Разделы презентаций


Память Общ. характеристика познав. процессов сл. 2 Типы ассоциаций сл

Содержание

Познавательные процессы, общ. характеристикаОщущения – отражение отдельн. свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств.Восприятие – целостное отражение предметов, непосредственно воздейств-х на органы чувств, в совокупности свойств и признаков предметов.Память – отражение

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Память
Общ. характеристика познав. процессов сл. 2
Типы ассоциаций сл.

3
Процессы памяти сл. 4
Классификация видов памяти сл. 5-7
Условия эффективности запоминания

сл. 8
Уровни памяти по длит.-ти сохранения инфо. сл. 9
Факторы забывания сл. 10-11
Формы воспроизведения сл. 12
Механизмы памяти сл. 13
Успешность и продуктивность памяти сл. 14,15
Индивидуальные различия памяти сл. 15
ПамятьОбщ. характеристика познав. процессов  сл. 2Типы ассоциаций  сл. 3Процессы памяти сл. 4Классификация видов памяти 	сл.

Слайд 2Познавательные процессы, общ. характеристика
Ощущения – отражение отдельн. свойств предметов, непосредственно

воздействующих на органы чувств.
Восприятие – целостное отражение предметов, непосредственно воздейств-х

на органы чувств, в совокупности свойств и признаков предметов.
Память – отражение прошл. опыта и запечатление, сохранение и воспроизведение чего-либо.
Мышление – высшая форма отражат.-й деят-ти, позволяет понять сущность предметов и явлений, их взаимосвязь, закономерность развития.
Воображение – психич. процесс отражения будущего, создания нов. в форме образа, представления или идеи на основе прошлого опыта. Тесно связано с мышлением, но неопределенность проблемной ситуации больше, чем при мышлении.
Внимание – произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия.
Речь –язык в действии. Три функции: сигнификативная (обозначения), обобщения, коммуникации (передачи знаний, отношений, чувств).
Познавательные процессы, общ. характеристикаОщущения – отражение отдельн. свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств.Восприятие – целостное отражение

Слайд 3В основе памяти лежат ассоциации или связи.
по смежности, сходству

и контрасту.
Ассоциация по смежности объединяет 2 явл.-я, связанные во времени

или в пространстве (заучивая алфавит: называя букву, вспоминаем следующую за ней).
Ассоциация по сходству – связывает 2 явл-я, имеющие сходные черты: при упоминании одного из них вспоминается другое.
Ассоциация по контрасту связывает 2 противо-положных явления.
Сложные ассоциации – основа знаний.
по смыслу: часть и целое, род и вид, причина и следствие: психика-сознание, познават. процессы-память, туча-дождь, стимул-реакция –
В основе памяти лежат ассоциации или связи. по смежности, сходству и контрасту.Ассоциация по смежности объединяет 2 явл.-я,

Слайд 4Процессы памяти
запоминание, сохранение, забывание, узнавание, воспроизведение
Запоминание – процесс, направленный на

сохранение в памяти полученных впечатле-ний, предпосылка сохранения.
Сохранение – процесс активн.

переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им.
Воспроизведение и узнавание – процессы восстановления прежде воспринятого. Узнавание имеет место при повторном восприятии объекта,
воспроизведение – в отсутствие объекта.


Процессы памятизапоминание, сохранение, забывание, узнавание, воспроизведениеЗапоминание – процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатле-ний, предпосылка сохранения.Сохранение

Слайд 5Классификация видов памяти по
цели запомнить: произвольная и непроизвольная
модальности восприятия:

зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная
виду запоминаемого материала: эмоциональная,

словесно-логическая, двигательная
длительности сохранения: кратковременная, долговременная, оперативная, промежуточная
Классификация видов памяти поцели запомнить: произвольная и 								 непроизвольнаямодальности восприятия: зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная виду

Слайд 6Классиф. по
1. цели запомнить:
Непроизвольная память – инфо запоминает-ся сама собой

без специального заучива-ния, в ходе выполн. деят-ти, в ходе работы

над инфо. Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает
Произвольная память: инфо. запоминается целенаправленно с помощью специальн. приемов.
Классиф. по1. цели запомнить:Непроизвольная память – инфо запоминает-ся сама собой без специального заучива-ния, в ходе выполн. деят-ти,

Слайд 72.модальности восприятия - зрит., слухов
3.виду запоминаемого материала: эмоциональ-ная, словесно-логическая, двигательная.


3. длительности сохранения: кратковременная, долговременная, оперативная, промежуточная
Она часто автоматическая, почти

бессознательна.
Пример: Совершенно неграмотная женщина заболела и в лихорадочном бреду громко выкрикивала латинские и греч.-е изречения, смысла которых явно не понимала. Оказалось, что в детстве она служила у пастора, имевшего обыкновение заучивать вслух цитаты античных классиков. Женщина невольно запомнила их навсегда, о чем до болезни сама не подозревала.
2.модальности восприятия - зрит., слухов3.виду запоминаемого материала: эмоциональ-ная, словесно-логическая, двигательная. 3. длительности сохранения: кратковременная, долговременная, оперативная, промежуточнаяОна

Слайд 8продолж. Эффективность запоминания зависит от
1. целей запоминания: насколько прочно, долго

хочет запо-мнить: сдать экзамен; выучить надолго для буд. професс. деят-ти
2.

приемов заучивания:
а) механич.-е дословное многократное повторение: механич. память, повторение без осмысления мат-ла
б) логический пересказ – логич. осмысление мат-ла, систематизация, выделение гл. логич.-х компонентов инфо, пересказ своими словами
Логическ. память, смысловая, основана на установлении в запоминаемом мат-ле смысловых связей. Ее эффективность в 20 раз выше механической;
в) образн. приемы запомин-я: перевод инфо в образы,
графики, схемы, картинки – образная память: зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональная
г) мнемотехнич.-е приемы запоминания для облегчения
запоминания - «кажд. охотник желает знать, где сидит фазан» Какие еще:?
продолж. Эффективность запоминания зависит от1. целей запоминания: насколько прочно, долго хочет запо-мнить: сдать экзамен; выучить надолго для

Слайд 9Уровни памяти различаются по тому, как долго на каждом из

них может сохраняться инфо.
1 уровень - непосредственный или сенсорный тип

памяти (длительность сохранения данных 0,1-0,5 сек.): закройте глаза, затем откройте их на мгновение и закройте снова. Проследите, как увиденная вами четкая, ясная картина сохраняется некоторое время, а потом медленно исчезает. Это содержание сенсорной памяти.
2 ур. - кратковременная память Если полученная т.о. инфо. привлечет внимание высших отделов мозга, она будет храниться еще около 20 сек. (без повторения или повторн. воспроизведения сигнала, пока мозг ее обрабатывает и интерпретирует. Инфо., подобная нескольким последним словам предложения (которое вы только что услышали или прочитали), номерам телефонов, фамилиям, м. б. удержана в очень огранич. объеме: 5-9 цифр, букв или название 5-9 предметов. И только делая сознат. усилия, повторяя материал, его можно удержать на неопределенно долгое время.
Наиболее точное и полное воспроизведение сложного и обширного мат-ла происходит обычно не сразу после заучивания, а спустя 2-3 дня. Такое улучшенное отсроченное воспроизведение называется реминисценцией.

Уровни памяти различаются по тому, как долго на каждом из них может сохраняться инфо.1 уровень - непосредственный

Слайд 10Факторы забывания
Менее часа требуется, чтобы забыть половину механически заученного мат-ла.
Для

уменьшения забывания необходимо:
1. понимание, осмысление инфо (механически выученная, но

непонятая до конца инфо. забывается быстро и почти полностью).
2. повторение инфо. 1-е повтор-е - через 40 мин. после заучивания, т.к. через час в памяти остается только 50 % механически заученной инфо. Чаще повторять в первые дни после заучивания, т.к. в эти дни максимальны потери от забывания. В 1-й день – 2-3 повторения, в 3-7-й день – по одному повторению, затем одно повторение с интервалом в 7-10 дней. 30 повторений в теч. месяца эффективнее, чем 100 повторений за день. Поэтому систематическая, без перегрузки учеба, заучивание мал. порциями в течение семестра с периодич. повторениями через 10 дней намного эффективнее, чем концентрирован-ное заучивание большого объема инфо. в сжатые сроки сессии, вызывающие умств. и психич. перегрузку и почти полн. забывание инфо. через неделю после сессии.
Факторы забыванияМенее часа требуется, чтобы забыть половину механически заученного мат-ла.		Для уменьшения забывания необходимо: 1. понимание, осмысление инфо

Слайд 113. Забывание в значит. степени зависит от характера деят-ти, непосредственно

предшествующей запоминанию и происходящей после нее.
Отрицательн. влияние предшествующей запоминанию деят-ти

– проактивное торможение.
Отрицательное влияние следующей за запоминанием деят-ти – ретроактивное торможение, особенно яркое если вслед за заучиванием выполняется сходная с ним деят-ть или если эта деят-ть требует значит.-ых усилий.
Чем больше время нахождения инфо. в психике, тем глубже забывание.
Парадокс: пожилые люди легко вспоминают о давно прошедшем, но столь же легко забывают только что услышанное. Это «закон Рибо», закон обратного хода памяти.
4. Важный фактор забывания – степень активности использования инфо. Забывается то, в чем нет потребности или необходимости. Это справедливо пр. вс. по отношению к семантич. памяти на инфо.-ю, полученную в зрелом возрасте.
5. Впечатления детства, двигат. навыки (моя езда на велосипеде, игра на гитаре, умение плавать) остаются достаточно устойчивыми в течение десятилетий, без каких-либо упр.-й. Известен, впрочем, случай, когда чел., просидевший в тюрьме около 3 лет, разучился завязывать не только галстук, но и шнурки на ботинках.
6. Забывание м. б. обусловлено работой защитных механизмов пс.-ки, к-ые вытесняют из сознания в подсознание травмирующие нас впечатления, где они затем более или менее надежно удерживаются. Забывается то, что нарушает псих.-е равновесие, вызывает постоянное негативное напряжение («мотивированное» забывание).
3. Забывание в значит. степени зависит от характера деят-ти, непосредственно предшествующей запоминанию и происходящей после нее.Отрицательн. влияние

Слайд 12Формы воспроизведения
Узнавание – проявление памяти, которое возникает при повторном восприятии

объекта
Воспоминание – при отсутствии восприятия объекта
Припоминание – наиболее акт. форма

воспроизведения, во многом зависящая от ясности поставленных задач, от ст. логич. упорядоченности запоминаемой и хранимой в ДП инфо.
Реминисценция – отсроченное воспроизведение ранее воспринятого, казавшегося забытым
Эйдетизм – зрит. память, долго сохраняющая яркий образ со всеми деталями воспринятого
Психологич. понятия
Амнезия – отсутствие памяти
Воспроизведение – процесс памяти, в результате к-го происходит актуализация закрепленного ранее
Забывание – процесс, заключающийся в невозможности воспроизведения ранее закрепленного в памяти
Запоминание – психическая деятельность, направленная на закрепление в памяти новой информации путем связывания ее с уже приобретенным ранее знанием
Мнемоника – совокупность приемов, облегчающих запоминание
Память – форма психич. отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошл. опыта
Формы воспроизведенияУзнавание – проявление памяти, которое возникает при повторном восприятии объектаВоспоминание – при отсутствии восприятия объектаПрипоминание –

Слайд 13Воп. о механизмах памяти – предмет ряда наук: физиологии, биохимии,

психологии.
Физиологи связывают процесс хранения инфо. с образованием нервных связей,

ассоциаций;
биохимики – с изменением рибонуклеиновой кислоты, РНК, и др.биохимич. структур;
психологи подчеркивают зависимость памяти от характера деят-ти чел., направленности (устойчивых целей, склонностей, интересов), мотивации и свойств личн-ти. Объект интереса запоминается быстрее и более прочно. Память зависит от разл. сторон личности: уровня ее развития, развития волевой, эмоциональной и интеллектуальной сфер.
Профессиональная память в той или иной мере присуща каждому чел., и чем значимее для него профессиональная деятельность, тем богаче и его профессиональная память.
Воп. о механизмах памяти – предмет ряда наук: физиологии, биохимии, психологии. Физиологи связывают процесс хранения инфо. с

Слайд 14Успешность памяти зависит от:
степени завершенности действий запоминания
интересов и склонностей личности
отношения

личности к той или иной деят-ти
эмоционального настроя
волевого усилия.

Успешность памяти зависит от:степени завершенности действий запоминанияинтересов и склонностей личностиотношения личности к той или иной деят-тиэмоционального настрояволевого

Слайд 15Продуктивность памяти характеризуется
объемом и быстротой запоминаемого мат-ла, длительностью сохранения,


готовностью и точностью воспроизведения.
Индивидуальные различия : различн. скорость запоминания, прочность

сохранения, легкость воспроизведения. Они м. б. обусловлены и врожден. особен.-ми ВНД и воспитанием. Индивидуальные особенности обуславливают разл. типы памяти: 1– преобладание модально-сти – зрит.-й, слуховой, двигательной; 2. – уровень организации памяти.
Чел. с наглядно-образным типом памяти особенно хорошо запоминает наглядные образы, цвет предметов, звуки, лица и т.п.
При словесно-логическом типе памяти лучше запоминается словесный, нередко абстрактный материал: понятия, формулы и т.п.
При эмоциональном – прежде всего сохраняются и воспроизводятся пережитые чел.-м чувства.
Феноменальная память характеризуется исключительно сильной образностью. Чел., напр., видит отсутствующий предмет до мельчайших подробностей.
Индивидуальные особ-ти памяти иногда приводят к изменениям в структуре всей личности чел.. А.Р. Лурия описал один из таких случаев с известным мнемонистом. Шеришевский отличался исключительно развитой образной памятью. Он без особого труда удерживал огр. таблицы чисел, слов, легко вспоминая задание 16-летней давности, обстановку, в к-й производился опыт, и т.д. Механизм его запоминания сводился к тому, что он либо продолжал «видеть» предлагаемые ряды слов и цифр, либо превращал диктуемые ему слова или цифры в свои, хорошо знакомые ему образы.
Продуктивность памяти характеризуется объемом и быстротой запоминаемого мат-ла, длительностью сохранения, готовностью и точностью воспроизведения.Индивидуальные различия : различн.

Слайд 16Человеч. память в ее психолог. смысле устроена т. о., что

самым первым ее свойством с течением времени является отсеивание неприятного,

тяжелого и склонность к доброму, удачливому, даже комедийному.
В. Быков
Человеч. память в ее психолог. смысле устроена т. о., что самым первым ее свойством с течением времени

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика