Слайд 1«Простое осложнённое предложение»
Тренировочные тестовые задания В-5
Слайд 2Среди предложений 1-3 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер
этого предложения.
(1) Но, умирая каждую секунду, мы были
бессмертны, как боги.(2) И снова взревел мощный поток человеческих тел всей своей силой ударил о стену. (3) И снова отхлынул, и так много, много раз, пока не наступила усталость, и мёртвый сон, и тишина. (4) А я, прокажённый, был у самой стены и видел, что начинает шататься она, гордая царица, и ужас падения судорогой пробегает по её камням. (5) – Она падает! - закричал я.
Слайд 3Среди предложений 1-4 найдите предложение в котором есть обособленное определение.
Напишите номер этого предложения.
(1) Крепостного права я не
знал и не видел, но, помню, у тётки Анны Герасимовны чувствовал его. (2) Все крестьяне, когда въезжаешь во двор, подтягиваются и низко-низко кланяются. (3) Седой кучер, направляющийся от каретного сарая взять лошадь, ещё у сарая снимает шапку и по всему двору идёт с обнажённой головой. (4) Он у тётки ездил форейтором, а теперь возит её к обедне.
Слайд 4Среди предложений 1-3 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным одиночным
деепричастием. Напишите номер этого предложения.
(1) Был у одного
хозяина осёл, и много лет подряд таскал он без устали мешки на мельницу, но к старости стал слаб. (2) Подумал хозяин, что кормить его теперь, пожалуй, не стоит; и осёл, заметив, что дело не к добру клонится, взял и убежал от хозяина. (3) Вот прошёл он немного, и случилось ему повстречать по дороге охотничью собаку.
Слайд 5Среди предложений 1-5 найдите предложения с вводными словами. Напишите номера
этих предложений.
(1) Кажется, шепчут колосья друг другу. (2)
Правда, и этим летом люди ощущали не такое уж далекое дыхание той памятной осени и зимы. (3) Море на сотни миль вокруг казалось пустынным. (4) Ему почему-то пришло в голову, что в течение лета он может привязаться к этому слабому, многоречивому существу, увлечься и влюбиться. (5) «Вы, может, подумали, что уж я у вас денег прошу!» – сказал таинственный господин.
Слайд 6Среди предложений 1-3 найдите предложение с обособленным обстоятельством и двумя
обособленными определениями. Напишите номер этого предложения.
(1) Наконец, долгожданный
мяч, направленный чьей-то рукой, с силой ударился о запястье, и часы брызнули в разные стороны – отдельно механизмы, отдельно стёклышко. (2) На руке остался только ремешок с блестящим донышком. (3) Зажав в ладони то, что осталось от часов, Даша медленно поднялась на крыльцо, прошла сквозь облако солнца, лежащее на ступенях, в прохладную темноту, пахнувшую сырой извёсткой и кошками.
Слайд 7Среди предложений 1-3 найдите предложение с обособленным согласованным и несогласованным
определением. Напишите номер этого предложения.
(1) И среди этого тумана резко
выделялись два лица – Младенца и Матери. (2) И рядом с ним она – серьёзная и задумчивая, с круглым девическим лицом, со лбом, отуманенным дымкою предчувствия. (3) Я смотрел, смотрел, и мне казалось: она живая, и дымка то надвигается, то сходит с её молодого лица…
Слайд 8Среди предложений 1-3 найдите предложение с двумя обособленными определениями. Укажите
номер этого предложения.
(1) Очарованная осенью, она была счастлива и покорна
и вся сияла, озарённая из-под низу отсветом сухих листьев. (2) Избы стояли нахохлившись, как куры в непогоду, туман в сумерки низко бежал по голым равнинам, волчьи глаза светились ночью на задворках. (3) А радужные паутинки тихо летали возле неё в блеске солнца, тихо и нежно – «пряжей Богородицы».
Слайд 9Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленным согласованным распространённым приложением.
Напишите номер этого предложения.
(1)Вышли на Красную площадь, и Федосеева сопровождало
ощущение, что он ходит по давно знакомым местам. (2)Лейтенант обещал показать Минина и Пожарского, народных ополченцев старой Руси, но памятник заложили мешками с песком.
(3)А вот Пушкин, до которого они вскоре дошли, оказался ничем не укрыт: стоит с непокрытой головой, бронзовые плечи присыпаны снегом. (4)Лейтенанта это всерьёз тревожило. (5)Правда, в пепельном небе маячит аэростат воздушного заграждения, но всё же…
Слайд 10 (1) И правда, появилась целая глава. (2) Яркая,
сильная, являвшая поистине вершину толстовского творчества. (3) Бабы, с граблями
на плечах, блестя яркими цветами и треща звонкими, весёлыми голосами, шли позади возов.
Среди предложений1-3 найдите предложение с обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.
Слайд 11Среди предложений 1-3 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Напишите
номер этого предложения.
(1) Вообразим горняка, который в угольном
пласте разработал вокруг себя некоторое пространство, окружённое толщами непроницаемого чёрного камня. (2) Вот его ограниченность. (3) Каждый человек в незримом, но тем не менее непроглядном пласте мира и жизни разработал вокруг себя некоторое пространство знаний.
Слайд 12Среди предложений 1-3 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер
этого предложения.
(1) Трудное и запутанное дело – писательство.
(2) Писатель должен не наблюдать жизнь, а жить в жизни, наблюдая её не снаружи, а изнутри. (3) Между тем обычная история жизни писателя такова: удалась ему вещь, обратил на себя внимание – и бросает прежнюю работу, и становится профессионалом.
Слайд 13Среди предложений 1-3 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер
этого предложения.
(1) Какое же зеркало жизни наш язык!
(2) Нет, он поистине велик, оставаясь и поныне свободным, правдивым. (3) Всё приемлет, на всё отзывается, как пушкинское эхо, больше того – он вберёт и чужестранные слова и научит их плодить новые формы (не клонировать!) от устаревших и заёмных слов.
Слайд 14Среди предложений 1-3 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Напишите
номер этого предложения.
(1) Лицо старой, дореволюционной России определялось,
например, в большой степени теми сотнями тысяч церквей и колоколен, которые были расставлены по всем её просторам на возвышенных преимущественно местах и которые определяли силуэт каждого города – от самого большого до самого маленького, а также сотнями монастырей, бесчисленным количеством ветряных и водяных мельниц. (2) Немалую долю в ландшафт и пейзаж страны привносили и десятки тысяч помещичьих усадеб с их парками, системами прудов. (3) Изменилось лицо, когда все эти факторы, определяющие пейзаж, исчезли.
Слайд 15Среди предложений 1-3 найдите предложение с обособленным согласованным распространённым приложением.
Напишите номер этого предложения.
(1) Да-да, «Войну и мир»,
это серьёзнейшее произведение, я услышал в рассказах мальчика одиннадцати лет. (2) В десять лет я прочитал «Мёртвые души» Гоголя и «Коварство и любовь» Шиллера. (16) Не могу сказать, что я многое понял, но я до сих пор представляю себе какие-то сцены из Шиллера.
Слайд 16Среди предложений 1-3 найдите предложение с тремя обособленными согласованными определениями.
Напишите номер этого предложения.
(1) Все эти минуты не было для
меня зла. (2) Мир был добр и одинок так же, как я. (3) Во мне звучала музыка о неистребимой любви к родине! (4) Енисей, не спящий даже ночью, молчаливое село за моей спиной, кузнечик, из последних сил работающий наперекор осени в крапиве, отливающей металлом, - это была моя родина!
Слайд 17Среди предложений 1-3 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер
этого предложения.
(1) Потребность творчества так же естественна, как потребность пить
или есть; она теплится в каждом из нас даже в самых невероятно тяжких условиях. (2) Каждая личность по-своему талантлива, своеобразна. (3) Людей, абсолютно плохих внутренне и внешне, к счастью, не существует.
Слайд 18Среди предложений 1-3 найдите предложение с тремя обособленными определениями.
(1)Земля – космическое тело, а мы – космонавты, совершающие очень
длительный полёт вокруг Солнца, вместе с Солнцем по бесконечной вселенной. (2) Система жизнеобеспечения на нашем прекрасном корабле устроена столь остроумно, что она постоянно самообновляется и таким образом обеспечивает возможность путешествовать миллиардам пассажиров в течении миллионов лет. (3) Трудно представить себе космонавтов, летящих на корабле через космическое пространство, сознательно разрушающих сложную и тонкую систему жизнеобеспечения, рассчитанную на длительный полёт.
Слайд 19Среди предложений найдите такое, в котором есть обособленное обстоятельство. Напишите
номер этого предложения.
(1) Смешное детство! (2) Оно вписалось
в мою жизнь далёким неверным маревом, раскрашивая будущее яркими мечтательными мазками. (3) Вот кольцо последнего года войны, последнего боя, последнего марша на танках.