Слайд 1От призрения к осознанию возможности обучения
(XII в. - 70-80
гг. XVIII в.)
Слайд 2Хронология важнейших событий политической, экономической и культурной жизни
(1198 г.
- 70-80 гг. XVIII в).
Слайд 3От призрения церковного к светскому.
Слайд 4Средневековый город: “полноценное большинство” охраняет свою жизнь и права
Гражданское право
уделяло большое внимание имущественным спорам. Необходи- мость определять дееспособность их
участников, в том числе претендентов на наследство, побудила законодателей зафиксировать права слабоумных и душевнобольных.
Первым таким документом можно считать Акт короля Англии "De praerogative regis" (1255 - 1290), вводящий строгое разграничение между помешанным и идиотом, что имело принципиальное значение для имущественных претензий.
"Человек, лишенный понимания со своего рождения - идиот - не имел имущественных прав.»
Слайд 5Первые ростки терпимости к “инаковыглядящим” и “инакомыслящим”.
Слайд 6Инквизиция: люди с отклонениями в развитии приравниваются к политическим врагам.
Слайд 7Реформация: отношение к инвалидам не меняется.
Парадоксально, что великие идеологи Реформации
Мартин Лютер (1483 - 1546) и Жан Кальвин (1509 -
1564), находясь в оппозиции к официальному Риму, в отношении к аномальным людям исповедовали взгляды своих ярых врагов - инквизиторов.
Слайд 8Эпоха Возрождения: новый взгляд на людей с отклонениями в развитии.
"...
никому не могут быть поставлены в вину глупость и условия
пола, как нельзя ставить в вину телесные недостатки и уродства ибо если при таких условиях и имеются недостатки и ошибки, то приписать это должно природе, а не отдельному лицу.»
(с)Джордано Бруно (1548 - 1600)
Слайд 9«В стране у нас блуждает ведь немало
Бедламских нищих, что безумно
воют
И в руки онемелые втыкают
Булавки, гвозди, ветки розмарина
И страшные на вид по деревням .........
То с бешеным проклятьем, то с молитвой
Сбирают подаянье»
монолог Эдгара из трагедии В.Шекспира "Король Лир" (1605)
Слайд 10Рубикон перейден: первые попытки индивидуального обучения глухонемых.
Нидерландец Рудольф Агрикола (1443
- 1485) одним из первых пришел к выводу, что обучаемость
глухого имеет не мистическую природу, а является результатом специального педагогического воздействия
Слайд 11Бенедиктинский монастырь Св. Сальвадора, расположенный недалеко от Бургоса на севере
страны, первым начал оказывать систематическую индивидуальную помощь детям с нарушением
слуха.
Слайд 12"Я получил учеников, глухих и немых от рождения, являющихся сыновьями
знатных людей, которых я учил говорить, читать, писать и считать;
молиться, помогать при проведении мессы, осваивать доктрины христианства;
а также знать, как исповедоваться самостоятельно с помощью речи; некоторые из них освоили латынь, другие - латынь и греческий, они понимают итальянский; один ученик был посвящен в сан, имеет приход и отправляет службы;
кроме того, ученики получили знания по натуральной философии и астрологии; один добился успехов в управлении поместьем; еще один вступил в армию, и в дополнение к другим своим достижениям освоил все виды оружия, стал превосходным наездником.
И сверх того, некоторые ученики стали велики-ми знатоками истории Испании и других стран, сведущими в науках, политике и дисциплинах, в возможности освоения которых Аристотель им отказал«
Отчет Педро Понсе де Леона