Слайд 1Отечественные теории развивающего обучения
ЛЕКЦИЯ
Слайд 2План:
Теория Эльконина, Занкова;
Теория Эльконина – Давыдова
Теория Гальперина: поэтапное
формирование умственных действий
Слайд 3Литература:
Зимняя И.А. «Педагогическая психология»;
М.В. Матюхина «Возрастная и педагогическая психология»;
Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского.
Талызина
Н.Ф. «Педагогическая психология».
Слайд 4ВОПРОС 1:ТЕОРИЯ Л.В.ЗАНКОВА
Опора теории: идея Л.С.Выготского о том, что есть
зона актуального развития и зона ближайшего развития;
Считал, что особое
внимание необходимо обращать на зону ближайшего развития.
Слайд 5Критика принципов традиционного образования:
неоправданно лёгкий учебный материал;
Неоправданно медленный темп
изучения;
однообразное повторение;
Скудность теоретического материала;
Ориентация на навыки
ВОПРОС 1:ТЕОРИЯ Л.В.ЗАНКОВА
Слайд 6Принцип «опережающего обучения»:
вся эффективная организация обучения направлена на активизацию,
развитие мыслительной деятельности обучаемого, формирование способности самостоятельно добывать знания в
сотрудничестве с другими обучаемыми ,т.е. саморазвиваться.
ВОПРОС 1:ТЕОРИЯ Л.В.ЗАНКОВА
Слайд 7В основу педагогической системы Л.В.Занкова заложены принципы:
принцип обучения на высоком
уровне трудности (сложности). Реализация этого принципа предполагает соблюдение меры трудности,
преодоление препятствий, осмысление взаимосвязи и систематизацию изучаемых явлений;
принцип ведущей роли теоретических знаний, согласно которому отработка понятий, отношений, связей внутри учебного предмета и между предметами не менее важна, чем отработка навыков;
ВОПРОС 1:ТЕОРИЯ Л.В.ЗАНКОВА
Слайд 8принцип осознания обучаемыми собственного учения. Принцип направлен на развитие рефлексии, на
осознание самого себя как субъекта учения.
принцип работы над развитием
всех учащихся. Должны быть учтены индивидуальные особенности, но обучение должно развивать всех.
ВОПРОС 1:ТЕОРИЯ Л.В.ЗАНКОВА
Слайд 9Принципы самой теории Занкова:
высокий уровень трудности;
Ведущая роль теоретических знаний.
Линейное посторенние учебных программ;
Продвижение в изучении материала быстрыми темпами с
непрерывным повторением и закреплением умственных действий;
осознание школьниками хода умственных действий;
ВОПРОС 1:ТЕОРИЯ Л.В.ЗАНКОВА
Слайд 10Воспитание у учащихся положительной мотивации учения и познавательных интересов. Включение
в процесс обучения эмоциональной сферы;
гуманизация взаимоотношений учителей и учащихся
в учебном процессе;
Развитие каждого учащегося в коллективе.
ВОПРОС 1:ТЕОРИЯ Л.В.ЗАНКОВА
Слайд 11Итог:
Данная система акцентирует внимание учителя на развитии у детей умения
мыслить, наблюдать, действовать практически.
ВОПРОС 1:ТЕОРИЯ Л.В.ЗАНКОВА
Слайд 12ВОПРОС 2:Теория Д.Б.Эльконина ,В.В.Давыдова. (Теория содержательного обобщения и формирования учебной
деятельности)
Опора: идея Л.С.Выготского о том ,что обучение осуществляется на
усвоении знаков. Человек развивается только тогда, когда оперирует знаками и понятиями.
Слайд 13ВОПРОС 2:Теория Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова
Критика традиционного обучения:
Низкий объем знаний;
Обучение от
частного к общему.
Давыдов выделил два типа знаний:
Эмпирические знания;
Теоретические знание.
Слайд 16В основе развивающего обучения школьников, по мнению В. В. Давыдова
и Д. Б. Эльконина, лежит теория формирования учебной деятельности и
ее субъекта в процессе усвоения теоретических знаний посредством выполнения анализа, планирования и рефлексии.
ВОПРОС 2:Теория Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова
Слайд 17Основные принципы теории:
дедукция на основе содержательных обобщений;
содержательный анализ;
содержательное абстрагирование;
теоретическое содержательное обобщение;
восхождение от абстрактного к
конкретному;
содержательная рефлексия.
ВОПРОС 2:Теория Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова
Слайд 18Ход обучения:
знакомство с предлагаемой научной ситуацией или задачей;
ориентировка в ней;
образец
преобразования материала;
Слайд 19Ход обучения:
фиксация выявленных отношений в виде предметной или знаковой модели;
определение
свойств выделенного отношения, благодаря которым выводятся условия и способы решения
исходной задачи, формулируются общие подходы к решению;
наполнение выделенной общей формулы, вывода конкретным содержанием.
Слайд 20Основные методологические подходы:
Отрицание концентрического построения учебных программ;
Непризнание универсальности использования
конкретной наглядности в начальной школе;
Свобода выбора и вариативность домашних заданий,
имеющих творческий характер.
Слайд 21Особенностями урока в данной системе являются:
Коллективная мыслительная деятельность;
Диалог;
Дискуссия;
Деловое общение учеников;
Только
проблемное изложение знаний.
Слайд 22ВОПРОС 3: П.Я.ГАЛЬПЕРИН: ПОЭТАПНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
П.Я.Гальперин выделил 5 этапов:
Вводно - мотивационный;
Этап формирования действий в материальной форме;
Этап речевого
действия;
Этап выполнения речевого действия про себя;
Этап умственного действия.
Слайд 23I этап: вводно-мотивационный:
действие еще не выполняется, оно только подготавливается;
Обучаемый знакомится с действием и условиями его выполнения.
Слайд 24I этап вводно-мотивационный:
Он осмысливает цель действия, его объект, систему ориентиров
и знания, на которые необходимо опираться, выполняя действие.
Составляется схема
ориентировочной основы действия. Обучающий раскрывает содержание ориентировочной основы действия, анализируя условия его выполнения и, используя ранее сформированные действия, составляет ориентировочную основу нового действия.
Слайд 25II этап формирования действий в материальной форме:
действие выполняется в материальной
форме с развертыванием всех входящих в него операций.
На этом этапе
не должно быть большого числа однотипных задач. В противном случае результатом их решения будет «досрочное» сокращение и автоматизация действия. Это затруднит освоение действия в 3 этапе;
Для облегчения перевода действия в речевую форму выполняемые операции полезно проговаривать, формулировать в речи все, что выполняется практически.
Слайд 26III этап речевого действия:
Направлен на формирование действия как речевого.
На
этом этапе все элементы действия представлены в форме социализированной речи.
действие проходит дальнейшее обобщение, но остается еще не автоматизированным и не сокращенным.
Слайд 27Речевое действие, так же, как и материальное, обязательно должно быть
освоено в развернутом виде.
Все операции, входящие в него, должны
не только приобрести речевую форму, но и быть освоенными в ней.
Здесь также не следует стремиться к автоматизму.
III этап речевого действия:
Слайд 28IV ЭТАП ВЫПОЛНЕНИЯ РЕЧЕВОГО ДЕЙСТВИЯ ПРО СЕБЯ:
проговаривает весь процесс решения
задачи, но делает это про себя, без внешнего проявления, беззвучно.
действие по основным характеристикам ничем не отличается от речевого, но затем начинает быстро сокращаться и автоматизироваться.
Сокращение и автоматизация действия свидетельствуют о том, что его формирование переходит на заключительный этап.
Слайд 29V ЭТАП УМСТВЕННОГО ДЕЙСТВИЯ:
Действие быстро сокращается и автоматизируется;
Становится недоступным самонаблюдению.
Оно превращается в навык.