Слайд 1Православные праздники в изобразительном искусстве
Макашкина Алина Михайловна.
Педагог дополнительного образования МБОУ ДО «Центр детского
творчества» г. Чебоксары.
Слайд 2Задайте вопрос детям: «Что вы знаете о светлом празднике Пасха?».
Часто дети отвечают: «Это праздник когда красят яйца, угощают друг
друга… ». Но истинного смысла праздника не знают.
Когда я была ребёнком, я думала , что «Покров» – праздник в честь выпадения первого снега. Конечно, сейчас я понимаю и знаю, «Покров» празднуется не в честь выпадения первого снега, а в честь Пресвято́й Богоро́дицы, которая «покрывает нас честным Своим покровом и избавляет нас от всякаго зла, молящи Сыну Своего Христу Богу нашему, спасти души наша».
Да и сейчас, наверное детям интересно будет знать, что «Яблочный Спас» - это праздник Преображения Господне…
Слайд 3Введение.
В дни светлых православных праздников мы ходим в церковь, благоговейно
совершаем молитвы, исполняемся радостью.
В данной презентации мне захотелось рассказать
о истории возникновения православных праздников и о том, как художники изображали эти праздники.
Слайд 4Знакомство с историей возникновения православных праздников.
История
православных праздников восходит ко временам Ветхого Завета. Каждый из православных
праздников посвящен воспоминанию важнейших событий в жизни Иисуса Христа и Божьей Матери, а также памяти святых угодников. Признавая праздники полезными с точки зрения благочестия, церковь всегда сообщала их празднованию торжественный характер, при этом необходимым условием считалось совершение таинства Евхаристии или причащение Святых Таин. Сообразно этому была устроена и вся жизнь христиан в праздничные дни: они освобождали себя от мирских занятий и трудов, не устраивали шумные увеселения, пиршества, но освящали их благотворениями в пользу Церкви и бедных.
Слайд 5Великими называются наиболее значимые праздники с торжественным богослужением. К ним относится Пасха,
все двунадесятые праздники (их 12 и посвящены событиям земной жизни Спасителя
и Богородицы), а также некоторые другие.
Пасха (переходящий) — самый главный праздник; в каноне праздника Пасха называется «праздников праздник и торжество из торжеств».
Двунадесятые непереходящие праздники
7 января — Рождество Христово
19 января — Крещение Господне (Святое Богоявление)
15 февраля — Сретение Господне
7 апреля — Благовещение Пресвятой Богородицы
19 августа — Преображение Господне
28 августа — Успение Пресвятой Богородицы
21 сентября — Рождество Пресвятой Богородицы
27 сентября — Воздвижение Креста Господня
4 декабря — Введение во храм Пресвятой Богородицы
Двунадесятые переходящие праздники в 2013 году
28 апреля — Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье)
13 июня — Вознесение Господне
23 июня — День Святой Троицы (Пятидесятница)
Великие праздники с постоянной датой
14 января — Обрезание Господне
7 июля — Рождество Иоанна Предтечи
12 июля — Святых первоверховных апостолов Петра и Павла
11 сентября — Усекновение главы Иоанна Предтечи
14 октября — Покров Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии
Слайд 6
Знакомство с историей возникновения православных праздников.
Рождество Христово
Рождество Христово — один из главных христианских праздников, установленный в
честь рождения Иисуса Христа от Девы Марии.
Празднуется 7 января по григорианскому календарю
Слайд 7Рождество Христово
Господь наш Иисус Христос, Спаситель мира, родился от
Пресвятой Девы Марии в царствование императора Августа (Октавия) в городе
Вифлееме. Август повелел сделать всенародную перепись во всей своей империи, к которой относилась тогда и Палестина. У евреев был обычай вести народные переписи по коленам, племенам и родам, всякое колено и род имели свои определенные города и праотеческие места, потому Преблагословенная Дева и праведный Иосиф, как происходившие от рода Давидова, должны были идти в Вифлеем (город Давида), чтобы внести и свои имена в список подданных кесаря.
В Вифлееме они не нашли уже ни одного свободного места в городских гостиницах. В известняковой пещере, предназначенной для стойла, среди сена и соломы, разбросанных для корма и подстилки скоту, далеко от постоянного местожительства, среди чужих людей, в холодную зимнюю ночь, в обстановке, лишенной не только земного величия, но даже обыкновенного удобства – родился Богочеловек, Спаситель мира.
Слайд 8После рождения Иисуса первыми из людей ему пришли поклониться пастухи, извещённые
об этом событии явлением ангела. Согласно евангелисту Матфею, на небе была явлена
чудесная звезда, которая привела к младенцу Иисусу волхвов. Они преподнесли дары — золото, ладан и смирну; не как младенцу, а как Царю (Мф. 2:1-3). К тому времени Святое семейство уже нашло приют «в доме» (Мф. 2:1-11).
Слайд 9Сретение Господне
Сре́тение Госпо́дне, Принесение во Храм — христианский праздник, празднуется
15 февраля.
Иконография Сретения сложилась на основе
повествования св. евангелиста Луки (Лк.2, 22–39). На иконах, фресках и миниатюрах ключевым действием является передача Богородицей Младенца на руки Симеону, при этом за спиной Богоматери изображается Иосиф Обручник, несущий в руках или в клетке голубей, а за спиной праведного Симеона – пророчица Анна со свитком в руке.
Слайд 10Крещение Господне (Святое Богоявление)
Крещение Господне —
это христианский праздник, посвященный воспоминанию Крещения Иисуса Христа в водах
Иордана. Празднуется Крещение Господне 19 января. В этот день источники, озера, пруды и колодцы проходят «Великое освещение воды», люди молятся Господу и купаются в проруби.
Слайд 11Благовещение Пресвятой Богородицы
Благове́щение — евангельское событие и посвящённый ему христианский праздник; возвещение архангелом Гавриилом Деве
Марии о будущем рождении по плоти от неё Иисуса Христа.
Празднуется 25 марта.
Слайд 12Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье)
Вход Госпо́день в Иерусали́м, Неде́ля ва́ий, Ве́рбное
воскресе́нье, Па́льмовое воскресе́нье — христианский праздник, отмечаемый в воскресенье (Неделю), предшествующее Неделе Пасхи, то
есть шестую Неделю Великого Поста. воспоминание торжественного входа Иисуса Христа в Иерусалим.
Слайд 13 Пасха
Пасха — Воскресе́ние Христо́во древнейший христианский праздник; главный праздник богослужебного года.
Установлен в честь воскресения Иисуса Христа после его распятия на кресте.
В настоящее время его дата в каждый конкретный год исчисляется по лунно-солнечному календарю, что делает Пасху переходящим праздником.
Слайд 14Вознесение Господне
Вознесение Господне
Вознесение Господне
Вознесение Господне
Праздник Господнего Вознесения обязательно приходится на
четверг, поскольку отмечается на 40-й день после Пасхи (Воскресения Христа).
В 2012 году Вознесение приходится на 24 мая.
Праздник превозносит событие Христова Вознесения на небо и отмечает ее значение для Христа и для нас.
Слайд 15День Святой Троицы (Пятидесятница)
Троица, или Пятидесятница, отмечается на пятидесятый день
после Пасхи и обычно выпадает на последние дни мая или
на начало июня.
По церковной версии, этот праздник установлен в память знаменательного события, сошествия духа святого на апостолов. На пятидесятый день после воскресения Христа апостолы собрались вместе, согласно повелению Иисуса, которое он дал им перед своим вознесением на небо. И вдруг «сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра», и на апостолов сошел дух святой в виде «разделяющихся огненных языков». «И исполнились все духа святого и начали говорить на иных языках как дух давал им провещать». Так говорится в «Деяниях апостолов».
Слайд 16Преображение Господне
Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа — описанное
в Евангелиях таинственное преображение, явление Божественного величия и славы Иисуса Христа перед тремя ближайшими
учениками во время молитвы на горе. Празднуется 19 августа. В русской народной традиции называется также Яблочный Спас или Второй Спас). Народное название праздник приобрёл по причине того, что, согласно Типикону (послед. 6 августа), в этот день освящается виноград нового урожая и другие плоды, а там, где его нет, — яблоки, после чего их разрешается употреблять в пищу.
Слайд 17Успение Пресвятой Богородицы
Успе́ние Пресвято́й Богоро́дицы (греч. Κοίμησις Θεοτόκου) —
праздник православной и католической церкви, посвящённый воспоминанию смерти (успения) Божией Матери. Празднуется 28 августа. Согласно церковному
преданию, в этот день апостолы, проповедовавшие в различных странах, чудесным образом собрались в Иерусалим, чтобы проститься и совершить погребение Девы Марии.
Слайд 18Рождество Пресвятой Богородицы
Рождество́ Пресвято́й Богоро́дицы - рождение Девы Марии в небольшом
Галилейском городе Назарете в семье праведных Иоакима и Анны. Празднуется 21 сентября.
Достигнув преклонных
лет, бездетные Иоаким и Анна не теряли надежды на милость Божию, твердо веря, что Богу все возможно. Они неустанно молились и просили детей. Архангел Гавриил принес Иоакиму и Анне радостную весть: молитвы их услышаны Богом, и у них родится Преблагословенная Дочь Мария, через Которую будет даровано спасение всему миру.
Слайд 19Воздвижение Креста Господня
Воздви́жение Честно́го и Животворя́щего Креста́
Госпо́дня ] — праздник, отмечаемый католической, православной и древневосточными церквями, принадлежит к числу двунадесятых. Установлен в
память обретения Креста Господня, которое произошло, согласно церковному преданию, в 326 году в Иерусалиме около Голгофы — места Распятия Иисуса Христа. C VII века с этим днём стали соединять воспоминание о возвращении Животворящего Креста из Персии греческим императором Ираклием. Празднуется Православной церковью 27 сентября
Слайд 20Введение во храм Пресвятой Богородицы
Введение во храм Пресвятой Богородицы — христианский праздник, основанный
на Священном Предании о том, что родители Богородицы святой Иоаким и святая Анна, исполняя обет посвятить
своего ребёнка Богу, в трёхлетнем возрасте привели свою дочь Марию в Иерусалимский храм, при котором она жила до своего обручения с праведным Иосифом. Празднуется в Православной церкви 4 декабря по новому стилю. Принадлежит к числу двунадесятых праздников.
Слайд 21Покро́в Пресвято́й Богоро́дицы
Покро́в
Пресвято́й Богоро́дицы— праздник, отмечаемый преимущественно в русском православии; в Русской Церкви считается одним
из великих. Имеет фиксированную дату празднования 14 октября по новому стилю.
По преданию, начало празднику положило событие, которое произошло 1 октября 910 года в Константинополе, во Влахернском храме, где хранились риза Пресвятой Богородицы, головной покров и пояс. В то время Константинополь был осажден сарацинами.
Жители Константинополя, возложив упование на Пресвятую Богородицу, собрались во Влахернском храме и молились Царице Небесной и Спасителю. Во время всенощной святой Андрей, Христа ради юродивый, увидел над молящимися Пресвятую Богородицу в окружении ангелов.
Пресвятая Богородица распростерла Свой покров над всеми людьми в храме и молилась об избавлении христиан от вражеского нашествия. По отшествии Пресвятой Богородицы Ее покров стал невидимым, но благодать осталась с христианами. Заступничеством Божией Матери город был спасен, и враги отступили.
Слайд 22Храмы в честь Покро́ва Пресвято́й Богоро́дицы
храм Покрова на Нерли вблизи
Владимира
храм Василия Блаженногов честь Покрова Пресвято́й Богоро́дицы
Покро́вско-Татиа́нинский собо́р в
Чебоксарах.
Слайд 23Покров
Покров – традиционное для России время свадеб. Покров землю покрывает и невест
благословляет. С этой целью они считают для себя непременным долгом
побывать в праздник Покрова в церкви; некоторые ставят свечи перед иконою Покрова К празднику Покрова русские крестьяне старались убрать весь урожай и сделать заготовки на зиму. С Покрова начиналось "зазимье". Скот уже не выгоняли на пастбища, а держали в хлевах и переводили на зимний корм. Иногда к этому времени уже выпадал первый снег, который ассоциировался с покрывалом (покровом) Богородицы.
Слайд 24Отражение православных праздников в изобразительном искусстве.
Первые русские иконописцы
Алимпий Печерский, преподобный
Григорий
Первые росписи
и иконы исполняли греческие мастера.
Языческая Русь не знала такого вида искусства, как живопись. Первые
иконы на Руси стали и первыми живописными изображениями.
Зарождение русской иконописи связано именем Алимпия Печерского. Известен еще один иконописец домонгольской Руси – Преподобный Григорий.
Слайд 25Знаменитые иконописцы.
Спас Вседержитель.
Феофан Грек (1340-1405 гг.)
Один из величайших иконописцев своего времени, Феофан Грек родился в Византии в 1340 году и в течении долгих лет оттачивал свой уникальный экспрессивный стиль, расписывая храмы Константинополя, Халкидона, генуэзской Галаты и Кафы. Однако ни одна из фресок того периода не сохранилась до наших дней, и всемирную славу мастера составили росписи, сделанные на Руси.
Донская икона Божией Матери
Слайд 26Феофан Грек (1340-1405 гг.)
Макарий Великий. Церковь
Спаса Преображения наИльине улице, Великий Новгород
Троица. Церковь Спаса Преображения
на Ильине улице, Великий Новгород
Преображение. Икона из
Переславля-Залесского.
Около 1403 года.
Слайд 27Андрей Рублев (1360/1370-1427гг.)
Живоначальная троица
Непревзойденным шедевром Рублева
традиционно считается икона Святой Троицы, написанная в первой четверти XV
века — одна из самых многогранных икон, когда-либо созданных русскими иконописцами, в основе которой лежит сюжет о явленнии праведнику Аврааму Бога в виде трех юношей-ангелов.
Архангел Михаил из 1408 деисусного чина, 1414
Вознесение Господне, 1408
Слайд 28Дионисий (около 1440 — 1502)
«Сошествие во ад»
Дионисий - русский живописец
и иконописец. Продолжатель традиций А. Рублёва, самый значит, представитель московской
школы кон. XV в. Характерной чертой его искусства были узкие, элегантные фигуры, тонкий, уверенный рисунок и часто светлые, прозрачные краски. Рисовал фрески в Пафнутьевом монастыре (1467 -1477) в Боровске, писал в моск. Успенском соборе (1481 - 1482), Дионисий любил сложные многофигурные сцены. Дионисий не любит ярких красок, он как бы чуть приглушает цвет, высветляя палитру, отчего она обретает особую нежность, мягкость, какую-то сияющую чистоту.
Дмитрий Прилуцкий
с житием
Ордигитрия Смоленская
Слайд 29Симон Ушаков (1626 — 1686)
Икона Богородицы «Умиление»
Фаворит царя Алексея Михайловича, любимый и
единственный иконописец первых лиц государства, непревзойденный мастер рисунка и цвета, Симон Ушаков в определенном смысле обозначил своим творчеством начало процесса “обмирщения” церковного искусства. Выполняя заказы царя и патриарха, царских детей, бояр и других важных персон, Ушаков написал более 50 икон, ознаменовав начало нового, «ушаковского» периода русской иконописи.
Спас нерукотворный
Тайная вечеря"
Слайд 30Декоративно- прикладное искусство
Библейские сюжеты мы можем увидеть в лаковых миниатюрах
Палеха, в вышивке, в чеканке, в резьбе по дереву,
Слайд 31 Библейский сюжет в русской живописи
С XVIII века каноническая
икона вытесняется иконами "академического письма" - картинами на религиозные темы.
Этот стиль иконописания пришел в Россию с Запада и получил развитие в послепетровское время,
Андрей Иванович Иванов (1775-1848) «Сретение Господне» Вторая половина 1800-х г.
Слайд 32Библейский сюжет в русской живописи
Картина представляет собой художественный образ,
созданный творческой фантазией художника. И картина передает его мироощущение.
Икона - откровение Божие, выраженное в линиях и красках. Оно дано всей Церкви и отдельному человеку. Мировоззрение иконописца- это мировоззрение Церкви. Картине присуща ярко выраженная индивидуальность автора, авторство же иконописца намерено скрывается. Картина - средство для общения с автором, его идеями и переживаниями. Икона - для общения с Богом и Его святыми.
Андрей Иванович Иванов (1775-1848)\
«Преображение» Между 1807 и 1809гг.
Александр Андреевич Иванов (1806 - 1858)
«Явление Христа Марии Магдалине» 1833 – 1835 гг
Слайд 33Библейский сюжет в русской живописи
Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926)
«Положение во гроб» 1896
г.,
Федор Антонович Моллер (1812-1874)
«Несение креста» 1869 г. 108,5 х 141,
Карл Павлович Брюллов
(1799 - 1852)
«Распятие»
Слайд 34Библиографический справочник.
https://ru.wikipedia.org/wiki Основные типы икон Богородицы в православии
https://ru.wikipedia.org›wiki/ Возрождение
https://ru.wikipedia.org›wiki/ Пабло
Пикассо
https://ru.wikipedia.org›wiki/ История русского искусства
Ссылки в Интернете:http://artnow.ru/ru/gallery/3/1503.html
Ссылки в Интернете:http://foto.mail.ru/mail/ole.art/