Разделы презентаций


Особенности тьюторского сопровождения в инклюзивном образовании

Содержание

ДЕТИ – ЖИВЫЕ ЦВЕТЫ ЗЕМЛИ !М.Горький

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Автор : Журавлева Наталья Николаевна,
заведующий, учитель-дефектолог
высшей квалификационной категории
МБКДУ «Психолого-медико-педагогическая

комиссия» г.Соликамска
2015 год
«Особенности
тьютерского сопровождения в инклюзивном образовании»

Автор : Журавлева Наталья Николаевна, заведующий, учитель-дефектологвысшей квалификационной категорииМБКДУ «Психолого-медико-педагогическая комиссия» г.Соликамска2015 год«Особенности тьютерского сопровождения в инклюзивном

Слайд 2ДЕТИ –
ЖИВЫЕ ЦВЕТЫ ЗЕМЛИ !
М.Горький



ДЕТИ – ЖИВЫЕ ЦВЕТЫ ЗЕМЛИ !М.Горький

Слайд 3Нормативные и нормативно- методические документы, регламентирующие инклюзивное образование
1. Конвенция о

правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября

1989 года.─ ООН 1990.
2 .Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации»
3. Федеральный закон 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р о Концепции дополнительного образования детей.
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р о Стратегии развития воспитания до 2025 г.
6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. № 68 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»




Нормативные и нормативно- методические документы, регламентирующие инклюзивное образование1. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи

Слайд 4Нормативные и нормативно- методические документы, регламентирующие инклюзивное образование
8. Постановление Главного

государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 июня 2003 г.

№ 118 (ред. от 03.09.2010) «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03» (вместе с «СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. 2.2.2. Гигиена труда, технологические процессы, сырье, материалы, оборудование, рабочий инструмент. 2.4. Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы».
9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 "Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
10.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Нормативные и нормативно- методические документы, регламентирующие инклюзивное образование8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3

Слайд 511.Письмо Минобрнауки России от 31 июля 2014 г. № 08-1002

«О направлении методических рекомендаций» (Методические рекомендации по реализации полномочий субъектов

Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования).
12. Приказ Минтруда России от 31.07.2015 N 528н "Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм»
13. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования«
14. Письмо Минобрнауки России от 31.07.2014 N 08-1002 "О направлении методических рекомендаций (вместе с "Методическими рекомендациями по реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению оказания государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования").
11.Письмо Минобрнауки России от 31 июля 2014 г. № 08-1002 «О направлении методических рекомендаций» (Методические рекомендации по

Слайд 6Региональная нормативная база инклюзивного образования

1. Указ Губернатора Пермского края от

24.05.2013 N 60 "Об утверждении Региональной стратегии действий в интересах

детей в Пермском крае на 2013-2017 годы»
2. Закон Пермского края от 12 марта 2014 года №308-ПК "Об образовании в Пермском крае"

Региональная нормативная база инклюзивного образования1. Указ Губернатора Пермского края от 24.05.2013 N 60

Слайд 7ФЗ- 273 «Об образовании в РФ»
Организация получения образования обучающимися с

ОВЗ.

Статья 79
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными

возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование :
специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;
специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов;
специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, предоставление услуг тьютора;
проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
ФЗ- 273 «Об образовании в РФ»Организация получения образования обучающимися с ОВЗ.Статья 79Под специальными условиями для получения образования

Слайд 8Преобразования, происходящие сегодня в системе российского образования, развитие инклюзивной практики

гарантируют равные права на получение образования и доступность общего образования

для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), выбора адекватного им образовательного маршрута.

Сегодня детям с ОВЗ вовсе не обязательно обучаться в специальных( коррекционных) образовательных учреждениях, они могут получит образование и лучше адаптироваться к жизни в обычной общеобразовательной школе.
Одним из наиболее важных условий успешности инклюзивного образования, является наличие системы сопровождения и поддержки детей с ОВЗ, в частности
тьюторское сопровождение.
Преобразования, происходящие сегодня в системе российского образования, развитие инклюзивной практики гарантируют равные права на получение образования и

Слайд 9ТЬЮТОР
Тьютор- наставник, опекун- новая специальность в нашем образовании.
Тьютор -

персональный сопровождающий ученика с ОВЗ.
Тьютор – помощник учителя.
Тьютор - второй

учитель в классе.


Тьюторское сопровождение
это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов обучающихся, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы.
ТЬЮТОР Тьютор- наставник, опекун- новая специальность в нашем образовании.Тьютор - персональный сопровождающий ученика с ОВЗ.Тьютор – помощник

Слайд 10 Принцип индивидуализации образования означает, что за учащимися остается право

на выстраивание собственного содержания образования, собственной образовательной программы. Здесь тьютор

сопровождает процесс построения и реализации ИОП.
Деятельность тьютора в логике индивидуального подхода направлена на преодоление трудностей в обучении, связанных с индивидуальными особенностями ученика, на поиск ресурсов.
Тьютор должен иметь высшее специальное образование в области специальной педагогики и специальной психологии, и, практической деятельности с детьми с ОВЗ; иметь практические представления о тех конкретных областях деятельности, которые имеют прямое отношение к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья. Достаточно высокие требования должны предъявляться к моральным и этическим качествам тьютора.
Принцип индивидуализации образования означает, что за учащимися остается право на выстраивание собственного содержания образования, собственной образовательной

Слайд 11Цель деятельности тьютора:
Создание таких условий обучения, при которых бы ребенок

с ОВЗ мог максимально эффективно усвоить образовательный стандарт при имеющихся

ограничениях.

Для реализации этой цели необходимо решение следующих задач:
Создание комфортных условий для нахождения в школе;
Конкретная помощь и организация доступа в школу, в класс;
Организация рабочего места, места отдыха и других мест, где бывает ребенок с ОВЗ;
Особый режим, временная организация образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребенка.
Работа с педагогическим коллективом, родителями, учениками с целью создания единой психологически комфортной образовательной среды.
Социализация- включение ребенка в среду сверстников, в жизнь класса, школы, формирования положительных межличностных отношений в коллективе.
Цель деятельности тьютора:Создание таких условий обучения, при которых бы ребенок с ОВЗ мог максимально эффективно усвоить образовательный

Слайд 12Основной задачей тьютера является:

Организация помощи детям с особыми образовательными потребностями

стать успешными в обществе. А это значит, что объектом сопровождения

становится сама жизнь детей с особенностями в развитии, главным аспектом которой в школе является создание условий для полноценной и качественной жизни человека со специальными нуждами в рамках образовательного пространства.
Тьютор может и должен сопровождать не только образовательный интерес ребенка с ОВЗ, но и его семью, сформировать вокруг ребенка с особыми образовательными потребностями толерантную к нему социо-культурную среду
Специалист работает индивидуально с ребенком и должен уметь организовать образовательный процесс с целым инклюзивным классом.
Основной задачей тьютера является:Организация помощи детям с особыми образовательными потребностями стать успешными в обществе. А это значит,

Слайд 13Направления деятельности тьютера:

Планирование системы образовательной, воспитательной и коррекционно- развивающей работы

с учащимися .

Сопровождение в рамках ИОП.

Мониторинг успешности проводимой деятельности.

Помощь учителю

в построении эффективного образовательного процесса.

Самообразование.
Направления деятельности тьютера:Планирование системы образовательной, воспитательной и коррекционно- развивающей работы с учащимися .Сопровождение в рамках ИОП.Мониторинг успешности

Слайд 14Роль тьютора в организации условий для формирования гармоничных отношений подопечного

с социумом школы

Роль тьютора в организации условий для формирования гармоничных отношений подопечного с социумом школы

Слайд 15Роль тьютора в организации условий для формирования гармоничных отношений подопечного

с социумом школы

Роль тьютора в организации условий для формирования гармоничных отношений подопечного с социумом школы

Слайд 16Роль тьютора в организации условий для формирования гармоничных отношений подопечного

с социумом школы

Роль тьютора в организации условий для формирования гармоничных отношений подопечного с социумом школы

Слайд 17Роль тьютора в образовательном процессе

Роль тьютора в образовательном процессе

Слайд 18Роль тьютора в образовательном процессе

Роль тьютора в образовательном процессе

Слайд 19Этапы организации тьюторского сопровождения:

- сбор информации о ребенке;
-анализ полученной информации

и собственные наблюдения;
- совместная с другими специалистами выработка рекомендаций и

составление ИОП ( индивидуального образовательного плана работы с ребенком);
- решение поставленных задач;
- анализ ситуации развития ребенка, корректировка стратегии;
Этапы организации тьюторского сопровождения:- сбор информации о ребенке;-анализ полученной информации и собственные наблюдения;- совместная с другими специалистами

Слайд 20Предварительный этап включает в себя:
получение запроса на сопровождение.

Решение

сопровождения может осуществляться по заявлению родителей ( законных представителей) ребенка

с ОВЗ и /или на основании заключения ПМПК
на данном этапе идет ознакомление тьютора с результатами диагностики ребенка, проведенной специалистами, с медицинской картой ребенка, утвержденным образовательным маршрутом, встречается со специалистами и представителями ПМПК для получения рекомендаций по индивидуальному образовательному плану.
Установление контакта с ребенком, с его родителями ( законными представителями). Тьютору необходимо ознакомить родителей с функциональными обязанностями, где четко определены ответственность и обязанности сторон, в рамках общего договора между родителями и образовательным учреждением.
Предварительный этап включает в себя: получение запроса на сопровождение. Решение сопровождения может осуществляться по заявлению родителей (

Слайд 21Адаптационный этап, где идет повседневная, последовательная работа тьютора и ученика

по вхождению в образовательный процесс и социальную жизнь, постепенное включение

ребенка в различные учебные и внеучебные ситуации.

Под адаптацией понимается также приспособление к нуждам ребенка с ОВЗ: помещений школы, режим дня, учебных программ, методических пособий.
Сроки адаптации детей в школе очень индивидуальны и зависят от индивидуальных особенностей развития. Они варьируются в пределах нескольких месяцев, у некоторых детей могут растягиваться до года.
На этом этапе ведется индивидуальная работа с ребенком по формированию личностной мотивации к обучению. Важным моментом является на данном этапе – вхождение ребенка с ОВЗ в коллектив.
Адаптационный этап, где идет повседневная, последовательная работа тьютора и ученика по вхождению в образовательный процесс и социальную

Слайд 22Основной этап.

Освоившись в новой среде, при условии постоянного получения

положительной эмоциональной поддержки, ребенок с ОВЗ переходит на новый этап,

который характеризуется снижением тревожности и напряжения, Это этап взаимодействия с ребенком по поводу и в ходе обучении, и оценка первых результатов.
Теперь акцент тьюторства переносится в сферу углубления социализации и коррекционно- развивающего обучения.
Здесь важно поддерживать мотивацию ребенка, дать ему возможность почувствовать свои успехи.
Хочется отметить, что помощь должна быть разумно дозирована, носить направляющий характер и побуждать ребенка к самостоятельности.
Основной этап. Освоившись в новой среде, при условии постоянного получения положительной эмоциональной поддержки, ребенок с ОВЗ переходит

Слайд 23Этап отслеживания результатов обучения и развития ребенка с ОВЗ.

На данном

этапе проводится диагностика в процессе обучения, наблюдения в ходе внеклассной

деятельности. Дается анализ и оценка первых результатов, оценка ресурсов и дефицитов в интеллектуальной, коммуникативной и других сферах деятельности ребенка, при необходимости вносятся коррективы в иоп.
На каждом этапе тьютор информирует родителей и всех участников образовательного процесса об успехах и неудачах в обучении и социализации ребенка, проводит мониторинг усвоения содержания обучения, анализ результатов
При необходимости тьютор организует консультации ребенка у специалистов ПМПК, школы: логопедов, дефектологов, психологов и т.п.
Этап отслеживания результатов обучения и развития ребенка с ОВЗ.На данном этапе проводится диагностика в процессе обучения, наблюдения

Слайд 24Завершающий этап
должен стать постепенный выход сопровождающего из посреднической роли тьютора,

предоставление ребенку максимальной самостоятельности в учебе с последующей отсроченной оценкой.
Выход

тьютора из системы или уменьшение его влияния является критерием его эффективности.

Проблемы, связанные с появлением тьютора в классе

Не все учителя готовы к появлению на своих уроках другого высококвалифицированного специалиста.
Учитель пока не очень точно представляет, в чем суть работы тьютора.
Завершающий этапдолжен стать постепенный выход сопровождающего из посреднической роли тьютора, предоставление ребенку максимальной самостоятельности в учебе с

Слайд 25Основные формы тьюторского сопровождения:

индивидуальная консультация ( беседа);
групповая консультация;

учебный тьюторский семинар, который
проходит 1 раз в месяц

в удобное для школьников
и утвержденное администрацией школы время;
тренинг.
В тьюторской деятельности чаще используются
коммуникативные и мотивационные тренинги.
Выбор форм, методов и технологий тьюторской работы является индивидуальным выбором тьютора и определяется возрастными и личностными особенностями детей.
Основные формы тьюторского сопровождения: индивидуальная консультация ( беседа); групповая консультация; учебный тьюторский семинар, который  проходит 1

Слайд 26Документация тьютора:
Должностная инструкция;
Положение о тьюторском сопровождении детей с

ОВЗ в инклюзивном классе, школе ( детском саду);
Договор с

родителями и ОУ на тьюторскую услугу;
План работы тьютора;
Журнал консультаций с родителями;
Журнал учета групповых форм работы;
Программа работы тьютора с группой;
Индивидуальный образовательный план;
Дневник наблюдения. Заполняется ежедневно, где фиксируются учебные достижения и проблемы, взаимоотношения со сверстниками, учебный процесс и внеклассная деятельность
Документация тьютора: Должностная инструкция; Положение о тьюторском сопровождении детей с ОВЗ в инклюзивном классе, школе ( детском

Слайд 27Успешность тьюторской деятельности зависит от многих факторов:
психологическая готовность администрации

и коллектива ОУ к инклюзии, понимание основных ценностей инклюзивной деятельности,

согласия с ними;
наличие необходимых специалистов или договоренности о психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ специалистами из ПМПК, ПМПЦ;
наличие специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ
Проблемы, связанные с учениками с ОВЗ:
Учитель не понимает специфики нарушений развития каждого конкретного ребенка.
Учитель не понимает, ПОЧЕМУ ребенок ведет себя не так, как все.
Учитель воспринимает ребенка как непредсказуемого в своем поведении.
Некоторые чрезмерно проявленные интересы и привязанности к какой- либо идее ученика с ОВЗ приводят учителя в растерянность.
Восприятие ребенка как «больного».
Учитель не знает, как оценивать ребенка, который не усваивает школьную программу. Ориентация в обучении ребенка на результат, а не на процесс.
Учителя находят общий язык с детьми с особенностями развития, но при этом, сами являясь родителями детей, не хотят, чтобы их дети учились с такими детьми.

Успешность тьюторской деятельности зависит от многих факторов: психологическая готовность администрации и коллектива ОУ к инклюзии, понимание основных

Слайд 28Благодарим за внимание!
Успехов в работе!

Благодарим за внимание!Успехов в работе!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика