Слайд 1Оценка эффективности PR
Исследование эффективности PR относится к разряду оценочных и
проводится по стандартной модели системного анализа. То есть изучаются отдельные
компоненты PR-программы: данные "на входе" - процесс их обработки - данные "на выходе".
Слайд 2Одною из наиболее распространенных является следующая классификация подходов к оценке
результативности PR (разработано Томом Ватсоном из Hallmark Public Relations
- коммерческие
(промышленные) методы, применяемые обоснования бюджетных расходов на PR;
- методы простой эффективности, применяемые для оценки полученных результатов;
- методы оценки реализации целей, применяемые для оценки степени достижения поставленных целей.
Слайд 4Дерево оценки
IPR представляет дерево оценки как «новый эффективный способ
оценки эффективности PR- кампаний и программ»
Однако на деле, «Дерево»
страдает той же проблемой, что и некоторые ранние модели, т.е. не описывает методологию оценивания, либо описывает ее слишком кратко . Тем не менее, «дерево» весьма наглядно иллюстрирует что необходимо оценивать.
Слайд 5основные уровни оценки эффективности:
Программный. Уровень специальных программ PR -
таких как медиа-рилейшнз, маркетинговые коммуникации, внутрикорпоративный PR, GR и прочие.
Функциональный.
Оценка эффективности интегрирования стратегий программного уровня в общее управление организацией.
Слайд 6основные уровни оценки эффективности:
3.Организационный. PR строит хорошие долговременные
отношения с целевыми группами, а исследование может быть проведено для
выяснения качества этих отношений.
4.Социальный. Вопрос социальной ответственности предприятий и демонстрации ее через деятельность в рамках 1-го, 2-го и 3-го уровней.
Слайд 8Модель Тульчинского
Основная суть теории Георгия Тульчинского сводится к
тому, что он предлагает разделять виды эффективности, и для каждого
из видов рассчитывать свои показатели, которые позже можно свести к общему
Слайд 9Модель Тульчинского
1) как отношение затрат к полученным результатам (Э=Р/З), выражающее экономичность
использования средств и ресурсов — эффективность тем выше, чем меньшие затраты
позволяют получать один и тот же результат;
2) как отношение результата к преследовавшимся целям (Э=Р/Ц), выражающее степень реализации целей деятельности — эффективность тем выше, чем в большей степени результаты соответствуют целям;
Слайд 10Модель Тульчинского
3) как отношение целей к реальным потребностям, проблемам (Э=Ц/П), выражающее
степень рациональности выдвигаемых целей — эффективность тем выше, чем в большей
степени цели решают реальные проблемы.
Условно
эти виды эффективности могут быть подразделены на «экономичность», «результативность» и «целесообразность». Итоговое выражение эффективности
Э = Ц/П х Р/Ц х Р/З
может быть упрощено
Э = Р/П х Р/З.
Слайд 12 Однако недостатком этой модели является то, что не
определены конкретные методы и системы измерения, не понятно, как данная
модель может быть применена на практике.
Слайд 13 По мнению специалистов Комиссии по измерению и оценке эффективности PR
Института связей с общественностью (США), не существует одной простой и
всеобъемлющей технологии измерения эффективности/результативности PR-деятельности
Слайд 14 В соответствии с "Инструкцией по измерению эффективности
PR-программ и PR- деятельности" нужно употреблять один или несколько из
нижеприведенных методов:
- контент-анализ текстов СМИ;
- анализ киберпространства;
- исследование эффективности выставок и других корпоративных событий,
- исследования и эксперименты, которые требуют применение отдельного инструментария (опросов и анкетирования, фокус-групп, исследований на основе наблюдений, проведения ролевых игр).
Слайд 15 Сам процесс оценки эффективности PR-программы, предложенный Комиссией, состоит из 5
этапов:
1. Определение конкретных целей и задач программы;
2. Измерение непосредственных результатов
PR деятельности (подразумеваются краткосрочные результаты, например, связанные с освещением в СМИ)
Слайд 16 3. Измерение восприятия PR-влияния (подразумевается изменение уровня осведомленности
целевой аудитории после проведения PR-программы)
4. Измерение последствий PR-программы (подразумевается диагностика
изменений общественного мнения и, возможно, модели поведения целевой аудитории)
5. Измерение коммерческих и/или организационных результатов.
Слайд 17 Однако на практике чаще применяются упрощенные модели оценки, основанные на
подсчете количества упоминаний в СМИ, влияния PR-активности на объем продаж
и таком неоднозначном методе, как рекламный эквивалент (AVE). Методология AVE предполагает, что площадь (эфирное время), которое занимают PR-материалы оценивается по стоимости аналогично размещенной рекламы.
Слайд 18 Тогда относительный рекламный эквивалент равен:
Коэффициент AVE = Стоимость
аналогично размещенной рекламы/стоимость PR -кампании
Слайд 19 Реклама и PR - это две разные формы
коммуникации: рекламные сообщения контролируются заказчиком, а PR-сообщения не содержат непосредственной
ссылки на заказчика, им не контролируются, и как результат, завоевывают больше доверия адресата. Невозможно прямо купить место всех редакционных статей и эфирное время, например, выпуска теленовостей. Поэтому основывать свои выводы только на подсчете AVE было бы более чем опрометчиво.
Слайд 20 Важно сразу же выбрать правильную методологию и
инструментарий. При этом необходимо:
1. Оценивать PR в увязке с
другими положениями корпоративной стратегии.
Необходимо ставить измеримые цели, которые согласованы с общими заданиями бизнеса, четко определить целевую аудиторию, содержание сообщений, которые должны быть до нее донесены, и желаемые каналы коммуникации.
Слайд 21 2. Тщательно проверять причинно-следственные связи
Необходимо быть осторожным, оценивая влияние
PR-усилий на объем продаж или прибыль. Очень тяжело сказать, зависят
полученные результаты от проведенной PR-кампании или от действия других факторов. Проверка влияния PR-события на уровень продаж требует учет влияния ежегодных долгосрочных тенденций: как общеотраслевых, так и присущих данной конкретной компании.
Слайд 22 3. Комплексно оценивать PR-влияние
Рекламный эквивалент как и любой другой
отдельно применяемый метод оценки имеет низкий уровень достоверности. Научно обоснованные
программы измерения должны быть сосредоточены как на краткосрочном, так и на долгосрочном влиянии PR.
Слайд 23 4. Воспринимать измерение как интегрирующую часть всех PR усилий, которая
стоит денег.
Измерение эффективности и результативности PR-усилий важно, как для
PR-профессионалов, так и для их клиентов. Наличие этого компонента повышает качество PR-обслуживания, с одной стороны, и качество принятия управленческих решений, с другой. Поэтому стоимость оценочных исследований необходимо включать в состав бюджетных расходов.
Слайд 24 Формативные и оценочные методы исследований обеспечивают PR специалистов
необходимыми данными и системой показателей, для выполнения тестирования, сравнения результатов,
и других отчетных методик современного маркетинга. Эти методы выстраивают в один ряд PR и управленческие стратегии.