Слайд 1Опыт работы консультационной службы на приходе Свято – Троицкого Стефанового
мужского монастыря за 2014 – 2017 г.г.
Слайд 2Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий, 2004 г
…если бы
мы относились к своему храму как к миссионерской территории, то
сколько людей обрели бы веру и приобщились ко Христу! Очень часто нецерковные люди, объясняя свою отстраненность от Церкви, ссылаются на то, что их смущают и соблазняют строгие требования (и придирки), предъявляемые к ним в храме.… Если мы не хотим потерять молодых людей для Церкви, то должны относиться к ним с теплотой и вниманием, стремиться увидеть за внешней холодностью и настороженностью живую душу, жаждущую теплого слова и обращенную к Богу.
Слайд 3Цель приходского консультирования
Оказание необходимой помощи при начальном
воцерковлении мирян, проявление живого человеческого участия в ответственный момент движения
души к Богу.
При этом перед консультантом стоит ряд задач:
оказать приходящим доброжелательный радушный прием, и расположить к общению
по существу ответить на задаваемые вопросы
указать, где и что располагается в храме
сориентировать в действиях и поведении в храме
дать необходимые советы
заинтересовать и предложить необходимую помощь по нуждам человека
порекомендовать регулярно читать духовную литературу, молиться, посещать храм, исповедоваться и причащаться.
Слайд 4
Общие сведения
Дата образования – 21.12.2014
Руководитель – игумен Кирилл (Клементьев)
Катехизатор –
Лапова Ирина Владимировна
Работа осуществляется – по Сб., Вс. с
12.00 до 16.00
Место – главный предел храма
Слайд 51. Поставить стол, стул, выставить табличку.
2. Одеть бейдж.
3. Уточнить
в свечной лавке кто из священников дежурит.
4. Сделать запись в
журнале: дата, время, ФИО дежурного
Порядок действий дежурного консультанта:
Консультанты обеспечены:
столом, стулом, табличной с надписью «Православный консультант»
бейджами для дежурного с текстом «Православный консультант»
журналом, куда записываются большинство задаваемых вопросов
номерами мобильных телефонов дежурных священников
Слайд 6Итоги работы
декабрь 2014 – декабрь 2016 гг.
Более 3000 человек получили
консультацию
Более 220 раз дежурили
Более 440 часов консультирования
Более 2000 консультаций
Среднее
количество консультаций за 1 смену – 8
Самое малое количество консультаций за смену – 1
Самое больше количество – 28
72 % обратившихся – женщины
28 % - мужчины
Слайд 7Итоги работы
декабрь 2014 – декабрь 2016 гг.
По возрасту обратившихся:
До
20 лет – 9 %
До 30 лет – 24 %
До
40 лет - 19 %
До 50 лет – 24 %
До 60 лет – 16 %
До 70 лет – 5 %
До 80 лет и старше – 3 %
Слайд 8Итоги работы декабрь 2014 – декабрь 2016 гг.
Часто задаваемые вопросы:
Общие
вопросы – 33 %
Храм – 25 %
Таинства Церкви –
11 %
Совершение Церковных треб – 10 %
Проблемы взаимоотношений в семье, с родственниками, на работе – 5 %
Находящиеся в алкогольной, наркотической, игровой и другой зависимости – 1 %
Длительные психотравмирующие ситуации – 2 %
Проблемы личной и семейной духовной жизни – 6 %
Онкозаболевания – 2 %
ИТОГО 16 % - это работа православного психолога
Слайд 9Характер общения при консультировании
К приходящему человеку необходимо отнестись с любовью
и вниманием, оказав радушный прием. Постараться почувствовать как дорог этот
человек Господу, в чем особенно он нуждается и стремиться утешить, если делится своими скорбями.
Стараться ответить на недоуменные вопросы, понять всю ответственность за свое отношение в общении, поведение и слова. Исходя из этого, беседу следует вести ясно и вразумительно, сообразно опыту вопрошаемого, стараясь не исказить в ответах дух учения Православной Церкви.
Важна искренность разговора с человеком, мирность и доброжелательность по апостольскому совету: «…будьте всегда готовы всякому, требующему от вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1Пет. 3, 15). При этом не следует вступать в словопрения.
Слайд 10Требования к консультанту:
– не переоценивать свои возможности, не подменять собою
священника, не брать на себя роль духовника-исповедника, не учительствовать, не
самоутверждаться перед людьми;
– четко действовать согласно инструктажу руководящих консультированием лиц, не выходя за рамки определенных полномочий и своей компетенции;
– правильно отвечать на задаваемые типичные вопросы; ориентироваться в литературе для новоначальных;
– понимать, в каких случаях направлять людей к свешнице, к священнику или настоятелю храма, а в каких к директору или конкретному преподавателю Воскресной школы, в приходскую библиотеку и т. д.
Слайд 11Перспективы развития консультационной службы в 2017 г.
а) вырасти численно –
минимум до 10 человек
б) начать работу в будние дни
в) организовать
работу православных психологов, выделив им место для консультаций
г) обучать вновь пришедших силами опытных консультантов
д) создать отделение социального служения в рамках консультационной службы
е) создать службу психолого – психотерапевтической направленности (поиск православного психиатра или психотерапевта)
Слайд 12План развития консультационной службы в 2017 г.
а) создать информационный стенд
в притворе храма
б) создать страничку службы на сайте монастыря
в) 1
раз в месяц организовывать встречи руководителя службы игумена Кирилл (Клементьева) с работниками КС
г) проводить общие встречи работников КС с молодежкой храма – при необходимости
д) провести анкетирование прихожан храма на предмет выявления адресной социальной помощи
е) обучать консультантов приемам бережного консультирования