Слайд 1Специфика персонала как объекта защиты
Выполнил
Урюмцев Илья
Группа: 20501
Слайд 2 Большинство систем не может функционировать без участия человека, что является
верным и для комплексных систем ЗИ. Группа обеспечения таких систем,
с одной стороны, ее необходимый элемент, с другой — он же может быть причиной и движущей силой нарушения и преступления.
Слайд 3 Сотрудник предприятия является определяющей фигурой в обеспечении сохранности сведений. Он
может выступать в качестве создателя интеллектуальной собственности предприятия (совершенствуя технологию,
создавая какие-либо товары и др.). При этом значительная часть ценнейшей для предприятия информации не отражается в технической документации, а остается в голове. И в дальнейшем, накопив опыт, многие из них потенциально готовы в будущем реализовать свои идеи на практике. Кроме того, если сотрудник привлекается к закрытым работам, руководитель предприятия вынужден предоставить ему наиболее ценную информацию, полученную другим работником.
Слайд 4 Проведя анализ статистических данных по отечественным и зарубежным источникам, можно
сделать вывод, что около 70 % (а по некоторым источникам эта
цифра еще выше) всех нарушений, связанных с безопасностью информации, совершаются именно сотрудниками предприятия.
Слайд 5
Руководителям предприятия важно помнить, какие личные качества человека не способствуют
сохранению доверенной ему тайны. Т. е. причины нарушения безопасности информации
связаны с психологическими особенностями человека, его личными качествами, следовательно, и способы предотвращения перечисленных нарушений вытекают из анализа побудительных мотивов: тщательный подбор персонала, подготовка персонала, поддержание здорового рабочего климата, мотивация и стимулирование деятельности сотрудников.
Слайд 6 В любой профессиональной деятельности есть стабильные составляющие и переменные, связанные
с конкретными условиями, в которых эта деятельность осуществляется. При подборе
кадров важно принимать во внимание обе составляющие, т. е. дается описание психологических характеристик, соблюдение которых необходимо для выполнения определенных профессиональных обязанностей.
Слайд 7В психограмму включаются требования, предъявляемые к:
профессиональной деятельности,
к психологическим
процессам (памяти, воображению, восприятию),
психическим состояниям (усталости, апатии, стрессу),
вниманию как
состоянию сознания,
эмоциональным (сдержанность, индифферентность) и
волевым (настойчивость, импульсивность) характеристикам.
Слайд 8 Психологическое несоответствие требованиям профессии особенно сильно проявляется в сложных ситуациях,
когда требуется мобилизация всех личностных ресурсов для решения сложных задач.
Поэтому это особенно важно в рамках комплексной системы защиты информации.
Слайд 9 При подборе кадров необходимо ориентироваться не только на отдельные характеристики
психики, а на черты личности как ее системные свойства.
Выделим
наиболее результативные методы изучения личности:
— изучение жизненного пути личности;
— изучение мнения коллектива, в котором работает личность;
— изучение ближайшего окружения личности;
— создание ситуации, наиболее подходящей для проявления профессионально важных качеств и свойств;
— изучение высказывания личности о собственной роли в делах коллектива.
Слайд 10 Качества, соответствующие работе в таких условиях:
- честность,
- добросовестность,
- принципиальность (строгое следование основным правилам),
- исполнительность,
- пунктуальность,
- дисциплинированность,
- эмоциональная устойчивость (самообладание),
- стремление к успеху и порядку в работе,
- самоконтроль в поступках и действиях,
- правильная самооценка собственных способностей и возможностей,
- осторожность,
- умение хранить секреты,
- тренированное внимание и неплохая память.
Слайд 11 Качества, не способствующие сохранению доверенной тайны:
эмоциональное расстройство,
неуравновешенность поведения,
разочарование в
себе,
отчужденность от коллег по работе,
недовольство своим служебным положением,
ущемленное самолюбие,
эгоистичные интересы,
нечестность,
употребление наркотиков и алкоголя, постепенно разрушающих личность.
Слайд 12 С целью максимальной эффективности использования вновь принятого на работу человека,
необходимо, принимая на работу нового сотрудника, не ограничиваться ознакомлением его
с техникой безопасности, режимами работы, с рабочим местом, навыками владения средствами и предметами труда.
Слайд 13 Одна из проблем – адаптация нового сотрудника. Условно сложная адаптация
может быть разделена на виды: профессиональная, социально-организационная, социально-психологическая.
Профессиональная адаптация —
это адаптация к самой трудовой деятельности со всеми обеспечивающими ее предметными и временными составляющими. Она характерна при обстоятельствах, возникающих при первом знакомстве человека с условиями его новой работы. Эта адаптация неизбежна при всех изменениях, происходящих на предприятии или на рабочем месте.
Социально-организационная адаптация включает в себя знакомство с работой органов управления и обеспечения работы предприятия (отдел кадров, администрация и т. д.), со сферой жизни коллектива, связанной с бытом и отдыхом.
Социально-психологическая адаптация связана с вхождением нового работника в первичный коллектив.
Слайд 14 Ещё один важный фактор – мотивация. Мотивация — это процесс
побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей
или целей организации. Мотивация, определяющая отношение к деятельности, — это личное побуждение к деятельности, т. е. побуждение, основанное на потребностях личности, ее ценностных ориентациях, интересах.
Слайд 15 При приеме сотрудника на работу или при переводе его в
установленном порядке на другую работу, связанную с конфиденциальной информацией, а
также при увольнении нужно:
проинструктировать сотрудника о правилах экономической безопасности и сохранения конфиденциальной информации;
оформить письменное обязательство о неразглашении конфиденциальной информации.
Слайд 16 Администрация предприятия вправе:
• принимать решения об отстранении от работы лиц,
нарушающих требования по защите конфиденциальной информации;
• осуществлять контроль за соблюдением
мер по защите и неразглашении конфиденциальной информации в пределах предприятия.