Слайд 1Отбор содержания образования
Нормативные документы
Слайд 2Нормативные документы
Федеральный закон об образовании РФ
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)
общего образования
Основная образовательная программа (ООП)
Учебный план
Рабочая программа дисциплины
Слайд 3Содержание понятия
Стандарт в переводе с английского означает норму, образец, мерило.
Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве
государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.
Государственный стандарт общего образования - это нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса ( в том числе к его материально-техническому, учебно-лабораторному, информационно-методическому, кадровому обеспечению).
Слайд 4Функции гос.стандарта образования
социального регулирования,
гyманизации образования,
управления,
повышения качества образования
Слайд 5стандарты образования
Федеральные государственные образовательные стандарты (за исключением федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования) являются основой объективной оценки соответствия установленным
требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения.( п.2,ст.11 Закона об образовании)
Слайд 6Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают
1) единство образовательного пространства Российской Федерации;
2)
преемственность основных образовательных программ;
3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня
образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;
4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.(п.1, ст.11)
Слайд 7
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
основной документ, определяющий образовательный уровень, который должен
быть достигнут выпускниками независимо от форм получения образования.
основной документ,
в котором определены конечные результаты образования по учебному предмету. Составляется для каждого этапа образования.
(Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю., 2003)
Слайд 8Назначение образовательного стандарта
разработки примерных основных образовательных программ;
разработки программ учебных предметов, курсов,
учебной литературы, контрольно-измерительных материалов;
организации образовательного процесса в образовательных учреждениях;
разработки нормативов
финансового обеспечения образовательной деятельности образовательных учреждений;
осуществления контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования;
проведения государственной (итоговой) и промежуточной аттестации обучающихся;
построения системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении;
организации деятельности работы методических служб;
аттестации педагогических работников и административно-управленческого персонала государственных и муниципальных образовательных учреждений;
организации подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников образования.
Слайд 9Назначение государственного стандарта общего образования
Обеспечение равных возможностей для всех граждан
в получении качественного образования;
Обеспечение единства образовательного пространства в Российской
Федерации
Стандартом определяются цели и задачи предметного образования, представления, умения и навыки, которыми предстоит овладеть учащимся, технология проверки результатов образования;
(Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю., 2003)
Слайд 10Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:
1) структуре
основных образовательных программ и их объему;
2) условиям реализации основных образовательных
программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) результатам освоения основных образовательных программ.
Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.(п.3,4 ст.11)
Слайд 11Структура ФГОС
федеральный компонент обеспечивает единство образовательного пространства в стране, включает
образовательные области и базовые предметы общенационального и общекультурного значения и
является обязательной частью содержания общего среднего образования.
национально-региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями региона. Он отвечает потребностям и интересам народов нашей страны и позволяет организовать занятия, направленные на изучение природных, социокультурных и экономических особенностей региона, национального (родного) языка и национальной литературы.
(Закон “Об образовании”)
Слайд 12Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (75%)
основная часть государственного стандарта
общего образования, обязательная для всех государственных, муниципальных и негосударственных образовательных
учреждений Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.
Федеральный компонент устанавливает:
обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования;
требования к уровню подготовки выпускников;
максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, а также нормативы учебного времени.
Слайд 13Структура ФГОС (продолжение)
Школьный компонент позволяет обеспечить вариативность образования, а также
учесть образовательные потребности учащихся, местные условия, возможности конкретного образовательного учреждения.
Ученический компонент позволяет индивидуализировать обучение школьников в соответствии с особенностями их развития, состояния здоровья, интересов и склонностей; позволяет реализовать новые формы и приемы организации образовательного процесса, обеспечивающие личностную ориентацию, включая организацию индивидуальной и групповой поисково-исследовательской работы и активно-двигательной деятельности учащихся.
Слайд 14Стандарты высшего профессионального образования
стандарты первого поколения (утверждались с 2000 года
и именовались государственными образовательными стандартами);
стандарты второго поколения (утверждались с 2005
года и именовались государственными образовательными стандартами), ориентированные на получение студентами знаний, умений и навыков;
стандарты третьего поколения (утверждаются с 2009 года), согласно которым высшее образование должно вырабатывать у студентов общекультурные и профессиональные компетенции.
Слайд 15ФГОС ВПО
предназначен для обеспечения качества образования.
состоит из федерального
и национально-регионального компонента.
Федеральный компонент включает:
1) общие требования к основным образовательным
программам высшего и послевузовского профессионального образования;
2) требования к обязательному минимуму содержания основных образовательных программ, к условиям их реализации, к уровню подготовки выпускников;
3) сроки освоения основных образовательных программ;
4) максимальный объем учебной нагрузки обучающихся.
Содержание национально-регионального компонента определяется высшим учебным заведением самостоятельно.
Для реализации каждого ФГОС образовательное учреждение должно разработать основную образовательную программу (ООП), включающую учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочные и методические материалы
Слайд 16Основная образовательная программа
определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию
образовательного процесса на ступени основного общего образования
направлена на формирование общей
культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.
может включать как один, так и несколько учебных планов, в том числе с указанием профиля обучения. (Проект ФГОС ОС, 2011)
Слайд 17Структура ООП ВПО
учебный план
рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин
(модулей)
программы практик
календарный учебный график
методические материалы
Закон РФ
«Об образовании», Ст.7
Слайд 18Учебный план образовательного учреждения
Федеральный базисный учебный план - нормативный
правовой акт, устанавливающий перечень учебных предметов и объём учебного времени,
отводимого на их изучение по ступеням общего образования и учебным годам.
Учебный план обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет максимальный объем нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей по классам (годам обучения).
Структура учебного плана учреждения
основной (инвариантный) модуль,
вариативный модуль,
модуль индивидуальных занятий.
Слайд 19Виды учебных планов
Базисный – это основной нормативный документ, являющийся составной
частью стандарта и утверждаемый Министерством образования Российской Федерации.
Типовые планы носят
рекомендательный характер. Они разрабатываются на основе госстандарта и являются едиными для всех учебных заведений одного профиля.
Рабочий план, который составляется в соответствии с особенностями учебного заведения.
Слайд 20Учебный план преподавания психологии
1) перечень учебных дисциплин, изучаемых по данной программе;
зависит от направления подготовки и профиля обучения.
2) распределение по семестрам и
последовательность их изучения;
3) трудоемкость их изучения (часы и з.е.);
4) формы учебных занятий (лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа);
5) виды промежуточной и итоговой аттестации (экзамен, зачет, реферат, тестирование, курсовая или дипломная работа).
Слайд 21Учебная (рабочая) программа
Учебная (рабочая) программа — созданный в рамках системы
обучения документ, определяющий содержание конкретной учебной дисциплины, распределение их по
темам, разделам и периодам обучения.
Конкретизация содержания образования, определяемого учебной программой, происходит в учебниках, учебных пособиях и методических указаниях. (Охрана труда, 2007)
Слайд 22Виды и особенности учебных программ
Типовые, обязательные для всех учебных заведений
одного профиля.
Рабочие, адаптированные к тому или иному учебному заведению с
учетом его особенностей.
Авторские, не имеющие аналогов, но отражающие Государственный образовательный стандарт.
Программы могут иметь два способа их построения:
концентрический, при котором осуществляется возвращение к ранее изученному и на его основе строится наращивание знаний;
линейный, в нем вся тема раскрывается один раз и возвращение к пройденному не практикуется, оно осуществляется только на итоговых или обобщающих занятиях.
Слайд 23Учебная (рабочая) программа:
1) наименование учебной дисциплины, категорию студентов, для которой
она предназначена, информацию о том, кем и когда подготовлена;
2) пояснительную записку,
в которой описываются значимость дисциплины в рамках образовательной программы, предмета, требования к знаниям и умениям студентов, формы и методы контроля и оценки знаний;
3) краткое описание содержания изучаемых тем (все темы курса с указанием количества часов на каждую тему по каждому виду работы: лекций, семинаров, практических, самостоятельных);
4) список литературы, на которую опирается преподаватель при раскрытии содержания курса.
Слайд 24Учебник
Учебник - книга, излагающая основы научных знаний по определенному учебному
предмету в соответствии с учебной программой и предназначенная для целей
обучения». (А.В. Мижерчиков, 1996).
Учебник - книга, излагающая основы научных знаний по определенному учебному предмету в соответствии с целями обучения, установленной программой и требованиями дидактики (Г.М. и А.Ю. Коджаспировы, 2000).
Учебник - книга, в которой систематически излагаются основы знаний в определенной области на уровне современных достижений науки и культуры, основной и ведущий вид учебной литературы (Российская педагогическая энциклопедия)
Слайд 25Структура учебника
основной текст, содержащий определения, их раскрытие и словесную интерпретацию,
описания наблюдаемых явлений, результатов экспериментов, выводы, а также разнообразный иллюстративный
материал (графики, диаграммы, таблицы, рисунки, схемы);
введение или предисловие, в которых авторы дают общие сведения о том, какие задачи решает тот или иной учебник, какова его структура, круг пользователей, а также о том, как работать с предлагаемой книгой;
заключение, являющееся своеобразным конечным пунктом или результатом, итогом приведенного в основном тексте рассмотрения;
приложения, содержащие разнообразный справочный фактический материал, который по тем или иным причинам неудобно и нецелесообразно поместить в основном тексте.
Слайд 26Характеристики учебника
Доступность
Современность (не старше 5 лет).
Научность (учебный, научно-популярный и научный
тексты).
Вопросы и задания для самоконтроля после каждой темы.
Задания практического плана
(задачи, анализ жизненных ситуаций, проектирование действий и т.д.).
Необходимое количество наглядного материала, иллюстрирующего теоретические положения.
Четкий шрифт, позволяющий чтение без напряжения органов зрения.
Оптимальный объем учебника.
Слайд 27Литература
Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь., 2003 г.
Федеральный
закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 23.07.2013)
"Об образовании в Российской
Федерации"
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=149753
Стандарт в переводе с английского означает норму, образец, мерило.
Портал «российское образование»