Слайд 1Патология
ВНД. Неврозы
проф. Шилов С.Н.
Слайд 2Объяснения связи психических функций с мозгом
В истории существовали две крайние
точки зрения:
- локализационизм, исходящий из представления о
психической функции как о неразложимой на компоненты и жестко привязанной с конкретными мозговыми структурами (Ф. Галль),
- эквипотенционализм, трактующий мозг и кору больших полушарий как однородное целое, равнозначное для психических функций во всех своих отделах, следовательно → поражение любой части мозга должно было бы приводить к пропорциональному ухудшению всех психических функций одновременно и зависеть только от массы пораженного мозга.
Слайд 3
Д. Хебб (1949) предлагает модель, примиряющую локализационистский и целостностный
взгляды на мозговое обеспечение высших когнитивных функций.
Согласно
этой модели, клеточные ансамбли вполне определенной топографии в коре могут организовываться в нейробиологические объединения для формирования когнитивных единиц типа слов или зрительных образов.
Клеточная конструкция
мозга, интегративная
роль нейрона
Слайд 4Фундаментальные принципы представлений о связи психических функций с мозгом
Принцип
системной локализации функций.
Каждая психическая функция опирается на
взаимосвязанные структурно-функциональные системы мозга.
Различные корковые и подкорковые мозговые структуры принимают свое, «долевое» участие в реализации функции, выполняя роль аспекта или звена более общей единой функциональной системы.
Звенья этой системы могут располагаться в совершенно различных участках мозга.
Слайд 5 Принцип динамической локализации функций.
Каждая психическая функция имеет динамическую,
изменчивую мозговую организацию, различную у разных людей и в разные
периоды их жизни.
Благодаря качеству полифункциональности под влиянием новых воздействий мозговые структуры могут перестраивать свои функции.
Эти два принципа объединяются обобщающим принципом системной динамической локализации.
Слайд 6Принцип иерархической соподчиненности
одна из систем, доминирующая в
конкретный период времени в той или иной психической деятельности, осуществляет
управление другими системами, а также контролирует это управление на основе прямых и обратных связей.
Кортикализация функций → возрастание в филогенезе роли коры больших полушарий.
В наибольшей степени это имеет отношение к ВПФ.
С выполнением наиболее сложных форм психической деятельности связаны поздно созревающие, наиболее поверхностные и тонкие слои коры головного мозга, находящиеся на вершине иерархической пирамиды.
Слайд 7Жесткость-пластичность в работе структур головного мозга
Отдельные элементы нейронных ансамблей могут
быть «жесткими», то есть принимать постоянное участие в тех или
иных актах, а часть — «гибкими» — включаться в работу лишь при определенных условиях, а другая часть активироваться лишь в экстремальных ситуациях (резерв системы).
Избирательное разрушение жестких звеньев в нейронном ансамбле приводит к существенному дефекту функции, которая сохранится лишь в своих периферических (пластичных) элементах.
Если будут разрушены лишь периферические элементы, то утрата функции будет незначительна, а порой и легко компенсируема.
Слайд 8На основе изучения нарушений психических процессов при различных локальных поражениях
ЦНС А. Р. Лурия была разработана общая структурно-функциональная модель мозга
как субстрата психики.
Согласно этой модели, весь мозг может быть разделен на три основных блока
Слайд 9Первый блок
энергетический (неспецифический) → РФ ствола мозга, неспецифические структуры среднего
мозга, диэнцефальные отделы, лимбическая система, медиобазальные отделы коры лобных и
височных долей. Это рано созревающие в фило- и онтогенезе структуры мозга, отличающиеся достаточной жесткостью своих функций.
Блок регулирует общие изменения активации мозга (тонус мозга, необходимый для выполнения любой психической деятельности) и локальные избирательные активационные изменения, необходимые для осуществления ВПФ.
Слайд 10Второй блок
Блок — приема, переработки и хранения экстероцептивной информации →
основа центральные части основных анализаторных систем: зрительной, слуховой и кожно-кинестетической
(корковые зоны в затылочных, теменных и височных долях мозга).
Их задача — идентифицировать стимул по его качеству и сигнальному значению (ощущения)
Слайд 11Основу второго блока составляют первичные или проекционные зоны коры (поля),
выполняющие узкоспециализированную функцию отражения только стимулов одной модальности.
К числу
первичных относятся поля: 17-е (для зрения), 3-е (для кожно- кинестетической чувствительности) и 41-е (для слуха).
Слайд 12Вторичные поля включают клеточные структуры, морфологически и функционально как бы
надстроенные над проекционными.
Вторичные поля граничат с проекционными или окружают
их (18,19 — для зрения, 1,2 и частично 5 — для кожно-кинестетической чувствительности, 42 и 22 — для слуха).
Слайд 13Третичные поля (ассоциативные, зона перекрытия). Находятся вне ядерных зон и
в основном расположены в промежутке между вторичными полями или по
их периметру.
Работа третичных зон → сценоподобное восприятие мира во всей полноте и комбинации пространственных, временных и интенсивностных характеристик внешней среды → это аппарат межанализаторных синтезов.
Становится возможным осуществление речевой и интеллектуальной деятельности.
Слайд 14Работа второго блока подчиняется трем законам
Закон иерархического строения;
Закон убывающей специфичности;
Закон прогрессирующей латерализации.
Слайд 15Третий блок
Блок — программирования, регуляции и контроля за протеканием психической
сознательной деятельностью
Основная цель работы этого блока → формирование планов действий,
создание программы психического акта, и развертка последовательности его исполнения во времени в реальном поведении.
Слайд 16Обстоятельства, определяющие аномальное развитие
Степень выраженности первичного дефекта. Во многом обусловлена
общим масштабом поражения мозговой ткани и глубиной проникновения патологического
очага в подкорковые структуры мозга.
Основные виды дефекта:
- частный, обусловленный дефицитом отдельных функций гнозиса, праксиса или речи, который, как правило, связан с локальными поражениями отдельных участков коры;
- общий, связанный с нарушением регуляторных систем мозга.
Чем глубже первичный дефект, тем более страдают другие функции.
Чем сложнее строение психической функции, тем большую мозговую опосредованность она имеет и тем больше различных факторов могут привести к возникновению патологической симптоматики.
Слайд 17Этиопатогенез приобретенных расстройств ВНД и поведения (1)
Причинами
травматических расстройств ВНД являются:
Ранение;
Кровоизлияние в мозг;
Тромбоз мозговых сосудов;
Опухоли;
Действие на
ЦНС отрицательного психоэмоционального стресса.
Слайд 18Этиопатогенез приобретенных расстройств ВНД и поведения (2)
Токсинами,
определяющими расстройства ВНД (при действии на ЦНС), являются:
Спирты;
Отравляющие вещества;
Нейротропные лекарственные
средства;
Некоторые эндогенные продукты метаболизма;
Аутоантитела к аутоантигенам нейрональной ткани.
Слайд 19Этиопатогенез приобретенных расстройств ВНД и поведения (3)
Болезни
и патологические состояния, обусловливающие расстройства ВНД:
Тяжелая патологическая боль;
Паркинсонический синдром;
Болезни
регуляции вегетативной нервной системы.
Особую роль в возникновении приобретенных расстройств ВНД человека играет вторая сигнальная система.
Слайд 20Память – способность организма в процессе своей индивидуальной жизни запечатлевать,
хранить и воспроизводить воспринятую информацию
Слайд 21Самостоятельные фазы памяти
Запоминание
Хранение
Извлечение
Энграмма — общее название
структурно-функциональных изменений, возникающих в нервных образованиях всей ЦНС при воздействии
на организм раздражителей и сохраняющихся некоторое время или долго и оказывающих влияние на реакции организма и деятельность человека.
Считывание запечатленных следов (энграмм) и их воспроизведение при различных патологических состояниях, и в частности при локальных поражениях мозга, являются наиболее ранимыми
Слайд 22Гипотетические механизмы кратковременной и долговременной памяти
Слайд 23Процессом перевода следов кратковременной памяти в долговременную занимаются: → гиппокамп
+ медиальная височная область + нейронная система, в которой сигнал
циркулирует между корой и таламусом.
Запоминание всегда предусматривает избирательность информации → подключение к процессам памяти и процесса внимания.
Через гиппокамп осуществляется оценочная функция мозга, сравниваются вновь возникающие стимулы с теми, которые хранятся в долговременной памяти и уже способствовали или препятствовали достижению желаемой цели.
Слайд 24Воспроизведение активируется каким-то внешним стимулом или осознаваемой потребностью.
Бывает двух
видов: припоминание и узнавание (с опорой на повторное восприятие).
Электростимуляция
некоторых отделов мозга, прием отдельных фармакологических препаратов, сильное повышение температуры при ряде заболеваний и гипноз могут обусловливать неупорядоченное или условно упорядоченное воспроизведение хранящихся в памяти образов.
Слайд 25
Забывание — процесс, противоположный воспроизведению, а не сохранению.
Забытым считается то,
что в данный момент не может быть воспроизведено.
Забывание не
рассматривается как только спонтанное угасание следов. В нем, по мере увеличения интервала времени, проявляется и активное торможение.
Возрастное забывание хранящейся в памяти информации подчиняется закону регрессии→ возрастное разрушение памяти начинается с недавних воспоминаний, затем распространяется на умственную деятельность и заканчивается распадом инстинктивной памяти.
Слайд 26Варианты нарушений памяти
Гипомнезия — ослабление памяти, ухудшение точности воспроизведения информации
— может быть связана с переутомлением, астенизацией, невротическими состояниями, возрастными
изменениями (на почве атеросклероза сосудов головного мозга), либо быть врожденной, или появляться как следствие какого-либо мозгового заболевания. Такие больные характеризуются ослаблением всех видов памяти.
Амнезия — тип аномалии памяти, характеризующийся значительным снижением или отсутствием памяти (утрачивается энграмма). Чаще всего амнезия является следствием повреждения структур лимбической системы.
Слайд 27Ретроградная амнезия — потеря памяти на события, непосредственно предшествующие заболеванию,
серьезной физической или психической травме.
Антероградная амнезия — утрата воспоминаний
о событиях, переживаниях и фактах, следующих за острым этапом болезни. Теряется способность к получению новой вербальной и невербальной информации.
Гипермнезии— болезненное обострение памяти, резкое увеличение объема и прочности, как правило, механически запоминаемого материала по сравнению со средними нормами. → при маниакальных состояний, эпилепсии и опьянении наркотиками и при наличии опухолей в мозгу.
Гипермнезия как феноменальная память встречается и в норме при особой одаренности индивида.
Слайд 28Парамнезия — обманы памяти, ложные узнавания или искаженные воспоминания, особые
состояния, при которых человек испытывает ощущение «знакомости» при встрече с
незнакомыми объектами и наоборот.
Конфабуляции (разновидности парамнезий) — расстройства памяти, при которых пробелы памяти «творчески» восполняются вымыслами или смешением воспоминаний прошлого и настоящего. Эта симптоматика возможна при некоторых психозах, эпилепсии и травмах мозга.
Псевдоамнезия — память как таковая не нарушается, но страдает возможность постановки задачи что-либо запомнить (при массивных лобных поражениях→ нарушения процесса формирования планов, намерений и программ поведения). Больной не «принимает» задания.
Слайд 29Персеверация — (применительно к памяти) навязчивое повторение слов, фраз, мелодий,
движений, зрительных образов и др., в норме возникающее как следствие
переутомлений, а также при неврозах и некоторой мозговой патологии.
Реминисценция — явление более полного отсроченного воспроизведения по сравнению с оперативным. В норме оно чаще встречается у детей, чем у взрослых.
Слайд 30Память обеспечивается интегративной деятельностью всей нервной системы и ни один
участок мозга сам по себе не является критически необходимым для
реализации мнестической деятельности.
Однако роль тех или иных структурных элементов ЦНС неодинакова, что и выражается различной симптоматикой при их поражении.
Примеры:
Продолговатый мозг → изменение цикла «сон-бодрствование», ретроградная и антероградная амнезия, нарушение сознания.
Диэнцефальный уровень →страдает преимущественно кратковременная память или память на текущие события.
Лимбическая система резерва памяти при лимбических поражениях уже нет, а ее пробелы заполняются конфабуляциями. Расстройства памяти на текущие события при этом связывают с двухсторонними очагами деструкции в гиппокампе и миндалине.
Слайд 31ЭМОЦИИ:
Субъективные реакции человека и животных на воздействия внутренних и внешних
раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и
т.д. Отражают в виде переживаний значимость явлений и ситуаций и служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей и мотиваций.
БСЭ, 1978
Слайд 32Различные определения эмоций
- чувства, переживания, душевное волнение, одно
из важных сторон психики;
- процесс переживания человеком действительности,
интегральное выражение тонуса нервно-психической деятельности;
- физиологическое состояние, имеющее яркую субъективность, охватывающее все виды чувствований и переживаний;
- то субъективное переживание, которым наша нервно-психическая организация отвечает на внешние раздражители. Стоит на страже организма, т.к. сигнал неблагополучия вызывает неприятное чувство.
Слайд 33Основные положения:
10 фундаментальных эмоций (ФЭ) образуют основную мотивационную систему человека
(интерес, удовольствие, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина);
Различные
ФЭ ведут к различным внутренним переживаниям и различным внешним выражениям этих переживаний;
ФЭ взаимодействуют между собой и могут активировать, усиливать или ослаблять друг друга;
Эмоциональные процессы взаимодействуют с гомеостатическими, когнитивными и моторными процессами и оказывают на них влияние.
Теория дифференциальных эмоций
Слайд 34Проявления эмоций
Психические – субъективные приятные (положительные) или неприятные (отрицательные) переживания;
Соматические
– мимические и моторные, изменение голоса речи, мигательные движения;
Вегетативные -
изменение ритма сердца, АД, дыхания, функций ЖКТ, эндокринных функций и уровня обмена веществ.
Слайд 35Алгоритм возникновения эмоции по Симонову:
Э = - П(Н – С),
Где
Э – эмоция,
П –
потребность,
Н – информация, необходимая для организации действия по удовлетворению данной потребности.
С – информация, которая есть(существует реально) и может быть использована для организации целенаправленного поведения.
Слайд 36Лимбическая система мозга
Эмоциональный мозг
Слайд 37Терминология эмоций
Мания (гипертимия) — болезненно повышенное, «лучезарное», радостное, «солнечное» настроение
жизненного счастья, избытка активности и жизнедеятельности.
Эйфория — встречается в
двух трактовках:
- как повышенное настроение с пассивным довольством и безмятежностью (тихая радость), но с преобладанием бездеятельности и замедленностью мышления,
- как крайняя степень мании (реже).
Экстаз — высшая степень восторга с ощущением внутреннего подъема, повышенного самочувствия, с переживанием собственной значительности, но без психического оживления.
Слайд 38Терминология эмоций
Депрессия — угнетенное, подавленное, тоскливое настроение со снижением поведенческой
и мыслительной активности.
Апатия — безразличие, безучастность к себе и
окружающему.
Дисфория — расстройство настроения, характеризующееся напряженным злобно-тоскливым аффектом с выраженной раздражительностью вплоть до агрессии.
Дистимия — характеризуется дурным, угнетенным настроением, печалью, унынием, угрюмостью, ощущением глубокого несчастья, пессимистической оценкой настоящего и будущего. Сопровождается тягостными, неопределенными телесными ощущениями, чувством стеснения, тяжести в области сердца, груди, угнетением влечений.
Господствует мрачность, во всем усматривается неблагоприятное, ненужное, ни к чему не проявляется интереса. От депрессии дистимию отличает постоянство проявлений.
Слайд 39Терминология эмоций
Эмоциональная тупость — снижение яркости и живости эмоциональных реакций
вплоть до безразличия при известной неадекватности характера эмоций вызвавшему их
раздражителю.
Эмоциональная неадекватность — несоответствие эмоциональной реакции раздражителю.
Идиосинкразия — болезненное отвращение к определенным раздражителям, почти безразличным или приятным для большинства других людей.
Эмоциональная лабильность — разновидность нарушения динамики эмоций, выражающаяся быстрой, часто маломотивированной сменой полярности эмоций.
Ригидность (инертность) — длительное застревание на одной эмоции, когда повод для ее возникновения исчез.
Слабодушие — невозможность сдержать внешние эмоциональные реакции, преимущественно слезы, на положительные и отрицательные раздражители.
Слайд 40Полноценная программа жизнедеятельности организма предполагает наличие заключительного периода — старости,
на протяжении которого возникают известные ограничения функционирования практически во всех
сферах психической деятельности.
Принято рассматривать два типа старения — физиологическое (нормальное) и старение, обусловленное или осложненное патологическими, болезненными процессами, которые часто сопровождают возрастную инволюцию.
Слайд 41Даже в ситуации нормального старения мозг претерпевает ряд диффузных изменений
→ уменьшение массы, атрофия и гибель нейронов, сглаживание извилин.
Значительные
потери нейронов наблюдаются в черной субстанции и голубом пятне (обеспечение двигательных функций), и в гиппокампе (долговременная память).
Большинство структурных изменений появляется между 50 и 60 годами. Некоторые из них становятся заметными только после 70 лет.
Слайд 42
Помимо нормального физиологического старения, в ряде случаев наблюдается патологический его
вариант, называемой деменцией.
Деменция → синдром, обусловленный органическим поражением головного
мозга и характеризующийся диффузными нарушениями когнитивных функций в большинстве сфер психической активности, включая речь, ориентировку, абстрактное мышление, память и праксис.
Это утрата уже имеющихся знаний и навыков.
Слайд 43Частота встречаемости деменции возрастает с увеличением возраста: от 2% в
популяции до 65 лет до 20% в возрасте 80 лет
и старше. Среди лиц старше 65 лет примерно у 9% имеется легкая или умеренная деменция, у 5% — тяжелая деменция.
Основным симптомом является интеллектуальная сниженность → нарушения способности к абстрагированию, обобщениям и логическим умозаключениям.
Больные с деменцией не улучшают результаты своей деятельности после паузы, отдыха, перерыва в обследовании.
К расстройствам интеллекта и памяти часто присоединяются и расстройства речи.
Слайд 44У больных с сенильной деменцией появляются и эмоционально-личностные расстройства.
Они становятся раздражительными, ворчливыми, склонными к постоянным поучениям, эгоцентричными,
упрямыми и обидчивыми.
Ослабевают душевные привязанности к близким и способность к сопереживанию.
Снижается и монотонизируется спектр эмоциональных реакций.
Заостряется властность, категоричность, мелочность, подозрительность, недоверчивость и скупость.
Снижается этичность и тактичность действий больных.
Слайд 45 Основные причины деменции
болезнь Альцгеймера
сосудистые поражения головного
мозга (сосудистая деменция).
Болезнь Альцгеймера — это атипичная форма старческого
слабоумия, так как заболевание начинается в более раннем возрасте (40—45 лет), морфологически характеризуется атрофией, которая поражает в большей степени отдельные области коры головного мозга (теменно-затылочные, височные, лобные отделы преимущественно левого полушария).
Слайд 46Причина болезни Альцгеймера неизвестна
Важный патогенетический компонент болезни –
синтез аномального белка (β2-белка амилоида) и его агрегация в нерастворимые
нейротоксические фибриллы, которые забивают отростки нейронов и, тем самым, нарушают проведение импульсов и др. процессы. Риск развития болезни увеличивается при мутации гена картированного в хромосоме 14 и 19.
Слайд 47На первой и второй стадиях болезни Альцгеймера отмечаются:
- расстройства внимания (ограничивается объем доступных одновременному выполнению психических
действий и операций, имеют место замедленность, «застревание» на отдельных элементах, истощаемость);
- интеллектуально-мнестическое снижение (неэффективность заучивания, забывание материала в условиях интерференции, из памяти выпадают накопленные знания, опыт, навыки);
- трудности в понимании речи (при сохранности фонематического слуха), слабость номинативной функции, а также нарушения письменной речи (много пропусков, замен, слова не дописываются до конца, неразборчивость почерка); чтения (потеря строки, угадывающее чтение);
- нарушения гнозиса (узнавание предметов) и праксиса (способность к выполнению целенаправленных действий).
В третьей стадии наступает глубокий психический распад. Больные беспомощны, неспособны обслуживать себя, могут совершать антисоциальные действия.
Слайд 48
Основные представления о механизмах сосудистой деменции были связаны с атеросклеротическими
изменениями диффузная гибель нейронов в результате ишемии головного мозга
Доказано
особое значение множественных мозговых инфарктов в развитии сосудистой деменции («мультиинфарктная деменция»).
Может быть достаточно и единичных инфарктов, но локализующихся в так называемых критических для когнитивных функций зонах мозга (угловая извилина, лобные, височные (гиппокамп) и теменные доли, базальные ганглии или таламус).
Слайд 49 Выделяют так называемые «кортикальную» и «субкортикальную» деменции.
Для кортикальной
деменции характерны следующие признаки:
- амнезия,
- значительный когнитивный дефект (нарушения счета, способности к абстрагированию и т. д.),
- нарушения речи при отсутствии признаков дизартрии,
- отсутствие двигательных нарушений.
Пациентов с субкортикальной деменцией характеризует забывчивость, замедленность мышления, апатия, дизартричная или гипофоничная речь.
Отмечаются типичные для болезни Паркинсона двигательные нарушения (ригидность, нарушения ходьбы и др.).
Слайд 50Неврозы
(типовая форма патологии НС)
Термин «невроз» применяют для обозначения функциональных
расстройств нервной системы — нарушений ВНД.
Заболеваемость неврозами в мире
за последние 65 лет возросла более чем в 20 раз и достигает 20–30%.
Неврозы относят к «болезням цивилизации» (урбанизация населения).
Невроз является психогенным состоянием и выступает либо как самостоятельная нозологическая форма, либо как предболезненное (пограничное) состояние, предшествующее различным соматическим и/или психическим заболеваниям.
Осознание своего болезненного состояния и необходимости лечения является одним из основных признаков, отличающих неврозы от психических болезней!
Слайд 51Патогенетическая основа неврозов
1. нарушения силы, подвижности и уравновешенности основных
нервных процессов — возбуждения и торможения, либо их столкновение («сшибка»)
в одно и тоже (или близкое) время и в одних и тех же структурах большого мозга.
2. деятельность гиперреактивных патологических констелляций нейронов, которые играют роль патологических детерминант, а также возникающих под их влиянием патологических систем (ГПУВ!)
Слайд 52Этиология неврозов
Невроз является реакцией личности на трудную, часто неразрешимую для
него ситуацию.
В основе возникновения неврозов находится невротический конфликт, т.е.,
такое отношение личности к конкретной ситуации, которое делает невозможным и «непосильным» её рациональное решение.
• Причина невроза→ психическая травматизация личности.
Психо-травмирующая ситуация оказывает патогенное воздействие при наличии определённых условий, прежде всего — особенностей личности гиперактуализация неблагоприятных воздействий и/или событий, придание им чрезмерной биологической или социальной значимости.
Условия, способствующие или препятствующие развитию неврозов: биологические, социальные и психогенные.
Слайд 53Биологические условия
Наследственная предрасположенность. Отдельные невротические состояния (например, панический синдром) чаще
встречаются у представителей одной генеалогической линии.
Пол (невроз реже возникает
у мужчин).
Возраст (невроз чаще развивается в пубертатном и климактерическом периодах).
Конституциональные особенности человека (к неврозам более склонны астеники).
Перенесённые и текущие заболевания, снижающие резистентность организма.
.
Слайд 54Условия, влияющие на развитие неврозов
Социальные
Особенности профессиональной деятельности (информационные перегрузки, однообразие
трудовых операций).
Неблагополучное семейное положение.
Неудовлетворительные бытовые условия.
Особенности сексуального воспитания
и др.
Психогенные
Личностные особенности (способ мышления, восприятия, поведения и реагирования на воздействия ).
Психические травмы в детстве.
Психо-травмирующие ситуации (тяжёлая болезнь или утрата близких, служебные или «академические» трудности и др.) .
Формирование невроза определяется не только непосредственной реакцией личности на патогенное воздействие, но и длительным процессом анализа индивидом сложившейся ситуации, её последствий.
Слайд 55 Общепринятой классификации неврозов в настоящее время не существует.
Выделяют три группы наиболее распространённых форм неврозов
невроз навязчивых состояний,
истерию, неврастению.
Слайд 56Причина невроза навязчивых состояний
Диссоциация («конфликт») между желаниями, стремлениями, потребностями личности
и невозможностью их реализации по моральным или иным соображениям.
При
этом в коре головного мозга формируется патологический очаг возбуждения.
Обычно это происходит после одного из эпизодов, когда человек забыл сделать что-то важное (выключить газ, закрыть дверь, накормить ребёнка и т.п.) или перенёс состояние страха (высоты, остановки лифта, беззащитности и т.д.).
Начало невроза навязчивых состояний формируется по механизму условного рефлекса. Позже условия возникновения фобии расширяются.
Слайд 57Невроз навязчивых состояний
Фобический синдром
Навязчивое состояние в виде непреодолимой боязни различных
предметов, ситуаций, движений, поступков.
Агорафобия – боязнь открытых пространств;
Гипсофобия – навязчивый
страх высоты;
Мизофобия – страх загрязнения;
Клаустрофобия – боязнь закрытых помещений.
Нозофобии –навязчивый страх болезни (кардиофобия, спидофобия и др).
Обессивно-компульсивный синдром
Навязчивые действия (строго-последовательное проведение утреннего туалета, иногда часами определенный порядок на столе);
Движения (постоянное стряхивание «пыли» с одежды, повторное мытье рук при мизофобии и др. ритуалы).
Слайд 58Истерический невроз
Невроз обусловлен личностными особенностями реагирования на психотравмирующую конфликтную ситуацию,
основу которой составляют чрезмерно завышенные претензии индивида к окружающим, сочетающиеся
с недооценкой их возможностей и объективных, реальных условий социальной среды.
Невроз отличается выраженным клиническим полиморфизмом и перманентной изменчивостью психических, соматических и неврологических расстройств функционального генеза.
Истерия – это «хамелеон, постоянно изменяющий свои цвета».
Слайд 59Проявления
Для истерии типична очень пёстрая и изменчивая симптоматика. Несколько
групп болезненных проявлений.
Неадекватное поведение. Больные отличаются повышенной аффективностью, впечатлительностью, внушаемостью
и самовнушаемостью, неустойчивостью настроения, забывчивостью.
Вегетативные расстройства (гипо- или гипертензивные реакции, одышка, приливы «горячей крови» к лицу, тахикардия, аритмия, потливость, диспептические расстройства).
Двигательные расстройства. Могут развиваться судорожные припадки (но без потери сознания и ушибов!), преходящие парезы и параличи; возможна обычно кратковременная афония из-за паралича голосовых связок и даже мутизм (не огорчает пациента).
Сенсорные нарушения. Невроз нередко сопровождается преходящей слепотой, глухотой, потерей обоняния, вкуса, парестезиями.
Сексуальные отклонения (импотенция, снижение либидо).
Слайд 60Неврастения
(neurasthenia – нервное истощение)
Причина → диссоциация
(«конфликт») между требованиями к самому себе (завышенными) и невозможностью их
реализовать. Переоценка своих интеллектуальных возможностей → чрезмерная (для данной личности) умственная деятельность → истощение (срыв) ВНД. Наиболее распространённая форма невроза.
Проявления
- Вегетативные расстройства (нарушения ритма сердца, гипо- или гипертензивные реакции, желудочно-кишечные расстройства, повышенная потливость, субфебрилитет, головные боли).
- Повышенные возбудимость, утомляемость и истощаемость нервной системы.
- Чрезмерная раздражительность, несдержанность, нетерпеливость, эмоциональная неустойчивость.
- Расстройства внимания, нарушение его концентрации.
- Сниженная работоспособность, вялость.
- Неустойчивость настроения, нередко — подавленность.
- Расстройства сна.
- Сексуальные нарушения (снижение сексуального влечения, импотенция).