Слайд 2Сущность особых экономических зон (ОЭЗ)
Особая экономическая зона –
часть национальной территории (иногда выделенной из общей таможенной территории государства),
имеющая расширенную самостоятельность в решении хозяйственных вопросов, особый режим управления и преференциальные условия экономической деятельности для иностранных и национальных предпринимателей.
Слайд 5Определение особых экономических зон в
законодательстве РФ
Промышленно-производственная ОЭЗ - часть
территории, определяемая Правительством РФ, на которой действует особый режим предпринимательской
деятельности в области производства и (или) переработки товаров (продукции) и их реализации.
Технико-внедренческая ОЭЗ - часть территории, устанавливаемая Правительством РФ, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, создания и реализации научно-технической продукции, доведения ее до промышленного применения, включая изготовление, испытание и реализацию опытных партий, а также создания программных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных и оказания услуг по внедрению и обслуживанию таких продуктов и систем.
Слайд 6 Промышленно-производственные особые экономические зоны создаются на участках территории,
которые имеют общую границу и площадь которых составляет не более
чем двадцать квадратных километров.
Технико-внедренческие особые экономические зоны создаются не более чем на двух участках территории, общая площадь которых составляет не более чем три квадратных километра
Особая экономическая зона, за исключением туристско-рекреационной особой экономической зоны, не может располагаться на территориях нескольких муниципальных образований. Особая экономическая зона, за исключением туристско-рекреационной особой экономической зоны, не должна включать в себя полностью территорию какого-либо административно-территориального образования
Местоположение ОЭЗ
Слайд 7География промышленно-производственных и технико-внедренческих ОЭЗ
Г. Санкт-Петербург
Зеленоград
Грязинский р-н, Липецкая область
Г. Дубна,
Московская область
Г. Елабуга, Р. Татарстан
Г. Томск
Слайд 8Принципы организации ОЭЗ
Разнообразие организационных форм ОЭЗ
Приоритетная поддержка развития отраслей с
высокой добавленной стоимостью, инновационностью и мультипликативностью
Стимулирование развития смежных отраслей и
сопредельных территорий
Прозрачность и конкурентность при принятии решений о присвоении статуса ОЭЗ
Невмешательство государства в непосредственную реализацию инвестиционных проектов на территории ОЭЗ
Поддержка создания не только федеральных, но и региональных и муниципальных ОЭЗ
Органичное сочетание в ОЭЗ предприятий малого и крупного бизнеса
Источник: Об актуальных вопросах развития и оптимизации функционирования особых экономических зон. – М.: РСПП, 15 февраля 2007 г.
Слайд 10Цели создания ОЭЗ
Развитие обрабатывающих отраслей экономики
Развитие высокотехнологичных отраслей, производства новых
видов продукции
Развитие транспортной инфраструктуры
Развитие туризма и санаторно-курортной сферы
ФЗ
«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
«ОБ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 3 июня 2006 года N 76-ФЗ
Слайд 11Преференции резидентам технико-внедренческих и промышленно-производственных зон
Технико-внедренческие зоны
Промышленно-производственные зоны
Ускоренная амортизация (с
коэффициентом не выше 2-х)
Право полностью перенести убытки предыдущего налогового периода
на текущий год
Базовая ставка ЕСН снижена до 14%
Резиденты ОЭЗ освобождаются от региональных (на имущество, транспортный) и местных (земельного) налогов на пять лет
В ОЭЗ действует режим свободной таможенной зоны – иностранные товары размещаются и используются в пределах территории ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин и НДС
«Дедушкина оговорка» - гарантия от неблагоприятного изменения законодательства о налогах и сборах (кроме подакцизных товаров)
Слайд 12Преференции резидентам
туристстко-рекреационных ОЭЗ
Туристско-рекреационные зоны
Ускоренная амортизация (со специальным коэффициентом не
выше 2-х)
Право переноса убытков предыдущего периода на текущий год в
полном объеме (для остальных налогоплательщиков – не более 50% налоговой базы)
Право уменьшения ставки налога на прибыль, зачисляемого в региональный бюджет, с 17,5% до 13,5%
Освобождение на 5 лет от уплаты налога на имущество организации и земельного налога
«Дедушкина оговорка»
Слайд 13Позитивные эффекты ОЭЗ
Агломерационная экономия в рамках ОЭЗ
Внешние эффекты для предприятий,
находящихся вне ОЭЗ
Функционирование группы предприятий, специализирующихся во взаимосвязанных сферах деятельности,
на определенной территории, способствует снижению общего уровня издержек
Предприятия, находящиеся вне ОЭЗ, имеют возможность получения заказов от компаний-резидентов ОЭЗ, а также технологий, разработанных в рамках ОЭЗ
Слайд 14Сущность туристско-рекреационной деятельности
это деятельность:
по строительству, реконструкции, эксплуатации объектов туристской индустрии, объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан;
туристская деятельность и деятельность по разработке месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добыче и использованию, в том числе деятельность по санаторно-курортному лечению и профилактике заболеваний, медицинской реабилитации, организации отдыха граждан, промышленному розливу минеральных вод
Какой-либо иной деятельностью резиденты ОЭЗ заниматься не вправе. Кроме того, им запрещено иметь филиалы и представительства за пределами ОЭЗ.
Слайд 15География ОЭЗ
туристско-рекреационного типа
Калининградская область
Краснодарский край
Ставропольский край
Алтайский край
Республика Алтай
Республика
Бурятия
Иркутская область
Слайд 16Основные цели создания ОЭЗ
туристско-рекреационного типа:
увеличение доли туристского сектора и
смежных отраслей в ВВП России и обеспечение за счет этого
диверсификации экономики;
стимулирование развития депрессивных регионов с низким промышленным потенциалом;
повышение занятости населения (в 2016 году планируется создать в 7 ОЭЗ около 64 тыс. рабочих мест, а с учетом мультипликативного эффекта в смежных отраслях - около 155 тыс. рабочих мест);
улучшение здоровья и качества жизни населения за счет роста доступности получения гражданами Российской Федерации туристских и санаторно-курортных услуг;
рост туристских потоков (с 3 млн. до 9,7 млн. туристов к 2016 году);
сохранение окружающей среды, природных и культурных ценностей;
развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры.
Слайд 17Потребность ОЭЗ ТР в бюджетных средствах до 2016 г., %
к итогу
ОЭЗ «Алтайская Долина»
Слайд 18Планируемый объем внебюджетных инвестиций (до 2016 г.), % к итогу
ОЭЗ
«Алтайская Долина»
ОЭЗ «Новая Анапа» в Краснодарском
Слайд 19Общий объем финансирования, необходимый для создания ОЭЗ ТР
До 2016 года
на создание и развитие семи особых экономических зон туристско-рекреационного типа
потребуется - 325,2 млрд. рублей, в том числе из федерального бюджета около 44,5 млрд. рублей (13,6% от всего объема)
Федеральный бюджет
44,5 млрд. рублей
Бюджеты субъектов
15,2 млрд. рублей
Местные бюджеты
5,1 млрд. рублей
Внебюджетные источники
260,4 млрд. рублей
Слайд 20Портовые ОЭЗ
Целью создания портовых особых экономических зон на
территории Российской Федерации является стимулирование развития портового хозяйства и развитие
портовых услуг, конкурентоспособных по отношению к зарубежным аналогам.
Портовые особые экономические зоны создаются на территориях морских (речных) портов, открытых для международного сообщения и захода иностранных судов, территориях аэропортов, открытых для воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, а также на территориях, предназначенных для расширения или строительства порта (аэропорта).
Законом устанавливаются особенности портовых особых экономических зон, в частности возможность их создания на территориях нескольких муниципальных образований, а также на земельных участках, находящихся во владении и в пользовании граждан и юридических лиц. В отличие от других типов особых экономических зон, создаваемых на 20 лет, портовые особые экономические зоны создаются на 49 лет.
Слайд 21Резиденты портовых ОЭЗ могут выполнять только портовую деятельность, к которой
относятся:
погрузочно-разгрузочные работы;
складирование и хранение товаров, а также оказание транспортно-экспедиторских
услуг;
снабжение и снаряжение судов или воздушных судов, в том числе судовыми припасами, бортовыми запасами, оснащение судов или воздушных судов;
ремонт, техническое обслуживание и модернизация морских и речных судов, воздушных судов, авиационной техники, в том числе авиационных двигателей и других комплектующих изделий;
переработка водных биологических ресурсов;
операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке (упаковка, переупаковка, деление на партии, маркировка и тому подобные операции;
простые сборочные операции и иные операции, осуществление которых существенно не изменяет состояние товара, в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации;
биржевая торговля товарами;
оптовая торговля товарами;
обеспечение функционирования объектов инфраструктуры портовой особой экономической зоны.
Слайд 22ОЭЗ в Калининградской области
- территория Калининградской области, на
которой действует специальный правовой режим осуществления хозяйственной, производственной, инвестиционной и
иной деятельности. Резидентом зоны может являться юридическое лицо, зарегистрированное и ведущее основную хозяйственную деятельность на территории Калининградской области, включенное в единый реестр резидентов ОЭЗ, и реализующее инвестиционный проект с объемом капитальных вложений не менее 150 млн. рублей, в срок, не превышающий трех лет со дня принятия решения о включении юридического лица в реестр.
( Федеральный закон № 16-ФЗ от 10.01.2006 г. «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»).
Слайд 23Преференции резидентам ОЭЗ в Калининградской области
Налоговые преференции
Снижение налога на прибыль:
первые 6 лет – ставка налога 0%, с 7 по
12 годы – ставка налога в части отчисления в региональный бюджет уменьшена на 50%
Снижение налога на имущество организаций: первые 6 лет – ставка налога 0%, с 7 по 12 годы – ставка налога на имущество организаций уменьшена на 50%
Льготный порядок предоставления земельного участка, необходимого для реализации инвестиционного проекта
Освобождение от земельного налога сроком на пять лет
Размер арендной платы, определенный в день заключения договора аренды на срок реализации инвестиционного проекта, не может изменяться в течение всего срока действия договора аренды
Таможенный режим свободной таможенной зоны - таможенный режим, при котором иностранные товары ввозятся на территорию Калининградской области и используются на этой территории без уплаты таможенных пошлин и налогов
Упрощенный порядок оформления виз
Слайд 24Преимущества ОЭЗ в Калининградской области и угрозы ее развитию
Преимущества
Угрозы
Близость к
потенциальным рынкам сбыта продукции и «полюсам роста международного уровня» (Санкт-Петербург,
Копенгаген, Стокгольм)
Наличие железнодорожных путей европейского стандарта, связывающие область с европейской системой железных дорог
Наличие мощной образовательной и научной базы
Отсутствуют ограничения на оборот товаров, помещенных под режим свободной таможенной зоны и продуктов их переработки на территории Калининградской области.
Неурегулированность статуса Калининградской области во взаимоотношениях Российской Федерации и Европейского Союза
Энергодефицитность региона
Отставание развития транспортной инфраструктуры от сопредельных государств
Несбалансированность рынка труда, выраженная в несоответствии структуры рабочих мест и специализации рабочей силы
Слайд 25ОЭЗ в Магаданской области
Особая экономическая зона в
Магаданской области - территория, которая расположена в административных границах города
Магадана и на которой в соответствии с Федеральным законом устанавливается особый правовой режим хозяйственной деятельности. Участники Особой экономической зоны - юридические лица и граждане - индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории Особой экономической зоны, получившие регистрационные свидетельства, осуществляющие основную хозяйственную деятельность и имеющие не менее 75% основных фондов на территории Магаданской области.
(Федеральный закон от 31.05.99г. № 104-ФЗ “Об Особой экономической зоне в Магаданской области”, закон Магаданской области от 29.06.99г. № 75-ОЗ “Об Особой экономической зоне в Магаданской области” )
Слайд 26Преференции резидентам ОЭЗ в Магаданской области
Налоговые преференции
В период с 2006
года до конца 2014 года участники ОЭЗ освобождаются от уплаты
налога на прибыль, причём только в отношении прибыли, инвестируемой в развитие производства и социальной сферы на территории Магаданской области
Таможенные льготы
Иностранные товары размещаются и используются в границах ОЭЗ без взимания таможенных пошлин и налогов (до 31.12.2014 г.)
Иностранные товары, ввозимые с территории города в другие районы Магаданской области, освобождаются от ввозных таможенных пошлин и других платежей, за исключением таможенных сборов. Однако эта льгота распространяется не на все иностранные товары, а только на те, которые приобретены участниками ОЭЗ для собственных нужд (а не для перепродажи).
Иностранные товары, которые вывозятся из ОЭЗ на территорию других субъектов Российской Федерации, освобождаются от ввозных таможенных пошлин при условии прохождения этими товарами переработки на территории Магаданской области в соответствии с “критерием достаточной переработки”, после которой они расцениваются как российские.
Слайд 27Проблемы организации ОЭЗ в РФ
Мировой опыт подтверждает эффективность создания комплексных
ОЭЗ. Вместе с тем, возможность получения одним регионом двух и
более ОЭЗ различных типов в РФ пока остается крайне незначительной.
Инструмент ОЭЗ в России сложно использовать для развития депрессивных и слаборазвитых регионов. В то же время, за рубежом механизм ОЭЗ выполняет задачу поддержки отстающих регионов.
Существующий механизм заключения соглашений с резидентами (инвесторами) ОЭЗ (особенно ОЭЗ ТР) и их отбор являются недостаточно прозрачными.
Администрация ОЭЗ совмещает административный контроль над инвесторами с оказанием им платных договорных услуг.
Резиденты промышленно-производственных зон вправе осуществлять на территории ОЭЗ только промышленно-производственную деятельность. В минимальных капиталовложениях резидентов (10 млн. евро) не учитываются вложения в нематериальные активы.
Проблемы усиления структурных диспропорций (отток кадров и инвестиций из соседних с ОЭЗ районов)