складывать разрезную картинку указывает на наличие анализа и синтеза в процессе зрительного восприятия.
Слайд 7Для точного восприятия формы предмета важно выделять его контур. Умение узнавать предмет по контуру формируется постепенно,
так как требует определенного уровня развития анализа и абстракции. Узнавание глухими детьми контурных плоских изображений хорошо знакомых предметов формируется позднее, чем у слышащих
сверстников.
Слайд 8Особенности развития осмысленности восприятия отчетливо проявляются при анализе восприятия изображений, картин. На картине всегда изображена
какая-то часть действительности. Подбирая картинки, показывая их детям разного возраста, мы получаем возможность
судить о тех ступенях, через которые ребенок проходит в восприятии действительности. Восприятие изображений у слышащих детей формируется постепенно, при постоянном речевом общении со взрослыми, в то время как у глухих речевое общение нарушено и обеднено.
Слайд 9При восприятии изображений глухие дети испытывают затруднения в восприятии и понимании перспективных изображений,
пространственно-временных отношений между изображенными предметами; у них возникают трудности в восприятии предметов в движении, в необычном ракурсе, при восприятии контурных изображений; дети
не узнают предмет, если он частично закрыт другим.
Слайд 10По данным А. А. Венгера, Г. Л. Выгодской и Э.И.
Леонгард, половине детей 4-го года жизни удается сложить картинку из
двух-трех частей, из пяти частей — половине детей старше шести лет. Таким образом, более сложные процессы, требующие не только наличия зрительного образа, но и способности синтезировать целое, формируются у детей с нарушениями слуха медленнее, им труднее дается единый аналитико-синтетический процесс, а неполнота анализа часто приводит к неверному объединению элементов.
Слайд 11Для ребенка с нарушением слуха зрительное восприятие — это и главный источник представлений об окружающем мире,
и канал, обеспечивающий возможности общения с другими людьми, восприятия обращенной к нему речи. В процессе обучения
и воспитания у этих детей совершенствуется тонкость и дифференцированность зрительного восприятия, в том числе мимики, движений губ, лица и жестов партнеров по общению, изменений положения пальцев при дактилировании.
Слайд 12В условиях специально организованного обучения неслышащих детей учитываются особенности их внимания.
В основном,
используются приемы и средства обучения, адресованные к зрительному вниманию. В связи с этим
особым образом (полукругом) располагаются парты в классе, чтобы дети могли видеть друг друга и учителя, используются разнообразные наглядные средства. Также придается большое значение развитию слухового внимания детей, имеющих различную степень потери слуха, что достигается использованием звукоусиливающей аппаратуры и специальными коррекционными занятиями.
Слайд 13Чтение с губ, а также овладение произношением опираются на сукцессивное зрительное восприятие глухим произносимой
речи. Так называемое "глобальное чтение" — это своеобразное симультанное зрительное восприятие глухим ребенком
написанного слова, которое полностью находится в зрительном поле в отличие от сукцессивно появляющегося произносимого слова, воспринимаемого путем чтения с губ или слухом.
Слайд 14Оптический образ слова вызывается разными раздражителями: в одном случае его формирование опирается преимущественно на сукцессивное зрительное восприятие,
в другом — преобладают компоненты симультанного зрительного восприятия. В одном случае предметом восприятия является изображение написанного
слова, в другом — цепь сменяющих друг друга движений речевых органов или движений пальцев, помощью которых создается изображение слова. В каждом случае оптического восприятия участвует двигательный компонент в виде движений глаз. При чтении с губ участвуют речевые кинестезии, которые являются банальным компонентом формирования речи. Можно предположить, что при речевой деятельности характер взаимодействия речедвигательного анализатора со зрительным у глухих детей отличается от взаимодействия речедвигательного и слухового анализаторов у слышащих.
Слайд 15Комплекс дидактических игр, направленных на развитие слухового и зрительного восприятия
Слуховое
восприятие: О чем говорит дом?», «Узнай шум», «Волшебные коробочки», «Где
шумит?», «Барабан», «Сделай, как я», «Я сержусь», «Кто говорит?».
Зрительное восприятие: «Обмен одеждой», «Найди фигуру», «Какие предметы изображены?», «Найди отличия», «Что не нарисовал художник?», «Составь картинку», «Круг, треугольник, квадрат».