Слайд 1
Отечественная школа и педагогики во второй половине 20века
Слайд 2
План
1. Этапы развития школы и системы образования в советский
период.
2. Представители творческой педагогики советского периода.
3. Педагогическая деятельность
и воспитательная система А.С. Макаренко.
4. Педагогическое наследие В.А. Сухомлинского.
Слайд 3Рекомендуемая литература
Гриценко, Л.И. Педагогические идеи А.С. Макаренко за
рубежом / Л.И. Гриценко // Педагогика. – 2004. – №
7. – С. 76–84.
Горленко, В.П. Развитие педагогической мысли в России и Беларуси : практическое руководство / В.П. Горленко. – Гомель : УО "ГГУ им. Ф. Скорины", 2006. – 79 с.
Джуринский, А.Н. История педагогики : учеб. пособие для студ. педвузов / А.Н. Джуринский. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 432 с.
Джуринский, А.Н. Развитие образования в современном мире : учеб. пособие / А.Н. Джуринский. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 200 с.
История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. : учеб. пособие для пед. учеб. заведений / под ред. А.И. Пискунова. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 512 с.
Капранова, В.А. История педагогики : учеб. пособие / В.А. Капранова. – 3-е изд., испр. – М. : Новое знание, 2007. – 240 с.
Очерки по истории советской школы и педагогики. 1921–1931 / под ред. Ф.Ф. Королева, В.З. Смирнова. – М. : Учпедгиз РСФСР, 1961. – 308 с.
Сухомлинский В.А. О воспитании : золотой фонд педагогики / сост. Д.И. Латышина. – М. : Школьная Пресса, 2003. – 192 с.
Шацкий, С.Т. Избранные педагогические сочинения : в 2 т. Т. 1 / под ред. Н.П. Кузина и др. – М. : Педагогика, 1980. – 304 с.
Харламов, И.Ф. Теория нравственного воспитания (Ист. и современ. проблематика и основные пед. идеи) / И.Ф. Харламов. – Минск : Изд-во БГУ, 1972. – 364 с.
Слайд 41. Этапы развития школы и системы образования в советский период.
В советский период сформировалась система воспитания, которая выдвигала на первый
план политико-идеологическую доктрину образования личности, жестко подчиненной интересам общества. Впервые в истории России и населявших ее народов образование становилось всеобщим, бесплатным и доступным каждому, вне зависимости от социальной, национальной или расовой принадлежности.
Однако безоглядный отказ новых властителей от «старой» образовательной системы по идеологическим причинам затруднил возможности развития педагогической науки в обстановке свободной идейной полемики, что было характерно для отечественной педагогики предшествующего столетия.
В истории отечественной школы и педагогики советского периода выделяют следующие этапы:
1. 1917 - начало 1930-х г.
2. 1930-е г.
3. 1941-1945 гг.
4. 1945-1991 гг.
Слайд 5Первый этап: 1917 - начало 1930-х г.
1918 г.: новое государство
издает документы, в которых излагаются цели, задачи и программа школьного
образования: «Обращение наркома по просвещению», «Основные принципы единой трудовой школы», «Положение о единой трудовой школе РСФСР».
Началось разрушение существовавшей до 1917 года системы образования:
уничтожались прежние структуры школьного управления,
закрывались частные учебные заведения,
было запрещено преподавание древних языков и религии.
Во главе школьного дела были поставлены видные деятели РКП(б):
Н.К. Крупская,
А.В. Луначарский,
М.Н. Покровский.
Слайд 6Новые документы о школе
На протяжении 1918 г. вышел ряд правительственных
документов, которые должны были стать законодательной основой школьной реформы:
об
отделении церкви от государства и школы от церкви;
о праве нерусских народов открывать учебно-воспитательные учреждения с преподаванием на родном языке;
о введении во всех типах школ совместного обучения и др.;
Об отмене экзаменов, наказаний и поощрений, выборность учителей.
Слайд 7"Положением о единой трудовой школе" и "Декларацией о единой трудовой
школе" (октябрь 1918 г.) вводилась единая система совместного и бесплатного
общего образования с двумя ступенями:
1-я ступень - 5 лет обучения
2-я ступень - 4 года обучения.
Провозглашались:
право всех граждан на образование независимо от расовой, национальной принадлежности и социального положения,
равенство в образовании женщины и мужчины,
школа на родном языке,
безусловность светского обучения,
обучение на основе соединения с производительным трудом.
Слайд 8Система образования в Советской России
и СССР (1917-1934)
Слайд 9Система образования в 1930-е гг.
В 1930 г. было введено
как обязательное начальное (четырехклассное обучение).
В 1930-е гг. в СССР была
проведена радикальная реорганизация системы школьного образования. Постановление «О структуре начальной и средней школы в СССР» (1934) определило унифицированную структуру школьного образования с преемственностью ее ступеней. В стране были установлены следующие типы школ: начальная школа (4 года); неполная средняя школа (7 лет); полная средняя школа (10 лет).
Сильные стороны реформ 1930-х гг.:
появление стройной структуры преемственных подсистем (от начальной до высшей),
регулярное предметное обучение, единый режим занятий,
введение стандартных программ и учебников.
Недостатки новой системы, которые в дальнейшем отрицательно повлияли на школу:
безальтернативность и чрезмерная унификация принципов, содержания и организации учебного процесса,
отказ от дифференциации в обучении.
Слайд 10Советская школа и система образования в послевоенное время (1945-1991)
В послевоенные
годы приоритетом школьной политики в СССР стало всеобщее начальное и
семилетнее обучение. Процесс введения всеобщего среднего образования проходил в несколько этапов:
1 этап: меры по улучшению материально-технической базы школ (строительство новых зданий, выпуск новых учебных пособий, оснащение оборудованием учебных кабинетов и т.п.);
2 этап: пересмотр содержания образования в средней школе, перестройка учебно-воспитательного процесса (изменение учебных планов, предусматривающих систематическое изучение основ наук с 4-го класса, введение факультативных курсов с 7-го класса, а также дифференцированного обучения в старших классах некоторых школ);
3 этап: принятие Устава школы (1970), который определил типы учебных заведений, дающих полное среднее образование: общеобразовательные полные средние школы (9–10 кл.); средние специальные учебные заведения (техникумы);средние профессионально-технические училища – ПТУ, школы рабочей и сельской молодежи (9–11 кл.).
Слайд 11
1. Шацкий Станислав Теофилович (1878-1946)
В 1920-е годы Шацкий стал крупнейшим
теоретиком педагогической мысли, его главная заслуга состоит в том, что
он впервые в России целостно рассмотрел влияние условий среды на социализацию ребенка.
Создатель экспериментальных учебно-воспитательных учреждений «Сеттльмент» (1906), «Бодрая жизнь» (1911), где он вел поиск новых форм и методов воспитательной работы с детьми. После революции Шацкий развернул теоретическую и опытно-экспериментальную работу по созданию школы нового типа. На базе педагогического коллектива Первой опытной станции (1919-1932) он организовал научную школу. Шацкому принадлежит первенство в разработке таких вопросов, как:
самоуправление школьников;
лидерство в детском сообществе;
функционирование школы как комплекса учреждений, реализующих преемственность и целостность в воспитании;
сформулировал принцип самоценности детства: учебный процесс, по его мнению, должен строиться только в соответствии с закономерностями развития ребенка и в тесной взаимосвязи с окружающей средой.
Слайд 12Макаренко Антон Семенович
(1888-1939)
Основные педагогические труды:
«Книга для родителей» (1937)
«Методика организации
воспитательного процесса» (1938)
«Лекции о воспитании детей» (1938)
Основные педагогические идеи:
Цель
воспитательной работы определяется закономерностями общественного развития, целью и задачами борьбы советского народа за коммунизм, политикой Коммунистической партии и Советского государства в области коммунистического воспитания.
Педагогика должна учить тому, как воспитывать человека нового общества.
Никакое педагогическое средство не может быть объявлено постоянным, полезным и действующим всегда одинаково эффективно. Никакая система воспитательных средств не может быть установлена навсегда.
Слайд 13Блонский Павел Петрович (1884–1941)
Разработал:
основы трудовой политехнической школы, обосновал ее
концепцию;
развил идеи обучения и воспитания на основе знаний закономерностей
развития ребенка, уважения его личности, потребностей и интересов, разностороннего умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания детей.
В работе «Трудовая школа» (1919) он сформулировал принципы, не потерявшие своей актуальности: связь трудового обучения с общим образованием, связь содержания общего и политехнического образования с современным состоянием науки и др.
Слайд 143. Педагогическая деятельность и воспитательная система А.С. Макаренко.
Основные педагогические труды:
«Педагогическая
поэма»
«Методика организации воспитательного процесса»
«Лекции о воспитании детей»
«Флаги на
башнях»
«Книга для родителей»
Слайд 15Краткая биография А.С. Макаренко
А.С.Макаренко родился 1 марта 1888 года в
городке Белополье Харьковской губернии.
В 1895 году поступил учиться в
Белопольскую школу, а затем в 1901 году в Кременчугское четырехклассное училище.
В 1905 году получил свидетельство, которое удостоверяло его звание учителя начальных училищ с правом преподавания в сельских двухклассных училищах Министерствах народного просвещения.
В 1914 году блестяще сдав вступительные экзамены, был зачислен студентом Полтавского учительского института.
В 1916 году призвали в царскую армию, в марте 1917 года сняли с военного учета из-за близорукости. В сентябре 1920 стал заведующим Полтавской колонией для правонарушителей.
С 1920 года возглавил трудовую коммуну им. Ф. Э. Дзержинского.
1 апреля 1939 года А.С. Макаренко внезапно умер от разрыва сердечной мышцы.
Слайд 16Теория воспитательного коллектива
А.С. Макаренко
коллективная методика целесообразного организационного строения коллектива
воспитанников,
взаимоотношения личности и коллектива,
самоуправление,
дисциплинирование,
формирование общественного мнения
как регулятора отношений в коллективе,
непрерывное выдвижение перспектив перед ним,
укрепление и развитие традиций и др.
Слайд 174. Педагогическое наследие
В.А. Сухомлинского.
Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970) родился 28
сентября на Украине, возле села Павлыш под Кременчугом, в крестьянской
семье. После окончания рабфака был принят в Полтавский педагогический институт. В 17 лет он стал учителем начальной школы; в 1939 г. закончил институт по специальности украинский язык и литература.
В Великую Отечественную войну был тяжело ранен — осколки снаряда остались у него в груди навсегда.
В 1947 г. вернулся в родные края и стал директором Павлышской средней сельской школы, написал 38 книг и десятки неопубликованный рукописей. До самой смерти (33 года) проработал Сухомлинский директором Павлышской школы и назвал эти годы «большим, ни с чем не сравнимым счастьем».
Слайд 18Основные даты жизни и педагогической деятельности В.А. Сухомлинского
1918 — Василий
Александрович Сухомлинский родился.
1939 — окончил Полтавский педагогический институт.
1947-1970 — директор
Павлышской школы.
1958 — защитил кандидатскую диссертацию.
1968 — избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР.
1970 — Василий Александрович Сухомлинский скончался.
Основные работы:
1956 — «Воспитание коллективизма у учеников».
1961 — «Духовный мир школьника».
1969 — «Сердце отдаю детям».
1969 — «Павлышская средняя школа».
1971 — «Рождение гражданина».
Слайд 19Основные педагогические идеи
В.А. Сухомлинского
Главные цели воспитания — свободное
развитие ребенка как активной личности, раскрытие индивидуальности;
идеи гуманистической педагогики;
идеи
соединения физического и умственного труда школьников на основе опытнической, поисковой деятельности, прерогативы освоения учащимися средств познания над собственно знаниями;
трактовка формирующейся личности как самоценности, понимание воспитания как феномена, в значительной степени независимого от требований общества.
Слайд 20РЕЗЮМЕ
А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинский воспитывали своих воспитанников в коллективе, стремились к
творческому развитию детей, считали игру приоритетной деятельностью дошкольников и младших
школьников, ставили цели работы, рассчитанные на далекую перспективу, считали первостепенным нравственное воспитание детей в семье и коллективе. Различие в их теориях было только в отношении к личности ребенка. Для Сухомлинского – это было личноориентированное отношение к каждому ребенку в коллективе, с системой только положительных оценок. Для Макаренко – отношение к ребенку как части коллектива, где личное совпадает с общим. Он считал, что каждый человек в коллективе может оценить другого и должен быть сам готов отвечать перед коллективом и получить свою оценку, как положительную , так и отрицательную. Сухомлинский был против отрицательных оценок.