Слайд 1ОТЕЧЕСТВЕННАЯ АРХИТЕКТУРА РУБЕЖА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА
Слайд 2ииконникови
иконников
ЦИТАТЫ ИЗ КНИГИ А.В. ИКОННИКОВА ДАЮТСЯ ПО ИЗДАНИЮ:
Слайд 5Доходные дома получили распространение в Европе уже к концу XVIII
в.
Многоэтажные здания имели единообразную ячеистую структуру. Просторные поверхности фасадов,
«перфорированные» сплошным ритмом окон, давали архитектору возможность оперировать градостроительным масштабом, по примеру древнеримских зодчих. Фасад стал градостроительным элементом.
Доходный дом на Каменноостровском проспекте, Санкт-Петербург, 1899 – 1904, арх. Лидваль Ф. И.
Слайд 6Всемирная выставка 1900 года (фр. Exposition Universelle) проводилась в Париже
(Франция) с 15 апреля по 12 ноября 1900 года.
Крупные строительные
проекты, приуроченные к открытию, активно использовали большепролетные металлические конструкции.
Вокзал Д`Орсе в Париже (ныне – музей Д`Орсе)
Слайд 7Пальма Мерцалова — выкованное из рельса в конце XIX века
кузнецом Алексеем Ивановичем Мерцаловым с помощником-молотобойцем Филиппом Федотовичем Шкариным изображение
пальмы, награждённое на Парижской международной промышленной выставке 1900 года премией Гран-при.
Представляла продукцию металлургического завода «Новороссийского общества каменноугольного, железного и рельсового производств»
Слайд 8Каслинский чугунный павильон
Павильон был создан для Всемирной выставки в Париже
1900 года по проекту архитектора из Санкт-Петербурга Евгения Евгеньевича Баумгартена.
Павильон был представлен на выставке в качестве выставочной витрины заводов Кыштымского горного округа, в состав которых тогда входил Каслинский чугунолитейный завод.
Слайд 9Вокзал.
Проблемы архитектуры отразились в диалектической оппозиции: Фасад – дебаркадер
Фасад Московского
вокзала в Санкт-Петербурге. Арх. Константин Андреевич Тон (1794 – 1881).
Построен в 1844-1851
Слайд 10Большепролетные конструкции из железа. Дебаркадер Царскосельского вокзала в Санкт-Петербурге (ныне
– Витебский вкз). Построено в 1904 году по проекту академика
архитектуры С. А. Бржозовского. В строительстве участвовал гражданский инженер С. И. Минаш
Слайд 11РОПЕТ (Иван Николаевич Петров) 1845-1908
Баня – теремок в Абрамцево 1877-1878
Слайд 14Русско-византийский, русский, неорусский, псевдорусский…стиль
Постройки Константина Андреевича Тона в Москве
Храм Христа
Спасителя.
1837 - 1883
Большой Кремлевский дворец
1839 - 1849
Оружейная палата
1844 -
1851
Слайд 15Верхние торговые ряды (ныне здание ГУМа), 1890—1893, архитектор Александр Никанорович
Померанцев), здание Исторического музея, 1875—1881, архитектор Владимир Иосифович Шервуд), завершившие
ансамбль Красной площади в Москве
Слайд 16Чарлз Ренни Макинтош (лидер школы Глазго) 1868 - 1928
ФАСАД ШКОЛЫ
ИСКУССТВ В ГЛАЗГО
1897 - 1909
Иконников
Слайд 19Московская архитектурная выставка "нового стиля", которой мы посвятим наш иллюстрированный
пост, проходила в Москве с декабря 1902 по январь 1903
года под патронажем великой княгини Елизаветы Фёдоровны (1964-1918) - супруги московского генерал-губернатора Сергея Александровича. Эта выставка, по авторитетному мнению Марии Владимировны Нащокиной "стала первой программной выставкой искусства модерна в России
Слайд 20Немецкий Веркбунд (нем. Deutscher Werkbund) — производственный союз. Основан в
1907 в Мюнхене (Германия). Объединение архитекторов, мастеров декоративного искусства и
промышленников. Цель — реорганизация строительства и художественных ремёсел на современной промышленной основе.
В 1906 году в Дрездене прошла III Немецкая выставка прикладного искусства, которая выявила, что на смену экспрессивному югендстилю стал приходить более строгий язык дизайна, в котором особое значение придаётся, прежде всего, функциональным качествам изделий. На выставке были представлены образцы, созданные в тесном сотрудничестве дизайнеров с известными прикладными мастерскими (например, с «Дрезденской мастерской ремесленного искусства»). Выставленные работы были значительно более утилитарны, чем те, которые ранее экспонировались в Дрездене на подобных выставках. Этот факт стал наглядной иллюстрацией сформировавшегося убеждения дизайнеров в том, что единственным способом изготовления большого количества хорошо сконструированных и сделанных вещей, которые при этом были бы доступны по цене, является промышленное производство.
Пропагандируя это направление, выставка отводила главное место новому эстетическому и социальному аспекту дизайна и послужила катализатором создания Немецкого производственного союза (Немецкого Веркбунда)
Слайд 25иконников
иконников
Проект Курзала на Минеральных водах. Колоннада. 1909
Слайд 26Проект Курзала на Минеральных водах. Колоннада. 1909
Слайд 27Рим. Строительство памятника Виктору-Эммануилу II. 1910
Слайд 28И. Фомин. Дом С.С.Абамелек-Лазарева в С.-Петербурге. 1912-1914
Слайд 30И. А. Фомин. Загородный дом А. А. Половцева на Каменноостровском
проспекте в С-Петербурге. 1911-1912
Слайд 31Архитекторы Чагин Владимир Иванович. Шене Василий Иванович. Дача Гаусвальд на
Каменном острове. С-Петербург.1898
Дача Гаусвальд на Каменном острове общепризнанно считается первым
произведением «нового стиля» в Петербурге. Этот памятник архитектуры представляет собой один из редчайших примеров модерна в деревянном зодчестве и считается первым в России зданием в стиле модерн. Архитектура дома воплотила многие характерные черты стиля - подчеркнутую асимметрию, изломанные линии портала и крыши. Прототипом послужила архитектура английских коттеджей.